В зеркале озера звездное крошево. Августовские иды

                Хочу у зеркала, где муть
                И сон туманящий...
                (Марина Цветаева)
                *** 
                Все исправно отражало беспристрастное стекло...
               
                ... Сколько б лет ни утекло,
                все исправно отражает неподкупное стекло!
                (Юрий Левитанский)
               
               

    Разговариваю по телефону с  тогда  ещё пяти или  шестилетней, и тогда  еще  единственной,  внучкой Л.Г. 

- Здравствуйте, Татьяна Васильевна! - Ниночка  не живет в Курске, она приезжает к бабушке  из Подмосковья, но  всегда узнаёт меня по голосу. -  Бабушка сейчас подойдет. Она цветы поливает.

 "Если хочешь поговорить с интеллигентным человеком, звони  на вахту Дворца пионеров", - часто говорила я приятельницам  после очередного «хамства  нашего городка». И то сказать, на вахте у Л.Г. работали, вышедшие на заслуженный отдых,  врачи (иногда даже главные),  учителя , иногда даже  заслуженные, и другие достойные  граждане города Курска.  Что уж говорить про директорскую внучку! Тем более, девочка воспитывалась, можно сказать, в  научной среде (и мама, и папа - "ботаники", в хорошем смысле слова).

 Пока бабушка на подходе (слышу её поставленный, звонкий, отточенно-командный голос),  внучка занимает меня  светской беседой.

 - А Соня этим летом приедет? -  спрашивает меня Ниночка.  Собственных внуков у меня нет, есть внучатая племянница. От покойной сестры. Софии. Соня с Ниной  - летние подружки.  Они традиционно  встречались тогда   раз в год.

 - Татьяна Васильевна,  а вы знаете, мне бабушка подарила зеркало. Очень красивое.

-  И что, Ниночка,  ты нравишься себя в зеркале?
-Оч-ччень! - искренне, с  придыханием,  отвечает Ниночка.

Себе надо нравиться. Правильным  курсом идете, товарищи! Но я отнюдь не про зеркало,  и не про «молодость,  погибшую мою». Она  у всех погибает, чуть раньше,  чуть позже. И отнюдь не про  то "как изменились нынче зеркала!" Не, я не мама, что иногда удивленно смотрела на себя в зеркало и  изумленно восклицала: «Фрумка, это ж не ты!»
  И  не про то, как веселятся на эту тему интернет-затейники: "Я тебя не знаю, но я тебя накрашу" -  картинка  с женским фейсом утром перед зеркалом. Кстати, по утрам я долгое время как раз себя (в лучших своих состояниях) узнавала.  И мне как-то было не до того, так судьба распорядилась эксклюзивная, чтобы задумываться об изменениях своего изображения  в зеркале.  Другое дело, что многие лучшие  мои  фотографии,  -  перед зеркалом.

Любимый женский портрет  - Зинаиды Серебряковой  -  «За туалетом"( тот, что  самый классический из ее многочисленных «автопортретов) -  «девушка с распущенной косой»  (молодая счастливая женщина вернее). Прелестная землячка: и портрет тот - апофеоз Жизни,  ее радостных  подробностей, которые непременно остались бы  с ней навсегда (ведь так счастливо начиналась судьба!), если бы... не исторические реалии,  и …  вообще - « если бы не жизнь…» 

«Ты что, специально под образ косишь?». - порой спрашивали меня. Конечно, не специально,  – так получалось. Но, видимо, все-таки «оговорка по Фрейду». Психоаналитик – любой - накрутил бы вокруг столько всего! И все -  мимо. Даже если б была у землячки прекрасной Зинаиды (из имения Нескучное Курской губернии, что теперь относится к Харьковской области), Шахерезады Васильевны, в запасе тысяча и одна ночь и еще столько же дней, а у «душеведа» - железное терпение и способность талантливо имитировать "эм...патию" (это слово-то помню - "слово есть, а ..." про... не стану грешить в субботу старым асоциативным анекдотом про слово и ж..., с противоположным смыслом, правда).

