Цифровое шоссе. Охота на слова

Словосочетание ЦИФРОВОЕ ШОССЕ   пока не привычно для нашего уха, хотя представление мы уже имеем, то есть это дорога, по которой идёт передвижение не автомобилей и экипажей, не гигантских фур дальнобойщиков, а чего-то связанного с цифрами, с цифровыми технологиями. В общем, это информационная дорога, надёжная связь.

Смотрим в словаре Владимира Даля.

ШОССЕ ср. несклон. франц. переиначено в шашу, сашу и пр. как слово, для нас вовсе чуждое; дорога, убитая щебнем; щебенка, щебенник, щебняк, укат, битняк, утолока, хрящевка и пр. Шоссейный сбор, Шоссейная застава. Шоссировать дорогу, убивать, утолакивать, укатывать щебнем. Толковый словарь живого великорусского языка


ШОССЕ [осэ], нескл., ср. (•франц. chaussee). 1. Утрамбованная дорога, мощенная щебнем. Проложить шоссе. Ехать по шоссе. 2. Вообще — дорога с усовершенствованным полотном (шоссированным, асфальтированным и т.п.). Толковый словарь Ушакова

А что сказал Пушкин?

Когда благому просвещенью
Отдвинем более границ,
Со временем (по расчисленью
Философических таблиц,
Лет чрез пятьсот) дороги, верно,
У нас изменятся безмерно:
Шоссе Россию здесь и тут,
Соединив, пересекут.
Мосты чугунные чрез воды
Шагнут широкою дугой,
Раздвинем горы, под водой
Пророем дерзостные своды,
И заведет крещеный мир
На каждой станции трактир.
А. С. Пушкин, роман в стихах «Евгений Онегин», глава VII, строфа XXXIII.

Конечно, ни гений Пушкина, ни авторы словарей не могли предположить, что появятся технологии, которые нужно вписать в образы уже имеющихся слов. Цифровым шоссе названа линия цифровой, информационной связи от Мурманска до Владивостока. Другое название этой линии – полярный экспресс.

Цифровое шоссе, на мой взгляд, точнее передаёт суть явления, чем полярный экспресс. Ведь традиционное понятие ЭКСПРЕСС  (от лат. expressus  — «усиленный»), а в английском оно приобрело значение поезда, парохода, автобуса и иного транспортного средства с повышенной скоростью.

 Вот и Википедия о том же:

Экспрессы — транспортные средства для поездок на дальние расстояния с повышенной против обычного скоростью.
Экспресс — скорый фирменный пассажирский поезд РЖД.
Восточный экспресс — пассажирский поезд класса «люкс», курсирующий между Парижем и Стамбулом с 1883 года.
Надземный экспресс — система легкорельсового транспорта, планируемая к строительству в Санкт-Петербурге.
Хогвартс-Экспресс — поезд из вымышленного мира Гарри Поттера.
АСУ «Экспресс» — автоматизированная система управления резервированием мест и билетно-кассовыми операциями, предназначенная для бронирования мест в поездах дальнего следования на внутренних российских линиях.
Express (первоначальное название Catalonia) — трёхпалубный скоростной пассажирский и автомобильный паром-катамаран.


В поселке Териберка в 130 км к востоку от Мурманска началась прокладка первого участка оптоволоконной линии связи «Полярный экспресс».
Первый участок связи будет доведен до поселка Амдерма в Ненецком автономном округе. Протяженность всей линии связи составит 12 тысяч км. «Полярный экспресс», или «Цифровое шоссе»  будет проложен(о) вдоль всего Северного морского пути, от Мурманска до Владивостока.

 «Полярный экспресс» – это шесть оптоволоконных линий связи. Первый участок будет проложен из Териберки Мурманская область, где как раз снимали кинофильм «Левиафан» и рассказывали российскому зрителю, как все безнадежно в Арктике. Потом кабель пройдет через Диксон,  через Берингов пролив вокруг Чукотки и до Владивостока.

Проект очень масштабный,  это самая длинная оптоволоконная подводная линия в мире. Её  проложат в крайне тяжелых условиях сурового полярного климата и ледовой обстановки.

Проект рассчитан не на один год. Трубоукладчики смогут работать по несколько месяцев в году, во время летней навигации, когда море свободно ото льда.  Первая линия дойдет до Амдерма только через год, летом 2022 года. К Владивостоку, Находке, Южно-Сахалинску и Петропавловску-Камчатскому линия дойдет в 2026 году.

Почему проложат кабель не по суше? Значительная часть Севера Сибири – это зона вечной мерзлоты. В Териберке нет вечной мерзлоты, и в море кабель будет находится при низких температурах, но вода на глубине не замерзает, потому там проще и эксплуатация, и содержание.

