Всё о семейном, надомном, дистанционном обучении

Стремительно меняется мир, технологии, а на смену людям приходят роботы. Это не сюжет нового фильма, и не идея фантастического бестселлера. Это наше настоящее, когда в магазине расплачиваешься по карте, когда покупки в интернет - магазине оформляешь, одним нажатием клавиши. Когда голосовой помощник «Алиса» ответит на любой интересующий вопрос и за одну секунду, поддержит беседу и найдет ответ на любую тему. О чем это всё? Цифровое образование сегодня тоже набирает обороты не только в ВУЗах и колледжах, но и школы улучшают своё техническое оснащение. В школах появляется высокоскоростной интернет, некоторые школы установили в классах видеокамеры, где родители в режиме реального времени могут увидеть, чем на уроке занят их ребенок? Играет в телефоне или активно участвует в учебном процессе. В связи с пандемией у нас был опыт перехода на дистанционное обучение. Все по - разному отнеслись к этому. Учителя жаловались на то, что приходилось много времени проводить за компьютером. Теперь традиционно рассказывать что-то по учебнику было недостаточно. У ребят снижалось внимание. Необходимо было сделать презентацию, либо видео, затрачивалось много времени и на проверку присланных домашних заданий. Подготовка к электронным урокам плавно перетекала в проверку, поверка в работу с электронным журналом и по времени получалось, что учитель работал по десять-двенадцать часов за компьютером. Отсутствие живого общения с учениками, не давало полной картины того, понимают тебя ученики или заняты своим делом. Не было привычных ответов у доски, семинаров и учителю было сложно оценить невербальные показатели и усвоение материала. Не у всех учеников была самомотивация и сила воли к обучению на дистанционном формате. Отсутствие личного контакта и общения ученика с педагогом приводили к тому, что некоторые ребята перестали видеть смысл в самостоятельном выполнении  домашней работы. Кто-то приноровился, и всё списывал из интернета, кто-то во время дистанционного обучения совсем расслабился. Помимо этого в ходе уроков возникали и технические трудности. Один ученик жаловался, что не слышит, другой не видит. У кого-то всё время вылетал интернет и так далее. И эти проблемы тоже надо было как-то устранять и отвлекаться на них. У учеников также возникли сложности, отсутствие прямого взаимодействия с учителем. Нельзя было подойти к учителю после уроков, что-то сдать. Или чтобы вновь объяснил материал, который на уроке не понял. Родители жаловались: «ребенок проводит уроки за компьютером, и домашнее задание за компьютером, а потом те же компьютерные игры за компьютером». Как результат, у некоторых возросла компьютерная, телефонная зависимость, упало зрение. Не у всех учеников было правильно распределено время, и соблюдался режим занятий и отдыха. Не все родители могли контролировать ребенка и его посещение онлайн занятий. Многих родителей сегодня волнует вопрос, будет ли в ближайшем будущем замена онлайн образования традиционному? Давайте разбираться вместе и определять плюсы и минусы. «В Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования)». Статья 17  Нового Федерального закона «Об образовании в Российской федерации». Сегодня мы поговорим о семейном, надомном (домашнем) и дистанционном обучении. Начнем с надомного (домашнего), обучения. Надомное обучение это способ организации учебного процесса для детей, которые серьёзно больны. По закону надомное обучение не является самостоятельной формой получения образования. Ребенок закреплен за школой, получает учебники. Учитель приходит на дом и обучает. Статья 66  Нового Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» перечень заболеваний, дающих право на надомное обучение, утверждён Министерством здравоохранения в 2016 году. «Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации. Обучение проходит по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях». Для перевода ребёнка на надомное обучение, необходимо заключение психолого - медико-педагогической комиссии (ПМПК) и заявление родителей. Плюс в том, что ребенок не отстанет от школьной программы во время болезни. Минус, возможно, такое обучение только при наличии у ребёнка определённых диагнозов, инвалидности или во время длительного лечения или реабилитации.
