Всё о семейном, надомном, дистанционном обучении
Дистанционное обучение это форма образовательной программы, при таком обучении дети общаются с учителями по видеосвязи, делают онлайн задания или просто отправляют в электронном виде выполненные работы. При этом аттестации, как правило, сдаются очно. Обучаясь дистанционно, не нужно привязываться к месту расположения школы. Онлайн школа может находиться где угодно. Не подходит вам климат, для проживания, рекомендовано, ребенку, астматику или аллергику жить у моря. И вот тут на помощь приходит дистанционное образование. Вне зависимости от места нахождения (проживания), ребенок спокойно выходит на онлайн платформу и занимается. Не нужно думать о том, как долго добираться до школы, если в селе нет школы, и приходится добираться несколько километров до соседнего района. Достаточно вспомнить ученицу Псковской области третьеклассницу Елизавету, о которой писала корреспондент «МИР 24» Наталья Дюжикова. Девочка в дождь и слякоть добиралась до школы 17 километров на багажнике велосипеда с мамой. С деревней, где живёт ученица, нет почти никакого транспортного сообщения. Вставал ребёнок ежедневно в 5.00 утра, кому захочется таких знаний? Занимаясь дистанционно этих проблем можно избежать. И сразу отпадают такие вопросы как траты на дорогу, питание в общественной столовой. Если до этого ребенок отказывался питаться в школьной столовой, то теперь мама спокойна. Ребенок всегда поест домашнюю пищу, и не нужно будет конфликтовать в столовой и стоять в очереди. Нет беспокойства, что у ребенка отберут деньги старшеклассники. Нет тревоги, что он тихий и скромный станет жертвой агрессоров. Нынче популярна тема буллинга, как никогда. И ее охотно подхватывают подростки и делятся друг с другом «опытом» в социальных сетях. На дистанционном обучении этого нет. Плюс, педагог не тратит время на перекличку или дисциплинарные нотации. Он видит, кто вошел на платформу, и спокойно начинает урок. Ученику необходимо иметь ноутбук (компьютер), главное, наличие интернета. Минус далеко не все школы работают с дистанционным образованием. Чаще всего это частные и платные учреждения. Семейное обучение часто путают с дистанционным. Но дистанционное не является самостоятельной формой получения образования в отличие от семейного. На семейном обучении учиться можно по своему расписанию и не нужно утром рано вставать в школу. Семейное и дистанционное обучение в домашних условиях смешивают потому, что и там и там обучение происходит удалённо, с применением гаджетов и различных программ. При дистанционном, семейном обучении можно сдать аттестацию экстерном, и не учиться все одиннадцать лет. Выпускники онлайн школ получаю аттестаты государственного образца, что и в обычной школе. Плюсы семейного обучения – отсутствие буллинга. Никто не подставит ребенку подножку на физкультуре, не обзовет, не ударит невзначай в раздевалке и не спрячет вещи. То есть буллинг, оскорбления и унижения со стороны одноклассников для тихого и спокойного меланхолика тут же отпали. Многие родители спросят меня, а как же социализация? Ребенку нужен круг общения. Да, нужен. Но не весь класс. Ребенку достаточно одного, максимум трех близких друзей - товарищей. Их легко найти при посещении тех же кружков, спортивных секций по интересам. Достаточно вспомнить, что Андрей Дмитриевич Сахаров советский физик, один из создателей водородной бомбы, начальное образование получил дома. А в школу Андрей Дмитриевич пошел учиться только с седьмого класса. И не страдал от отсутствия общения, поверьте. Сейчас с каждым годом увеличивается число гиперактивных ребят. И обучение для остальных учеников становится в обычной школе очень сложным. В гимназии, где я работаю, есть Илья. На уроке ребенок может встать, ходить, лечь на пол, спрятаться и сидеть под партой. Такой гиперактивный ребенок постоянно требует внимание учителя, класса. Илья не может спокойно сидеть или быть сосредоточенным. Да он состоит на учете у невролога, но другим ученикам от этого не легче и качество учебного процесса страдает. А сейчас в каждом классе практически есть такой, хоть один гиперактивный ученик. И вот Марья Ивановна сорок раз сделает ему замечание, сто один раз на него посмотрят ученики и из положенных сорока минут урока только пять, в лучшем случае семь минут, будет отведено на изучение новой темы. На онлайн