Немного о пороках

О человеческих пороках написано очень много, как в классической художественной литературе, так и в философии, психологии, религиях. Основными объектами насмешек со стороны сатириков или морального осуждения со стороны моралистов является алчность(корыстолюбие), леность, обжорство, зависть, гордыня (высокомерие). Христианская религия также перечисляет эти пороки, добавляя еще похоть и гнев. Я не стану акцентировать внимание на так называемых «грехах», которыми обычно и называются те же пороки в религиях. Как светский гуманист, я постараюсь не только рассмотреть пороки вне религиозного контекста, но и скорректировать устоявшиеся взгляды на них. Ведь мир меняется, в том числе система образования, методы воспитания, взаимоотношения людей, социальная структура общества, система ценностей. И сейчас я хотел бы взглянуть на так называемые пороки с разных сторон, особенно это будет касаться зависти, лени, похоти и гнева, так как тут все очень неоднозначно. К тому же, я бы добавил сюда ненависть или озлобленность, так как это очень опасный порок, по причине которого мы можем совершить такие безрассудные поступки, о которых мы будем жалеть всю жизнь. Также сюда можно было добавить халатность как недобросовестное исполнение или отказ от исполнения своих прямых обязанностей в каком-то деле, повлекшее как следствие материальный ущерб или даже причинение вреда людям. Итак, начнем наш небольшой экскурс по каждому пороку.

1.С алчностью по-моему все понятно. Истоки коррупции , всевозможных финансовых махинаций и мошенничества как раз произрастают от этого мерзкого порока. Человек обладает материальным богатством, привязываясь к вещам и боится потерять накопленное. В погоне за прибылью банкиры и бизнесмены теряют мораль и совесть, обрекая на нищету не только определенных людей, но и целые социальные группы и даже страны. Сама капиталистическая система основана на алчности, культе потребления, бесконечной погоней за все новыми вещами, понтами в обладании новомодными вещами. И этот порок действительно является особенно ярким среди власть имущих и богачей. Простым людям даже смысла нет жадничать, у них и так еле-еле хватает на жизнь. Да и вспомните, что в обыденной жизни вы всегда с радостью делитесь всяким вкусностями с друзьями, гостями, коллегами по работе. Хотя в случае выигрыша в лотерею большой суммы денег вы вряд ли станете делиться с кем-то просто так, оно и понятно. Но если вы увидите, что ваш друг или родной человек в беде, вы даже не раздумывая пожертвуете своим выигрышем. Ведь вы не ставите вещи или деньги превыше человеческой любви и дружбы, для нас это настолько понятно, оно у нас в крови. Но это не касается абсолютно всех людей, иначе бы не было бы таких случаев, как скандальный дележ наследства среди родственников, сдача больных старых родителей в дома престарелых ради более комфортной жизни на большей жилплощади. И среди простых людей есть этот порок, так что не будем обольщаться. Тем более, мы все живем в системе, которая создает культ денег и жизни ради бесконечных развлечений.

