глава 13 роман Кочубей

 
               
                Празднества на Руси
  После 160 дней зимы всего на несколько недель приходит весна. Сначала трескается и ломается лед на реках и озерах, и вновь слышно журчание ручьев и плеск волн. На суше в оттепель разливается безбрежное море грязи, которое с трудом преодолевают и человек, и зверь. Но с каждым днем отступает почерневший снег, и вскоре идет первый весенний  дождь, который сбивает оставшуюся пыль, грязь с домов с прошлогодней травы.
  Воздух стал свежее, небо как бы очистилось. На востоке наступают просветы, просыпается заря нового наступившего дня. Рассвет быстро набирает силу, в утреннем тумане встаёт, просыпается солнышко,  его первые лучи уже видны на горизонте. Рассеивается лёгкий туман над  Ворсклой, он поднимается вверх над правым крутым берегом. Он клубится над вершинами сосен.Но жители Диканьки ещё спят, не видно пробуждения ни в домах, ни на улицах. Леса и луга зеленеют и оживают, пробиваются первые ростки зелёной травы. Появляется зверье, прилетают скворцы, жаворонки и ласточки.  Весну встречают с радостью, заждались тепла все: и люди и животные. Солнечные лучи касаются травы на лугах, согревают крестьянские спины и лица, дни быстро удлиняются, повсюду земля пробуждается к жизни, и радость обновления и освобождения от земных тягот побуждает людей петь и веселиться. Первого мая отмечают древний праздник  Возрождения и Плодородия, когда люди танцуют и бродят по лесам. Первое мая (Травень) – древний праздник Возрождения и плодородия.  Этот день с 30 на 1 мая в ночь, отличается тем, что он является днём силы. Праздник начинается зажиганием костров в эту ночь, провождением ритуала в честь Богини, плясками, угощениями, пением священных  весенних песен. Рано утром собирают росу, которую добавляют в приготовлении всевозможных зелий для удачи.
 
                Богиня Жива
  Так же в это время необходимо пропустить прогнать скот между двумя кострами,  чтобы очистить его от напастей, да всевозможной  хвори, обновления жизненных сил, любви и сексуальности. На лугу принято устанавливать шест из ели, очищенной от ветвей, к верхушке крепились ленты. Молодые  парни и девушки,  держась за концы лент, танцуют вокруг шеста. Парни шли по часовой стрелке, девушки - против часовой стрелки двигались навстречу друг – другу, ленты были большой длины. По переплетениям лент предсказывали урожай в будущем году. Вода - другой важный элемент праздника. Считается, что если перед рассветом в этот день омыть лицо росой – радоваться будешь целый год, удача не покинет. С майской росой приобретаешь здоровье и счастье. Другой народный обычай – испить воды из колодца перед рассветом для укрепления здоровья и к удаче. Матушка-природа пробудилась от зимнего сна. С каждым днём всё вокруг зеленеет, свежеет, распускается, оживает. Да и как по-другому, ведь весна на дворе? Между тем, наши предки издавна связывали этот процесс пробуждения и обновления с деятельностью славянской Богини Живы. Имя Жива - само слово говорит о себе — это жизнь, живое и дышащее, богиня - ведающая и дарующая всему в мироздании жизнь. От имени богини образовалось много слов, жилище, жизнь, житуха. Эта жизнь благословенна свыше. Напротив то, что является не благословенным и тёмным так и называлось - нежить. В старые времена вместо слова жизнь использовалось слово живот, учениями, которые утверждают,  что самая важная чакра находится именно в животе. Таким образом,  сосредоточие человеческой души находится в животе. Так же ещё издревле пошло понятие, что чоловик живущий хорошо, да  и имеющий богатство непременно должен иметь  большой живот. Мужики с большим животом, как правило, по природе своей - ленивы, они зачастую любят вечером смотреть в звёздное небо, считать звёзды, при этом непременно размышлять о своей главенствующей роли в семье, о чём – то будничном, загадывать желания. Все жёны знают их слабости,  и пользуются ими – повсеместно,  сохраняя при этом спокойствие, в угоду любимым  мужьям. Господство мужчин в браке есть простое следствие его экономического господства,  оно самой собой исчезает вместе с мужчиной. Хорошее  пузо - для мужика не обуза, конечно, гораздо лучше иметь большой живот, чем маленький горб. Как правило, с этим утверждением все женщины издревле дружно соглашаются.
  Посевная пора – самая важная в жизни крестьянина, она отнимает много времени, от её проведения зависит успешность урожая. Здесь нельзя медлить, а также торопиться, надо точно уложиться в сроки. Главное в посевной выбрать такой период,  чтобы матушка земля ещё сохранила влажность, но уже набрала необходимое тепло.
   
