Миндальные косточки

(записи из блокнотов)

+++
Вспомнилось лето у бабушки. У неё был небольшой дом. Рядом с домом росли медово-сладкие
абрикосы со съедобными  косточками. Бабушка добавляла их сердцевину в абрикосовое варенье.
Мы втроём – Тимофей, Ленка и я – сидели на низеньких деревянных ступеньках у входа в дом и
стучали камешком по камешку, осторожно разбивая косточку за косточкой, складывая вкусные
миндалевидные  ядрышки в эмалированную мисочку. Жевали с аппетитом содержимое косточек
и заедали сочной мякотью плодов. Однако бабушка предупредила, что увлекаться таким
лакомством не стоит – может расстроиться кишечник…

+++
Мне вспомнился рассказ Солженицына «Абрикосовое варенье»… Но он не о нашем дошкольном
детстве. А ещё у Бунина – в «Окаянных днях»  – там, где он пишет о миндальных деревьях, что
росли в его саду,  понимая, что вскорости ему предстоит проститься с Отчизной… Иван Алексеевич
отмечает в своём дневнике, как он  угостил ''миндалями'' голодную девочку…  Это тоже
не о нашем беззаботном детстве, полном весёлой  беготни на пруд, где во всю глотку крякают
лягушки и плещутся чьи-то домашние гуси и утки…

+++
Тимофей с Ленкой родные брат и сестра. Оба докрасна загорелые и белобрысые, с глазищами-
васильками. Я по сравнению с ними была ''бледной поганкой'' – так дразнила меня моя старшая
сестра-зазнайка. Мне не удавалось загореть за лето. В «Артек» и ко второй бабушке, которая жила
на Чёрном море, я не ездила. Только раз – с бабушкой Фросей (у которой ''миндали''). Мы там ели
огромные арбузы, персики и  ''чурчхеллу''… Все знают, что такое  ч у р ч х е л л а?.. Объясняю. Это
ядра фундука в сладкой оболочке в виде длинных тонких колбасок на нитках. Нанизывают орехи
на суровую нить, затем варят густую патоку из сладкого виноградного вина, опускают в неё эти
занятные ореховые бусы… Вялят и едят. 

+++
Море я помню смутно. Моей коже вреден загар. От солнца у меня аллергия в виде болезненных
ожогов. По старинке меня лечили от хронического тонзиллита способом полосканий
отфильтрованной и прокипячённой морской водой. Дедушка мой был фанатом народной
медицины и оздоровления организма. Он даже зимой обливался холодной водой. А меня
по вечерам во время прогулок по побережью уговаривал снять сандалии и ходить по
морской гальке босиком – для массажа ступней.  Малоприятное занятие, доложу я вам!..
Я всегда была капризной неженкой… Из-за моего хилого здоровья надо мной тряслись все
окружающие меня взрослые. Сестра дразнила – она была крепышкой.

+++
Мы с удовольствием помогали бабушке во всех её вкусных мероприятиях. То косточки из вишен
выковыривали, поедая половину ягод для варенья, то малиновые пенки снимали всей ватагой,
разыгрывая бабушку на тот счёт, что пены слишком много в её варенье… Бабушка Фрося в шутку
сердилась на нас, грозя пальцем: «Ах вы…  б е з з у б а я  т а р а р а! Потому и зубы у вас выпадают,
что до сладкого больно падки!..». Мы хитро хихикали, потому что знали: зубы у нас выпадают 
потому, что они молочные. А бабушка Фрося охала: «Жалко, что у меня вторые зубы больше
не отрастут!..
_________________________

17. 08. 21


Рецензии