платформе, хоть вертись, хоть крутись, никто из ребят не обратит внимания на такого ученика, и он уже не будет «центром вселенной». В классе, где тридцать учеников и каждый шепчет, гудит, делает свои какие-то дела, это как включенный телевизор фоном, когда ты занят делом. Хочет, ученица Таня освоить новую тему и учительница хочет, но не может справиться и контролировать своё поведение Илья. И будет Марья Ивановна объяснять одну и ту же тему пятнадцать раз, да так, что отобьет у Тани всю мотивацию и желание учиться. Да потому что девочке уже будет неинтересно всё это. Когда мне говорят, что на дистанционном обучении или в школе онлайн ребенок не учится, я всегда отвечаю, словами великого Константина Сергеевича Станиславского: «Ничему нельзя научить, можно только научиться»! Если эта девочка Таня всегда читает учебники, учит уроки, она и на дистанционном обучении и на семейном не скатиться до двоек и не будет списывать. Потому, что она прилежная девочка и ее родители научили добывать самой знания: словари, тексты, дополнительная литература. Главная задача родителей: научить ребенка учиться. И вот как итог, наша Таня с восьмого класса перешла на семейное обучение – самостоятельно посещает уроки онлайн, самостоятельно готовит домашнее задание, участвует в олимпиадах и занимает призовые места. Общение с близкими подругами есть и этого вполне достаточно. А вечно мешающий класс, назовем его телевизор с ненужными программами: будь то конфликты в классе, разборки, драки, обиды и так далее, проходят мимо этой ученицы. Потому что девочке это не нужно. Ей не нужно выплескивать свою энергию на ненужные в классе склоки, зависть и сплетни, которым кипит жизнь класса. Она пришла не за оценками, не для того чтобы развлечься с друзьями, а получать знания. И нет переживаний у родителей и недопонимания с учителем типа: «мой ребенок плохо видит, посадите его на первую парту». Или «почему вы его не спрашиваете?» или «почему мой ребенок должен убирать класс, кода он не мусорил?» и так далее. Когда мне говорят: «За компьютером у ребенка портится зрение»,- ничуть не больше, чем обычно. Если правильно распределить режим работы и отдыха. Делать на переменах гимнастику для глаз, физические упражнения, полноценный отдых и всё будет в порядке. Да и общение, по сути, только на перемене. Дистанционно тоже есть переменки, где можно созвониться и поговорить с тем же другом, а еще лучше встретиться после онлайн - школы. Все чаще моих друзей и знакомых выбирают семейное обучение. На вопрос, почему объясняют просто: «В период эпидемии пусть лучше ребенок будет дома, мне так спокойнее, чем принесет оттуда вирус и лечи, потом всю семью и младших детей заразит». Ведь если в классе заболел один человек, то сразу идет цепная реакция и вскоре уже болеет весь класс. И тут уж действительно лучше дистанционного образования ничего нет. Если ребенок стеснительный, боялся отвечать у доски, вслух читать, пересказывать, для родителей в этом случае дистанционное обучение, или школа онлайн находка. Без страха отправил работу и получи оценку. Кстати, всемирно известный поэт Михаил Юрьевич Лермонтов также получил прекрасное семейное образование, потому, что у отца не было средств обучать его и платить за обучение. Обучаясь на семейном обучении, вы тоже забудете, что такое деньги на классный фонд, на шторы, на тетради для класса, и т.д. И не каждый родитель знает, что государство выплачивает компенсацию за семейное образование. Ведь государство на обучение каждого ученика выделяет деньги: закупка учебников, зарплата учителям. При семейном обучении, родители получают данную компенсацию. Когда мне говорят: «да мой оболтус не учится, а онлайн и подавно не будет». Ну, начнем с того, что в этой ситуации значит, вас как родителя всё устраивает. И это вы личным примером не научили ребенка учиться. Не сформировали у него положительное отношение к школе, к обучению и получению знаний. Дети, которые старательно добывают знания (пишут рефераты, делают презентации, участвуют в олимпиадах) они так же старательно будут и онлайн заниматься. А когда по интернету кочует ролик, где горе мамаша кроет нецензурной бранью учебную платформу и онлайн занятия, а ребенок за ней повторяет, ну что ж, видимо этим людям и не так уж и нужно это образование, и эти знания. Значит у них в жизни, другие, приоритеты, цели, и перспективы.
