О, ландыш! Турне СВ Петербург - Воткинск

О, ландыш!


Из серии "Турне Свежего взгляда по всея Руси: Санкт-Петербург - Воткинск.

15 августа 2021года  состоялась презентация  нового тринадцатого выпуска международного альманаха "Свежий взгляд"  в городе Воткинске.  Встреча прошла на территории музея-усадьбы  Петра Ильича Чайковского, на улице Чайковского ,115, на берегу Воткинского пруда,  на родине великого композитора.  И это неслучайно.  Новый выпуск альманаха  приурочен к 180-летию  со дня рождения Петра Ильича Чайковского.
Свежий Взгляд в лице главного редактора альманаха Ирины Романовны Михашиной  преподнес в дар музею тринадцатый  выпуск  альманаха и  авторскую книгу "Лен с голубыми цветками" со стихами, посвященными городу и композитору Чайковскому.
Воткинск радушно встретил гостей из Санкт-Петербурга и  раскрыл свои потаенные уголки. Денек выдался  солнечный.  По набережной Воткинского пруда мимо проносились юные и загорелые участники легкоатлетического марафона, берущего свое начало от парка имени Владимира Высоцкого. Жизнь в городе кипела.
- Добро пожаловать! - красовалось на входе в музей усадьбу   семьи Чайковских. И Свежий взгляд смело шагнул на территорию  парковой зоны.
По старинной русской традиции  гостей принято встречать хлебом - солью.  В"Людской избе" гостей ждал сюрприз - угощение  из блинов со сметаной и медом, а также мятного травного чая  от хозяев -  администрации музея-усадьбы в лице директора Татьяны Николаевны Негановой.
Во время чайной церемонии в деревянной избе с  самоваром и деревенским антуражем участники "Свежего взгляда" погрузились в атмосферу крестьянского быта  XIX века.
Чай из блюдцев  действовал умиротворяюще и благостно.
По инициативе Татьяны Николаевны и
 к радости группы "Свежему взгляду" предоставилась возможность посещения мемориального дома семьи Чайковских с экскурсией.
Экспозиция с элементами интерактива, аудио записей, воссозданных деталей быта и жизни семьи, уводила в  мир детства Чайковского.
Главный редактор Ирина Михашина в возрасте 9 лет была в этом музее. В воспоминаниях остались: зал со старинными инструментами и образ семьи, увлечённой  музицированием и  театром.
Невозможно передать всё услышанное на сегодняшней экскурсии. Но у всех гостей осталось ощущение безграничной любви сотрудников к Чайковскому, его музыке, и к тому, что он любил:  маму, сестру,   свою большую семью и дом, в котором он так мало прожил.
Для редактора, как слушателя, как будто вновь открылись его таланты и особености: стихосложение на  французском в младенчестве, болезненность -  хрупкость, свойства: выдумщика и фантазёра, его безкожность.
Легко можно было представить, как мучительно  звучала музыка в его голове, и ещё раз убедиться в его гениальности и особенности.
Дух его дома, частицы  ауры маленького Чайковского -  всё заставляло трепетать душу: и комната, где он спал, и гостиная для музицирования с роялем, и столовая, где только  и  встречались  вместе дети и родители.
По-другому раскрылся облик няни Чайковского, вызванной  из Франции, по имени Фанни,  высоко ценившей литературные успехи маленького Петруши, называвшей его на французский манер "мой маленький Puschkin".
До сих пор неизвестно, кому посвящены детские  стихи Чайковского " Молитва девочки, совсем сиротки", датированные 1847 годом, написанные им на французском языке.  Есть вероятность того, что так   отразились его детские переживания о судьбе двоюродной сестры.
Бюст Чайковского при входе, семейная фотография родителей с детьми, единственное фото самого Чайковского - действовали магически. Но особую трепетность участники испытали при виде памятника - фигуры взрослого композитора, сидящего на скамейке  у пруда.
- Ну, здравствуй,  дорогой Петруша,  и прощай!
Пожалуй, это самое удачное воплощение образа композитора в камне,  совпавшее с  субъективным внутренним ощущением редактора СВ.
Сад вокруг дома пестрел чайным многоцветьем роз, беседками с музыкальными инструментами, выставочными павильонами с картинами.
В усадьбе было много деревянных построек различного назначения, в том числе и погребная яма.
В парке из динамика звучали истории из переписки баронессы фон Мекк и Петра Ильича.  Он был открытым, эмоциональным и влюбчивым,  умел очаровывать людей, со своим богатым  воображением, речами  и письмами с  изысканными строками стихов, и музыкой.  Он влюблялся, любил и был любимым.
На обложке 13-го выпуска альманаха "Свежий взгляд" проявился именно тот его единственный прижизненный портрет,  будто сошедший со стены мемориального дома.  Чайковский будто  ожил и общался с нами.
Под сильным впечатлением от всего увиденного "Свежий взгляд" покидал  гостеприимный дом  с вековыми липами, цветочными клумбами и палисадниками во дворе. Образ светлого музыкального дома остался в нашей памяти.
На выходе, из старинной деревянной музыкальной шкатулки до нас доносилась мелодия из балета "Щелкунчик", а на стене   на голубой эмали красовались белоснежные ландыши и  - строка из одноименного стихотворения Петра Ильича Чайковского:
"О, ландыш, отчего так радуешь ты взоры? "

И Михашина.


Рецензии