Остаться жить

Как-то я была на встрече с раввином Лау. Раввин Исраэль Меир Лау был 1993—2003 годах главным ашкеназским раввином Израиля. В возрасте восемь лет он находился в концентрационном лагере Бухенвальд.
Раввин Лау рассказал о случае, который произошёл с его другом равом Боджю (возможно, я ошибаюсь в правильном написании фамилии).
В мае 1944 года началась депортация евреев Венгрии в Аушвиц. Молодой венгерский еврей увидел в толпе рава Боджю из их маленького городка. Он был светский и не ходил в синагогу, поэтому рав его не знал. Парень старался держаться рядом с равом.
В трудовом лагере, куда они попали, был фашистский офицер – "любитель спорта". На территории лагеря находилась большая яма. Фашист заставлял, замученных после тяжёлой работы, мужчин прыгать через эту яму. Он тут же пристреливал тех, кто не мог перепрыгнуть и падал в яму. Так этот гад развлекался каждый день. Подошла очередь прыгать раву Боджю, а за ним в цепочке стоял парень из того же венгерского городка. Перед ними все падали в яму, а эти двое перепрыгнули и остались живыми. Потом они спросили друг друга как это им удалось. Рав рассказал, что с самого начала "мероприятия" стал читать Теилим, а когда подошёл к яме, взмолился к Всевышнему:"Творец мой! Все мужчины в нашем роду были раввинами, много доброго сделали для евреев и для прославления Торы. В заслугу моих предков помоги мне перепрыгнуть эту яму и остаться жить".
- Вдруг какая-то сила меня приподняла и перенесла через яму. А тебе как удалось?
- У меня и у моих предков нет никаких заслуг перед Всевышнем, но я увидел, как ты взлетел и мысленно схватился за твою полосатую одежду и перелетел.
После этого случая парень старался быть рядом с равом и делать то же самое. Так он стал исполнять еврейские традиции.


Рецензии