Как самооценка влияет на жизнь?

Мало кто из родителей задумывается о том, как самооценка может повлиять на жизнь ребенка, характер и уж тем более на его взаимоотношения с людьми, сделать его жизнь успешной или навсегда закрепить клеймо неудачника. Между тем, правильно сформированная оценка личных качеств, как внешних, так и внутренних, обеспечивает счастливую жизнь. Каким образом это происходит? Сегодня, мои дорогие читатели, я расскажу историю, о которой просто не имею права молчать. Мама первоклассника Саши пришла ко мне на консультацию в конце учебного года. Ее волновал только один момент: «сын боится отвечать у доски. И почему он не дает сдачи, когда бьет Илья?» На мой вопрос как так вышло? Родительница тут же выдала: «Ну, я сама, наверное, виновата, все время  ему говорю: ты толстый, ты тупой. Ну почему, же он не может дать сдачи и терпит»? В ходе разговора выяснилось, что у Саши есть младший брат четырех лет, который тоже Сашу бьет, и он, молча, терпит, лишь бы мама не кричала. А потом сядет, тихонечко в своем углу и сидит. Если бы не эта родительница, я, наверное, никогда бы не взялась за тему самооценки. Что же тут такого произошло, что заставило меня об этом написать? Мама осознанно занижает самооценку ребенка. Что такое самооценка? Самооценка – то, как человек воспринимает, осознает и оценивает свои личностные качества. Среди многих ее характеристик можно выделить низкую (пониженную), среднюю - адекватную и высокую (завышенную). Самооценка проходит этапы, и становится отчётливо оформленной к семи – восьми годам. В этом же возрасте появляется самосознание, неразрывно связанное с самоотношением и самооценкой. Если члены семьи регулярно говорят ребёнку про то, какой он способный, смышлёный и вообще молодец, то у ребенка формируется адекватная самооценка. В нашем случае с Сашей, этого, к великому сожалению не произошло. «Вот он медлительный, а меня это раздражает» - воодушевлялась мама, «вот он совсем не похож на младшего, который везде успевает». Вместо того чтобы хвалить ребенка, мама постоянно его критиковала и придиралась. Самооценка - это, прежде всего зона влияния и ответственности родителей. Уважаемые родители, помните, что развитие адекватной, здоровой самооценки ребёнка напрямую зависит от вашего собственного самоотношения. Давайте посмотрим, какие черты в поведении и в характере будут у человека с пониженной самооценкой.
Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость. Такие дети не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют, то часто обижаются. Ребенок не чувствует прав на свое психологическое пространство: не может выражать свое мнение, говорить о своих чувствах, создавать свои правила и так далее. Ребенок чувствует себя слабым, беспомощным. Отсутствуют навыки справляться с трудностями. Ребенок не может проговаривать, что его беспокоит, обсуждать, выражать чувства, преодолевать сложности и в школе чувствует себя неуспешным и отвергнутым. В подростковом возрасте сложности с общением, реализацией. Подвержен чужому влиянию, неуверен в себе, нерешительный, застенчивый. Из таких ребят потом вырастают завистливые, замкнутые, жестокие и мстительные люди с укоренившимся мнением, что по жизни они неудачники! Неконтактны, недоверчивы, эмоционально ранимы, обидчивы. Границы – это обширное понятие. Однако очень важно научить детей отстаивать их. У ребёнка непременно должно быть личное пространство, где он может делать всё так, как хочется ему. В идеале – это  его комната, либо свой уголок с игрушками, где ребенок станет хозяином. Очень важно учить ребёнка сообщать о своих чувствах и этим обозначать границы. «Так со мной нельзя», «Мне это неприятно», «Мне это не нравится» – примеры сообщения о себе с целью сохранения пространства. Если бы у первоклассника Саши с самооценкой все было в порядке, он не терпел бы худенького и слабенького одноклассника Илью. И сказал бы: «мне не нравиться, отойди». Стоит только представить, при низкой самооценке, сегодня ребенок терпит побои от одноклассника. Завтра - вымогательство денег от сокурсника. Потом унижения от директора, и т.д. При заниженной самооценке человек никогда не потребует от руководства повысить жалование, перенести отпуск, не сделает головокружительной карьеры, он будет довольствоваться тем, что есть и терпеть в своем углу, как это было в детстве. Такой человек вряд ли реализуется в профессии, он будет считать себя неудачником! Ну, это мы заглянули в будущее, а пока Саша младший школьник, с заниженной самооценкой, не может поднять руку для ответа, хоть и знает его. Боится и стесняется отвечать у доски и терпеливо сносит удары от агрессивного одноклассника, от младшего брата, ежедневную критику в свой адрес от мамы. Вопрос, будет ли успешным Саша в учебной деятельности? Если в дальнейшем мама не изменит свое поведение и отношение к сыну? Вряд ли, хотя самооценку можно корректировать, над ней можно работать.
