Монокуляр

На днях к нам заглянула знакомая голландская пара. Мы попили кофе в гостиной, обсудили последнее выступление премьера о ситуации с Коронавирусом, показали друг другу новые фото наших детей в телефонах. Потом перебрались на наш огромный балкон есть мороженное.  С девятого этажа нашего дома весь Роттердам был виден, как на ладони. Я притащил, недавно подаренный мне дочкой, шестидесятикратный телескоп и мы стали вместе разглядывать давно знакомые небоскрёбы Сити и прочие достопримечательности нашего города. А поскольку телескоп не так-то просто было навести на нужный объект, я принёс ещё и старый маленький, добротно сработаный пятикратный монокуляр ЛОМО, купленный мной ещё в советские времена, чтобы с его помощью легче выбирать объекты. Питер заинтересовался прибором. Хорошая вещь, Карл Цейс? Спросил он, повертев монокуляр в руках. Да нет, советский! Кое-что в СССР иногда делали неплохо, ответил я ему с улыбкой.               
Вскоре голландцы ушли, жена собрала посуду, я положил на место телескоп и треногу и стал укладывать монокуляр в футляр. И тут у меня в голове что-то щёлкнуло. Я включил комп и набрал в Гугл: «ЛОМО - это Карл Цейс» И что вы думаете?! Мне выдали пространный рассказ про то, как сразу после войны почти весь завод Цейса вместе с персоналом вывезли в СССР, создали им там прекрасные по тем (да и по нынешним) временам условия и продержали в этом комфортабельном плену втечении долгих лет, в результате чего и возник ЛОМО – Ленинградское Оптикомеханическое Объединение. Короче говоря, повторилась история со шмайсером /калашниковым, ракетой Фау-2/Р-1 и атомным проектом, когда немецкие спецы вместе с оборудованием вывозились в СССР и принуждались к сотрудничеству с коммунистическим режимом. Можно привести ещё кучу примеров. Советский многоплановый плагиат широко известен, ну вот хотя бы про то, что весь советский автопром выпускал исключительно ухудшенные копии западных автомобилей, включая даже «ушастый» Запорожец, все и так знают. Да я и сам, работая чертёжником в одном серьёзном КБ, участвовал в копировании зарубежных пятиногих оффисных стульев на колёсиках(советские были четырёхногими и не устойчивыми)и помповых тележек. Так что мой случай с монокуляром просто ещё один экземпляр в огромной коллекции занимательных фактов. На этом можно было бы и закончить.               
Но тут мне вспомнилось совсем уж комическое стечение обстоятельств. Когда-то я работал в одном дальневосточном леспромхозе и мне, как малопьющему, и немного умеющему рисовать, поручили сделать стенгазету с критикой на главного механика, который плохо следил за исправностью трелёвочных тракторов и бензопил. Недолго думая, я изобразил буржуя в цилиндре и фраке с удивлённой мордой и небритого мужика с красным носом в ушанке, валенках и телогрейке с бутылкой водки, торчащей из кармана, объясняющего буржую с помощью указки устройство топора, изображённого на плакате в виде чертежа со всеми размерами. Под карикатурой я написал: «Петрович делится своими техническими достижениями с коллегой из Канады». Стенгазета имела определённый успех в узких кругах нашего леспромхоза. А потом спустя много лет я увидел по телевизору на канале «Дискавери» как канадские лесорубы соревнуются во владении топором. Какие там были топоры! И какие чудеса они ими вытворяли! Выходит, не зря я нарисовал того буржуя с выпученными глазами. И с топорами у нас было не очень….

2021


Рецензии