Учитель географии

Люблю путешествовать по России. В школе мы это делали с указкой в руке, стоя у географической карты. Удивительным учителем был Николай Павлович Курочкин. Ученики знали хорошо географию, всегда уверенно отвечали у доски. Домашнее задание учитель объяснял доходчиво. Если текст был большой, он учил нас находить в нём смысловые абзацы, мы их подчёркивали и заучивали. -Остальное – вода. При желании можете прочитать. А то, что подчеркнули, нужно выучить, – говорил он.

В отличницах я не ходила. По географии у меня была оценка «5», следом шли «2», «5», «2», «5»…. , в четверти выходила «4».  Ну, если сегодня я получила «5», то зачем готовиться к следующему уроку – не выполняла уже домашнее задание. Ведь и других учеников спросить надо, а он меня спрашивал опять.

Как-то шёл урок географии.  А я в прошлый урок получила «5». Спокойно достала лист бумаги. Сижу за партой, рисую картину с сюжетом, как  восьмиклассник Ваня Панченко, мальчик – цыган, идёт рядом с рыжей Марусей из десятого класса.
 
Он учился в нашем восьмом классе первый год. В девятый класс  уже не пошёл, и я его после окончания учебного года не видела.  Сидел за партой впереди меня. В субботу был школьный вечер, и мы с девчатами видели, как он провожал десятиклассницу домой.

И вот, у меня был уже нарисован мальчик, и волос чёрный как смоль, и рыжая Маруся – девушка бойкая, из школьных артисток. Так увлеклась рисованием, что не услышала, кого вызвал к доске учитель. До моего слуха донеслась  «…тина». В классе наступила тишина. 
 – Рехтина, иди, отвечай! – сказала я, повернувшись к девочке.
 – Иди сама отвечай! Он сказал: – Алифтина.

Иду к доске. Вопрос не слышала. А надо было показать на карте, где находятся Альпы и рассказать, чем они покрыты. Альпы показала, а вот чем они покрыты начала припоминать. С последней парты мальчишки шепчут: – Лесами, лесами…. Подумала, что подвох. И не могу разобрать точно: лесами или льдами. На вершине какой-то горы я видела на картинке, были нарисованы льды. Домашнее задание-то не выучила, поэтому и выдала ответ: «Горы Альпы покрыты льдами». «Садись, два, – сказал Николай Павлович. – Лесами покрыты эти горы». И подробно начал объяснять, что к чему. Опять у меня появился стимул для следующей пятёрки.

Будучи уже взрослой, я приезжала в гости в Акутиху к маме. Повстречала учителя географии на улице.
– Николай Павлович, Вы меня помните?
– Конечно, Аля, помню. Разве тебя забудешь.
Беседа была недолгой. Сказал, что язва желудка замучила его. И, как бы оправдываясь, добавил: "Когда начинались приступы, я уходил в учительскую во время урока. Ты же помнишь?" А мы-то думали, что с похмелья у него болела голова, когда он покидал класс.

Как-то ехала из Новосибирска в Мариинск в плацкартном вагоне. Забит он был полностью цыганами. Увидела знакомые лица. Оказалось, что среди них были артисты из фильма «Табор уходит в небо». Все ехали с детьми и со всеми своими пожитками на гастроли. Все боковые места были ими заняты, а их руководитель сидел напротив меня. Осмелилась и спросила у него: "Может быть, Вы знаете цыгана Ивана Панченко? Мы были одноклассниками, учились  всего один год в одном классе, в восьмом. Мальчик был умным и старательным. После окончания восьмого класса с родителями куда-то уехал, больше я его не видела. Интересно, кем он стал в жизни. Ведь был способным учеником.

Знаменитый актёр повернулся к цыганкам и что-то спросил у них. Женщины громко  заговорили оживлённо на своём языке и затихли. - Ваня Панченко стал писателем, написал хорошую книгу. Я  знаю его хорошо, помог ему её издать. Деньги давал. Но жизнь сложилась у него так, что слАва подкосила его. Не удержался, начал пить. Нет больше Ивана Панченко, – с грустью в голосе сказал он.
– Очень сожалею. Ещё ведь молодой был. А Вы, куда направляетесь всем табором?
– В Красноярск, на гастроли.

 


Рецензии
Здравствуйте, дорогая Алифтина!
Я поискал в интернете есть цыганский поэт Иван Панченко, ему 74 года, правда, неизвестно, когда была помещена публикация. Может быть это тот?
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   16.08.2021 15:20     Заявить о нарушении
Этого я находила, но нам по 80 лет. Спасибо.

Алифтина Павловна Попова   16.08.2021 16:28   Заявить о нарушении