Что нам дает адекватная самооценка? Уверенный в себе ребенок задаст вопрос, учителю, если что-то непонятно. Не побоится взяться за дополнительное задание, если адекватно оценивает свои силы. Не постесняется высказать свое мнение в классе, прочитать с выражением стихотворение у доски, спеть на сцене. При адекватной самооценке ребенок активный, находчивый, бодрый, с чувством юмора, общительный у него всегда есть друзья. Такой ребенок легко идет на контакт, охотно участвует в играх, не обижается и не расстраивается, если оказался проигравшим.  Ребенок с адекватной самооценкой без слез и агрессии спокойно принимает поражение. Что происходит, когда у ребенка завышенная самооценка и так ли это страшно, как заниженная. При завышенной самооценки от ребенка часто можно услышать: «Никто не хочет со мной дружить», происходит это оттого, что ребенок пытается убедить окружающих в своем превосходстве и уникальности, а  окружающие якобы его недооценивают. С мнением окружающих, учителей, родителей он не считается. Приказной тон и неуживчивый характер. При завышенной самооценке дети во всём хотят быть лучше других. Часто от них можно услышать: «Я – самый сильный, умный, красивый. И все здесь должны меня слушаться». Такой ученик тоже учится в нашей Гимназии. Радмир единственный ребенок в семье, мама и папа боятся слово ему сказать. Ребенок поздний, долгожданный. Дома естественно он ничего не делает, за собой не убирает. В классе при совместных играх, когда проигрывает, всегда дерется. На замечания взрослых не реагирует. Радмиру родители во всем потакают, и он чувствует себя всемогущим. Такой ребенок с завышенной самооценкой став взрослым, останется агрессивным, грубым, жестоким по отношению к окружающим.
Это, конечно, очень краткие описания. Но, может быть, кто-то из вас, дорогие родители, узнал своего ребенка? Хотите проверить, какая самооценка у вашего малыша? Существуют различные методики определения самооценки: «Лесенка» В.Г. Щур; «Самооценка дошкольника» Т.В. Драгуновой; «Какой Я?»  Р.С. Немов
Предлагаю вашему вниманию тест "Лесенка". Его используют с 3-х лет.
Нарисуйте на листе бумаги или вырежьте лесенку из 10 ступенек. Теперь покажите ее ребенку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые и т.д.) мальчики и девочки, на второй ступеньке - чуть получше, на третьей еще лучше и так далее. А вот на самой верхней ступеньке стоят самые-самые умные (хорошие, добрые) мальчики и девочки. Важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках, поэтому можно его об этом переспросить. А теперь спросите, на какой ступеньке стоял бы он сам? Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит куколку. А теперь пусть расскажет, почему он себя поставил на эту ступеньку? После того как ребенок ответит, дается следующее задание, на какую бы ступеньку его поставила мама, папа и другие близкие и почему он так считает? Если, по мнению ребенка, мама бы не поставила на самую высокую ступень, то кто бы из близкого окружения поставил бы? Так же нужно спросить, а кто бы поставил его на нижнюю ступень? Вот вы и выполнили задание, остается сделать выводы.
Если ребенок ставит себя на 1-ю, 2-ю, 3-ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка.
Если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю, то средняя (адекватная).
А если стоит на 8-й, 9-й, 10-й, то самооценка завышена.
Но для детей-дошколят завышенной считается самооценка, если ребенок постоянно ставит себя на 10-ю ступеньку. Если на нижнюю ступень ребенка смог бы поставить воспитатель в детском саду, потому что он плохо себя ведет, это нормально. Норма, если ребенок ставит себя на 5,6,7 позицию, а мама на самую последнюю. Неблагоприятное развитие ситуации, если не мама, а друг поставил его на самую высокую позицию. Если ребенок сам поставил себя на самую нижнюю ступеньку, значит, он неуверен в себе. Ребенок ставит себя выше, чем поставила бы его мама.