  И все же… это один  из ключей к разгадке Военные тайны судьбы. Наиболее естественно и расслабленно я чувствую себя  под прицелом  фотокамеры, когда вижу  себя немножко отстраненно, как бы со стороны, но - честно.
 До первого удачного фотопортрета считала себя нефотогеничной. Избегала камеру.  И недаром, кстати.  «Обнять и плакать над собой…»  Хотя зеркало показывало другое. Я не была за то, чтоб льстило. Я всегда за правду.               
 
 И в зеркале видела  разное. От  - «Я удавилась бы с тоски, когда бы на нее хоть чуть была похожа!»   -  до (гораздо более экслюзивно): «Неужели это я,  может, алая заря?..» Хотя чаще всего -  просто летучая констатация: «сойдет для сельской местности»...   
Хорошо, когда есть (были) те,  с кем существует  общий   кодовый язык. С Софой смеялись порой, цитируя.
 
  Все, что я видела в разных зеркалах, зависело от мотивации в данный момент. От настроения (не до жиру: меланхолий-сплинов – никогда). От того, ЧТО  на душе. Комплименты, противоречащие увиденному в зеркале, конечно,  поддерживали дух (смотря от кого, естественно, злыдни себя с головой выдавали одним словом - взглядом), но не было у меня никогда никаких кривых зеркал! (Во всех смыслах. И не уверена уже теперь, что  это так уж хорошо при тех реалиях, что выпали на долю). Это тоже многим не нравилось почему-то. Проговаривались.

  А  забавные картинки с зеркалом…  «Это надо ж так любить деньги…», -  лысый кортконогий  папик с  брюшком, разглядывая свою стать, утром перед зеркалом , в котором отражается  спящая юная нимфа с русалочьими волосами.

 Или  то же, с  тетенькой-невенерой у зеркала, осматривающей себя критическим взглядом, а в трюмо отражается спящий ейный спутник жизни,  и она злорадно: «Так тебе и надо!»

  А вообще с критическим взглядом на себя и на мир  как-то нынче не очень. Как вообще со справедливостью на большой планете. И юмором. И самоиронией.
 
 А про попытку расшифровать…  Фото у зеркала…  Это примерно о том же, что… ни плавать,  ни на коньках,  так и не научилась.  А на лыжах – только по ровному снегу.  Речки и лыж было много. Но… Горок и без  всяких «спортивностей» хватало перманентно.
 
  И то же, что про беременушечек» (термин не мой,  но из  судьбы.  Не нравятся мне эти  сюси-муси, за которыми – пустота, да и вообше… чужеродно, пошловато) и  их упражнения групповые,  по парам,  -  с отцами их  чад, которые  в пузах…  Типа психологический  тест такой: сможешь легко спиной упасть  -  подхватят?.. А что толку-то  им  всем теперь понимать  - тем, кого - не? Когда, вон они, уже стучат, в «Блистающий мир» просятся, чада!

...«Гляжусь   в тебя, как в  зеркало,  до головокружения!.." -  не сговариваясь,  эту  песню Антонова  вспомнили, поставив ссылку на ту старую классику, несколько людей из прошлого, когда нашли через  годы-версты-судьбы в сети.

  Ну вот.  Не верь гаданиям на «зеркалах», книжках  и  инете… Когда не гадаешь. А  отвлекаешься от ворда, а оно – само, прямо в глаз! (Уж сколько раз!.. Срифовалось.)                «Вглядывание в себя со стороны, в свою душу и судьбу, конечно, лучше всего воплощается в образе зеркала…». Про  «Зеркало» Тарковского ... 

  Чессло… я как-то об этом не задумывалась, хотя фильм смотрела не однажды. Да простит меня С.Д.М. (светлая память!) – его киноведческие препаривания - не мое. Хотя наверняка мимо уха и глаза не раз просвистело...

  К вопросу о психологии и искусстве… И гадании… На зеркалах (бабушка +дедушка! А стало быть, все мы...) На поэтических сборниках. И на инете.

...А сейчас... просто  слушала  Высоцкого, рисуя буковки себе тихенько. Включила погромче - а  то ведь ... тема неисчерпаема! А там одна из моих любимых  его песен в исполнении Марины (как когда-то плакалось под нее!..):

Так дымно, что в зеркале нет отраженья,
 И даже напротив не видно лица,
 И пары успели устать от круженья,-
 Но все-таки я допою до конца!..

(14-15 августа. 2021)


Рецензии