После запуска «Полярного экспресса» российская Арктика получает цифровое шоссе. Это мощнейшая линия передачи (100 мб/c), ее пропускная способность соответствует Центральной России. Арктика перестает быть глухим углом на задворках России (с точки зрения информационного пространства), а становится полноценным регионом.
«Полярный экспресс» позволит обеспечить телефонную связь, интернет, передачу данных, наладить спасение людей и мобильную связь. Проект поднимет инфраструктуру связи на Крайнем Севере, в Арктике, на Дальнем Востоке и в целом по трассе СевМорпути. Это очень важное достижение! Ни у кого из арктических стран (США, Канада, Гренландия) нет такой цифровой магистрали. Россия будет первой страной арктического региона, которая реализует общенациональный проект, начинающийся в Мурманской области и выходящий через два океана на Владивосток».
 
Точка выхода нового российского подводного кабеля расположена на береговой станции в районе заполярного поселка Териберка на Кольском полуострове. Символично, что именно там в 2014 году проходили основные натурные съемки фильма режиссёром Андреем Звягинцевым «Левиафан», темами которого были русская безнадега и тяготы жизни в северных поселках.

Я пока не посмотрел фильм, но вот что я узнал о нём.

Левиафаном в Ветхом Завете (Иов. 40:20 — 41:26, Ис. 27:1) называют мифологическое морское чудовище. В фильме этот библейский образ используется как метафора государственной власти. Подобное отождествление впервые использовал Томас Гоббс, который в своём трактате сравнил государственную машину с Левиафаном. Однако у Гоббса возникновение этого коллективного тела логически следует из необходимости прекратить войну всех против всех, ограничить естественные права во имя общественного договора; тогда как по фильму — никакой взаимной пользы не существует, и государство является единственным победителем в истребительной войне.

Главные роли исполнили Алексей Серебряков, Елена Лядова, Владимир Вдовиченков и Роман Мадянов. Над этой кинодрамой работала почти та же съёмочная группа, что и над фильмом «Елена»: операторскую работу осуществил Михаил Кричман, музыкальную — Филип Гласс (используется музыка из оперы «Эхнатон»).

Картина вошла в основную конкурсную программу 67-го Каннского кинофестиваля и сразу после показа была высоко оценена российской и зарубежной кинокритикой: фильм был удостоен приза за лучший сценарий. В ноябре 2014 года фильм вышел на экраны в Великобритании, 5 февраля 2015 года — в России. (Похоже, создатели фильма считают Россию колонией, а Британию – метрополией).

В 2015 году «Левиафан» стал первым фильмом в истории постсоветской России, удостоенным премии «Золотой глобус» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» (в советский период «Золотой глобус» получил фильм «Война и мир»). Фильм был номинирован на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», а также на премию BAFTA в категории «Лучший фильм не на английском языке».

В 2021 году вышла книга «"Левиафан". Разбор по косточкам: Андрей Звягинцев — о фильме кадр за кадром». Автор — журналист и кинокритик Максим Марков. В основе книги интервью Маркова со Звягинцевым совокупной продолжительностью 30 часов о творческих и технических решениях картины.

После показа «Левиафана» Териберка стала одним из центров российского туризма: кинематографическая слава превратила поселок в Мекку для заезжих путников, а инфраструктура и состояние поселка радикально изменились в лучшую сторону. Слышал сообщения, что стоимость квартир в посёлке резко возросла.

Теперь Териберка будет одним из центров начавшейся цифровизации Крайнего Севера.

Сам проект по его изготовлению, укладке и вводу в эксплуатацию — это уже высочайшие технологии, какими могут похвастаться лишь с десяток стран мира. При этом кабель будет полностью российским: его производство налажено в Мурманске, на специально построенном для этих целей заводе.

Оптоволоконная связь обеспечит устойчивую телефонную и интернет-связь в обширнейших регионах российской Арктики.

Крайний Север перестанет быть «глухим углом», который связан с «большой землей» лишь тонкими ниточками ненадежных каналов связи. Он получит настоящее «цифровое шоссе», во многом превосходящее линии связи в других регионах страны.

В целом, цифровизация Арктики и трассы Северного морского пути позволит развивать другие важнейшие проекты в этих удаленных районах, с опорой на надежную и современную связь.

Кстати, в Википедии я прочитал о сюжете кинодрамы «Левиафан» и теперь точно скажу, что смотреть фильм меня не тянет. Я не люблю современный кинематограф за обилие насилия и торжество хамства и беззакония.

Судите сами.

Главный герой, автослесарь Николай Сергеев, живёт вместе с женой Лилией и сыном от первой жены Романом в маленьком приморском городке Прибрежном, в доме на берегу небольшой бухты, куда порой заплывают киты. Николай поддерживает приятельские отношения с местным  полицейским  Поливановым и его супругой, а также с подполковником ДПС  Дегтярёвым (Степаныч), которому он периодически чинит бесплатно его старенькую «Ниву».

