глава 12 роман Кочубей
Аюка хан
«История не стоит на месте так и народы они постоянно движутся, движение – это жизнь».
« Джунгария - государство Четырёх Ойратов». Происходит от монгольского - «джун гор» левая рука (крыло), ещё Чингисхан для управления разделил Монголию на левое и правое крылья.
Калмыцкая комиссия
«Джунгарское» ханство кочевников и скотоводов образовалось на осколках Монгольской Империи. Государство джунгаров раскинулось на огромной территории и включало в себя – земли от Тибета, и Китая на юге, до юга Сибири на севере, от юга Урала и Хивинского, а также Бухарского ханства на западе до Халха - Монголии на востоке, включая в себя пустыню Гоби, озеро Балхаш, Семиречье, озеро Кукунор, горы Тянь- Шань, Алтай, долину реки Или, верховья Оби, Иртыша и Енисея. В результате войн за трон Джунгарии, да постоянными происходящими столкновениями с китайскими династиями, много людей погибло, многие были вынуждены покинуть родные земли и уйти в Калмыцкое ханство. Происхождение калмыков происходит во времена «Джунгарского» ханства 16 века, многие считают народ, который образовался от татар моголов. Они принадлежат к монгольской группе этносов. Название "калмык" или " хальмьг" произведено от тюркского наречия. Собственно тюрки и дали калмыкам их привычное современное название. Слово ойрат имеет несколько вариантов пояснения. По самой распространенной версии оно означает " союзник". Еще есть вариант перевода " волк " и " лесной человек". «Калмыки – умный и сообразительный народ, да ещё говорят он, как правило, правдивый». Развитие буддизма у обосновавшихся в России ойратов, ставших именоваться калмыками, зависело от поддержания ими связей с тибетскими буддийскими иерархами, эта связь никогда не ослабевала. Фактически основателями калмыцкого ханства стали Дайчин и Мончак, приходившиеся дедом и отцом Аюке. Отец Мончак - передал власть Аюке по наследству. К концу 50 – 60 годов ойраты поселились на землях Самары до Дона и Царицына, то есть на территории отведённой царским правительством от 6 июля 1657 года. При правителе хане Аюке, эти связи, несмотря на огромные расстояния, разделявшие калмыцкие степи и Тибет не только не прекратились, но и упрочились.Калмыкии начали строиться буддийские монастыри, названия которым давал лично Далай - лама. Когда правит хан не очень строго, то калмыки причиняют всевозможный вред. Например, в 1680 г. был совершен такой набег на Пензу. Совершали они набеги и на Дон, да и на населенные пункты по Волге. Все это тревожило русское правительство. Самым надёжным способом добиться верности обратить их в Православие, считало московское правительство, и в этом направлении проводило определённую работу, обрабатывая и задаривая хана и ближайшее его окружение богатыми подарками, наделяя новыми землями. В какой – то мере это удалось сделать, но повального обращения в Православие не произошло, так как за каждого калмыка требовали по 30 рублей, а таких средств - в казне не было, по этой причине пришлось эту меру отложить на неопределённое время. Видя малочисленность своего калмыцкого народа Аюка – хан разрешил смешанные браки под русским контролем, такими как татар и башкир. Смешанные браки стали обычным делом у таких племён. Это соглашение дало существенные выгоды, денежные и иные, айратским таишам, нойонам и зайсангу. Эта эпоха нашло своё отражение в истории как «пограничный период», фаза сопровождаемая небольшими изменениями в культуре.
Калмыцкий хан Аюка 1642 – 1724 гг
Аюка не отличался жестокостью, был человеком выдающихся душевных качеств. Богато одарённый от природы, энергичный и крайне честолюбивый, увлечённый воинскими успехами он всё время мечтал о самостоятельности своего ханства, но иногда выражал высокомерное своё отношение к русским воеводам.