                На речке
Ждёт меня милый у речки.
Рвётся, волнует сердечко.
Ждёт оно страстное – бури.
Парубок душу охмурил
.
В лес я пойду  до берёзки.
А на ней серьги – девичьи слёзки.
Ветер приветливо дует.
Нас он любовью балует.
Месяц на небе светит так ярко.
Нам в кошенине с любимым так жарко.
Звёзды зажглись,  тоже светят.
В свежем стогу не заметят.

Любит избранник так люто.
Быстро проходят минуты.
Мы передыха не знаем.
Только под утро со стога слезаем.
            
              Припев:
Ждёт меня милый у речки.
Рвётся, тоскует сердечко.
Ждёт оно страстное бури.
Парубок душу охмурил.

  Неотъемлемой частью посевной поры является секс. Девушки гуляют по полю ночью голышом, чтобы поделиться силой деторождения с землей. Мужчины тоже нередко раздеваются при засеивании. Видимо Бог создал такие ночи,  чтобы покровом неземной чистоты облечь любовь человеческую. Ну, и чтоб урожай был хорош наверняка, славяне занимаются сексом прямо на поле или имитируют его, перекатываясь туда-сюда. При очень высокой нравственности простого народа, девки - русские иногда приносили в подоле, а чтобы от позора уйти, подкидывали младенцев между грядок на огородах. Их как, правило, всех забирали, потому как холопы всюду были нужны, требовались рабочие руки. Бездомность была высока в ту пору. Кочубей размотал тряпки, объявив, что явился новый гражданин Российской империи: «Навалил сердешный, ну – богатырь, будь здоров, хорош казак будет». Бабки осмотрели подкидыша, искупали в тёплой воде, накормили. Не успели управиться с мальчонкой, глядь уже несут нового. Это была девочка, она была уже  побольше,  уже смышленая, но вся в коростах, в болячках. Назвали её  Одаркой, дескать - сам Христос одарил. А пока юные в праздник веселятся, старики благодарят Бога за то, что смогли пережить зиму и снова увидеть весеннюю пору. Собрались грозовые тучи, закутывая непроницаемым туманом и уже можно было временами слышать отдельные раскаты весеннего грома, приближавшиеся к месту расположения поселения. Диканька утопла в зелени.  Повсюду растут  белоствольные стройные берёзы, густые липы источают медовый запах, на них роятся пчёлы, которые усиленно трудятся собирая первый весенний майский мёд, окрепли, набрались силой четыре дубка посаженные в старину пра – прадедом  Кочубея Василия Леонтьевича. Хлынул дождь, да такой сильный, настоящий ливень. Призрачный свет молнии, голубыми потоками заливший окрестность, озарил небо и землю. Сквозь завесу дождевых струй в странном колышущемся тумане еле видны  очертания домов, куполов церкви, по небу рвались изорванные тучи с фантастическими очертаниями, которые мчались с невероятной быстротой.  В тот же момент раздался оглушительный раскат грома,  и гулко отозвалось эхо. У церковной ограды толпившаяся молодёжь, ожидавшая игрищ,  стала спешно расходиться, дивчины нарядные, повязанные цветными гарусными платками сожалели, что не пришлось поплясать на празднике. Казалось, не обращая никакого внимания на ливший, потоками проливной дождь, на улице показалась карета запряжённая шестёркой лошадей с роскошными гривами и длинными хвостами. Она  остановилась у церкви, с кареты прикрываясь зонтами - вышла пара взрослых, с ними была маленькая девочка. То была семейная пара Кочубеев,  сам Василий Леонтьевич с супругой Любовь Фёдоровной и второй дочкой Матроной. Воскресение – это малая Пасха, с утра звонят колокола.  «Господь сотворил свет и отделил свет от тьмы, как радостно заметить сходство с днём воскресным.  Ведь  Воскресный Христос победил тьму. Так в праздновании воскресного дня соединяются оба конца истории – её творческое начало  и её грандиозное завершение. И вся роскошь этой богословской трапезы доступна всякому человеку, участвующему в воскресной молитве».  Колокола,  они своим звоном радуют души православных. "Благовест – (блага весть) производится церковный звон одним большим колоколом, который извещает о начале богослужения. Стелется густо-темным туманом - медленно угасает в дали. Следом второй. Рушится темный горизонт - незримо осыпается медленными отвалами, и по его краям, озаренным, светлые голоса, сыновние, малолетних, меньших. В смутную даль, в длящийся туман гула, зарево обнимает третий удар благовеста. И уже проснулось в ответ все колокольное золото, синее - всполыхнуло, рассыпаясь ручьями, а по ним, сплетаясь и загораясь в небе, синими крыльями ласточек - длинные клики сливающегося полета». Какая «ляпота»  – этот колокольный звон, в душах православных оставляет неизгладимый след своим божественным звучанием, каждый колокол наделён своим звучанием, их голоса отличаются друг от друга, их невозможно перепутать единожды услышав.
 
