Глава 11 Кочубей роман
Восстание К. Булавина, Петрика
Кровавой зарёй догорал 17 век. Вся Русь напоминала кровавое пепелище, по которой пробегал огненный смерч войн, восстаний, бунтов. Только небольшие передышки были дарованы российской земле. Слава богу, закончилась свара из – за власти в Российском государстве, и в конце 17 века блеснула надежда, на искоренение зла, с приходом к власти Петра. Реформы Петра – 1 повлекли за собой ужесточение в жизни народа, обложение податями и повинностями, приписку к занимаемым территориям. Это вместе с усилением крепостничества подвигало крестьян на массовое бегство в казачьи области. Но и там началось ограничение казачьих привилегий и самоуправления. Спасения и ожидания милостей от властей, никак и нигде нельзя сыскать, ни на окраине, ни в центре российского государства. Сбежать, но куда, в лес, в разбойники – всё одно, нет спасения бедным холопам, везде власти найдут.
Сыск беглых крестьян
Длинна рука у российского государя, вона как, аж с Дикого поля холопов возвращают помещикам. Для поимки беглых и возвращения их помещикам правительство издавало многочисленные указы. « Кто скрывается от службы, объявить в народе, кто такого сыщет, да или возвестит: тому отдать все деревни того, кто ухоранивался». А что ждёт их после возвращения? «Беглых» у помещиков ждала незавидная участь, их, как правило, подвергали пыткам. Крепостничество историки, как правило, не считают рабством. Приводятся достаточно убедительные доводы: крестьян нельзя было разлучать с семьями, продавать отдельно от земли, крепостной даже имел право жаловаться на помещика». Кроме того, сами помещики несли военную или административную службу «с риском для жизни». Отношения между помещиками и крестьянами вовсе не были на протяжении всего этого огромного исторического периода статичными. Они менялись, притом — в худшую сторону. И постепенно крепостное крестьянство из ущемленного сословия превратилось в рабское. Помещики же деградировали из «государевых слуг» в «клику аристократов - дармоедов». Дворяне могли не служить государству, но при этом им отходили недра земли, они получили право монополизировать владение и торги крестьянами, им не грозили телесные наказания. Помещики теперь могли по собственному решению отправлять крестьян не только в ссылку (в Сибирь), но и на каторгу. Позднее запретили крестьянам даже жаловаться на своих «господ». Кроме того, крепостное право затронуло те слои населения и те регионы, которые ранее такого положения вещей не знали. Крестьяне были обязаны содержать за свой счет команды «усмирения» — воинские части, которые подавляли крестьянские выступления. Теперь их, как скот, продавали с молотка. Подобное положение дел «уделывает» даже нравы Северной Америки, где рабами становились «привезенные извне», а не собственные люди. Совершившим - неоднократный побег от помещика подвергали клеймению: отрезали нос, уши по желанию хозяина, ставили клеймо на лоб. Содержали как скотину в кандалах, во время работ иногда освобождали от оков, делая это под строгим контролем надзирателей. Содержали беглецов взаперти, дабы неповадно было другим, всё делалось для устрашения. « Если крепостного нельзя признать персоною, то – следовательно, он не человек; но его скотом извольте признавать; что к немалой славе и человеколюбию от всего света нам приписано есть. Всё, что следует о рабе, есть следствие сего богоугодного положения и совершено для скотины и скотиною сделано» - про себя так думал Кочубей. Не приведи господь, да лучше принять лютую смерть, чем жить в таких нечеловеческих условиях. Система крепостного права в России была одной из самых жестоких в ту пору.
По указанию календаря, весна, как правило, наступает в марте, ещё кругом полно снега, но появились первые проталины. Прилетели грачи, они уже тут разгуливают по проталинам. Грачи – первые птицы, которые возвращаются из зимовок, птицы – приносящие на крыльях весну.
Сельчане малороссы
Всё вокруг оживало, в воздухе чувствовался приход весны, вербные почки сбрасывали с себя ледяные оковы, берёзы наливались соком, зарождалась жизнь под снегом. Шум, гвалт стоят в округе, которые так далеко слышны чинимые птицами при строительстве, ремонте гнёзд. Они, как правило, перекликаются между собой. Голоса грачей не назовёшь певческими, но они бесконечно дороги сердцу русского человека, ведь эти голоса говорят о приходе весны. « Увидел грача – весну встречай», сразу становится на душе радостно. Грач – птица разумная, говорящая, щёголь – потому как у него на ногах своеобразные «штаны» образованные перьями голени. Отдохнут день – два после дороги и начнут гнёзда устраивать. Одни гнёзда чинят, другие новые вьют, и ведь как проворно работают, с утра до ночи таскают сухие веточки, со всей округи. Глядишь, за неделю другую и гнездо готово. Весь день грачи трудятся, а наступит вечер – усядутся возле своих гнёзд и сидят до утра. А утром проснутся рано – рано, да и опять за работу примутся.
Грачи прилетели
И вот опять, явились снова.
Грачей я вижу в первый раз.
Весенний вестник дам вам слово.
Ох, как я рад услышать вас.
Ручьи журчат, и солнце жгуче.
Вы сказ несёте о весне.
На языке своём скрипучем.
Доставили вы радость мне.