Калмыцкие воины на марше
Калмыцкие воины с детства воспитанные в строгих правилах, обученные военному делу, росшие в постоянных стычках представляли собой храбрых, выносливых воинов. Они вооружены стрелами, саблями и копьями, коими действуют с великим проворством. Забавой и мужчин и женщин служат состязания в стрельбе из лука и скачки. Женщины нередко есть искусные стрелки, сопровождавшие мужчин в бою. Они храбры и отважны, потому как они с утра до вечера на лошади, то и неудивительно им быть хорошими ездоками. Отдельные смелые люди имеются, конечно, у любой нации, но чтобы весь народ был таким. В войсках царила железная дисциплина: если с поля боя бежал один воин, то казнили десяток, куда он входил, если же струсил десяток – казнили всю сотню. Поэтому команду гар – гар (назад) никто не воспринимал. Калмыки никогда не брали пленных, а уничтожали всех, мужчин и женщин, включая детей, если их рост превышал высоту телеги. Чтобы уберечь себя от мести в будущем. Отличительная черта калмыков – если он однажды стал другом, то это навсегда. Калмыки – самый бесстрашный народ России. Боевое знамя ойратов Джунгар Дранха. Это буддийское божество войны, отнимающее энергию у врага. Поэтому ойратам не было важно - сколько перед ними врагов, насколько неприятель их превосходит в количестве. С принятием буддизма ойраты установили связь с его божеством. Перед сражением команды выстраивались по отрядам, во главе с ханскими дружинниками. Древки знамен командиров подразделений снабжались флажками или конскими хвостами, большие знамена несли специальные «багатуры, знавшие только одну команду «Уралан» вперёд.
Военное знамя калмыков
На стороне джунгар - была строгая дисциплина, высокая взаимовыручка, успешное объединение традиций чингисхановской конницы и армии нового времени с огнестрельным оружием и пушками, а также высокая централизация, позволявшая выводить в поле десятки тысяч войска, управляемые одним военоначальником. Войско хорошо организованное делилось на полки, сотни. Имело одного полковника, сотников. Каждый полк имел знамя, украшенное изображением своих Богов войны, а также змей, тигров, львов. Главной ударной силой армии были копей¬щики - панцирники, способные вести дистанционный бой с использованием луков (а позднее фитильных ружей), а на короткой дистанции — опрокидывать противника с помощью копейной атаки и последующей конной рубки. Основным оружием ближнего боя были длинные ударные копья и пики, а также клинковое оружие — палаши и слабоизогнутые сабли. Монгольские воины использовали различные виды построений: клин, лаву, рассыпной строй, а также плотные построения шеренгами, которые европейские путешественники сравнивали со строем «крылатых» польских гусар. Одним из любимых был строй «лук—ключ»: центр армии отогнут Атака начиналась под рокот барабанов, а в момент столкновения противника оглушал рев больших труб. Первый удар обычно наносили лучники, затем в атаку устремлялись копейщики, а потом начиналась ожесточенная рукопашная схватка. Если противник выдерживал такое нападение, то монгольская конница незамедлительно отступала. «Завиднелись тем часом бунчуки знамен, словно камыши; замелькали копейные острия, словно сахарный тростник». Стрелки передвигались на лошадях и на поле боя спешивались, то есть фактически представляли собой «азиатских драгун». Основной задачей калмыцких стрелков было остановить атаку войск противника, в то время как кавалерия (составлявшая вторую линию войск) должна была опрокинуть его фланги. Тактика ведения боя была исключительно гибкой. Латная копейная конница, легковооруженные всадники с пиками, луками и ружьями, пешие стрелки все они эффективно взаимодействовали и дополняли друг друга. В первый же год своего правления Аюка разбил и взял в плен непобедимого Аблая, разгромил перед Перекопом крымцев, и взял в плен брата азовского паши. Испытанные в боях, хорошо вооружённые кавказские горцы поддерживаемые другими племенами представляли грозную силу, но стремительные набеги конницы Аюки не раз одерживало победы над храбрыми кавказцами, да и предавало их безжалостному истреблению со стороны калмыков. Он в страхе держал многие племена, которые побаивались заходить на земли населённые калмыками. Зная, что за нарушенный запрет последует суровое наказание незамедлительно, так как джунгары перед отмщением никогда не останавливались. Создав централизованное воинственное государство джунгары стали подчинять другие племена и народы, ставить их средства на службу себе. Средством для этого была война, принуждение, насилие. Война пронизывала все сферы жизни джунгар, формировала духовную и материальную культуры. Иного пути умиротворения кавказских народов не было.
