Писательство и великая русская литература

     Развитие письменности и языка разделило человечество на писателей и читателей, но разделило достаточно условно: все писатели родом из читателей, и значительная часть читателей считает себя в душе писателями.

     Сегодня пишут все. По разному поводу и исходя из разных соображений.

     Многие, живущие по принципу: «Чего изволите? За ваши деньги – любые ваши прихоти», готовы написать всё, что угодно – лишь бы хорошо заплатили. Они с удовольствием эксплуатируют массовый спрос на развлекательную литературу всевозможных жанров. Кроме того, они никогда не откажутся состряпать какую-нибудь «интеллектуальную провокацию», призванную усилить в сознании людей хаос, выгодный тем, кто готовится править миром дрессированных человеческих индивидуумов. Почему бы и нет?  После систематической «промывки мозгов» массы людей с деформированным целеполаганием превращаются в толпы читателей, жаждущих очередной порции «чтива».

     Также многие пишут, по их словам, чтобы «выразить самих себя», хотя на самом деле – ради кратковременного обретения состояния экзальтации: пытаясь в фантазиях выйти за пределы своей видимой и осязаемой сущности, они желают самоутвердиться в координатах некого несвязанного с повседневностью измерения. Понятно, что именно их творениям присвоено название «заумь».

     Ещё есть пишущие, которые, по их словам, «не могут не писать» и (или) считающие писательство лучшим способом времяпрепровождения. Их не особенно интересует наличие или мнение читателей, как, собственно говоря, и немногочисленных читателей не особенно волнует их творчество. Таких писателей снисходительно прозвали «графоманами».   

     Но есть писатели, не работающие по указке заказчиков, не жаждущие любым способом выразить некое своё «я», непонятное даже самому себе, не убивающие за письменным столом свободное время, которое не знают, как ещё использовать – они писательским трудом передают читателям свой духовный опыт познания жизни. Уверовав, что разумное и доброе вечно, в отличие от слепящей мишуры быстро меняющихся ценностей текущего дня, они исповедуются в том перед читателями.  Именно из таких духовно зрелых личностей и сложилась великая русская литература.

     Пушкин, Гоголь, Достоевский, Гончаров, Лев Толстой, Есенин, Шолохов… Воздействие их творчества на читателей удивительно по своей глубине. Читая их произведения, мы как будто бы смотримся в зеркало. Это мы с вами: Онегины и Ларины, Чичиковы, Коробочки и Ноздрёвы, Раскольниковы и Карамазовы, Обломовы, Ростовы, Болконские и Безуховы, Снегины и Мелиховы… Это мы мучаемся их проблемами, пытаемся вместе с ними их решать, радуемся и огорчаемся, пропадаем и возрождаемся. Великие русские писатели, говоря о себе, рассказывают о нас, они – эхо наших мечтаний и размышлений, поисков и надежд, побед и поражений. Они укрепляют в нас инстинктивную веру в то, что при всей нашей непохожести друг на друга, базисные основы личности людей едины, а потому мы обречены на взаимопонимание, ведь в конечном счёте любовь и есть обретение себя в ближнем; и что непонимание рождается тогда, когда кто-то, возомнивший себя особенным, отличным от всех остальных, нарушает эту установленную гармонию.

     Именно она, эта божественная гармония, силой своего притяжения связующая людей в единую духовную сущность, является «визитной карточкой» великой русской литературы для людей, взыскующих пищи для ума и сердца.


Рецензии
Неплохой анализ типов пишущих, хотя и далеко не полный и несколько поверхностный.

Автор определил 3 типа авторов, к которым от себя придумал четвертый

"Но есть писатели, не работающие по указке заказчиков, не жаждущие любым способом выразить некое своё «я», непонятное даже самому себе, не убивающие за письменным столом свободное время, которое не знают, как ещё использовать – они писательским трудом передают читателям свой духовный опыт познания жизни"

Здесь автор размечтался о несуществующем и неосуществимом (к счастью, добавим, ибо из таких рождаются инквизиторы)

Владимир Дмитриевич Соколов   23.11.2023 17:07     Заявить о нарушении
Оставим инквизицию в покое - такую серьёзную тему не обсуждают походя.

Пушкинские стихотворения, без которых невозможно представить его творчество: 1829 года - "Жил на свете рыцарь бедный", 1830 года - "Стихи, сочинённые ночью во время бессонницы", "Когда порой воспоминания", 1833 года - "Не дай мне Бог сойти с ума", "Французских рифмачей суровый судия", 1834 года - "Осень", "Он между нами жил" - не включались Пушкиным в изданные им при жизни 4 сборника стихотворений (последний - в 1835 году).

Также не были нигде опубликованы написанные в 1835 году "Странник" и "Вновь я посетил", в 1836 году - "Мирская власть", "Подражание итальянскому", "Из Пиндемонти", "Отцы пустынники и жёны непорочны", "Когда за городом, задумчив, я брожу", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный" - и без них невозможно представить сегодня творчество Пушкина.

Разве все перечисленные выше произведения Пушкина - не попытка передать читателям свой духовный опыт? Пусть даже будущим читателям?

А когда Игорь Северянин, эмигрант без эмиграции, пишет в Эстонии высокодуховные стихи, издаваемые мизерными тиражами, но продолжает в беспросветной нужде писать, возлагая надежды на будущих читателей - это разве не то же самое?

А когда Николай Рубцов, практически не издаваемый, пишет и пишет о себе и своей любви к Родине, понимая, что когда-то кому-то его стихи будут духовным подспорьем - это разве не то же самое?

Софрон Бурков   23.11.2023 10:56   Заявить о нарушении
Если писатель будет думать только о том, как "писательским трудом передать читателям свой духовный опыт познания жизни", он скатушек с'едет. Слишком вычурно и плакатно вы себе рисуете писателя. На самом деле есть не только разные писательские типы, но и сам процесс писания сложный и противоречивый процесс, включающий в себя много компонентов и этапов. Обсуждение которых не для короткой перепалки в замечаниях к сетевым миниатюрам

Владимир Дмитриевич Соколов   23.11.2023 15:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.