Всё прямо как у людей. Весна согреет и напоит землю, даст её силы, проснётся природа, однако ж не ранее побегут грязные ручьи с холмов, оттает земля, да и задымится теплым паром. Человеку даст ощущение таинства извечной смены времени года, придаст прилив бодрости заряд новых сил, радость жизни. Солнце уже встало над лесом, но ещё цеплялось за голые чёрные ветки деревьев. Снег в саду почти весь сошёл, он остался только в самых укромных местах. Да и к тому ему осталось лежать недолго. Не наказывал господь этой стороны ни египетскими, ни простыми язвами. Никто из жителей не видал и не помнит никаких страшных небесных знамений, ни шаров огненных, ни внезапной темноты, саранча не залетает сюда, нет ни волков. По полям бродят коровы жующие, овцы блеющие, да и куры в деревнях кудахтающие. Соловьев так редко слыхать - в этом краю, Так залетит какой, может быть оттого, что не водилось там тенистых приютов и роз? Но зато, какое обилие перепелов! Летом, при уборке хлеба, мальчишки ловят их руками. Да не подумают, однако ж, чтоб перепела составляли там предмет гастрономической роскоши — нет, такое развращение не проникло в нравы жителей того края: перепел — птица, уставом в пищу очень даже пригодная. Она услаждает людской слух пением: оттого почти в каждом дому под кровлей в нитяной клетке висит перепел. Как все тихо, все сонно в трех-четырех деревеньках, составляющих этот уголок! Они лежат недалеко друг от друга, и были, как будто случайно брошены гигантской рукой и рассыпались в разные стороны, скорбная нищета вокруг стоит. Как одна изба попала на обрыв оврага, так и висит в одиночестве с незапамятных времен, стоя одной половиной на воздухе и подпираясь тремя жердями. Разруха ужасающая, но три-четыре поколения тихо и счастливо прожили в ней, да и ничего, не хуже всех. Трудно угадать, о чём думают тамошние сельчане – холопы, какие картины рисует им их воображение по жизни. У них свои убеждения, свои верования, свои цели в жизни. Это точно, что человек нередко в мыслях своих стремится достигнуть недоступное и найти выход к нему. А вследствие того, или приобретёт повод для раскаивания, или самую скорбь для себя приобретёт. Плакать и отчаиваться – это грех! По- христиански – то, знаешь как надо? Не плакать, а покоряться и уповать – вот как по – христиански надлежит! А потому, надо себя держать от этого заглядывания - подальше, но быть довольным всегда тем, что Бог пошлёт. Стоят стоны от тягостной, не радостной жизни, но все мрачные мысли гонят прочь. Господь бог не хочет, от них ничего более, кроме того, чтобы зело возлюбили друг - друга, да избегали зла. А за незнание своё он не взыщет и не осудит, яко благ и человеколюбив. Азовская кампания 1796 года принесла неисчислимые бедствия приграничным районам России. Россия второй год страдала от недородов.
Всё мужское продуктивное население было насильно загнано в армейский контингент. По окончании кампании вернулись лишь единицы покалеченных мужиков, многие остались на полях сражений. Для крестьян царская милость через боярское сито посеяно. Правду гласит пословица «Кому война, а кому мать родна». Бояре богатели, строили каменные хоромы, а российский мужик - был вынужден побираться, на широких российских просторах прося милостыню. Не осталось ни одной семьи, в которую не пришла бы беда. В результате нищета захлестнула огромные территории, малые города, деревни обезлюдели, упала торговля.
Уединение
Сёла и деревни имели неприглядный вид. Солома с крыш была скормлена скоту, обнажив голые стропила. Дворовые постройки разрушены, вместо плетней, обычно огораживающие дворы, торчали одинокие колья. По безлюдным улицам бродили бездомные собаки. Всё это не исчезло из памяти, народ отчаянно молился на коленях, прося у Господа, чтобы не было войны с турком, али поляком, иным ворогом. Не дай только умереть от голода, с глубоким вздохом просили сельчане: «Еже си на небеси, спаси люди твоя. Царствие Твоё, да будет воля Твоя, яко на на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наши якоже и мы оставляем должникам нашим и введи нас во искупление, но избави нас от лукавого». Сильна любовь к жизни у православных, просто неистребима, так как нельзя жить без веры.
Крестьянин скинет полушубок, выйдет в одной рубашке на воздух и, прикрыв глаза рукой, долго будет любоваться солнцем, с удовольствием пожимая плечами, потом он потянет опрокинутую вверх дном телегу, то за одну, то за другую оглоблю. Иногда поднимется метелица, да так и занесёт домовину, что надо не один час работать, чтобы очистить вход, да и в природе творится буквально ад, что выйти на улицу невозможно. Ну, да ничего, всё быстро уляжется, образуется. А что делать? Господи время так утомительно тянется, так длинны - мартовские вечера, а куда девать их? Спать? Но спать необходимо не больше восьми часов в сутки, больше значит идти на верную смерть: неумеренный сон здесь всего скорее развивает болезни. Русский человек так любит спать, он вынужден это делать, когда время позволяет, что не боится этой болезни. А на следующий день сельчанин по - хозяйски выйдет, как ни в чём не бывало во двор, осмотрит и ударит ногой, праздно лежащую под навесом соху, сплюнет, изматерится от скудости достатка в хозяйстве, готовясь к обычным мужицким трудам. Да так и постоянно, кажинный год, всё заново как бы и повторяется. Та же глубокая тишина и мир лежат и на полях, только кое- где, как муравей, будет трудиться на черной ниве палимый зноем пахарь, налегая на соху и обливаясь потом, круг за кругом, поспешать будет управиться с пахотой. Пройдёт посевная, тихо и сонно станет все в деревне размеренно: летом безмолвные избы отворят двери настежь, не видно ни души, одни мухи тучами летают и жужжат в духоте, тучи тараканов бегающих по хате, никакого кипятка на них не хватит, да и дров не напасёшься. Вот придёт зима, избу оставим на денька - три, на четыре нетопленной, всё, да и очистится само по себе, только потерпеть надобно. Войти в избу невозможно, глаза слезятся, так как топится все по чёрному, в избах темно, потолок и стены закопчены. Через маленькие и тусклые окна обтянутые, как правило, бычьими пузырями свет еле, еле пробивается в избы. Напрасно кликать домочадцев, даже громко: мертвое молчание будет ответом, в редкой избе отзовется болезненным стоном или глухим кашлем старуха, доживающая свой век на печи, или появится из-за какой – нибудь перегородки босой, не стриженный, длинноволосый малолетний ребенок, в одной рубашонке, молча, пристально поглядит на вошедшего, и робко спрячется опять. По улицам не увидишь без дела шатающихся людишек, все от мала до велика - задействованы на работах, на барщине. Тишина и невозмутимое спокойствие царят и в нравах людей в том краю. Ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там, ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали их. Как бы там не была и забыта деревня в российской глубинке, но элементы «цивилизации» стали присутствовать и в ней. По велению «Высочайшего» Алексея Михайловича на каждые 53 крестьянские избы должен быть установлен – фельдшерский пункт. А местные губернские власти должны неукоснительно исполнять данное указание, дабы российское население росло и приумножалось. Время бежит – неумолимо, но здесь на окраинах оно, где – то далеко как будто застыло.