Дистанционное обучение это форма образовательной программы, при таком обучении дети общаются с учителями по видеосвязи, делают онлайн задания или просто отправляют в электронном виде выполненные работы. При этом аттестации, как правило, сдаются очно. Обучаясь дистанционно, не нужно привязываться к месту расположения школы. Онлайн школа может находиться где угодно. Не подходит вам климат, для проживания, рекомендовано, ребенку, астматику или аллергику жить у моря. И вот тут на помощь приходит дистанционное образование. Вне зависимости от места нахождения (проживания), ребенок спокойно выходит на онлайн платформу и занимается. Не нужно думать о том, как долго добираться до школы, если в селе нет школы, и приходится добираться несколько километров до соседнего района. Достаточно вспомнить ученицу Псковской области третьеклассницу Елизавету, о которой писала корреспондент «МИР 24» Наталья Дюжикова. Девочка в дождь и слякоть добиралась до школы 17 километров на багажнике велосипеда с мамой. С деревней, где живёт ученица, нет почти никакого транспортного сообщения. Вставал ребёнок ежедневно в 5.00 утра, кому захочется таких знаний? Занимаясь дистанционно этих проблем можно избежать. И сразу отпадают такие вопросы как траты на дорогу, питание в общественной столовой. Если до этого ребенок отказывался питаться в школьной столовой, то теперь мама спокойна. Ребенок всегда поест домашнюю пищу, и не нужно будет конфликтовать в столовой и стоять в очереди. Нет беспокойства, что у ребенка отберут деньги старшеклассники. Нет тревоги, что он тихий и скромный станет жертвой агрессоров. Нынче популярна тема буллинга, как никогда. И ее охотно подхватывают подростки и делятся друг с другом «опытом» в социальных сетях. На дистанционном обучении этого нет. Плюс, педагог не тратит время на перекличку или дисциплинарные нотации. Он видит, кто вошел на платформу, и спокойно начинает урок. Ученику необходимо иметь ноутбук (компьютер), главное, наличие интернета. Минус далеко не все школы работают с дистанционным образованием. Чаще всего это частные и платные учреждения. Семейное обучение часто путают с дистанционным. Но дистанционное не является самостоятельной формой получения образования в отличие от семейного. На семейном обучении учиться можно по своему расписанию и не нужно утром рано вставать в школу. Семейное и дистанционное обучение в домашних условиях смешивают потому, что и там и там обучение происходит удалённо, с применением гаджетов и различных программ. При дистанционном, семейном обучении можно сдать аттестацию экстерном, и не учиться все одиннадцать лет. Выпускники онлайн школ получаю аттестаты государственного образца, что и в обычной школе. Плюсы семейного обучения – отсутствие буллинга. Никто не подставит ребенку подножку на физкультуре, не обзовет, не ударит невзначай в раздевалке и не спрячет вещи. То есть буллинг, оскорбления и унижения со стороны одноклассников для тихого и спокойного меланхолика тут же отпали. Многие родители спросят меня, а как же социализация? Ребенку нужен круг общения. Да, нужен. Но не весь класс. Ребенку достаточно одного, максимум трех близких друзей - товарищей. Их легко найти при посещении тех же кружков, спортивных секций по интересам. Достаточно вспомнить, что Андрей Дмитриевич Сахаров советский физик, один из создателей водородной бомбы, начальное образование получил дома. А в школу Андрей Дмитриевич пошел учиться только с седьмого класса. И не страдал от отсутствия общения, поверьте. Сейчас с каждым годом увеличивается число гиперактивных ребят. И обучение для остальных учеников становится в обычной школе очень сложным. В гимназии, где я работаю, есть Илья. На уроке ребенок может встать, ходить, лечь на пол, спрятаться и сидеть под партой. Такой гиперактивный ребенок постоянно требует внимание учителя, класса. Илья не может спокойно сидеть или быть сосредоточенным. Да он состоит на учете у невролога, но другим ученикам от этого не легче и  качество учебного процесса страдает. А сейчас в каждом классе практически есть такой, хоть один гиперактивный ученик. И вот Марья Ивановна сорок раз сделает ему замечание, сто один раз на него посмотрят ученики и из положенных сорока минут урока только пять, в лучшем случае семь минут, будет отведено на изучение новой темы. На онлайн платформе, хоть вертись, хоть