Царь Пётр – 1 принимает шерть (присягу) от хана Аюки
Царское правительство официально разрешило калмыкам кочевать по Волге во второй половине 17 века. Напряжённые отношения с Крымским ханством, турками и Польшей несли реальную угрозу для России. Южное подбрюшье - России нуждалось в нерегулярных пограничных войсках. В грозное военное время Россия могла выставить до - 100 тыс войска, а калмыки выставить – 30 тыс. Это была грозная сила, которая сдерживала нападавших. Из 49 проведённых сражений калмыки одержали победы в – 45, проиграв всего - 4. Роль пограничных войск на себя взяли калмыки. Царские власти узаконили калмыцкого правителя и потребовали от него шерти (присяги) уточнявшей его обязательства. «Аюка-хан приехал на лошади верхом, в сопровождении двоих своих сыновей, которые также ехали поодаль на изрядно убранных лошадях. Хан сошел с лошади в расстоянии около шестидесяти футов от берега, и встречен был тайным советником и гвардии офицером. Император, видя Аюку – хана, лично сошел на землю, поздравил его, взяв за руку, повел на галеру, и представил его императрице, как защитника российских рубежей. Царица так много слышавшая о славных подвигах Аюки и его воинства с нескрываемым интересом представилась хану. Церемония проведения присяги была пышной и торжественной.
Присяга была принята 27 февраля 1673 года, в договоре было 29 статей. В 27 статье говорилось: «Я, Аюкай - тайши Мончаков, шертую великому государю за себя, за братьев, племянников, родственников, за всех улусных людей, за ногайских, едисанских, енбулуцких, малибашских, келечинских мурз, их детей, племянников и улусных людей, которые с нами кочуют, на том всем, как написано в этой шертовальной записи». В статье 28: «Если, мы не будем служить, да и радеть великому государю, а будем ссылаться с турецким султаном и другими, да и чем-нибудь, да шерть свою нарушим, то да будет на нас обрушен Божий гнев. Да и огненный меч, да и тою саблею, которую я, вынув из ножен, на голову и к горлу прикладывал, от неприятеля своего, да буду зарезан по горлу своему, да и всем, да и в будущем веке, да мы будем прокляты по своей калмыцкой вере. «Не принимайте на веру то, что я говор, просто старайтесь вникнуть в мои слова, чтобы увидеть, действительно ли то, что я говорю - имеет смысл. Если в моих словах смысла нет, отбросьте их. Если есть смысл, возьмите сказанное на вооружение. В глубине души мы должны быть по – настоящему привязаны друг к другу». Должны осознавать человеческую природу. Аюка - хан, после свидания с Петром I, сказал: «Теперь охотно умру, удостоившись у великого Императора столь любезного его разговора». Русскую страну мы будем защищать от врагов, не жалея живота своего». Они выгнали ногайцев в Дагестан, потому что те, пошли против царя. Ногайцы были заодно с Крымским ханством. А у калмыков был договор с Русью. Это говорит – о вере слову, данной «шерти» - русскому царю. Царь Пётр – 1 высоко ценил Аюку, несмотря на его подчёркнутую независимость, и не позволял вмешиваться в его внутренние дела. За храбрость и мужество проявленную калмыками при взятии Азова, он всех одарил богатыми подарками. Все они любили жизнь, но каждый в обстановке постоянных военных столкновений привыкал к смертельной опасности. И когда им приходилось погибать, джунгары умирали сурово и просто следуя учению Будды Абсолютно Просветлённого – в том виде, в котором оно существует на протяжении многих веков. Уезжая за границу в 1697 году, царь Пётр - 1 официально возложил на Аюку охрану южных границ Российского государства, тем самым оказав публично ему большое доверие. Доверие - оказанное Московией калмыцкому хану неоднократно было оправдано и доказано им, калмыцкие конные дружины били всех супротивников - России, верой и правдой служили русскому царю, зорко охраняя рубежи, отстаивая имперские интересы.