Средневековая Русь
Средневековая Русь погрязла в мракобесии, впрочем, ещё в большей степени находится и «цивилизованная» Европа. Непосредственно или через колдунов. Дьявол всегда и везде старается причинить людям физические страдания, посылает засуху, неурожай, голод или иные бедствия. Хасан своими глазами видел, как из лесу за дом вышел большой волк, он хромал. А через некоторое время из дома вышла старуха с перевязанной левой ногой, огляделась вокруг, и никого не заметив, снова вошла в дом. Хасан был твёрдо уверен, что волк превратился в чоловика, а лицо его настолько исказилось. Поскольку ведьма - это орудие злейства, и она причиняет вред сельчанам, она принесла порчу скоту. Потому она как всякий преступник подлежит суровому наказанию, в меру своего преступления. Чем беспощаднее будет над ней кара, тем явственнее будет над ней победа. Об увиденном - Хасан доложил сельскому священнику Харитону. Тот внимательно выслушал сельчанина – одноверца, похвалил в свою очередь за проявленную бдительность и наблюдательность, да и изрёк: «Дьявол получил право власти над чоловиком, когда чоловик под влиянием обольщения и искупления нарушил божеские предписания и совершил грех». Обвиняемую ввели спиной в избу к собравшимся. При допросе все присутствующие себя осеняли крестным знамением, тем самым сокрушая силы зла. Обвиняемая Варвара долго упорствовала, но судья допросил в тихую – втайне значит, ейных подруг, от коих и узнали отягчающие обстоятельства. В доме хранились всевозможные мази, да банки, которые были найдены при обыске, в её доме. Она с обвинениями не соглашалась и упрекала: «Что её хотят очернить». Потом она согласилась, спросив, что от неё требуется, что желают паны? Один так прямо и сказал: «Что желает научиться градобитию, а другой – дамский угодник - научиться покорять женские сердца». Чтобы научиться градобитию, надо потратить очень много энергии, и ведьма показательно стала мешать пальцем воду в принесённой кружке, при этом стала шептать какие – то слова. Вскоре над близлежащим лесом разразилась сильная буря с градом, какой не было уже много лет, так как сказывают старцы. В целях устранения сил дьявола, решили Варвару сжечь в хате заживо. А от мора и идущей всякой заразы скоту исправить обереги. Сделали обереги от болезней, да просто от многочисленных напастей постигших селян. В русской деревне издавна был обычай такой - ткать полотенца. Это по поверью делалось для предотвращения падёжа скота. Для этой работы девушки села собирались до восхода солнца и принимались за работу в полном молчании. К вечеру полотенце было готово. И девушки в сопровождении всей деревни шли - неся над головами полотенце в виде покрывала. На границе села оно вывешивалось на заранее приготовленный крест. Обыденное полотенце должно было защитить скот от падежа. В конце июля полили проливные дожди, а в августе людишки стали помирать, потому - как съестные запасы под чистую - проели. Придумали какую – то пищу стряпать, от которой была бы хоть какая сытость; мешали остатки муки с лебедой с ржаной резкой, но сытость не приходила, пробовали не лучше ли будет с толчёной дубовой корой, но и тут сытости не добились. Хоть от такой еды живот наполнялся, – силы отступали, надо прямо сказать: «многих свозили на погосты». Базары опустели, продавать было нечего, да и некому, потому как округи совсем обезлюдели.
Поздней осенью, ближе к зиме, переселенцев стали одолевать волки. Знамо не очень – то помогли обереги против «серых разбойников». Придётся ждать зимы, наступления холодов. Зимой они собираются в стаи. Зима ужасна, в начале ноября снег убитый ветром, покрывает землю толстой и плотной коркой, которая блестит как лёд, бывают вьюги, дует с силой юго – восточный ветер, делающий переходы и проезды из – за гололедицы весьма затруднительными, так как лошади падали, ломали ноги, сообщения между населёнными пунктами временно прекращались. Все ожидали окончания этого непростого временного отрезка. В деревне обычно новости быстро разносятся. Правильно, бабьими разговорами, на привязи разорвали собаку. Тогда ещё не было снега, соответственно, не было и следов лесных гостей. Но все прекрасно понимали, откуда ветер дует. Это волки, почему они вдруг впервые пришли в деревню - никто не знает, раньше такого не было. Один раз в год стая разбивается на семьи, чтобы произвести на свет и вырастить потомство. К размножению допущены не все. Основное условие – понимать свое место и роль в большой семье - стае. Главная роль в стае отводится самке, а не волку. При гибели самца он часто заменяется переярком, а при гибели самки – молодой волчицей. Поэтому те, кто не имеет пары, живет в маленькой волчьей семье третьим, помогая охотиться и воспитывать волчат, словом как у людей.
