Учитель химии

Ирина Владимировна Черепанова вела химию и была нашим классным руководителем в десятом классе. Иногда рассказывала о себе, об учёбе в институте, о дружбе в молодые годы с нашим учителем физкультуры, Львом Алексеевичем Чистовым. Но математик Николай Иосифович оказался проворнее. Пока физрук служил в армии, он посватался и взял в жёны Ирину Владимировну. Лев Алексеевич потом тоже женился. И они дружили семьями.

Химия давалась мне с трудом. Вспоминаю, как однажды нашему десятому классу поручили приготовить общешкольное мероприятие – химический бал. Начали подготовку: выбрали королеву бала, составили программу вечера. Ирина Владимировна написала сценарий и пригласила на химический бал два десятых класса из соседнего села, из Соколова.  Королева бала узнала, что будут гости, отказалась быть ведущей. Другие одноклассницы тоже не захотели браться за это дело.

Ирина Владимировна уговаривала девочек, а они – все в отказ пошли. Вижу смятение учительницы, у которой уже слёзы появились в глазах.  Пришлось мне, как старосте класса, выручать классную руководительницу. Нужно было сшить костюм для королевы бала. После уроков она повела меня к себе домой, чтобы под её присмотром на длинной юбке из марли написать красками таблицу Менделеева.
 
Хочу коснуться быта этой семьи, состоящей из двух  учителей и двух детей. Я знала их старшую дочь Людмилу, была отрядной пионервожатой в их классе. А сын Владимир был ещё маленький.  Семья жила в частном доме, в центре посёлка. Проходя по заснеженному двору, я заметила несколько брёвен, лежавших под снегом. А поленницы с дровами, которую обычно хозяева с лета заготавливают на зиму,  видно не было.
 
  В доме сразу приступила к рисованию химических знаков на юбке будущего костюма. Было время обеда. Ирина Владимировна взяла  топор, вышла во двор и настрогала  немного щепок от бревна.  В печке разогрела суп и кипяток. С утра было сварено, вероятно. Свою порцию она поделила пополам, со мной поделилась едой: суп, хлеб, кипяток. После обеда я продолжила порученную мне работу. Химические элементы стройными рядами  появлялись на будущей юбке королевы бала. Срисовала я таблицу Менделеева на белоснежную марлю чёрной масляной краской до вечера.

 Уже дома соорудила и расписала колпак, прикрепила к нему шлейф (послужил длинный ажурный шарф учительницы), чёрный жилет расписала, приготовила белую блузу. Всё получилось, как на картинке из журнала. Сразу же сообщу о том, что химический бал очень понравился соколовским десятиклассникам.  А гости-мальчики с интересом рассматривали костюм королевы, а потом и саму королеву кружили в танце. Была бы я одета, как все девочки на этом вечере, так бы меня и не заметили, а так ведь -  королева бала.

  Во время разрисовывания юбки пришёл на обед муж учительницы, Николай Иосифович. Съел свою порцию, отдохнул, лёжа на диване, с газетой в руках, и опять ушёл в школу. Почему-то я здесь решила, что никогда замуж за учителя не выйду. А Ирина Владимировна, угадав мои мысли, сказала: «Моя мама сказала мне, когда я выходила замуж, что все домашние заботы и работы лягут на плечи жены. – Ты готова, Ирина, к этому? –   спросила мама. «Но разве я знала тогда, что буду сама дрова рубить».
 Роста она была малого, худенькая, и видеть её с топором в руках было нелепо. На следующий день я предложила одноклассникам оказать помощь классной руководительнице, а сама-то не надеялась, что они меня поддержат. Ирину Владимировну не предупредила о том, что придут ребята брёвна пилить, дрова рубить. И не знала, как она отреагирует на мою самодеятельность.

