Я обиделся!

Как-то моя сестра рассказала мне одну занимательную историю. У них на занятиях в культпросветучилище преподаватель заявил студентам:

- Я не знаю, отчего это зависит, но разные люди помнят себя с разного возраста: кто-то с пяти, кто-то с четырех лет, а кто-то и еще раньше. Но вот Лев Толстой, например, утверждал, что запомнил себя еще в утробе матери.

И тут же одна бойкая студентка задала вопрос:

- А Лев Толстой не запомнил, как он туда попал?

Но, впрочем, ближе к делу. Есть у меня одна детская фотография: я стою на первом плане, обиженно надув губы и прижав руки к груди, а сзади на скамейке сидят другие дети. И некоторые из них ехидно смеются.

Сколько лет мне тогда было? Года четыре, быть может. Но я отлично помню, как был сделан этот снимок.

К нам в детский сад приехал фотограф. Редкий случай по тем временам. Я почему-то пришел поздно, и все места на скамейке уже были заняты. Ну, положим, и не все, но с одной стороны сидели девчонки, а с другой – сопливая малышня. Разве может гордый человек сидеть с ними рядом? Гордый человек должен сидеть в самом центре!

Но в самом центре уже расположились мальчишки постарше меня, и втиснуться между ними я не смог – они не позволили. И я обиделся!

Я не видел, как фотограф щелкнул своей кнопкой. Но когда оглянулся, его уже не было. Я уже был готов сесть где угодно, лишь бы попасть на фотографию. Но воспитательница мне сказала, что фотограф уже все сделал и ушел.

Я чуть не расплакался: а как же я? Но воспитательница меня успокоила: я там буду самым главным!..

Разумеется, у меня есть и другие детские воспоминания, но я не знаю, к какому возрасту они относятся. Но вдруг вот это, с фотографией самое первое?

Я вот теперь и думаю: а что, если наши воспоминания начинаются с какого-нибудь детского потрясения или большой обиды? Многого и не надо: в детстве все обиды кажутся очень большими…

Но вот одна мысль не дает мне покоя: а на что обиделся Лев Толстой в утробе матери?



Та самая фотография


Рецензии
Господи, золотое детство. Там не только обиды, там и радости в полный рост. Я вот до сих пор помню, как я обиделся, когда был в детском саду, мама заболела, а папа меня забрал самым последним. Я так плакал, что с тех пор мама всегда меня забирала первым. Радостей было в сто раз больше. Надуть мыльные пузыри в умывальнике, поджечь пух или карбид, костер во дворе, стройка, завод цветметалла с настоящими желтыми гильзами, а еще восхищенно увидеть, как из твоего зернышка растет зеленый стебелек...Так много ранних удивлений. Детство-лучшая пора жизни.

Юрий Шель   04.10.2022 09:59     Заявить о нарушении
В детстве все кажется очень большим: и обиды, и радости. Потому они так хорошо запоминаются. И окружающий мир кажется большим и прекрасным, а жизнь - бесконечной. И лишь с возрастом начинаешь понимать, как сильно ты заблуждался.

Олег Поливода   04.10.2022 11:39   Заявить о нарушении
Я думаю, в детстве жить наиболее ярко и интересно. С возрастом понимаешь, что как только ушло детство-оставшаяся жизнь лишь большее заблуждение.

Юрий Шель   04.10.2022 15:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.