2. Лень называют матерью всех пороков. С давних времен лентяев изображали сатирически , достаточно вспомнить картину Брейгеля  «В стране лентяев» или отрывок «завтра, завтра – не сегодня»  в поэме Брандта «Корабль дураков» . Праздность и нежелание делать насущные дела в нужное время, откладывая все на будущее – все это давно было известно нашим предкам, всячески строго порицалось и в детях старались воспитанием помешать расцвету такого порока. Ведь древние, феодальные  и ранне-капиталистические общества основывались на культе труда, жесткой дисциплине, иерархии. Привилегированные слои общества держались именно тем, что угнетенные простолюдины и бесправные рабы пахали, не жалея сил. А для этого аристократии нужно было поставить себе на службу мораль и  религию, призывая народ трудиться в поте лица своего, а отдых ждет всех на небесах как воздаяние за прилежный труд во благо хозяина, ибо власть то дана от бога. Вот таким образом все это функционировало, довольно жестко прагматично и цинично, тщательно прикрываясь благородными духовными скрепами. Также и вспомним про 20 век , когда на концлагерях вывешивались надписи вроде «труд сделает свободным» или «труд дело чести и доблести», хотя по факту принудительный труд вызывал затаенную ненависть и это воспринималось как циничная насмешка над заключенными, поставленными в скотские, нечеловеческие условия ради каких-то абстрактных идей. Труд это прекрасно, когда он в радость и по свободному выбору человека во благо себя и других. Ведь счастье одного не может быть отделено от благополучия всего общества, да и создавая творчески что-то от себя, человек как бы приносит пользу обществу, пускай и он делает это ради удовольствия. Но всегда в творчестве стоит скрытое желание облагородить мир, а блаженное состояние во время вдохновения это как подарок нам за это. Так вот, если говорить о лени, то есть современное понятие прокрастинации, когда человек откладывает важные дела «на завтра» или «когда-нибудь», что приводит к проблемам, в том числе и психологического характера. Если мы не делаем что-то важное, то затем мы можем сами себя и винить за это, терзать за лень и даже испытывать ненависть к самим себе. Но при этом мы не можем сказать, что конкретный человек лениться и значит он плохой. Этот человек может быть вполне себе добродушным и умным, но он как бы сам себе вредит, не реализуя себя и не решая насущные проблемы, от чего сам в конечном итоге и пострадает. Леность может проявляться и на работе, когда человек как бы ощущает себя не на своем месте и ему неинтересно то, чем он занимается.Таким образом, лень это не всегда даже порок и тем более «смертный грех», тут может скрываться какая–то психологическая причина внутри человека. Вряд ли Обломов был плохим человеком, хотя он и деградировал постепенно, утрачивая связь с реальностью и желание жить, отказываясь вообще что-либо делать, лежа на диване без конца. Но это скорее литературный гипер-образ, а не списание с реального человека. Ленивых людей как таковых не бывает, так как все мы имеем склонность к чему-то, имеем хобби и увлечения. А конкретное проявление лени в чем-либо признак того, что явно вы не на своем пути и данное дело вам не нравиться, поэтому и бежите от реальности, уходя от неприятного. Ведь всем нам изначально свойственно стремление к тому, что приятно и избегание того, что неприятно, древние греки это давно заметили.

3. С обжорством все довольно банально и очевидно. Нет ничего плохого в том, что вы любите вкусно поесть. Проблема возникает тогда,  когда вы слишком много едите и мало двигаетесь, что приводит к ожирению. Проблема лишнего веса актуальна для современных людей. Культ еды стал как бы некоей компенсацией за тот недостаток в пище и голод, которые испытывали наши предки в 19-начале 20 века. Видимо, маятник сработал в обратную сторону и люди буквально помешались на еде, даже разговоры об этом слышу постоянно на работе. Также человек может как бы «заедать стресс», а это уже психологическая проблема. Также помешанность на разнообразных блюдах может быть своеобразной формой ухода от жесткой реальности и рутины, как нечто скрашивающее нашу жизнь. В любом случае, от ожирения страдает сам человек, а помощь нужна не только от диетолога, но зачастую и от психолога.

4. Теперь поговорим о зависти. Почему люди завидуют? Вот это для меня загадка, так как сам не испытываю зависти к кому-либо и доволен собой. Однако, люди почему-то завидуют тому, кто в чем-то превзошел их, обладая более яркой привлекательной внешностью, физической силой, гибким умом, славой и богатством. Люди как бы хотят обладать тем, что имеет тот, кому они завидуют. При этом завистливый человек даже в случаем получения желаемых благ не успокоиться и не будет довольствоваться тем, что приобрел. Он также будет завидовать тем, кто приобрел больше, встретил любовь всей жизни, прославился на весь мир.  С одной стороны, это может быть мотивацией работать над собой и совершенствовать свои знания, навыки, социальные связи. Но с другой стороны, это может привести к неврозам, депрессии, озлобленности на окружающий мир. Позиция жертвы как бы гласит, что меня бедненького обделили и это несправедливо, ведь я такой хороший, белый и пушистый. Забавно и смешно, правда ведь? Довольно ребяческая, инфантильная позиция. Зависть также может быть вызвана мощным социальным расслоением общества, огромным разрывом в доходах между богатыми и бедными, что приводит к социальным конфликтам. В интересах богатых смириться с прогрессивным налогом, активно участвовать в благотворительности или поддержке научных проектов, прославляя свое имя в глазах общественности. Мало кто из обывателей будет завидовать Биллу Гейтсу, Цукербергу или Павлу Дурову (создатель сети ВК). Но многие скрежеща зубами и сжимая кулаки будут видеть, как у очередного чина на квартире нашли миллиарды или как кучка олигархов присваивает приватизированные в 90-е годы ресурсы, которые как раз должны принадлежать всем нам. Но это скорее будет не зависть, а праведный гнев по отношению к тем, кто попрал справедливость и нарушает гуманистические принципы. К добившемуся богатства и славы своими собственными силами умный человек вряд ли будет испытывать зависть, скорее восхищение либо же нейтральное отношение. Ведь не всем же  быть предпринимателями, певцами, актерами, спортсменами, изобретателями. Кто-то ведь должен всех нас учить и лечить, строить дома и возить людей на работу, ремонтировать автомобили и самолеты. Просто в социально-справедливом обществе нет разрыва в доходах, как в нашей стране, поэтому там людям нет повода для злости на какого-то проворовавшегося чиновника или на презирающего плебс директора сбербанка (пример тому социал-демократические страны Скандинавии, которыми я восхищаюсь). В общем, зависть я бы назвал вредным пороком для человека, так как она может привести к совершению преступления вроде воровства, да и просто к подлости в отношении того, кто смог вместо вас зацепить очень понравившуюся вам даму или кто вместо вас занял желанную вами должность в карьерной лестнице. Но причины в нас самих, может стоит не завидовать, а искать новые пути в своей самореализации, направив негативную энергию в конструктивное русло.