Степь безгранична, кажется, в ней нет ни конца, ни края теряющегося за горизонтом. Лишённая дождей степь превращается в полупустыню, а затем в пустыню, в которой могут жить только кочевники. Ветер – великий хозяин. «Ветер встаёт и ложится вместе с солнцем: жаркие, сухие ветры дуют с мая по октябрь. Иногда ветер стихает, и наступает томительное затишье. Становится нестерпимо душно, это верный признак того, что приближается страшный бич всех пустынь – самум (сухой, горячий ветер) , сопроводаемый песчаными бурями. Появившееся на горизонте незаметное, тёмное облачко быстро растёт и вскоре превращается в огромную, чёрную тучу., которая надвигается в виде стены. Спастись от неё можно, если только укрыться за камнем, скалой, то есть за любой преградой, на пути ветра. Зловещими, мрачными бурями встретили калмыцкие степи караван. Слабые проблески солнца едва пробивались через несущуюся смесь песка и пыли, и так уже третий день с девяти – десяти утра и до заката солнца, словно бы по расписанию, кем – то составленному. Даже ветер возникал всегда в одном направлении. В этих огромных просторах чоловик чувствует себя маленьким и затерянным. Дозорным казакам случайно попалась небольшая группа конных крымских татар, видимо отставших и заблудившихся, казаки обратили их в поспешное бегство. Прима не отставал от полковника Ангела, скакал впереди отряда, охваченный азартом погони, словно бы желая отомстить за прошедшие неудачи. Бежавшие - подожгли сухую траву, она тотчас вспыхнула порохом, остановила казаков. Ещё не остыв от возбуждения, полковник Ангел натянул поводья, собрал казаков, растянувшихся в погоне, и огляделся. Наступали сумерки, солнце уже село. Поступать опрометчиво никак нельзя, возможна засада. 50 сабель не гарантируют безопасность, зная не понаслышке как коварны – басурмане. Вечер, даль ещё видно как днём, но её уже накрывает лиловая окраска, накрывает вечерней мглой, в степи начинает прятаться во мгле всё живое, оно так устало от изнуряющегося зноя. Стоит однообразная вечерняя трескотня - цикад, которая убаюкивает, располагает ко сну. Ночь в степи наступает быстро, почти мгновенно. Но вот откуда – то донёсся тревожный крик не уснувшей птицы, которую степняки зовут сплюком, она кричит - сплю, сплю. В ответ просвистел суслик, пробежал сурок на кормёжку, спасаясь от парящего в небе орла, высматривающего с высоты своего полета жертву. Им не спится и это не молва. Но вот взошла луна, ночь стала бледной и томной. Мгла стала потихоньку рассасываться. На гребне кургана показался караван: навьюченные верблюды, конные всадники, сопровождающие небольшой табун лошадей. Люди, животные изнурённые, так устали от многодневного перехода, от испепеляющей жары, Разжечь костёр далеко не всегда удавалось – топлива оставался малый запас, да и нельзя разводить огонь, дабы не привлечь внимание многочисленных татар блуждающих в поисках добычи. Да и воду приходилось беречь, приходилось пить с запахом. Пищу давно уже экономили, скорее бы устроить привал, да перевести дух. Силы всем казалось, были уже на исходе. Но не следует расслабляться, жалиться чувствам голода, жажды. Надо воспринимать это как временное испытание, как поучительный пример. И чем негодовать на них, говоря себе: « За что нам такое?» - лучше скажем: «Большое спасибо, что мы живы, да извлечем поучительный урок из данной ситуации».
Закат пустынный
То тайная делегация запорожских казаков, посланная гетманом Мазепой, возглавляемая полковником Ангелом пришла к стойбищу калмыцкого хана Аюки. Пред ними предстала картина: по степи были разбросаны многочисленные юрты, их было так много, пожалуй - больше тысячи.Что их родина, - юрта, да хребет коня. Самая большая белая юрта принадлежала Аюки – хану. Рядом с шатром возвышался шест, на нём развевалось божественное знамя Джунгар Дранха с небольшой перекладиной. Вокруг головной, в юртах по - менее расположились калмыцкие полковники, сотники, знатные калмыки. Поодаль были разбросаны в великом множестве небольшие шатры – кибитки, сшитые из простых полотнищ разнообразных тканей, подпёртых и растянутых на шестах, то были жилища простых воинов, скотоводов. Невдалеке от юрт отдыхали двугорбые верблюды – корабли пустыни, паслись многочисленные стада овец. Воздух вокруг пахнет сеном, высушенной травой, полынью. Учуявшие караван собаки залаяли, кони призывно заржали, зашевелились утомлённые часовые, лагерь пришёл в движение. Люди – это все марионетки в руках природы. Наконец – то дошли, надо рассупониться, даже и не вериться, такой трудный был переход, столько сил отдано.
