В баре продолжение
- А давай мне коктейль «Секс на пляже», а то у меня ни того, ни другого в ближайшее время не предвидится, - сказала я, со смехом усевшись на барный стульчик.
- А мне что-нибудь с шартрёзом, типа «Аляски» - заказала подруга, легко вспорхнув на высокий стул рядом. Сегодня было мало людей, несмотря на конец рабочей недели, многие в отпуске, поэтому было немноголюдно, звучала тихая музыка в стиле lounge. Мы культурно расслаблялись.
- Ты мне обещала про интеллигентный грабёж рассказать, я вся во внимание. Помнишь тему?
- Конечно, помню, речь пойдет о дяде подруги, её мамином брате… Представь, человек - уникум, заслуженный врач, профессор, самый видный специалист по эпилепсии, к которому на прием вперед за несколько недель записывались. Большая частная практика со значительными дивидентами. Известность странового масштаба. Ну, ещё добавь, что он прошёл всю войну до Берлина, от военврача до начальника госпиталя и владел немецким языком в совершенстве. Побывал в советские годы в разных немыслимых странах - Япония, Непал, Италия, Австрия и тд. Коллекционировал скульптуры малых форм и картины. Дядя подруги был шутник, юморист, музицировал на кяманче, показывал разные фокусы со шляпой, кстати, эти фокусы подругу в детстве всегда изумляли: она вертела в руках его мягкую фетровую шляпу и пыталась найти двойное дно или тайник, не понимая, что весь секрет был в его проворных докторских руках. Был, однако, и современен - любил рок музыку, своей 10-летней племяннице давал слушать оперу «Иисус Христос Суперстар» Дип Парпл на своём наплечном магнитофоне Грюндинг - и это в конце 1970 года! Фантастика!.. При этом был очень добрым и мягким, человеколюбом. Так вот, в то мартовское утро, как обычно, он отъезжает в свой институт усовершенствования врачей, где читает лекции…
Подруга ненадолго замолкает, поднося к губам зеленоватый коктейль шартрёз, лед маленьким айсбергом плавно звякает о широкий бортик бокала.
- Это было 15 марта, в день рождения подружкиного мужа… помню как сейчас…
- Ну и что потом?
- Спустя минут двадцать в профессорской квартире раздаётся дверной звонок. А дома были бабушка, тётя и двоюродный братец, вернувшийся с ночного дежурства. «В такое время редко кто приходит в гости», - подумала тётя и посмотрела в дверной глазок. За дверью стояли четверо: девушка и трое мужчин, девушка и один из мужчин были явно славянской внешности. Тётя спросила их кто такие, один из них приблизил к глазку удостоверение. Прочитав, что было там написано, хоть тут же всё напрочь забыв, тётя открывает дверь. Все четверо поздоровались и представились: «Оперативная андроповская группа КГБ СССР, из Москвы» - далее перечислялись фамилии и звания всех четверых.
- А причём тут московское КГБ и дядя медик? - с удивлением спросила я.
- Имей терпение… Тут они очень уважительно говорят о профессоре, что, дескать, он известный учёный, врач, офицер, прошедший всю войну, но в Москву отправлено письмо, где говорится о частной практике уважаемого доктора, об огромных денежных гонорарах. «Мы приехали всего лишь сделать опись имущества», тут они предъявили какую-то бумажку, предупредив при этом, что к телефону никто не подходит, двери не открывают, никто не входит и не выходит, пока опись не будет произведена. Да, и здесь добавляют, что другая группа чекистов уже беседует с профессором у него в институтском кабинете. Конечно, сначала все в замешательстве, у тёти руки трясутся, бабушка пьёт сердечные капли. А «специалисты» тем временем начинают опись имущества: картины, скульптуры, старинные иконы, а в самом конце серебрянные и золотые изделия. Это всё имело и историческую, и художественную ценность - тут были классики армянской живописи, изделия из прошлых веков с клеймами Сазикова и Овчинникова, ювелирные изделия с камнями и без…
- А потом что?
- Дело в том, что они в конце заявили, что кроме описи, надо еще взвесить все золотые украшения, оценить камни, а этим займется специалист ювелир, который сидит в здании республиканского МВД. А дом дяди расположен на Исаакяна, до смешного близко - между МВД и КГБ. Все эти изделия были помещены в старый дядин кожаный портфель и было предложено 30-летнему кузену сопровождать их, чтобы взвесить, измерить, а потом принести обратно. Когда все они спускаются, этажом ниже один из «чекистов» спрашивает, взял ли с собой паспорт, ведь там пропускная система. Оплошавший кузен возвращается домой, пока находит паспорт и спускается, никого уже нет - ни в подъезде, ни во дворе, ни на улице.
- И что?
- Тёте всё уже было ясно, она ещё во время «описи» подсознательно чувствовала какой-то подвох, причём, по мелочам - то икону-новодел специалисты приняли за старину, да и в клеймах особо не разбирались, то с удивлением спрашивали «а зачем венецианский жемчуг держать в рисе»…
- А потом?
- Позвонили дяде, у него как раз лекция закончилась, тётя ему «андроповская группа была у тебя?», он удивлённо «это ещё что за шутка?».
- Надо же, так спокойно имущество описать, а потом, культурно так, самое ценное забрать и сказать адью… Фактически, своими руками своё добро дали этим аферистам.
- В тот же день министр МВД Шагинян создал специальную оперативную группу по расследованию этого дела, через пару часов после случившегося все выходы из страны тщательно проверялись, всюду искали преступников, чьи портреты, собранные по фотороботу, были у сотрудников на руках. И так почти шесть месяцев. Никого и ничего не нашли. Кстати, на ближайшей лекции по судебной медицине, лектор моей подруги (она же тоже врач, у них это семейное) профессор Авакян привел в пример именно этот случай, назвав это недавнее ограбление уважаемого профессора «уникальным» по виртуозности, «миллионным» по ценности. Кстати, тема лекции называлась «Место преступления», лектор хотел показать на этом примере, что такое крупное преступление может иметь место в обычной квартире, без следов насилия и погрома.
- Да, представляю душевное состояние бедного дяди.
- А он особо и не переживал, был счастлив, что никто не пострадал, что его коллекции на месте, а золото, как он говорил, имеет свойство притягивать бандитов… так и прожил до глубокой старости, до 90 лет и звания академика, до последнего дня не теряя разума. Правда, уже были другие годы, другая жизнь и другая страна…
- Ну как твой шартрёз?
- Приятный на вкус и красивый. А ты знаешь, такой цвет есть в колористике, по названию ликёра, шартрёз?
- Серьёзно? Интересно… но история была - прям хоть кино снимай!
Подруги замолчали, каждый думал о своём…
10 августа 2021
Свидетельство о публикации №221081600388