Волчье логово
Часто гнездятся в одних и тех же местах: в лесных чащах, на сухих гривах среди болот, по заросшим оврагам, но так, чтобы вблизи был водоём. Удобных для логовищ мест немного, из года в год они бывают - заняты одними и теми же парами волков. После первого случая устраивали засады, по осени и снега - то не было: поймать волков было невозможно, так как не отыскать их следов, хотя один всё же попался. Правда, сегодня соседка предположила, что они молодняк натаскивают, так волки подрастающее поколение тренируют. Как раз в ноябре, на собаках, потому что за дичью надо гнаться, а пёс вот он, на цепи, никуда не денется. Волку зверя в чащобе просто так не догнать. Голодно в лесу, да и дичи не так много. Потому как уменьшилось поголовье кабанов, волки с голодухи – то и рванули в деревню, невзирая на опасность. С середины ноября начинает падать хлопьями снег, метель, да мороз, который к крещенью усиливается до того, что крестьянин, выйдя на минуту из избы, воротится непременно с инеем на бороде. Долгими зимними вечерами женщины проводят время за прялками: вертится колесо прялки, тихо шуршит, тянется нить пряжи. И мысли Одарки - тянутся как эта нить. Они не оставляют её даже, когда она уставшая за день, укладывается спать. Сон приходит не сразу. Иногда ей чудится, что кто идёт, скрипит снежный наст, прячется под окнами. Она приоткрывает глаза, прислушивается, да нет показалось. Это видимо ветер шумит под окнами ветлой, шуршат, бегают расплодившееся тараканы. Под конником в сарае вздыхает, ворочается свинья спросонья. Холодной зимой люди, укрывшись в своих избах, часто теперь слышат музыку волчьего воя. В голодные месяцы во время долгих зимних ночей, они стали нападать в селениях. Неслышные как тени, они осторожно крались по улочкам, заглядывая в окна, и тихонько скреблись в двери, ловя малейшее движение и запах живого тела. Они опустошали хлева и загоны и нисколько не боялись людей. Волк опасный хищник, он массивнее собаки, у него ужасные зубы, он, когда кусает, словно режет ножами, оставляет резаные раны. Волк не уступит никакому другому зверю в дерзости и кровожадности у него удивительная сила, и он отчаянно храбр. Страха перед человеком он совершенно не испытывает, особенно, когда он голоден. К тому же среди серых волков очень часто вспыхивает эпидемия бешенства, и тогда он становится ужасом целого края. Непонятно почему она у них вспыхивает. Нападают они на домашний скот: овец, телят, коров, лошадей, потому как домашний скот гораздо более привлекательный и обильный материал для пиршества, чем их владельцы. Их вой ночами зимой стал до того громким, что всем становилось жутко и не по себе. Волки казалось, не особенно торопились разделаться со всей живностью, словно ожидали только удобного случая, чтобы приступить к пиршеству. Они возились, по ночам выли, временами дрались, оспаривая между собой первенство в стае, оспаривали самок. Думать о самом - страшном, что у нас происходит, не возможно. А сегодня как будто немного гора с плеч спала после известия, что перевес сил стал меняться. На данный момент точно известно о 13 погибших собаках. Вдумайтесь только: менее чем за месяц звери поужинали таким количеством домашних животных. Причём все эти случаи не с одной стороны: собаки пропадали или были найдены их останки вокруг всего села со стороны леса. Это означает, что у нас прикормилась целая стая, а это пугает? То есть серые умники планомерно обходят всю территорию, выискивая жертв. Столько времени они держат в страхе и напряжении все население, а вчера вечером пришла радостная новость: охотники выследили и застрелили троих волков. На день волки ушли в лес на лежку. Волк является одним из самых кровожадных хищников, если залезет в овчарню, то он, как правило, зарежет не одну жертву, не оставляет животину на потом. Животное очень умное, Был случай, сказывают - очевидцы, увёл свинью из хлева, схватил её за ухо, а хвостом бил её по крупу, тем самым подгоняя, свинья послушно бежала за серым разбойником, каково? Столько времени они держат в страхе и напряжении все население, а вчера вечером пришла радостная новость: охотники выследили и застрелили троих волков. На день волки ушли в лес на лежку. Волк является одним из самых кровожадных хищников, если залезет в овчарню, то он, как правило, зарежет не одну жертву, не оставляет животину на потом.
Погоня
Наступил декабрь, снегу выпало настолько много, что всё вокруг занесло толстым слоем. Все следы зверя, оставленные на снегу, чётко прослеживаются. Реки уже сковывало крепким льдом, а соответственно это время, по сути, есть начало движения волчьих стай вглубь, поближе к жилищам людей, они готовы творить свой разбой, приносить смерть, Да, и в самом деле их стали бояться, как и саму смерть. Сумеречная часть суток, когда начинался волчий вой, называли «часом волком и собакой» - собака была слугой человека, а волк его хозяином. Необходимо противостоять злобным хищникам. Больше терпеть этих «серых разбойников» нет мочи. Каждый день, тилько и слышишь от сельчан, что зарезали пару овец, кур, собаку загрызли во дворе. Натерпелись страху, не протопить баньку, стоявшую на отшибе в огороде, в ночь уже не выйти во двор по крайней нужде. Пора в самый раз открыть на них охоту. Бабы торопили мужиков не откладывать в долгую, - это самое дело, так оно первой важности.