   Наш дом находился в другом конце посёлка. Пока это я до него дошла,  приготовила обед, да в обратный путь шла и не торопилась. Сама я не хотела  заниматься такой работой. В нашем десятом классе было семь девочек, мальчиков было больше. После уроков они сходили домой, пообедали и пришли к дому Николая Иосифовича. Да он как всегда был на работе. С собой принесли топоры и пилы, дружно принялись за работу. К моему приходу брёвна были распилены, чурки разрублены. Девчата сложили дрова в поленницу. А тут и я появилась, начала  складывать оставшиеся поленья, но мальчики отправили меня к учительнице доложить, что работу они закончили.

– Аля, ты почему не предупредила меня, что придёте сегодня? Я бы приготовилась и стол лучше накрыла. Зови ребят! Я вас чаем напою.
 
Пили чай и ели хлеб, намазанный вареньем. Сейчас подумала о том, что «отлично» на экзамене по математике Николай Иосифович поставил мне за то, что я ему тогда облегчила жизнь, в плане  организации распиливания брёвен и колки дров.

    29 лет работали Николай Иосифович и Ирина Владимировна в Акутихинской средней школе. Их уроки помнят все ученики. Ирина Владимировна объясняла новый материал и всегда демонстрировала химические опыты, поэтому интересно было наблюдать, а иной раз и самим участвовать.

А какие у нас были школьные вечера! Николай Иосифович прекрасно пел, играл на гитаре, мандолине, баяне, учил этому своих учеников. В школе проходили вечера отдыха почти каждую субботу. Он открывал их  своей новой песней, стихи к которой сам же и сочинил, поэтому ученики не стеснялись показывать свои таланты. Летом он организовывал путешествия по Горному Алтаю, сплавлялся на лодках по Аную и Оби с группой ребят из старших классов. Осенью вместе со школьниками выезжал в совхоз им. Молотова на уборку урожая. В нашем посёлки не было совхозных полей, жители работали на стекольном заводе.

Через 50 лет я нашла  адрес Ирины Владимировны через жену Льва Алексеевича Чистова, написала ей письмо, и мы начали общаться через переписку.

Дорогая Алечка!

Своим письмом и бандеролью ты сделала для меня очень большое удовольств ие, прямо праздник! Так радостно, что тебя помнят. Спасибо, спасибо! И дочь моя и сын по несколько раз читали его.
Все вы, мои бывшие ученики, теперь далеко. Очень хочется, чтобы у вас хорошо сложилась жизнь, и общественная и семейная. Ты вся в работе и всё же нашла время написать.
Нашу милую школу я всегда буду помнить с большой теплотой. И учительский, и ученический коллектив были дружными, но годы берут своё, и от старости не отвертеться. Мне уже перевалило за 80 лет. Рука трясётся, продолжит письмо моя дочь. Теперь я живу в Бийске с дочерью, в её квартире, на 8-м этаже. В совхозе бываю редко, близких, дорогих людей становится всё меньше, здоровье уходит. Всего доброго.
 От лица Ирины Владимировны пишу я, её дочь Людмила. 22.11.08.

Здравствуй, Аля!

Благодарю тебя за письмо, а главное – за твою работу в таком благородном деле, как история рода. Хоть и трясётся рука, но всё же хочется самой поблагодарить тебя за твой труд. Я и Людмила несколько раз  перечитали его. Володя прочитал с большим интересом и просил написать тебе его номер телефона. Мне уже 86 лет. Здоровье, конечно, по возрасту. Но и за это благодарю судьбу и Бога.

Ирина Владимировна Черепанова ушла в Мир иной, когда ей было за 90. Пусть Светлая память о ней согреет наши души!
 


Рецензии
Замечательно, когда помнят своих школьных учителей!
Спасибо, уважаемая Алифтина!

Рефат Шакир-Алиев   17.08.2021 22:22     Заявить о нарушении
Ещё и от памяти это зависит. У меня память фотографическая, запоминаю блоками. Спасибо за отклик и визит. Рада Вам.

Алифтина Павловна Попова   18.08.2021 15:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.