Радушная встреча гостей
Жизнь человека всегда связана с движением. Каждый день он отправляется в дорогу. Короткую ли, дальнюю ли - это уже зависит от того, с какой целью он переступает порог дома. Аюка, встретил делегацию радужно, слугам приказал разместить всех по юртам, дабы смогли отдохнуть после дальней дороги, накормить и напоить дорогих гостей. Как говорят калмыки: "Эмд куняс куцях керг тасрдго болжана. Эмд бяясндян байрлх кергтя. То бурн-толга менд бяяхля, керг куцяд бяядг, куцях керг бяяня гиж бийдян дя авхм биш". Что значит: "У живого человека дела не кончаются. И этому надо только радоваться, не досадуя на то, что они есть. По калмыцкому обычаю расстелили ковры, гостей рассадили. Калмыцкая кухня несёт в себе отпечаток скотоводов – потому основа баранина и молоко. На первое подали суп – дотур, да того необычный, его основой служат потроха: печёнка, почки, рубец с внутренним салом, посыпанный нарезанным луком, он не впечатлил. Все прибывшие казаки жаловались на желудок, толмач с готовностью заявил, что эту причину способны исправить и подали суп, махал – самое лечебное блюдо, куски баранины с картофелем. От этого блюда казачки повеселели, кто - то вытащил горилку. Видя такое дело, толмач дал команду подать арака (самогонку) для гостей Сидевшие калмыки не пили водку: «Арака разрушает всё, кроме посуды». Запорожские казачки в гулевании знают толк, им даже российский мужик в этом далеко не ровня. Слуги не успевали, поспешно ставили закуски: беричи – калмыцкие пельмени, семджин – баранья печень, завернутая во внутреннем бараньем жире. Блюдо невероятно вкусное, потому всё исчезало с невероятной быстротой. Наконец – то чувство голода исчезло, казачки желали продолжения. Тут в центр юрты вышел акын (певец) с домрой.
Акын (певец)
Домра – музыкальный инструмент хорошо знакомый на Руси. Акын жалостливо запел: «Апма дернь хорхнь». «Когда взойдёшь на Алтайские горы», «На самарских трёх курганах». Это песни о Галдане, Мазан Батыре, в 17 лет участвуя в военном походе, он побеждает вражеского предводителя Янгир – хана. Он просит отца своего Цецен – хана разрешить ему выйти на бой с вражеским богатырём.
«Пока мой вороной не утомился от езды,
Пока моё копьё с сосновым древком не притупилось,
Отец, пусти меня, я нападу.
Пока ружейные пули не летят (ружьё неисправно).
Отец, пусти меня, я нападу.
Акын безусловно смог передать настрой окружающим и смог вызвать симпатии. Зачем ты вернулся, лучше бы ты здесь остался. Зачем ты ушёл? 2 Спроси богов, зачем по свету бродит певец, спроси, может тебе они скажут. Певец должен ходить, он не знает покоя; боги гонят его, а зачем – не говорят. Только присядешь, и наешься, а в сердце стучит: «Иди!» и идёшь». Казачки слов не разбирали, но понимали, всю возложенную ответственность, калмыцкие жалостливые песни разбередили казацкие души, а они требовали праздника. Моё мнение, что он состоялся. Единение казаков с калмыками было в прямом смысле повальное, так как засыпали все вперемежку. Эх, для полного счастья не хватало дивчин, сокрушался казак Прима. Да, но здесь насчёт женского полу строго, вольности житейские пресекаются, а так хотелось испытать его, ну хоть немножко. После стольких мытарств, можно и заснуть ничего не боясь, у друзей ведь находимся?
Устали казаки с такой дороги.
Под головы положены клинки.
Им травы обнимали тело, ноги.
Спокойной ночи, набирайтесь сил сынки.
Спите спокойно у нас друзьяки.
Крепкий сон даст вам сил.
Здесь не достанут вас турки, ляхи.
Об этом нас царь Пётр просил.
Ночь королевство снов – это время пробуждения души. Смертные могут погружаться в пучину сна, а душа тем временем в одиночестве путешествует. Спящий неподвижен и скован сетью снов, но тьма освобождает тысячи существ, которые бродят везде, забираясь в дома, ступая по степи, заглядывая в юрты, одним словом, где им заблагорассудится. В своей призрачной жизни эти существа не руководствуются ни чувствами, ни рассудками. Не все чудеса происходят на небе, по которому блуждают Большая медведица и её медвежонок. Прима был справедливый и разумный. Как и подобает казаку, от других не требовал, ничего не ждал, но никому спуску не давал, он осторожно вышел из юрты, по нужде. На небосклоне выступил месяц – казацкое солнышко, он осветил окрестности стойбища. Небосвод раздался, как бы стал ещё шире, божественная ночь, весь ландшафт спит. А на душе так спокойно, все благочестивые люди отдыхают. Решил пройтись, осмотреть лагерь, проверить лошадок, ладно ли им? Надо их беречь, так как обратная дорога не из лёгких предстоит. Вдруг раздался дикий рёв позади него, он оглянулся.