Волчья стая
Определили место днёвки стаи, начали офлаживать местность. Офлаживаемый участок составил порядка пяти километров по диаметру, замкнули этот участок. Флажки, тряпки должны свисать на уровне глаз волка – 40 см. Во время офлаживания старались не производить лишнего шума, соблюдать тишину. После проведённых работ, наутро собрались мужики – охотники, распределились кто идёт в загон, а кто будет стрелять. Стрелки с заряженными фузеями должны быть готовы к стрельбе. Все кто в загоне начали пошумливать хищника, как только прогремели первые выстрелы, шум усилили, чтобы направить волчью стаю на стрелков. Очень важно с первых выстрелов добыть матёрых хищников, молодые волки начнут метаться в поисках выхода. Первым выстрелом уложили вожака, подпрыгнув он завалился на бок, в зверином оскале разинул пасть, показав всю неустрашимую ненависть к противнику. Он повержен, пуля попала ему в грудь, он лежит на снегу, большой серый великолепный вожак. На морде – в застывшем оскале застыли капли крови. Он вызывает восхищение у охотников своей величиной, они смотрят и удивляются его размерам. Конечно же – нет, они не всех собак съели, да и не все волки пали жертвами храбрых охотников. Но собаки стали теперь гулять спокойно по двору, а люди перестали в каждом разговоре упоминать волчье нашествие. Молодых волков поярков как по задумке, добыли целый десяток. Жалко, что волчица смогла сбечь, перемахнула через флажки, долго она находилась перед ними в раздумье и нерешительности. Весной главная самка опять нарожает - «серых разбойников». Волчьи страсти на время прекратились, деревня ожила, вздохнула свободнее. Сельчане нашили себе шуб, шапок, потому как волчий мех крепкий, да и тепло держит, туши сожгли, так как мясо волка даже и ворона не ест, видимо боится даже запаха волчьего, так – то вот. В 17 – 18 веках, великолепные волчьи шкуры ценились не только сельчанами, но и были предметом торговли, поставляемые на многие российские рынки. В одну из первых поездок английских купцов в Россию, которые получили приглашение от государя Петра для налаживания торговли между странами, ими была произведена закупка огромных волчьих шкур привезенных из Тамбова. Эти шкуры, вместе с другими товарами были представлены купцами после возвращения домой, своему королю. Королю до такой степени понравилось качество волчьих шкур, что он тут же отдал распоряжение купцам закупить такие шкуры для снаряжения обмундирования одного из полков находящихся в личной королевской гвардии. И уже в следующий приезд в Россию можно было наблюдать картину, когда купцы прохаживались по столичным торговым рядам и задавали вопрос: «Тамбовский волк? Тамбовский волк?». Зная это, многие обедневшие и не имеющих своих земель крестьяне отправились со шкурами волков в крупные города области. Для того чтобы хоть как - то закрепиться на новом месте, тамбовские крестьяне были вынуждены попутно за минимальную плату выполнять самую тяжелую работу. Многие так и остались на новом месте, женились, завели семьи, народили детушек малых.
Богата Русь своей природой.
Но скорбно люди здесь живут.
Порой часто здесь невзгоды.
И не посильный всюду труд.
Так много бед сгустилось над Россией.
Беда несется с юга, со степей.
Она повсюду крылья распустила.
И дышит смертью на людей.
Пролито много кровушки холопьей.
Костьми устлана русская земля.
Лежат повсюду сломанные копья.
Но пяди нам отдать родной земли нельзя.
Сюда пришли надолго – на века.
Отцов и дедов здесь лежат могилы.
Смешали кровь татар, мордвы слегка.
И православие мы чтим, его не позабыли.
Воздвигли храмы, звон малиновый повсюду.
Владимир «Солнышко» князь, защитник, всем в пример.
Ох, как хотелось быть свободным, люду.
Но издевается, над ними пан, помещик – изувер.
Свободно не дают, вздохнуть всей грудью.
За каждый шаг панам плати.
Покорно уповать мы им не будем.
И заповеди дедов наших не кради.
Купечество в волчьих шубах и Местным рабочим,
Им,конечно, не нравился такой оборот, появилась конкуренция, поэтому можно было часто слышать про приехавших крестьян: «Снова тамбовские волки понаехали, цены перебили». Но, где ж их взять, да в таком количестве? Придётся подождать, пока волчата подрастут, а там как бог даст. Наряду со шкурами, да иными товарами довольно свободно шла торговля людьми. Прейскурант менялся. Так помещик из того же Тамбова продал десяток крепостных душ со скотиною и пожитками всего за – 15(пятнадцать рублей) довольно не дорого. Дешёвка! Намедни, цены повысились: за одного здорового молодого мужика уже брали по три рубля. Девки – мастерицы, стоили дорого. Зато меха упали в цене, 30 рублей платили за тысячу зайцев, три рубля за сто рысей, столько же за лисиц, а простая мерлушка шла на базарах по 20 рублей за тысячу штук. Опять же дешёвка. Благо, что зима подходила к концу, наступил март – месяц, в начале ещё нередко пуржило, переметало пути, но ближе к средине, стало солнце прогревать, уже стало улавливаться дыхание весны. Снежный наст стал твёрже, установились прямоезжие дороги, день стал заведомо дольше. Вопрос для государства давний и сложный: мало людей – работать некому, а много людей – чем кормить. Но богатство страны сопряжено с обилием населения. Крестьянин по весне стал чаще выходить во двор с целью починки сельскохозяйственного инвентаря, и подготовительных работ к предстоящему севу. По утрам уцелевшие не съеденные волками собаки радостно будили сельчан, оглашая округу своим лаем, мычали голодные коровы, блеяли овцы. Жить с каждым днём становилось веселее, радостнее. Мчит тройка удалая, мелькают вёрсты, того и гляди, скрипит снег под копытами, полозьями, радость какая. Ляпота - какая стоит, нигде более не сыскать? Всякий знал там самого себя. Обитатели этого края далеко жили от других людей. Ближайшие деревни и уездный город были верстах в двадцати пяти, а то и более. И как уголок их был почти непроезжий, то и неоткуда было почерпать новейших известий о том, что делается на белом свете: обозники с деревянной посудой жили только в двадцати верстах и знали не больше их. Не с чем даже было сличить им своего житья - бытья: хорошо ли они живут, нет ли, богаты ли они, бедны ли, можно ли было чего еще пожелать, что есть у других. Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, уверенные, что и все другие живут точно так же и что жить иначе — грех. В деревнях по - полной, нагрянула – вшивая болезнь, затрагивая всех без исключения: старых и малых, мужиков и баб. Малороссийские мужики моются редко и плохо, потому как бань в каждом дворе нет. Моются и парятся в тех самых печах, где пекут хлеба, да варят похлёбки. Купаться в речках? – но это не спасение, купание хорошо только на время охладиться. Мытьё в холодной воде только способствует размножению вшей, нужны бани. Никакие усилия не помогали избавиться от неё. Народец прямо взвыл: «Съела вошь, жалуйте, милуйте, в глаза уже лезет, прямо зенки - хочет выесть». Средств от этой напасти нет никаких. Бани, они просто отсутствуют, прокаливать бельишко над костром не возможно, но терпеть эту муку - нет уже мочи. Те мужики, которые были родом из центральной России, начал рубить бани за огородами, обихаживать свои земельные наделы, прирастать жилищными постройками.