крутись, никто из ребят не  обратит внимания на такого ученика, и он уже не будет «центром вселенной». В классе, где тридцать учеников и каждый шепчет, гудит, делает свои какие-то дела, это как включенный телевизор фоном, когда ты занят делом. Хочет, ученица Таня освоить новую тему и учительница хочет, но не может справиться и контролировать своё поведение Илья. И будет Марья Ивановна объяснять одну и ту же тему пятнадцать раз, да так, что отобьет у Тани всю мотивацию и желание учиться. Да потому что девочке уже будет неинтересно всё это. Когда мне говорят, что на дистанционном обучении или в школе онлайн ребенок не учится, я всегда отвечаю, словами великого Константина Сергеевича Станиславского: «Ничему нельзя научить, можно только научиться»! Если эта девочка Таня всегда читает учебники, учит уроки, она и на дистанционном обучении и на семейном не скатиться до двоек и не будет списывать. Потому, что она прилежная девочка и ее родители научили добывать самой знания: словари, тексты, дополнительная литература. Главная задача родителей: научить ребенка учиться. И вот как итог, наша Таня с восьмого класса перешла на семейное обучение – самостоятельно посещает уроки онлайн, самостоятельно готовит домашнее задание, участвует в олимпиадах и занимает призовые места. Общение с близкими подругами есть и этого вполне достаточно. А вечно мешающий класс, назовем его телевизор с ненужными программами: будь то конфликты в классе, разборки, драки, обиды и так далее, проходят мимо этой ученицы. Потому что девочке это не нужно. Ей не нужно выплескивать свою энергию на ненужные в классе склоки, зависть и сплетни, которым кипит жизнь класса. Она пришла не за оценками, не для того чтобы развлечься с друзьями, а получать знания. И нет переживаний у родителей и недопонимания с учителем типа: «мой ребенок плохо видит, посадите его на первую парту». Или «почему вы его не спрашиваете?» или «почему мой ребенок должен убирать класс, кода он не мусорил?» и так далее. Когда мне говорят: «За компьютером у ребенка портится зрение»,- ничуть не больше, чем обычно. Если правильно распределить режим работы и отдыха. Делать на переменах гимнастику для глаз, физические упражнения, полноценный отдых и всё будет в порядке. Да и общение, по сути, только на перемене. Дистанционно тоже есть переменки, где можно созвониться и поговорить с тем же другом, а еще лучше встретиться после онлайн - школы. Все чаще моих друзей и знакомых выбирают семейное обучение. На вопрос, почему объясняют просто: «В период эпидемии пусть лучше ребенок будет дома, мне так спокойнее, чем принесет оттуда вирус и лечи, потом всю семью и младших детей заразит». Ведь если в классе заболел один человек, то сразу идет цепная реакция и вскоре уже болеет весь класс. И тут уж действительно лучше дистанционного образования ничего нет. Если ребенок стеснительный, боялся отвечать у доски, вслух  читать, пересказывать, для родителей в этом случае дистанционное обучение, или школа онлайн находка. Без страха отправил работу и получи оценку. Кстати, всемирно известный поэт Михаил Юрьевич Лермонтов также получил прекрасное семейное образование, потому, что у отца не было средств обучать его и платить за обучение. Обучаясь на семейном обучении, вы тоже забудете, что такое деньги на классный фонд, на шторы, на тетради для класса, и т.д. И не каждый родитель знает, что государство выплачивает компенсацию за семейное образование. Ведь государство на обучение каждого ученика выделяет деньги: закупка учебников, зарплата учителям. При семейном обучении, родители получают данную компенсацию. Когда мне говорят: «да мой оболтус не учится, а онлайн и подавно не будет». Ну, начнем с того, что в этой ситуации значит, вас как родителя всё устраивает. И это вы личным примером не научили ребенка учиться. Не сформировали у него положительное отношение к школе, к обучению и получению знаний. Дети, которые старательно добывают знания (пишут рефераты, делают презентации, участвуют в олимпиадах) они так же старательно будут и онлайн заниматься. А когда по интернету кочует ролик, где горе мамаша кроет нецензурной бранью учебную платформу и онлайн занятия, а ребенок за ней повторяет, ну что ж, видимо этим людям и не так уж и нужно это образование, и эти знания. Значит у них в жизни, другие, приоритеты, цели, и перспективы.