Сатанинский зверь
В лунном свете стоял совершённо голый чоловик. Волосы на его теле буквально на глазах у изумлённого казака превращались в густой мех, а на концах пальцев выросли кривые, острые когти. Кошмар, что за чертовщина? - подумал про себя Прима, - это бывает тогда, когда душа чоловика, покинув спящего, идёт пугать других людей. В конвульсиях чоловик пробежал несколько шагов, захрипел и упал. Через некоторое время он поднял голову и посмотрел на Приму. Прима, буквально оцепенел от страха. Прикованный - к месту ужасом увиденного, ни ногой, ни рукой в тот миг не мог пошевелить, будто хватил паралич. Что делать, неизвестно, как поступить? Через мгновение чоловик исчез, вместо него на этом месте стоял волк с жёлтыми, мерцающими в ночи глазами. Зверь не нападал, сатанинскому животному и нужды нет, он задрал пасть к небу, и из глубины вырвался тихий и протяжный вой. Ветер всё так же бурно гулял пл степи, чувствуя себя истинным хозяином здешних мест. Надоть – то перекреститься, да плюнуть оборотню на самый хвост, тоды ничего и не будет. Да оно, конечно так, но испужался правда сильно Прима, да и не наложил крест. Эхом прокатился этот вой среди лагеря, Прима проснулся в липком, холодном поту. Экая - чёртовщина, что за дела, какие – такие чудеса с человеком происходят? Глядь на руки, они все в крови, посмотрел в бочку с водой рядом стоящую – и лицо также. Недобрый сон, что он сулит казаку? Наутро часовые заявили о нападении волков, и потере десятка овец в стаде, сон в руку? Да, но как его трактовать? Видимо Всевышний предупреждает его о надвигающейся опасности, будь осторожен? Знать бы - откуда и от кого исходит смертельная опасность, да разве знаешь, на какой дороге оборвётся нить твоей жизни, эта мысль постоянно доставляла Приме неудобства, от которой он не мог избавиться всю обратную дорогу. Но поделиться своими потайными мыслями было не с кем. Единственный, близкий чоловик с которым он мог поделиться - это был Кобылянский. Но он находится так далеко, и это угнетало и пугало Приму. Для преданного друга нельзя никогда сделать слишком много. В быту нельзя доверять никому, дабы впоследствии не иметь недоразумений. Так как в миру - нет ничего постоянного, а только те или иные интересы. Хорошо, когда они совпадают, а если нет, тогда подумать даже страшно, продадут за понюшку табака, так люди бают. В сказанном не приходится сомневаться, таковы наши суровые реалии. К подходу и выбору друзей необходимо подходить строго, порой, зачастую от них зависит наша жизнь.
Полковник Ангел был ранее знаком с калмыцким ханом, так как участвовали совместно во взятии Азова. Вот он сидит по центру, вальяжно раскинувшись, откинув голову, подпёршись рукой. Вокруг него полукругом на ковре расположились десяток полковников, сотников. Все в обыкновенных долгополых одеждах, перетянутых ремешками - поясами. Апостол сделал шаг вперёд, опустился на колени, затем опустился на пятки, и смотря прямо перед собой заговорил: «Великий хан, гетьман земли украинской Мазепа в моём лице приветствует храброе калмыцкое войско и тебя лично Аюка – хан. Он направил меня к тебе с просьбой вручить «Доверительные грамоты», да и богатые подарки передать, с целью укрепления наших дальнейших дружественных связей. Мы думаем: « Что наша совместная деятельность будет направлена на укрепление границ по содержанию порядка и мира. Если нападут враги, мы совместно будем противостоять, тогда будем отражать нападение, будем защитой России». Хан в ответном слове выразил готовность служению. « Я воин, и мой меч в каждом походе будет послушен слову хана – Аюки. Если ты прибыл как друг, ты можешь оставаться близ меня, здесь ты найдёшь себе верных друзей, здесь ты обретёшь кров. Слава твоему мудрому решению хан. Позволь мне положить к твоим ногам присланные гетманом подарки: ювелирные украшения, драгоценные камения, огнестрельные ружья инкрустированные золотом и изумрудами, персидские ковры сабли, табун ахалтекинских скакунов, и много другого товара. Хан с благодарностью принял богатые подношения. Пробыв три дня у грозного хана, обменявшись Доверительными грамотами, делегация украинского гетмана отбыла восвояси, так и не убедившись в лояльности Аюки. Откровенные душевные беседы, рассчитанные на прощупывание хана - на недовольство московской властью, ущемление ею свободы действий. Непростые отношения с соседями: турецким султаном, крымским ханом, искавшими дружбы калмыцкого хана, растущей мощью шведского короля Карла 12, не оправдались. Хан