В русской бане
Мыться стали всем гуртом: мужики с бабами, с детьми, не имея на это никакого сраму.Худо – бедно, но с божьей помощью справились с этой напастью. Спокойствие кончилась внезапно, оборвалась путь – дорожка. Вот так и в жизни: мелькают годы, проходят недели, дни, и вдруг на тебе – шасть, новость грозная, всамделишная. Однажды, впрочем, найден был лежащий за околицей, в канаве, кровавый след тянулся и уходил в кусты у моста, казак был изранен, находился в бессознательном состоянии. Мальчишки первые заметили его и с ужасом прибежали в деревню с этой вестью. Мужики, поудалее, гурьбой пошли к канаве.— Куда вас несет? — унимались старики. — Аль шея-то крепка? Чего вам надо? Не лезьте, где попало: вас туда силком никто не гонит. Но мужики пошли до места и стали кликать, на месте его не оказалось, видимо пришёл в себя и далеко отполз. — Эй! Ты, брат! — кричали они по очереди, как там тебя? Эй, ты! Раненный казак, наконец – то откликнулся, сделал движение, чтоб приподнять голову, но не смог он, по-видимому, сильно ослаб, раны были у него серьёзные.— Живой ты, нет? — кричали многие. — Почем знать, какой он: ишь, не отвечает ничего, может быть, какой - нибудь разбойник такой. Не задайте его, ребята! Пойдем, — говорили некоторые, — право-слово пойдем: что он нам, дядя, что ли? Только беды с ним, другие возражали: «Не по – христиански это бросать человека в беде». От него – то и узнали, что казаки поднялись супротив власти окаянной. С первыми появившимися ручьями, когда на Ворскле ещё не тронулся ледоход, по деревням прошла новость, что казаки не довольные властью не токмо гетмана, но и царя московского выступили супротив их. От таких новостей все опешили, что дальше будет, страдания неимоверные, кровушки народной столько напрасной прольётся. Чтобы всё стороной прошло, надоть – то дома сидеть, не высовываться, может лихо и стороной пройдёт? Мужество особо почиталось на Руси. Это качество было крайне необходимо русским людям в тех тяжелейших условиях, в которых им чаще всего приходится жить. В понимании коренного русского мужика лучше умереть, чем погрешить против мужества. Смерть не страшна, если ты стоишь за праведное дело, и уповая на Бога, не гибнешь. Всякая власть исходит от Бога, но народ стал в этом сумлеваться. Стоял холодный октябрь 8 числа1707года в городке Закотного, что на юге России. Пред мощными монастырскими вратами собралась буйная толпа простолюдинов: зачастую в ней были видны казацкие шапки. На телегу стоявшую в центре взобрался казак заострив на себе всеобщее внимание толпы стал громко зачитывать подмётное письмо от имени новоявленных атаманов Кондратия Булавина и и Петро Иваненко, прозванным в миру - Петриком.
« Я громко призываю вас всех, казаки, к оружию и объявляю всеобщий казачий сполох. Поднимайтесь все, кто чувствует в своих жилах течёт казачья кровь, а не вода, все, кто способен помочь нашему делу. Прошу отзовитесь на мой призыв, и мы вместе докажем, что нам казакам не безразлична судьба нашей мамки Украины. Мы докажем это москальскому царю и его псу гетману Мазепе. Толпа притихла с опаской, в раздумие, глядя на грозных казаков. Казаки были вооружены, так как блистали копья и ружья. Часто от общего ропота были слышны громкие речи, хлеб – соль ешь, а правду режь. Всё дышало грядущим мятежом и убийствами, также слышны отрывистые песни и пьяный хохот, которые ничего доброго не предвещали. Что – то ужасное зрело в эти минуты, под этой наигранностью. Бравада, да подстрекательство народа - к своеволию, возбуждённой новыми горе – атаманами. Они так давно привыкли к грабежам, да кровавым разбоям. Ярость, с какой убивали бояр, владельцев богатых имений, приказчиков. Ненависть, которая была далека от смирения, так далеко зашло дело восставших. Восстание началось с запрета русского правительства казакам самостоятельно добывать соль и ультиматума – выдать с Дона, Запорожской - Сечи беглых крепостных крестьян.