5. «Гордыня барыня , с ума свела» - вот как бы я начал про этот порок. И действительно, гордыня весьма коварная вещица. Мы теряем связь с реальностью, когда помешаны на своей персоне, пытаемся придать себе в глазах других чувство собственной важности, какие мы уникальные и идеальные. Если гордость своими личными  достижениями или когда мама гордиться сыном в его профессиональной самореализации суть светлые чувства, то гордыня как раз наоборот вызывает изначально демоническую сторону в человеке, высокомерное отношение и презрение к другим. Может религии и правы в том, что гордыню считают особенно опасным смертным грехом. С чисто гуманистической позиции гордыня ведет к раздорам, озлоблению людей, отчужденности их друг от друга, утраты способности любить и помогать ближнему своему. Гордыня как раз непосредственно связана с нарциссизмом, эгоцентризмом, зацикленностью на себе. Гордый человек с чувством собственного достоинства уверен в себе и никогда не смеется над чужими неудачами, готов помочь полезным советом желающим поучиться у него. Но эгоцентрик считает, что весь мир вращается вокруг него и ему как-то наплевать на все вокруг. Гордыня ведет к черствости,  цинизму и мизантропии, превращая человека в озлобленного ворчуна или нелюдимого бирюка, считающего общество недостойным его «божественной персоны». Самый коварный порок, который расцветает пышным цветом в наше время, где кумирами молодежи становятся блоггеры, инстаграм-красотки, гламурные актрисы, светские львицы (вспомним, как Собчак с презрением отзывалась о простом народе, комментарии тут излишни). Надеюсь, наступит время (может коммунизм?), где не будет места этому пороку и страдающие гордыней люди будут перевоспитаны.

6. Довольно сложно все с похотью. Если понимать под этим просто половое влечение, то считать это пороком ошибочно. Ведь это дано всем нам от природы, мы не можем никак искоренить то, что лежит на уровне нашей биологии. Другое дело беспорядочные связи, так как не только расточают половую энергию, которому можно было бы направить на полезное дело и сублимировать в творчество, но и повышают риск подхватить какое-то заболевание. То есть и в этом случае человек опять же вредит самому себе, хотя и думает, что просто отдается удовольствиям, потакая своим низменным желаниям. Если похоть понимать как измену и супружескую неверность, то прошли пуританские нравы викторианской эпохи и жестокие инквизиторские законы средних веков. Измена как таковая скорее является обманом человека, который вам доверился и верен. Тут скорее морально-этический аспект, так как вы не способны даже рассказать правду , показывая свою трусость и нежелание налаживать отношения с близким человеком, открыться и довериться ему. В самом по себе сексе как таковом нет ничего плохого или хорошего с морально-этических позиций, так как это просто биологическая потребность, такая же как и у животных. Но в отличии от животных, человек существо социальное и обязан контролировать себя, ведь у него есть определенные принципы и обязательства по отношению к другим, кто также как и он должны блюсти все это. Табу на инцест существует не только из-за избегания смешения кровных родственников, ведущего к рождению больного потомства. Тут кроется и моральный аспект, ведь человек существо социальное и для нас родители это как бы «святое», также как братья и сестры, которых мы любим чистой любовью без привязки к половому влечению. Фрейд может быть и был прав в том, что скрытые влечение присутствуют в нашем бессознательном, но мы их как бы сублимируем,  превращаем в чистую высшую эротическую платоническую чувственность и нежность, как бы высшую любовь в нашем понимании. Это то, что делает нас людьми и отличает от всех живых существ.

