Плач, Эресунн

                «Плач, Эресунн»
             Автор сценария – Ольга Тараб
                Синопсис

Мрачная атмосфера и взрыв самого известного скандинавского моста – иллюстрация к титрам, с которых начинается фильм в жанре драма «Плач, Эресунн». Мост, символ связи между странами, во время пандемии COVID -19 стал символом дипломатического скандала и разрыва семейных уз.

А затем зритель переносится в Африку. Несколько антилоп пасутся в прерии. В стороне за ними наблюдают львы. Они подбираются ближе, оценивают животных. Самка определяет жертву и делает первый прыжок. Увидев хищника стадо антилоп начинает бежать. Львы ринулись за ними. Самец хватает намеченную жертву и вгрызается ей в горло. Большая морда, сосредоточенные глаза. Прайд присоединяется к нему, заваливают антилопу, за их телами видно лишь морду жертвы – символ человечества, погруженного в ужас пандемии.

Это видео канала NatGeo, которое ребенок смотрит на планшете. Ребенок находится в харьковском аэропорту. Стоят ограждения и висят плакаты с предупреждениями на стенах о соблюдении дистанции из-за эпидемии Covid -19.  Кое-где свисают бумажные снежинки и новогодние игрушки – события происходят в преддверии Нового 2021 года.
Сейчас день, аэропорт наполовину пуст из-за пандемии. Идет регистрация на рейс Харьков – Берлин. У стойки стоит женщина, Ганна, она пытается попасть на рейс, однако служащие её не пускают. Представители авиакомпании считают, что у нее недостаточно оснований, чтобы посадить её на рейс во время пандемии.

Ганна пытается аргументировать, в Берлине она транзитом, там пересядет в самолет до Мальмё, где в больнице лежит её умирающая мать. На руках у нее приглашение от сводной сестры Аники. Однако служащие непреклонны.
Ганна выходит из аэропорта. Бредет к остановке. Входит в троллейбус. За окном мелькают харьковские улицы, украшенные новогодней иллюминацией. Женщина вспоминает звонок от сводной сестры. Аника позвонила пару дней назад, сообщила, что мать тяжело больна, хочет помириться перед смертью и попрощаться. Ганна купила билеты на первый же рейс в Европу.

Троллейбус остановился. Ганна вышла на своей остановке. Перешла дорогу. Вокруг нее коричневая жижа растаявшего снега, серый воздух, декабрьские сумерки, мерзнущий торговец торгует елками, голодный старик пытается продать последние имущество за копейки.
На протяжении всего фильма звучат новости из разных гаджетов: телефонов, радио, телевизоров, автомагнитол, соцсетей. Все они об одном и том же – пандемии, ограничениях, убытках. Так же присутствуют и персонажи, которые озвучивают свое отношение к происходящему, кто-то лоялен, кто-то агрессивен.
Ганна входит во двор (это классический двор Салтовки), доходит до своего дома, входит в подъезд, открывает дверь квартиры, уставшая садится на диван. Она разбита, не знает, что делать дальше.

В квартиру, не стучась, входит соседка, Мона. Она начинает суетиться вокруг Ганны, заставляет раздеться, усаживает на кухне на стол, заваривает чай.
Мона пытается успокоить её, напоминая старую историю. Ганна и её мать, Полина Георгиевна поругались 25 лет назад. Мать была известной пианисткой, ее пригласили работать в Швецию. Ганна также была подающим надежды музыкантом, и мать надеялась со временем и её пристроить работать в Скандинавии. Однако Ганна была беременна, мать настаивала на аборте. Ганна сохранила ребенка, мать уехала и разорвала все отношения с ней. Ганне было очень тяжело все эти годы, ей пришлось работать репетитором музыки и растить сына самой.

Образ матери, девы Марии – как символ любви и семьи важен для этого фильма. Как и образ страха, который ассоциируется с перепуганными животными и людьми, которые нередко теряют человеческий облик и дают волю инстинктам.
В одной из сцен фильма Саша, сын Моны, сочиняет вместе с Ганной сказку о Страхе. Ребенок верит, что любого монстра можно победить Мечом Света.
Звонит сын Ганны, который живет в Киеве. Дмитрий музыкальный блогер. Он слышит по голосу матери, как она расстроена, предлагает ей приехать в Киев и обещает найти решение, чтобы мать смогла попасть в Европу.

