Эссе Себяед

Эссе по к/ф «Повар, вор, его жена и ее любовник». П.Гринуэй

- Грудное молоко…это редкая пища - деликатес…
-Это не сухая устрица…Это бараньи яйца…
- Ты, ведь не любила его. Давай постараемся всё забыть и начать всё сначала.

Искусство и пища, вечное и мимолётное… Потребности или необходимости? Мы сталкиваемся в фильме с ними, чтобы пронести через себя и два часа сцены держат в напряжении. Кажется, что вот-вот и произойдет взрыв, кульминация, но режиссёр на мгновенье отпускает тетиву и набирает новую волну, пока не упадет кровавый занавес.

Мы едим, становясь адептами своих привычек. Все больше и больше травим свой организм мясом, овощами, заморской икрой, сладкой газировкой, майонезом, шашлыком и тем, что модно. Поглощаем их в кроваво-красных костюмах, напоминая воровскую свору, которые беззастенчиво грабят окружающих для того, чтобы быть сытнее, теплее, быстрее, и как им кажется умнее тех, кто живут не как они. Не стремятся насытить себя, не стремятся оскорбить, ударить, избить, унизить. Быть интеллигентом – это порок. Как говорил комбат из РЭБа – это признак либо дури (то бишь) шизофрении, либо нетрадиционной ориентации (гомосексуализма).

Вор – это обобщающий образ современного человека, несмотря на прошедшие двадцать семь лет с момента выхода фильма в свет. Режиссер сделал попытку предсказать будущее. Хотя не исключено, что так было всегда, а в этом фильме донесено до зрителя в подчеркнуто гипертрофированных сценах. Человек оворовывается благами. Этакими игрушками и развлечениями для взрослых: едой, роскошью, одеждой, средствами передвижения, создавая замки в квартирах и домах. «Золото в синих тонах» - говорит главный вор, и его потомки подхватывают это. Золота мало, и его должно быть много на теле, на куполах, на унитазах, словом оно должно быть везде, чтобы подчеркнуть кастовость материального. Вспомнился мультфильм «Золотая антилопа» и бедно-богатый султан. Но то было в сказке, а жизни я встретил картины из золота у вдовы, погибшего на вертолете.

- Эх, хороший был человек. Веселый. Еще недавно охотились на муравьев! – сказал брат умершего после третьей рюмки и шампура жареного мяса с луком,  - Они бегали, прятались, и не понимали, откуда летят пули…

Алчность потребления подобна наркотической зависимости. С теми же клиническими симптомами: ростом толерантности, исчезновением удовлетворения от психоактивного вещества, запоями, провалами памяти и также вытесняет критичность, духовность и познание. Воры поддерживают культуру, которая приносит прибыль, которую можно рекламировать, мимо которой невозможно не пройти, чтобы не заметить. Воровская статуя подобно гигантскому Гулливеру возвышается над нами и смеётся: «Неужели, ты, козявка, меня не видишь? Кто ты? Мышь, которая будет плясать под мои деньги и законы, потому что я заказываю меню с музыкой в своем ресторане. Я буду крушить посуду, буду менять поваров, буду унижать вас, потому что нас больше, мы те самые саблезубые тигры, которые воскресли…»  «Ты виноват лишь в том, что хочется мне кушать…» - говорил хозяин Волк младому козлёнку.

 Борьба неравная и кровожадная. С одной стороны материальное, с другой духовное. Сочетание двух в одном – это скорее фантастика или утопия. С другой стороны, вполне возможно, что это давнее сражение, где не увидят победителя. По законам эволюции выживают умнейшие, по законам материальной жизни – сильнейшие.  В сказках побеждают умные и духовные, в реалии алчные и злые. Хотя с другой стороны, зачем кому-то доказывать свою правоту. Человек не воспитуем априори, он рождается уже готовой личностью с цельным базисом и лишь немного по жизни надстраивает себя, либо разрушает, если выбирает зависимое поведение.

Этот фильм – своеобразная пародия, которую режиссер «посвятил тем, кто меня не любит». Самое светлое место фильма – туалет, который избегает Вор. Вероятно, из-за мизофобии, может быть по иным причинам. Но тот же WC дает началу и новым отношениям жены и её любовника. «Первые тридцать минут без слов», как в фильме, просмотренном «гинекологом-книгочеем».

Для настоящего, слова – это пустое сотрясание воздуха, это надстройка, придуманная кроманьонцами, чтобы их не понимали животные. Истина находится выше слов, точнее, она не нуждается в децибелах, артикуляции и описании. Чувства передаются глазами, запахом, мускулами и возможно чем-то ещё.

Возможно, что фильм и не об этом, а я высказываю лишь проекцию, родившуюся у меня после просмотра. Может быть он о том, что мы пытаемся украсть что-то у самих себя, а в безудержном стремлении к обладанию благами пожираем свою же плоть. Хотя выбор за главным героем. Насильственная смерть. У одного от книг, у другого аутофагия. Съесть себя или духовное? Этот выбор преследует человека с первого и до последнего вздоха, и вероятно о нём хотел поведать режиссёр.


Рецензии