Подведем итоги: семейное обучение школы - онлайн подходят, если вы много путешествуете или переезжаете. Если из-за профессиональных занятий спортом или музыкой вы часто пропускаете школу. Если у ребенка проблемы с коллективом и ему там некомфортно. Если он не высыпается и ему тяжело добираться. Как видим, плюсов очень много. Минус – не все дети самостоятельно без надзора могут учиться.
Как проходят занятия онлайн - это прямой эфир, как обычный урок только онлайн. Для проведения видео конференций чаще используют: Skype, Zoom –преподаватель видит каждого ученика и контролирует учебный процесс. Ребенок может поднять руку и спросить всё, что его интересует. Есть платформы с готовым контентом для самостоятельной работы дома «Яндекс.Учебник», «Учи.ру», «ЯКласс», «МЭШ», «РЭШ», «InternetUrok.ru». Где есть видео-урок, уроки - вебинары, далее тестовый тренажер, чтобы закрепить пройденную тему. Выполнение домашнего задания и получение оценок. Сегодня многие московские гимназии дистанционного обучения предлагают сразу несколько форматов обучения. Например, вы можете официально зачислиться в онлайн гимназию или продолжать учиться в своей школе, используя для повышения уровня знаний ребенка. Можно попробовать бесплатный пробный период, чтобы знать подойдет он вам или нет. Многие онлайн школы сегодня разработали совместные проекты с ведущими Вузами страны, что в будущем обеспечит беспроблемное поступление в выбранное высшее учебное заведение.
Сегодня используется широкий спектр информационных технологий. Появились пилотные образовательные площадки, я остановлюсь лишь на нескольких: платформа «ЛогикЛайн» способна развивать логическое мышление, начиная с пяти лет, где ребенок в игровой форме развивает логику. Например, платформа «Учи.ру» уникальна тем, что система реагирует на действия ученика и если у ребенка непонимание темы, система задает уточняющие вопросы и помогает прийти к правильному решению. «InternetUrok.ru» также будет полезен и интересен. Эта платформа содержит много видео уроков по школьной программе. На базе этой платформы функционирует «Домашняя школа», где ученик получает не только задания по программе, но и возможность индивидуально выстраивать образовательную траекторию вместе с персональным тьютером, попробовать различные формы обучения, а в конце получить аттестат государственного образца. Все программы соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам и прошли научную и педагогическую экспертизу РАН. Платформа «Фоксфорд.ру» поможет подобрать репетитора по конкретному предмету или подготовиться к сдаче экзаменов. Семейное образование в России пока в новинку. Но и работа удаленно для многих стала удовольствием и открытием. А когда у ребенка есть мотивация, то можно учиться и, не выходя из дома.
Как сегодня обучать ребенка в школе или вне стен школы? В очной, очно-заочной или заочной форме? В форме семейного образования (с 1 по 9 класс) и самообразования (10–11 классы) решать, конечно, вам дорогие родители. Учитывайте все плюсы и минусы, учитывайте характер, темперамент, индивидуальные особенности своего ребенка. Чтобы школа и обучение были не в тягость, а в радость! Удачи вам в новом учебном году.
Ваша педагог-психолог: Елена Тимошенко-Седьмая
2021г.
Список литературы:
1. Новый Федеральный закон об образовании в Российской федерации № 273-ФЗ М.: «Проспект» 2018г.
Свидетельство о публикации №221081601389