К. Булавин с П.Петриком на марше
Оба эти требования были казаками отвергнуты. По истечении времени появились по деревням каратели – царские войска. Они подчистую - изымали из погребов продовольственные запасы, угоняли без спросу скотину, да всякую живность. Сочувствующих казакам сельчан вешали на деревьях, столбах, жгли селения, вызывая неодобрение, злобу населения. Но, что поделать: сила солому гнёт, а она была на стороне царских войск. Сильно пострадала Малороссия от нападок, огнём и железом выжигали паны малейшее неповиновение. Кто ожесточённее был московский государь или запорожский гетман, а есть ли разница от кого принять смертушку? Богу всё одно, стоны, слёзы стоят всюду повсеместно. Восстание на Дону возглавил Кондратий Афанасьевич Булавин – походный атаман, участник Азовского похода 1696 года. Обиженные царскими слугами купцы, тяготящиеся непомерными налогами простолюдины, охотно отворачивались от общественной жизни, налагавшие на них непосильное бремя. Всякое потрясение внутри государства содействовало образованию таких элементов, которые наполовину добровольно, наполовину принудительно выделялись из общего строя; они собирались на окраинах, чтобы потом обрушиться на опостылевшую родину. Прошу Вас, Василий Леонтьевич этого вояку запорожского казака Петро Иваненко не сажать рядом со мной за один стол, просил полковник Искра. Он, задумал злое, против меня, да и творит непристойные дела, не достойные звания казака. Он за это ещё даст ответ? Петро Иваненко в миру, - хорошо всем известный: трусливый, корыстолюбивый прозванным – Петриком, запорожский казак, женат на племяннице Кочубея. Он отличался великим - бражничанием, мог любого перепить на спор. Его преданный подельник – Иванко Гарбар, душа любой компании и заводила, известен как знатный песенник. То и дело останавливал Петрика: « Как выпьешь, ты Петро несёшь, чёрт знает что, так и до беды недалеко, то хочешь быть полковником, то самим гетманом, ты уж определись?» Но как говорится, что у трезвого на уме, то у пьяного на языке. Разбойники, кровопийцы, ненасытные паны, когда насытят свои утробы? В то самое время, когда мы проливали кровь, словно квас в крымскую грязь, они набивали свои карманы, дворцы себе строили. Гарбар захлёбывается шепотом: «Перестаньте!» А чего, разве это неправда, что казачки с голоду мёрли: тухлую солонину, да капусту по их милости жрали; да соломой раны перевязывали вместо корпии, они херес, да дрей – мадерой запивали. Хлеб, соль ешь, а правду режь, не так ли гласит старая русская пословица? Скажи тильки по - правде, а какой казак (хохол) не хочет быть гетманом? Продаться бы кому, да конечно, по - дороже, можно даже и чёрту. И Петрик усиленно искал хозяина, которому можно было предложить свои услуги. В 1691 году он стал войсковым писарем. «Лучше податься к крымскому хану, московский царь всех нас драгунами и вечными невольниками сделает, жён и детей наших в лаптях водить станет, а хан крымский оденет нас всех в атлас, бархат и сапоги турецкие. Есть разница – браты?». Вопрошал Иван Петрик перед казаками, а вопрос этот был далеко праздным. Казаки задумывались: оно, конечно, в сапогах – то лучше, а как будет без головы? Лучше в лаптях, но с головой, так – то нам привычнее.
Казацкая вольница
Все молча - соглашались, но в душах оставался разброд. «Так – то он так, в сапогах оно конечно сподручнее, чем в лаптях, да и атласные шаровары не помешают, но как бы чего не вышло, а то ведь и сапоги и шаровары не понадобятся на том свете, так думали меж себя казаки?». О, светлейший великий хан - царства крымского, раздельно говорил Петрик, подчёркивая своё почтение к хану. Армия короля будет уничтожена, или принуждена к капитуляции. Ты получишь большой ясырь, великий хан. Хан усмехаясь, одобрительно качал головой. Петрик представлял собой упитанного чоловика с обвисшими щеками, и маленькими бегающими глазками. Глаза были сами по себе и жили отдельной жизнью, норовя, что – ценное высмотреть для себя, скрытое для посторонних. Но упрямый взгляд хана заставлял его смотреть прямо в лицо, Петрик не выдерживал, через мгновение он отвлекался, продолжая своё движение, по сторонам озирался. Фигура переговорщика у хана не вызывала доверие, а скорее нарождалось большое сомнение в их проведении. Но нельзя так быстро с неверными, ради кого, верных сынов Магомета послать на верную смерть, ради чего кровушку должен пролить я, ради таких мерзавцев? Ну, уж нет, хватит материнских слёз, Аллах свидетель. Не дал мне Аллах такие права на то, не дал».
У крымского хана
Да, ты не сомневайся в этом деле, всё будет, так как я тебе говорю, возьмёшь богатый ясырь, и дань возьмёшь, твёрдо и спокойно заверяет - полковник Апостол, выгода тебе немалая, а кровь? Что ж и наше войско пролило её немало. Не на свадьбу идти мы с тобой сговариваемся, а на войну. Хан делает вид, что не слышит и произносит торжественно: «Нет бога, кроме бога, а Магомет – пророк его». Торжественная тишина, молчание. Размеренные движения, это означает в путь, в вечность, в царство Магометово. Вера в пророческую миссию Мухаммеда является обязательной для всех людей, в том числе и для христиан и для иудеев, которые должны следовать его примеру. Ислам, то есть – покорность Единому Богу, присуща всем праведникам, нет различий в религиях, так как все они звенья единой Божественной цепи, в которой миссия Мухаммеда является кульминацией развития всего религиозного человечества. Хан откинулся и с наслаждением и стал цедить сквозь зубы сладкий напиток и закусывать заморскими финиками. Слуги подавали сладкие вина в затейливых кувшинах, виноград, кусочки обжаренной баранины, да сладкие катыши печёного теста – чак – чак. Позднее Петрик заключил Вечный мир от имени Войска Запорожского с Крымским ханством, после этого поднял восстание против России. В июле 1692 года был выбран своими сторонниками гетманом Войска Запорожского и начал борьбу с помощью крымского ханства вести войну против гетмана Мазепы. Пытался соединиться с предводителем бунтовавших казаков на Дону – Кондратием Булавиным. Сложность положения России заключалась в выборе этими проходимцами тяжёлой экономической и военной ситуации, в это время шла Северная война со Швецией, Россия оказывала помощь Польше в войне с Турцией. Предводители бунтовщиков К. Булавин и Петрик вели напрямую переговоры с противниками России о совместных действиях против России. Но они, как правило, не давали желаемых результатов переговорщикам. Многие смотрели с вождением на российские территории с вожделением поучаствовать в разделе данного лакомого пирога. Всё заканчивалось на уровне проведения «тёплых встреч» с обильным возлиянием, да массой многочисленных обещаний, которые их ничему не обязывали. Во всем приходилось рассчитывать только на свои силы, предводители это прекрасно понимали. Без оказания материальной поддержки извне, попытки были обречены на провал. Но никто не торопился влезть напрямую в военный конфликт с Российской империей, все выжидали. Только в случае успеха восставших, получившего размах народного восстания, участники могли рассчитывать на оказание поддержки со стороны. Руководители, участники восстаний жестоко преследовались, в итоге Российский колос оставался незыблемым. Поднять общее восстание Петрик так и не смог, в подчинении у него было только – 500 казаков. В силу этих обстоятельств он вёл локальные войны партизанскими методами. Единения Петрика и Кондратия Булавина не произошло по причине разногласий, каждый действовал самостоятельно, не желая упускать бразды правления и личного обогащения, прикрываясь лозунгами за справедливость. На деле же они являлись обычными искателями приключений, желавшими поменяться местами с боярами, нового пути они не знали, потому ничего нового не могли предложить народу. Лозунги, рассылаемые письма могли только частично вызвать симпатии у народа. Ряды сочувствующих - были столь малочисленны, все боялись сурового наказания, по этой причине они не росли, как бы того не хотели народные атаманы. Не задумываясь о стране, а думая только о личном, эти действия наносили огромный непоправимый ущерб экономике страны, её политическому имиджу.