был твёрд, в своих убеждениях, что готов быть вассалом и служить одному господину – царю Московии верой и правдой. А сам со своими нукерами нет, нет, да и совершал набеги на российские поселения, грабил и продавал россиян рабами крымскому хану. Благо за них давали хороший куш. Боясь, что Аюка пойдет на союз с крымским ханом, оно вновь прибегло к посреднической помощи Касбулата Черкасского – первого воеводы Астрахани, и надёжного друга Аюки. Князь Казбулат Муцалович Черкасский – легендарная личность в истории Российской империи, потомок древнего княжеского рода. Потому как получил лично от царя Алексея Михайловича « Жалованную грамоту на княжение над не русским населением Терского города». В ней было написано: « Казбулат мурзе князю Муцалу – сынуЧеркасскому за службу его деда Сунчалея, дяди Шолоха и отца князя Муцала, велен быть ему князем над окочанами и черкесами в Терском городе и судить их, в ратном строе и во всех делах и ходить на царскую службу во все походы. Начиная с 6 века Московское государство направляло в Кабарду православных миссионеров, которые приобрели многих приверженцев, последователей христианства. О сближении Кабарды с Москвой пишет, что «кабардинский народ» был обрадован союзом и покровительством России». Поговорка Тхьэ иуэ пащтыхь Иван хэту", что значит «Клянусь именем царя Ивана». Казбулат Муцалович пользовался неограниченным авторитетом среди князей и мурз Северного Кавказа, а также терских и астраханских воевод. Осенью 1674 году князь Каспулат Муцалович Черкасский прервал крымский поход и отправился в Кабарду, где началось восстание. Верховный князь Большой Кабарды Мисост - мурза Казыев перешёл на сторону крымского хана и принял решение переселиться со всеми своими подданными из Пятигорья за р. Кубань. Мисост - мурза разорил владения Каспулата Черкасского и вместе со своими людьми отправился на новые места проживания. Каспулат Черкасский, с кабардинской дружиной и калмыцким войском отправился в погоню за отступающими мятежниками, настиг их и вернул на старые места проживания. Верховный князь Мисост-мурза Казыев вынужден был вернуться в Пятигорье, отказаться от связей с крымским ханом и принести «шерть» (присягу) на верность русскому царю.В июне 1675 года по царскому приказу князь Каспулат Муцалович Черкасский прибыл из Кабарды в Москву, где был принят в Посольском приказе. Русское правительство обсудило с князем Каспулатом план новой военной кампании против Крымского ханства.В августе 1675 года Каспулат Черкасский с небольшим отрядом (до 800 чел.) прибыл в Запорожскую Сечь, где вступил в переговоры со знаменитым запорожским атаманом Иваном Серко. Каспулат и Серко договорились о проведении совместной военной операции против крымских татар. 23 сентября объединённые отряды кабардинцев, калмыков (под начальством Мазан-батыра) и запорожских казаков перешли Сиваш (Гнилое море) и разорили внутренние крымские улусы, захватив большое количество пленников. В конце сентября союзники вернулись из в Запорожье, разгромив под Перекопом татарское войско. За этот поход на Крым князь Каспулат Муцалович Черкасский получил в награду от царя Алексея Михайловича «шапку бархат с петли, да фаразею бархатную, золотую на соболях с аламы, нанизанные жемчугом». В Каспулат вёл переговоры с калмыцким ханом Аюкой о совместном выступлении против Крымского ханства. Затем, Каспулат Черкасский, действовавший по инструкциям Казанского приказа, отправил трёх своих узденей с посольством к крымскому хану Мурад Гераю в Бахчисарай. « Служба твоя и радение у нас, великого государя никогда незабвенны будут». В окрестностях небольшого Терского города по поручению царя Петра -1 князь Каспулат Черкасский встретился с Батыршей, послом крымского хана Мурад Герая, направленным в ответ на его посольство в Крым. Батырша сообщил, что турецкий султан приказал крымскому хану отправить посла в Терки для переговоров с князем Каспулатом Черкасским, доверенным лицом русского правительства, и через него передать в Москву о желании заключить мирный договор. При дворе великих московских князей стали появляться выходцы с Кавказа, представители знатных родов. Они составили ядро княжеской группировки, которые ориентировались на Москву. Представители этих родов стали выезжать на службу в Россию и стали известны как Черкасские и заняли высшее положение в существующей иерархии. В следующем 1681 году после длительных и непростых переговоров было заключено 20-летнее перемирие с Османской империей и Крымским ханством.
