Первый японский фотограф

(из литературного дневника)

#
Изобразительное искусство разных стран так или иначе ориентируется на предшествующие
выдающиеся образцы живописи, графики и скульптуры. Со временем выработаны определённые
безоговорочные каноны, которые берутся за основу творчества. При этом решающую роль имеют
культурные тенденции и уклад той или иной страны. При том, что принято делить карту земного
шара на Европу и Азию, на Запад и Восток… Существуют, кроме всего прочего, монокультуры
с ярко выраженной индивидуальностью, такие, как Япония, Африка, Крайний Север… Появление
фотографии радикально изменило восприятие человеком окружающего мира. Техника не имеет
воображения и стиля – она всего лишь беспристрастно фиксирует ту или иную натуру. Однако
и от техники многое зависит – от её возможностей, которые связаны с качеством и надёжностью
аппаратуры, которую держит в руках автор снимка-шедевра, вошедшего в аналы истории.

#
Впрочем, надо учесть, что долгое время после своего появления фотография следовала
традициям живописи. Достаточно припомнить фотопейзаж, выполненный во второй половине
девятнадцатого века Камилем Сильви, заметно отретушированный, в колорите сепии. Спустя
полвека люди научились отображать реальность без прикрас – таковой, какова она схвачена
фотообъективом. Как отчётлив и точен чёрно-белый портрет Уинстона Черчилля, произведённый
сверхточной фирменной фотоаппаратурой предвоенного времени! А чёрно-белое и даже цветное
фото и кино времён Третьего рейха… Незабываемо искусство в этой области советских мастеров.
В первой половине двадцатого века искусство фотографии стало соперничать и нередко затмевать
искусство живописи. В архивах и семейных альбомах прежних лет трепетно хранятся чёрно-белые
снимки высокого качества, становясь немым укором современной цифровой фотографии.

#
Поскольку подборка последних эссе посвящена мною Японии, то не могу не упомянуть о том, что
с фотоискусством японцев познакомили русские. Этот факт выяснен историком Г. А. Ленсеном
(1923-1980), которого называют первым исследователем деятельности русских на севере Японии.
В Хоккайдо есть примечательный памятник Кизу Кокичи (Kizu Kokichi), первому японскому
фотографу. Он был родом из Этиго (Echigo) и в конце 1850-х годов пришёл в Хакодате, чтобы
заняться изготовлением японских носков, и владел там портняжной мастерской. В дальнейшем
Кокити стал специализироваться на шитье европейской одежда и весьма  преуспел в этом.
Первый свой фотоаппарат он выменял на медвежью шкуру. Предположительно учителем первого
японского фотографа был доктор Альбрехт, который увлекался фотоискусством. А первые навыки
Кизу Кокити получил от некого русского консула по фамилии Гошкевич.

#
Монумент в память о зарождении в Японии нового технического искусства, ссоперничающего
с традиционными национальными видами  изобразительного искусства – живописью и грвфикой
–  называется так: ''памятник Хакодатской колыбели фотографии'' и установлен благодаря
усилиям Хоккайдского союза японского фотоискусства в 1964 года в честь столетия открытия
в Хокодате фотомастерской Кизу Кокичи.


(использован фрагменты исторического очерка и справочная литература)
___________________________

16 сентября 2021 года


Рецензии
Интересненько

Камидеру Сато   16.08.2021 17:32     Заявить о нарушении