Крымский хан Саадат – Гирей
В Астрахани 30 июля 1705 года началось восстание стрельцов и солдат, продолжавшееся восемь месяцев. После этого, через год, на Дону вспыхнуло мощное движение казаков во главе с Кондратием Булавиным. С 1705 года по 1711 год продолжалось восстание в Башкирии. Астраханский бунт охватил ближние города: Черный Яр, Красный Яр, Гурьев и Терский городок, которые, непосредственно напрямую соприкасались с кочевьями калмыков. Стрельцы сделали предложение Аюке - хану принять участие в их движении. Можно сказать, что косвенно Аюка - хан воспользовался этим. Когда генерал-фельдмаршал Борис Петрович Шереметев «с войсками шел к Астрахани для усмирения бунтовщиков, и тогда он, Аюка, пристал к нему со многими калмыцкими войсками и при городе Астрахани слободы разорял». Грабежи – это единственный способ пополнения казны, другого способа не было дано.
Разгром Булавинского восстания
Собрав 200–300 человек, Булавин вместе с соратниками Хохлачом (Хохлом), Игнатом Некрасовым (Некрасом) напал на занятые солдатами Изюмского полка казацкие солеварни и отбил их. Посланный против восставших отряд князя полковника Ю.В. Долгорукого был полностью уничтожен, а сам князь и большинство офицеров были обезглавлены казаками. Отсюда пошло народное выражение – "хватил Кондратий". На волне первых успехов восстание быстро охватило низовья Дона. На подавление была отправлена 20-тысячная армия во главе с князем В.В. Долгоруковым, братом убитого казаками военачальника. Булавин потерпел поражение от войскового атамана Лукьяна Максимова и был вынужден бежать в Запорожскую сечь. Однако уже к весне 1708 г. восставшие перешли в наступление. К ним присоединилось множество казаков, ранее стоявших в стороне от восстания и умножившиеся в это время беглые крепостные крестьяне. К апрелю восстание охватило Козловский, Тамбовский, Верхнеломовский и Нижнеломовский уезды. 5-тысячный отряд Булавина двинулся к Черкасску и 9 апреля в сражении на реке Лисковатка (у города Паншин) разбил 3 - тысячный отряд черкасского атамана Максимова. Затем восставшие двинулись к центру местной власти – Черкасску, где жители схватили Максимова и прочих старшин и выдали их восставшим. Все сторонники царского правительства были убиты, а Черкасск на время стал столицей восстания. Повсюду стояли виселицы, на которых висели трупы ненавистных бояр, панов для устрашения. Дворовые молились - глядя на бесчинства: «Упокой господи их души. Да, разве можно творить такое сердечные, обращались они к восставшим?» А они как с нами холопами поступали, хуже скота заявил казак. 9 мая Булавин был избран войсковым атаманом. Он рассылал по казачьим землям и южным областям России "прелестные" (прельщающие) письма с призывом постоять за казацкие права против "изменников", какими для Булавина были «бояре, да прибыльщики и немцы». Повстанцы действовали в конном и пешем строю, умело сражались в полевых условиях. Внезапность и решительность нападения в сочетании с поддержкой населения приносили им успех. Неудача стала первой причиной поражения восстания. Булавин с группой соратников были атакованы сотней казаков-заговорщиков, решивших выдать его правительству. Булавин застрелился сам, чтобы не попасть в руки заговорщиков. Активное действие в разгроме «Булавинского» восстания приняли калмыки под руководством хана – Аюки, верно поданные России. Петрик с Гарбаром стали непримиримыми врагами своих собратьев – врагом царя, гетмана и всей знати, которая изнежилась под спасительной сенью богатств. Они объявили кровную месть. Упиваясь грядущими грабежами, разбоями Петрик никого не жалел, а сам ухитрялся оставаться в живых в таких многочисленных кровавых стычках невредимым. В течение трех лет Петрик «баламутил» Украину, но Мазепа решительными действиями расправился с бунтовщиком, которому, впрочем, не удалось завоевать всенародное признание. В одном из рейдов отряд Петрика попал в засаду и был разгромлен, а самого доставили под грозные очи Кочубея. Дабы обезопасить весь свой род от царской кары, и отвести всякие сомнения, будто бы Генеральный судья оказывал всяческое содействие в его неблаговидных поступках, в силу их родственных связей, Василий Леонтьевич выхватил саблю, и самолично - отрубил изменнику голову. Это произошло в - 1696 году, муж племянницы, а каков, никому нельзя верить в этом мире? Все гетманы враждебные России заканчивали, как правило, плачевно, потому как ставили перед собой задачи оторванные от реальности. Цель взобраться на вершину власти и накопить обманом для себя по больше - богатств, глупцы. Так закончилась судьба ещё одного непризнанного гетмана Украины, но она во многом поучительна.
Свидетельство о публикации №221081600268