Дмитрий получил хорошее образование, любит музыку и сделал её своей профессией. Вместе с тем, в его характере присутствует авантюризм, он не боится рисковать, по- своему трактует законы и понятие справедливости. Эти черты его характера и помогут Ганне преодолеть бесчисленные препятствия на пути к цели.
Теперь Ганна должна попасть из Харькова в Киев. Но это сложная задача. Поезда и автобусы отменены. Единственный выход найти попутку или маршрутку. Открыв мобильное приложение, она находит водителя, который едет в столицу.

Через несколько дней Ганна едет в машине в Киев. С ней в авто мужчина Николай с шестилетней Леной, крупный мужчина Роман и женщина с корзиной с кошкой на руках. Во время поездки идут обсуждения пандемии, мнения их резко расходятся. Роман критикует всё на свете: решение правительств отменить рейсы, медицину, локдауны, маски, ему не нравятся изменения в жизни. Николай поддерживает ограничительные меры. Женщина с кошкой переживает, чтобы вовремя добраться, и ее животное не заболело, она рассказывает, что везет свою кошку Фредерику к жениху. На трассе снег, машину периодически заносит и сомнения пассажиров оправданы.

Машина остановилась в Полтаве на вокзале. Николай просит Ганну отвести малышку в туалет. Когда девочка и Ганна мыли руки, заговорили о семье. Ганна спросила куда они едут с папой и малышка рассказала, что к бабушке, теперь они будут жить с ней, потому что ее мама была врачом, и она недавно умерла от коронавируса.
В это время в мужском туалете начинается драка. Николай устал терпеть насмешки Романа и налетел на грубияна с кулаками.
Позже они возвращаются в автомобиль, снова слышат новости по радио. Диктор рассказывает, что в Словении проводят массовое тестирование населения. Несмотря на то, что оно добровольное, без результатов тестов люди не могут выйти на работу. Девочка услышав это спрашивает отца, его тоже не пустят на работу? Ганна просит водителя переключить канал, а Роман снова начинает критиковать, на этот раз европейцев. Его раздражает то, что СМИ сеют страх. Это похоже на охоту на ведьм.
 
Водитель включает тихую, спокойную музыку и машина едет дальше, пробираясь сквозь тьму и снега. Хотя и здесь не обошлось без приключений, так как обнаружилось, что кошка сбежала.
Киевский аэропорт. Ганна и её сын проходят регистрацию на рейс Киев- Копенгаген и проходят на посадку на самолет. Здесь требуют тест на коронавирус, который у Ганны оказался просроченным на пару часов. В это время один из пассажиров закатывает пьяный скандал, вокруг него собираются сотрудники авиакомпании. Воспользовавшись этим, Ганна и Дмитрий проходят дальше по коридору на самолет.
Дмитрий сидит возле девушки Алисы, которая оказалась дочерью пьяного мужчины Геннадия, устроившего скандал. Алиса по-своему бунтует против вируса и страха – её одежда яркая, с позитивными надписями, на рюкзаке висят смешные эмблемы и значки.

Разговорившись, молодые люди рассказали историю своих родителей и цель поездки. Алиса сообщила, что многие годы отец работал в Норвегии из- за безработицы в Украине. С годами он потерял общий язык с матерью, и они развелись. Он остался работать в Норвегии на рыбзаводе, а через годы получил гражданство. Когда Алиса выросла, он забрал и ее.
Алиса и Дмитрий оба увлекаются музыкой, она их объединяет, зарождается любовь. Не зря же по статистике, один из десяти пассажиров во время перелетов находит вторую половинку. Но может ли любовь победить страх? Вопрос, которым задаются герои ленты. Вопрос, который витает в воздухе и даже присутствует в прямых эфирах Дмитрия в инстаграме, которые он ведет на протяжении всего фильма.

В это время еще один пассажир Максим, волонтер, который возит помощь из Европы на Донбасс и способствует реализации разного рода программ развития в этом регионе, рассуждает о теориях заговора. По его мнению, власти всего мира используют пандемию, чтобы урезать права людей и ограничить миграционные процесс из Африки. 
Ганна сидит возле него. Во время беседы она рассказывает ему притчу о прутьях. Услышав ее, Максим обретает «озарение», решив, что она наглядно демонстрирует принцип «разделяй и властвуй». Союзы, которые ставят стены и преграды во время опасности – распадаются, их легко будет победить.
 