Подведем итоги: семейное обучение школы - онлайн подходят, если вы много путешествуете или переезжаете. Если из-за профессиональных занятий спортом или музыкой вы часто пропускаете школу. Если у ребенка проблемы с коллективом и ему там некомфортно. Если он не высыпается и ему тяжело добираться. Как видим, плюсов очень много. Минус – не все дети самостоятельно без надзора могут учиться.
Как проходят занятия онлайн - это прямой эфир, как обычный урок только онлайн. Для проведения видео конференций чаще используют: Skype, Zoom –преподаватель видит каждого ученика и контролирует учебный процесс. Ребенок может поднять руку и спросить всё, что его интересует. Есть платформы с готовым контентом для самостоятельной работы дома «Яндекс.Учебник», «Учи.ру», «ЯКласс», «МЭШ», «РЭШ», «InternetUrok.ru».  Где есть видео-урок, уроки - вебинары, далее тестовый тренажер, чтобы закрепить пройденную тему. Выполнение домашнего задания и получение оценок. Сегодня многие московские гимназии дистанционного обучения предлагают сразу несколько форматов обучения. Например, вы можете официально зачислиться в онлайн гимназию или продолжать учиться в своей школе, используя для повышения уровня знаний ребенка. Можно попробовать бесплатный пробный период, чтобы знать подойдет он вам или нет. Многие онлайн школы сегодня разработали совместные проекты с ведущими Вузами страны, что в будущем обеспечит беспроблемное поступление в выбранное высшее учебное заведение.
Сегодня используется широкий спектр информационных технологий. Появились пилотные образовательные площадки, я остановлюсь лишь на нескольких: платформа «ЛогикЛайн» способна развивать логическое мышление, начиная с пяти лет, где ребенок в игровой форме развивает логику. Например, платформа «Учи.ру» уникальна тем, что система реагирует на действия ученика и если у ребенка непонимание темы, система задает уточняющие вопросы и помогает прийти к правильному решению. «InternetUrok.ru» также будет полезен и интересен. Эта платформа содержит много видео уроков по школьной программе. На базе этой платформы функционирует «Домашняя школа», где ученик получает не только задания по программе, но и возможность индивидуально выстраивать образовательную траекторию вместе с персональным тьютером, попробовать различные формы обучения, а в конце получить аттестат государственного образца. Все программы соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам и прошли научную и педагогическую экспертизу РАН. Платформа «Фоксфорд.ру» поможет подобрать репетитора по конкретному предмету или подготовиться к сдаче экзаменов. Семейное образование в России пока в новинку. Но и работа удаленно для многих стала удовольствием и открытием. А когда у ребенка есть мотивация, то можно учиться и, не выходя из дома.
Как сегодня обучать ребенка в школе или вне стен школы? В очной, очно-заочной или заочной форме? В форме семейного образования (с 1 по 9 класс) и самообразования (10–11 классы) решать, конечно, вам дорогие родители. Учитывайте все плюсы и минусы, учитывайте характер, темперамент, индивидуальные особенности  своего ребенка. Чтобы школа и обучение были не в тягость, а в радость! Удачи вам в новом учебном году.


Ваша педагог-психолог: Елена Тимошенко-Седьмая
2021г.
 Список литературы:
1. Новый Федеральный закон об образовании в Российской федерации № 273-ФЗ  М.: «Проспект» 2018г.


Рецензии