Когда коррумпированный мэр города Вадим Шелевят пытается изъять практически всё имущество Николая — дом, автомастерскую и его собственные земли, установив выкупную сумму в 639 тысяч рублей (которая не позволяет приобрести жильё в городе), главный герой прибегает к помощи старого армейского друга Дмитрия Селезнёва, ныне уважаемого  столичного адвоката. После того, как суд во второй раз выносит решение в пользу мэра, Дмитрий определяет единственный способ борьбы с политиком  — найти на него компромат.

Вечером после второго суда, когда Николай и Дмитрий обсуждают, что делать дальше, к Николаю приезжает пьяный мэр, оскорбляя его («У тебя никогда никаких прав не было, нет и не будет!»). На следующий день друзья решают воспользоваться этим вторжением и пишут заявление в полицию, однако в итоге в полиции задерживают Николая, который начинает возмущаться тем, что полицейские не хотят принимать такое заявление. Дальнейшие попытки отдать заявление также ни к чему не приводят — в прокуратуре и суде не оказывается на месте уполномоченных людей. Лилия пытается выручить Николая через своих знакомых сотрудников ДПС, обращаясь к жене Поливанова.

Дмитрий идёт на встречу с мэром один. Предъявив мэру папку с компроматом, суть которого в фильме не раскрывается, и,  намекая на знакомство с влиятельным московским политиком Костровым («членом Комитета»), Дмитрий требует у него выплатить Николаю в качестве справедливой компенсации сумму, рассчитанную независимым оценщиком (3,5 миллиона рублей). После встречи у мэра Дмитрий с Лилией обедают в гостинице; в тот момент, когда Николая отпускают из полиции, Лилия изменяет ему с Дмитрием в его гостиничном номере.

Через несколько дней Николай с семьёй и друзьями едет по приглашению Степаныча на пикник с шашлыком, выпивкой и стрельбой по бутылкам, во время которого сын Поливановых Виктор рассказывает остальным, как «тот красивый дядя (как оказывается — Дмитрий) в кустах душит тётю Лилю». Между мужчинами на пикнике завязывается драка, пикник преждевременно сворачивается. Лилия отвозит побитого Дмитрия в гостиницу, между ними происходит объяснение, и в итоге она возвращается к Николаю, который сидит дома и выпивает с Поливановыми.

Мэр серьёзно напуган предъявленным ему компроматом, однако, посовещавшись с местными правоохранителями (судья, прокурор и начальник полиции), наведя справки об адвокате и заручившись моральной поддержкой местного архиерея, решает не идти на поводу у шантажиста, а заманивает его в безлюдное место, где вместе со своими подручными избивает Дмитрия и угрожает ему убийством.

После случая на пикнике и угроз от мэра Дмитрий уезжает в Москву, а Николай прощает Лилию. Однако Роман обвиняет Лилию в том, что она виновата во всём произошедшем, и требует, чтобы она ушла из семьи. На следующее утро Лилия выходит из дома и на берегу бухты видит ныряющего кита. В тот день она не приходит на работу и не отвечает на звонки. Вскоре её обнаруживают погибшей при невыясненных обстоятельствах.

Далее зрителю даются явные отсылки к истории библейского персонажа Иова — убитый горем и изрядно подвыпивший Николай встречает в магазине местного священника отца Василия и задаёт ему вызывающие вопросы: «Ну и чё, где твой … Бог, … милосердный? […] Если я стану в храме поклоны бить — может, жена моя воскреснет?», на что тот отвечает: «Не знаю, пути Господни неисповедимы…» — и излагает отрывок из Книги Иова (Иов. 40:20) попутно сравнив злоключения Николая со страданиями Иова.

Николая арестовывают по подозрению в убийстве собственной супруги, а его дом разрушают экскаватором. Ряд улик (включая молоток, которым якобы был нанесён удар Лилии, впоследствии обнаруженный в доме Николая, и показания Поливановых, ставших свидетелями событий на пикнике), по мнению следователя, указывают на вину Николая. Суд признаёт Сергеева виновным и приговаривает его к 15 годам лишения свободы, а Романа берут под опеку супруги Поливановы. Мэр, узнав про приговор, выражает явное удовлетворение — «будет знать, на кого залупаться».

В финале фильма тот самый архиерей в большом храме, построенном на месте снесённого дома Николая, в присутствии самого мэра и других высокопоставленных гостей, обращается с проповедью об истине и правде, а Шелевят наклоняется к своему сыну и, показывая на икону Иисуса Христа, говорит: «Это наш Господь, он всё видит».


Рецензии