Ганна смотрит в иллюминатор. Она вспоминает время, когда была подростком и выиграла важный конкурс по игре фортепиано. В тот день мать подарила ей цепочку с кулоном в виде скрипичного ключа. С тех пор она не снимала цепочку, считая, что несмотря ни на что, она соединяет её с матерью, хотя и знает, что успех для матери важнее любви.
Они прибывают в Копенгаген в аэропорт Каструп. Так как Дмитрий подружился с Алисой, то втроем они выходят из самолета. Пьяный отец Алисы плетется за ними. Они проходят таможенный контроль и идут на посадку на поезд, который пересечет пролив Эресунн. Они едут около 20 минут. Но на границе со Швецией начинается проверка документов, в ходе которой выясняется, что из-за дипломатического конфликта между Швецией и Данией, в Швецию могут въехать только жители Швеции, всех остальных разворачивают.

Многие датские семьи планировали отметить Рождество со своей родней в Швеции, но не могут въехать в страну. Мы видим женщину с двумя малышами в коляске, она рыдает, звонит мужу – шведу и говорит, что не сможет его увидеть. Слышны гневные крики пассажиров. Начинается хаос, звучит мотив «В пещере горного короля» Грига.
Многочисленные родственные связи между шведами и датчанами разорваны. Мы видим черно -белый кадр, когда знаменитый мост через пролив Эресунн, который должен соединять страны и сердца людей – взрывается. Мотив мелодии обрывается.
Дмитрий слышит возмущение граждан Германии, которые уже оплатили отели в Швеции. Из их разговора он понял, что запрет на въезд касается только границы с Данией. И эту границу можно объехать из самой Германии. Дмитрий открывает ноутбук и ищет другие маршруты. Находит корабль из Ростока в Мальмё. Однако Росток в Германии, поезд отправляется скоро и прибывает впритык к кораблю.

Так как события происходят накануне католического Рождества, есть вероятность, что этот паром будет последней возможностью попасть в Швецию до Нового года. Для Ганны и Дмитрия начинается гонка со временем. Успеют или нет? Они покупают билеты онлайн на поезд и корабль. Возвращаются в Каструп и пересаживаются на поезд в Германию.

Прибыли в Росток. Корабль, на который они спешат начал регистрацию и погрузку: сначала грузовики, потом легковые автомобили, затем началась погрузка пассажиров. Дмитрий, Ганна, Алиса бегут на корабль. Однако их сильно задерживает пьяный Геннадий. Дмитрий тянет его на себе. Времени впритык. Последние минуты регистрации на рейс. Они еле –еле успевают. С трудом они успевают на корабль.
Алиса и Дмитрий гуляют по этажам корабля. Работает несколько баров, в одном из них музыканты наигрывают мелодию, пассажиры расслаблены, пьют пиво, дети играют на детских площадках.
Алиса и Дмитрий поднимаются выше и находят полупустой зал с тусклым освещением. Там стоит рояль, и они видят, что за ним сидит Ганна. Она наигрывает мелодию. Звучит песня и клип к песне «Эресунн знает». Кадры хроники пандемии на фоне танцующей в пламени девушки в алом, олицетворяющей смерть. 
Утро. Корабль подплывает к берегам Швеции. Ярко светит солнце. Залив искрится лазурью. Герои достигли цели.
Ганну встречает сводная сестра Аника и её сын Улоф. Раньше они созванивались, но никогда не видели друг друга. Аника сообщает, что мать умерла ночью. Ганна опоздала. Она плачет.

На берегу Дмитрий и Алиса расстаются. Они обещают друг другу и дальше поддерживать связь. Он одевает Алисе на руку браслет с медиатором, как символ их неразрывной связи.
Финальная сцена: классический шведский дом, рождественская елка, Улоф и Дмитрий играют в приставку, Аника готовит ужин. Ганна созванивается с Моной. Она осознает, что потеряла мать, но в её жизни появилась сестра. Пандемия, запреты, границы – ничто не может помешать людям любить, ведь только это и делает нас людьми.


Рецензии