Какие рекомендации помогут родителям при любой (завышенной или заниженной) самооценке:
У ребенка обязательно должны быть домашние обязанности: (уборка своих игрушек, поливка цветов и т.д. То, что ему по силам, по возрасту. Таким образом, Вы приучаете ребенка к труду. Чтобы у него не было короны – я король, а вы мой обслуживающий персонал. Показывать свой собственный пример адекватной самооценки. «Твоя жизнь состоит не только из успехов» эта фраза вернет его в действительность и поможет принять ситуацию, проигрыша, поражения. Создавайте ситуации, где важно значение каждого члена семьи, человека, а не только его такого «Уникального». Учите ребенка правильно реагировать на проигрыш. Научите его из любой ситуации извлекать урок, и чтобы он отвечал на вопрос: «Почему это случилось?» Показывайте пример адекватной самооценки собственных неудач и успехов.
- У меня пригорела каша, ну ничего в следующий раз буду внимательней. Собственный пример, очень хорошо показывает, что не стоит расстраиваться, в жизни, случаются разные ситуации. Ребенка с заниженной самооценкой научите отстаивать свою точку зрения. Найдите ему занятие по душе. Показывайте, что гордитесь им. Сравнивайте, каким он был год, два назад и чего достиг сейчас, никогда не сравнивайте с братьями или сестрами! А уж тем более с соседскими детьми. Важно помнить, что самооценка поддается коррекции и начать лучше сейчас, обсуждая с ребенком действия и поступки, его планы на будущее с достижениями. При заниженной самооценке объясните ребенку, что нравиться всем невозможно, да и не нужно!
Игры, которые помогут Вам лучше узнать своего ребенка, сформировать и поддержать у него адекватную самооценку.
"Имя"
Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить свое. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценку малыша. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше, чем он есть сейчас.
"Проигрывание ситуаций"
Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни ребенка. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций:
1)Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился, помоги ему успокоиться.
2)Мама принесла 3 апельсина, тебе и сестре (брату), как ты поделишь их? Почему?
3)Ребята из твоей группы в д/с играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя? (Эта игра поможет вашему ребенку освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни.)
"Жмурки"
Эта старая, игра поможет ребенку почувствовать себя в роли лидера, что может, в случае успеха, значительно воздействовать на самооценку. Можно играть в классические "Жмурки" (с завязанными глазами "жмурка" ищет детей по голосу и отгадывает на ощупь, кто это); можно дать в руки детям колокольчик и т.д.
Внимательно наблюдайте, чем любит заниматься ваш ребёнок. Какое занятие ему приносит удовольствие. То, чем он хочет заниматься и где он будет успешен. Как только он добьётся успеха в любимом занятии, его самооценка поднимется во всех сферах жизни.
 Только авторитарные родители понижают самооценку своих детей, или же такие же неуверенные с заниженной самооценкой сами родители.  Дорогие  мамы и папы, прежде всего, начните работать над собой, полюбите себя. И тогда ваши дети станут такими же уверенными в себе людьми, с адекватной самооценкой.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Авдулова, Т.П. Особенности самооценки и склонность к конформизму у дошкольников [Электронный ресурс] / Авдулова Т.П., Кузнецова О.В. // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2008. №1. URL: http://psystudy.ru
2. Анненкова, Н.В. Влияние семейных отношений на развитие личности ребенка. / Государство и дети: реальности России (Материалы международной научно-практической конференции). - / Н.В Анненкова. - М.: Академия, 1995. - С. 60-62.
3. Белобрыкина, О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников возраста / О.А. Белобрыкина // Вопросы психологии. - 2001. - № 4. - С. 31- 38.
4. Головей, Л.А. Практикум по возрастной психологии / Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. - СПб.: Речь, 2001. -688с.
5. Лаврентьева, М.В. Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Лаврентьева М.В. - http://www.portalslovo.ru/pre_school_education/
6. Логинова, И.А. О специфике детско-родительских отношений / Логинова И.А. // Семейная психология и семейная терапия. - 1998. - № 4.
7. Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И.М. Марковская. - СПб.: Речь, 2005. - 150 с.
8. Суверова, Э.И. Самооценка в дошкольном возрасте / Суверова Э.И. [Электронный ресурс] - http://www.psi.lib.ru/detsad/sbor/saodshv.htm
9. Якобсон, С.Г. Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания дошкольников. / С.Г. Якобсон, Г.И. Морева // Вопросы психологии. - 1993. - № 8. - С. 55 - 61.


2021г.


Рецензии