                Святая Пасха
  Малиновый звон разносится по округе,  боже мой, какая ляпота, какой переливающийся звук благолепный, для  слуха православного человека, он исцеляет и очищает пространство.  Какая праздность наступает вокруг, всё живое замирает в продолжение этих удивительных звуков. Кажется сам Христос  лицезреет с небес в эту минуту на происходящее. Церковь – это христиане, соединённые со Христом. Участие в богослужении является для христиан жизненно необходимым устремлением Истинного  утешения, которое можно получить только в храме. Дабы получить усмирение страстей и защиту от насильственного вмешательства злых духов. «Не будь лжив, не отлучайся от церковного собрания: как дождь растит семя, так и церковь влечёт душу на добрые дела. Всё дышит какой – то таинственностью, возле церкви стоит карета странного гостя: словно всё это, перелетело из какого – то другого мира. Лошади в яблоках, такие сильные, крепкие, словно львы, стоят тихо и смирно. Прихожане идут в храм с верой в своём сердце и молитвой на устах очиститься от греха в своей мирской жизни». Ходить надобно жёнам совместимо с мужьями, детьми. А в церкви стояти – ни  с кем не беседовати, с молчанием слушати, никуда не обзиратиси, ни на стену не приклонятиси, ни к столпу, ни с посохом ст, ни с ноги на ногу переступати, и до отпуста церкви не уходити, а приходить к началу.
 
                Молитвенный текст о восстановлении и  сохранения семьи               
  «Владычица Всемогущая, возьми под свой покров семью мою, всели в сердца супруга моего (супруги моей) и чад наших мир, любовь и не прекословие всему доброму. Не допусти никого из семьи моей до разлуки и тяжкого расставания, до не исцелимых болезней и преждевременной и внезапной смерти. А дом наш и всех нас, живущих в нем, сохрани от огненного запала, воровского нападения, всякого злого обстоятельства, и страхования, и дьявольского наваждения. Да и мы купно и раздельно, явно и сокровенно будем прославлять Имя твое Святое всегда, ныне, и присно, и во - веки веков. Аминь». Чудотворная молитва о семье считается особенно благословенной для всех православных христиан. Люди от многого отучаются, и хорошо делают, - лишь бы, отучившись от одного,  научились другому,  Сердце человеческое  не должно пустовать. Происходит известное разрушение, и пусть происходит, - но при условии, чтобы оно сопровождалось созиданием. Подделки прошлого принимают чужое имя, и охотно выдают себя за будущее. Прошлое – это привидение,  у прошлого своё лицо – суеверие, и своя  маска – лицемерие.


Рецензии