Калмыки мой народ
Аюка – хан лежал на ковре, костёр догорал, в шатре было темно, наваливался сон после сытного бешбармака, молодой барашек приготовленный на огне доставил удовольствие, утолив голод. Собеседник – воевода Астрахани князь Черкасский внимательно слушал, не перебивая грозного хана. Аюка – хан доказывал, что он не будет щадить крымского хана Саадата Гирея, так как не пристало нам калмыкам отступать от шерти. Больше того, хотя мы, конечно, благодарны за богатые подношения, но его повадки нам принесут немалые беды. «Все прибыли в калмыцком ханстве проистекают от Московии, от христиан», убеждал хана Аюку - воевода Черкасский. «Татары же живут с налогов, да притеснений христианских тружеников. Верно, я ли говорю? Ты подумай хорошо хан, с кем тебе будет лучше?» Кабардинскому князю удалось убедить Аюку сохранить верность России, да и не прельщаться на посулы, со стороны турецкого султана, крымского хана и азовского паши. Об этом князь Черкасский сообщил в Посольский приказ в 1681 году. В груди хана царило какое – то странное волнение, имели место тревоги за завтрашний день. Тут же всколыхнулись воспоминания о пройденном пути, где его подстерегали грозные опасности, но на помощь приходили Боги и дарили ему спасение. Аюка, несмотря на уговоры и богатые подарки от крымского хана, азовского паши, которые охотно принимал, взял, да и чистосердечно передал кабардинскому князю Черкасскому все письма крымского хана. Черкасский – князь, сенатор, канцлер. Первой женой князя стала двоюродная сестра Петра -1Агриппина Львовна Нарышкина, это о многом говорит. Овдовев, женился во второй раз на княжне Марии Юрьевне Трубецкой. Он Пётр – 1, уезжая по разным делам из столицы - не раз поручал князю Черкасскому обязанности доверенного лица. Последние годы жизни Черкасский провёл при дворе царя, окружённый его особым вниманием. Зарекомендовал себя князь так как «отличался степенностью, приличной его пожилым летам, честно, заслужил всеобщую любовь».Черкасский сидел первым в Боярской думе и при перечислении думных списков назывался всегда первым. Носить бороду, в отличие от других бояр было разрешено только князю Черкасскому и боярину Стрешневу, остальные, чтобы брили. Ближайший и верный соратник Петра -1, стольник, любимец пользовался неограниченным доверием царя, он стал видным политическим и военным деятелем того времени. Его кандидатура выставлялась на русский престол. Он считается первым гидрографом Каспия. Его именем назван один из заливов Каспийского моря. Умер в 1724 году, похоронен - в Новоспасском монастыре на Крутицком холме у берега Москвы реки.
Новоспасский монастырь на Крутицком холме
Аюка, сообщил в Москву, что он продолжает сохранять данную им шерть, да и не склонен мириться с крымцами. Это была последняя встреча Касбулата со своим давним и испытанным соратником по многочисленным походам калмыцким ханом Аюкой. Роль калмыков трудно переоценить во внешней политике 17 века. Они участвовали во всех крымских и азовских походах русской армии, отстаивали интересы России на Украине, подавлении мятежей К. Булавина, башкирского восстания 1705 – 1711 годов. Хан – Аюка умер за год до смерти своего покровителя российского императора Петра – 1 в возрасте – 82 лет в 1724 году. С его смертью начались распри, междоусобные войны, в результате которых «ханство» ослабло, и уже не могло выполнять той отведённой Россией ему роли.
Свидетельство о публикации №221081600287