7. Гнев и ненависть можно было бы объединить в одно или же все-таки разобрать их в отдельности, тут смотря в каком контексте их рассматривать. Если просто гнев как спонтанное чувство и реакцию на раздражитель, то это скорее рефлексы и физиологически заданное у нас. Ребенок уже в малых годах испытывает гнев и радость, обиду или благодарность. Гнев как эмоция не является чем-то ненормальным, это вполне естественная реакция на кого-то или что-то, вводящих нас в дискомфортное состояние или даже причиняя нам страдания. Если бы наши первобытные предки терпели и подавляли бы свои эмоции, то вряд ли бы они выжили бы. Эмоции выработались в нас в том числе и как способ социального взаимодействия с соплеменниками, чтобы добыча была правильно поделена и чужаки не повадились воровать ее у конкретной общины. Начальник в гневе, если подчиненный в очередной раз косячит и не выполняет свои рабочие обязанности, также как и жена будет в гневе, когда муж пропил зарплату и голодный ребенок плачет у своей мамы на руках. Учителя в гневе, когда ученики хамят и нарушают систематически дисциплину, а водитель в гневе на пешехода, нарушающему ПДД и буквально чуть ли не бросающемуся ему под колеса в неположенном месте. Все это суть защитные механизмы, выработанные у нас эволюцией. Другое дело – ненависть, с ее отравляющим воздействием на наши умы и души, да и на тело тоже. Когда человек ненавидит кого-то, себя или другого, он как бы сжигает себя изнутри. Постоянный стресс из-за накопленной злобы присутствует в ненавидящем человеке, склоняя его пойти по кривой дорожке в виде преступления или суицида. Отличие суицидника от хулигана в том, что первый направил всю ненависть к себе внутрь, а второй проецирует  ее вовне по отношению к окружающим. В обоих случаях ненависть опасна. Также есть версия, что раковые заболевания возникают из-за накопленной злобы, непрощенных обид. Не зря христианство учит нас прощать и не мстить, не таить в себе злобу на кого-то. В этом плане гуманизм разделяет христианскую позицию, но не исходя из понятия «греха перед Богом», а исходя из вреда человека себе и окружающим людям. Повторюсь, что человек существо социальное и живет по определенным законам, а свобода одного кончается у кончика носа другого.

8. Халатность мы знаем прежде всего по уголовному кодексу (статья 293 УК РФ), как неисполнение или недобросовестное исполнение должностным лицом своих обязанностей, которое привело к материальному ущербу, нанесении вреда здоровью и даже смерти человека.  Ну помимо этого есть ведь и просто халатность как наплевательское отношение к окружающим, да и к природе тоже. Человек может бросить окурок в лесу и это приведет к пожару, непутевая молодая мама заболтается по телефону и не заметит, как маленький ребенок выбежит на шоссе. Вопиющей преступной халатностью был случай с диспетчером, который пошел попить кофе и вовремя не вышел на связь с пилотом, в результате самолет попал в катастрофу и погибло много людей. Также халатность бывает и в том, что если сооружено какое-то здание без учета сейсмической активности в данном регионе или без пожарных запасных выходов, в результате люди оказываются погребенными или сгоревшими заживо. Или если аквапарк покрыт стеклянным куполом, на котором накопилось много снега и это ведет к обрушению с последующими ранениями людей, а значит не предусмотрели все это при постройке здания. Я могу еще много приводить трагических  случаев, вроде обрушения ТЦ Зимняя Вишня , трагедию на Саяно-Шушенской ГЭС или на шахте Распадская. Преступная халатность проявляется как из-за пренебрежения техникой безопасности и алчном экономии финансах, так и из-за банального «авось и так сойдет», «авось пронесет». Как мы знаем из истории трагических случаев и катастроф, как правило «авось не проносит» и не зря говорят, что правила безопасности написаны человеческой кровью.  Халатность часто вбирает в себя и лень, и алчность, да и гордыню тоже, основанную на чувстве собственной привилегированности и безнаказанности. К сожалению, это очень характерно для нашего общества, особенно в России.


Рецензии