Жимолость и камень

               
Камень знай. Камень храни.
Огнь сокрой. Огнем зажгися.
Николай Рерих

Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.
Михаил Ломоносов



       Зачем приезжал на Алтай Рерих? Зачем Алтай  туристу?  Оказывается, есть люди, бродящие по горам в поисках особых точек.  В этих точках потоки энергии устремляются к нам из Космоса.  Встал на эту точку и подставляй руки, пропусти поток через себя.  Ради этого потока можно и погибнуть, как это случается на Чертовом Пальце (впрочем, говорят, это не весь палец, а кончик копыта).  Есть такая точка и на водопаде Эстибу, что на Телецком озере. Лежит у водопада камень, такой холодный, что от прикосновения к нему  даже жарким летом в дрожь бросает. Эзотерика. Рядом табличка с пояснениями и инструкциями. Вокруг сотни интересных растений, табличек возле них нет. Что вы получите от общения с камнем,  вам разъяснят. А что вы получите от общения с растениями? Ничего. Предлагаю вам читатель  общение с одним из растений, что цветет и плодоносит возле камня, притягивающего взгляд туриста. Растение это в окружающих зарослях,  конечно, не замечают, а зря.  Это алтайская синяя жимолость.
 
          Какое чувство  возникнет у туриста, если он услышит слово  «жимолость»? Наверное, сожаление, что он эти кусты не заметил и ягоды не съел. Длинные синие плоды  действительно висят на ветвях все лето,  в этом их первое отличие от дачных родственников.  Если вы с радостью собираете жимолость у себя на даче (ранняя ягода), или покупаете ее на рынке, значит,  вы не знаете, что такое жимолость.  Только посмотрите на нее внимательно и вам откроются неведомые доселе миры. Свое название благородный род Жимолости получил в честь Адама Лоницера, родившегося  пятьсот лет назад в славном городе Марбурге. Этот немецкий город с узкими крутыми  улочками и вечными средневековыми домиками близок русскому человеку. Ведь там  в университете учились и Михаил Ломоносов  и Борис Пастернак.  Получив звание врача,  Лоницер уехал во Франфурт-на-Майне  и счастливо женился на дочери местного книгоиздателя, известного не  тем,  что издавал весьма популярные в   те времена травники о лекарственных растениях ( продолжая открытие  Гуттенберга) , а тем, что впервые в истории стал участником  скандала по нарушению авторских  прав. Лоницер решил создать  свой травник. Он создал  его так хорошо, что красивая книга с цветными гравюрами переиздавалась еще сотни лет после смерти автора. Почему? Она была издана не на латинском языке, как тогда было принято, а на немецком, а названия растения Лоницер сам придумывал и тоже на немецком языке, и были в ней сведения не только о целебных растениях, но и о животных, и даже о металлах. Конечно,  эти сведения были обобщениями всех целителей, начиная с античных времен, сам автор ботанических исследований не проводил. Зато он построил свой травник в соответствии с Библией. Как вы думаете,  с какого растения открывается травник? Конечно, с яблока!

 Жимолость была крещена в честь уроженца Марбурга,  конечно,  князем ботаники Карлом Линнеем. А вот ее русское название не понятно, о нем спорят даже лингвисты. Единственно, что  можно сказать, оно славянское. А кто же дал имя семейству жимолостных? Открываем новую страницу, уже не книгоиздательскую, научную. Эта честь принадлежит знаменитому французскому ботанику Антуану де Жюссе. Именно он создал первую естественную историю растительного мира (в отличие от искусственной системы Линнея) и дал название большинству семейств растений, в том числе жимолостям, известным тогда всем садоводам по лиане каприфоли. Мне особенно приятно, что сведения о Жюссе читатели позапрошлого века получали  из главной энциклопедии России, из статьи Андрея Бекетова, деда Александра Блока.
Вы думаете,  на этом научная история жимолости  закончилась? Ничуть не бывало, она продолжается и  сегодня. Но есть в ней страница особенная, приключенческая. Всегда были люди, что путешествовали на окраинах Ойкумены не ради праздного любопытства, ради научных открытий. Такой притягательной окраиной известного мира долгие годы был Алтай, а его первыми исследователями были Питер Паллас и Карл Ледебур. Именно Питер Паллас стал крестным отцом одной алтайской жимолости, а другую жимолость Ледебур назвал в его честь. Экспедиции ботаников в самые труднодоступные места Алтая продолжаются и сегодня.

   Долгие годы алтайская жимолость оставалась в народе безвестной. Садоводы почему-то обходили ее стороной. В этом я сам убедился однажды, когда закладывал школьный сад в сибирской деревушке. Чтобы получить саженцы, нужно было ехать еще дальше, поистине на край Ойкумены, в  бакчарский питомник.  В сталинские времена туда ссылали семьи кулаков, выбрасывали их в дикую тайгу, зимой, без жилья и продуктов. Трасса пролегала через край непуганых птиц и зверей. На моих глазах шофер вылез из машины и застрелил огромного глухаря, гулявшего на обочине. Привез я полный кузов    саженцев  сибирской селекции, многих названий я даже не знал. Но вот жимолости не было. А сегодня в питомнике создали жимолость с огромными плодами, сорт так и называется – Бакчарский Великан. Менее полвека назад открылась  новая страница в истории жимолости, страница народная.
Пришли новые времена, рухнула советская власть и любой желающий в стране смог получить свои вожделенные шесть соток для дачи. Новая жизнь и новые неведомые в других странах  культуры – облепиха и … голубая жимолость. Колхозники жимолость не жаловали, слишком легко она осыпается, собирать трудно, а вот дачники раннюю сладко-горькую ягоду оценили по достоинству. А в ботанических садах стали создавать все новые сорта жимолости и отправлялись на Алтай все новые экспедиции ботаников в поисках исходного материала селекции. И стала наша синяя жимолость, благодаря поддержке дачников, лучшей в мире.

   Так что же лучше,  читатель, прикоснуться к холодному камню у водопада, или погрузиться в океан творчества, что открывает нам  синяя жимолость? Когда-то Александр Гумбольдт мечтал о великом Космосе, что объединит миры живой и неживой природы и миры человека.  Желаю вам, читатель, окунуться в эти творческие миры, где открываются и создаются все новые и новые растения. Удачи. 


Рецензии
Доброе утро, Юрий.
(Не успела вчера вам написать, охотник вернулся с Чудского озера...)
Знаю людей, которые обратили бы внимание на камень, тех, кто выбрал и камень и жимолость, ну, а я, конечно, заинтересовалась бы растением.
Там, где я выросла, в те годы, жимолости не было.
Услышала я о ней от магаданца, там в диком виде разнообразила она склоны сопок.
Ну, а встретила красавицу на ДВ.
Сейчас ее районировали повсеместно, любят люди необычную ягоду.
Но вы особенный человек, для которого на первом месте стоит не потребительские плюсы съедобного растения, а его уникальность, как биологического вида, история открытия, имена ученых, связанных с жимолостью цепочкой прикосновения к науке.
Прочитала дважды, благодарю и желаю успехов.

Иринья Чебоксарова   18.08.2021 09:33     Заявить о нарушении
Спасибо, Иринья, Вы одна понимаете меня, как мне бы хотелось - "на первом месте стоит не потребительские плюсы съедобного растения, а его уникальность, как биологического вида, история открытия, имена ученых, связанных с жимолостью цепочкой прикосновения к науке" Вы не только сами хорошо пишете, но и замечательный читатель. С дружеским приветом

Юрий Панов 2   18.08.2021 15:30   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.