Об альтруизме, подвигах и славе

            





              ОБ АЛЬТРУИЗМЕ, ПОДВИГАХ  И СЛАВЕ
    О патриотическом воспитании в эпоху дефицита  человечности.

      «Патриотическое воспитание – это  очень важная тема.   Это касается школьников, молодых людей, подростков,  Это не значит, что нужно навязывать одну идеологию, но воспитывать молодых людей   на основах патриотизма, любви к отечеству, на основе знания собственной истории, на основе различных идей по планам развития страны –  чрезвычайно важная вещь».
                В.В. ПУТИН
       Эти   вполне  правильные и  всем  понятные  рассуждения  главы нашего государства о патриотическом воспитании  подрастающих поколений на недавней встрече с общественностью Крыма и Севастополя  отстают от нашего времени  как минимум на  тридцать-сорок лет.
        То,  что  частично  годилось в «эпоху застоя»,  во время войны в Афганистане  и горбачёвской перестройки,  полностью не годится сегодня. Ведь конечным  результатом  советской  казённой системы патриотического воспитания молодёжи  стал распад Советского Союза, разлад  межличностных  отношений в семье и обществе. На фоне общенациональной депрессии и социального пессимизма    возник массовый нигилизм и крайний эгоизм  молодого поколения, произошла переоценка всех прежних ценностей  «реального коммунизма» и идеологических побед   могучей и непобедимой советской империи  в пользу материальных ценностей, качества и уровня жизни. Это   и привело,  в конечном счёте, к распаду советской империи, которую никто из советских   патриотов-милитаристов (молодых и пожилых)  даже не пытался защищать. Суровая  реальность всегда сильней и убедительней  самых красивых  мифов и легенд о героях-патриотах, об  их победах, подвигах и славе. Вполне достаточно двух-трёх фактов, рассказывающих   о равнодушном отношении властей к героям-воинам, инвалидам и калекам  войны в Афганистане и в  Чечне, чтобы  девальвировать в глазах молодых людей нормальную, глубинную  любовь к Родине и  прагматично приглушить в себе природный  альтруизм.  Сегодня в быстро изменяющемся мире нельзя  решать  проблемы воспитания, в том числе и патриотического, по старым  лекалам советского прошлого, оставившего после себя такой  страшный след антропологических, гуманитарных и   социально-экономических  катастроф и экспериментов.
        В условиях современной РФ «воспитывать молодых людей   на основах патриотизма, любви к отечеству, на основе знания собственной истории» – это очередное  прекраснодушное заблуждение президента страны Владимира Путина. После кромешной,  аморальной  Смуты 90-х и нулевых годов  уже напрасным кажется мечтать о новом совершенном Человеке и его гражданском жертвенном патриотизме. (см. Анатолий Апостолов. Русская семья: периоды распада. –ПРОЗА.РУ)
         Патриотическое воспитание  молодёжи на героических  примерах  прошлого, на жертвенных подвигах предков сегодня не даст положительных результатов, ибо отечественная история  кроме светлых, созидательных и победоносных сторон, увы,   содержит   больше мрачных и негативных.  Во всемирной истории и в истории многих народов и стран без особо труда  можно найти множество  примеров, когда  национальный герой или героиня являлись одновременно национальной гордостью и позором для сильной (мужской) половины нации. Ярким тому подтверждением  явилась Жанна Д’ Арк, Орлеанская дева, возглавившая борьбу французского народа против англичан во время Столетней войны  1337-1453.  После победы  при Пате, она была пленена своими соплеменниками,  алчными  бургундцами-провинциалами  и отдана  ими за деньги на расправу англичанам.
        Полна подобными позорными примерами и российская история. Некоторые из  них, в ходе современных информационных пси-войн,   принародно  обсуждать и/или осуждать     не рекомендуется в  так называемых  национальных интересах и  престижа страны на международной арене.    Ещё не найден  новыми  Геродотами и Несторами     исторический «козел отпущения».  Ещё не найдено адвокатами властительного Зла нужных и   убедительных слов оправдания. И до  сих пор  не вмещаются в нашем сознании  эти факты подлого насилия и предательства в отношении  к своим соплеменникам, братьям и сёстрам по  вере, крови и почве. Но всякий раз,  когда эти  позорные факты нашего прошлого  всплывают   (рассекречиваются), нам   бывает очень больно, мучительно стыдно и обидно.
       Они  не только    затмевают  все подвиги и победы нашего несчастного многострадального   народа,  но и почти «обнуляют»  все  его  достижения в XX веке.       Есть несколько ключевых позорных фактов в нашей истории, которые заставляют нас   стыдиться и которые всегда следует учитывать при осуществлении  очередной социально-экономической реформы.  Особенно те, которые связаны с трагическими «великими переломами» славянской  души в  недавнем прошлом  и со  стремительным распадом русской семьи сегодня.
       Особенно богата  позорными страницами  история трёх русских Смут, гражданских войн и революций, где насилие русских людей друг над другом, над близкими и  родственниками,  над матерями, женами и детьми превышает все мыслимые и  немыслимые пределы. Здесь грабёж соотечественников сочетается с голодом и людоедством, а человек  становится    составной частью  пищевого кода. Здесь мифы о возникновении каннибализма становятся реальным эндоканнибализмом, когда  людоедство распространяется на  близких родственников, членов семьи, на детей и внуков и порождает   племя безумных «выживальщиков». Здесь и особое отношение к женщине, жене и матери, как к «живому товару» и  как к  одному из  верных  и надёжных средств  позорного и подлого   выживания. Таких, например,  как  продажа своих детей «на вечные времена» богатым иноземцам,   или  сдача мужьями  жен и дочерей за деньги  в сексуальную  аренду в Смутное время XVII века. (1)
        Здесь и  постыдная и омерзительная   история с женским «батальоном смерти»  на боевых позициях  первой  мировой войны. И не менее позорная история    с женским батальоном Бочкарёвой, охранявшим подступы к Зимнему дворцу в октябре 1917 года.(2) 
         Несмываемым позором для всех мужчин-силовиков и всех  имперских патриотов стала история   нещадной эксплуатации советскими  военачальниками   русских молодых  женщин, школьниц-комсомолок на   фронте, на боевых позициях и в тылу  противника, в партизанских отрядах. 
        Но более   позорным для мужчин из числа партийного руководства, силовых структур и низового начальства оказалось  послевоенное лихолетье, с его   непосильным  подневольным женским трудом  на урановых рудниках ГУЛАГА и на колхозных полях, где  многодетные вдовы и солдатские мамы часто выступали в качестве тягловой силы. 
       Но самым страшным нашим  национальным позором и стыдом перед всем миром оказалась третья кромешная Смута лихих и криминальных 90-х и нулевых годов, с её криминально-сексуальной революцией и вполне открытой   торговлей   русским «живым товаром»  на рынке сексуальных услуг под эгидой  так называемых «новых русских».
       Эти и другие позорные факты отечественной истории не  только определили основные периоды распада русской семьи, но и  стали навечно  несмываемыми пятнами на совести,  чести и достоинстве  мужской части  народонаселения страны.  (см. Анатолий  Апостолов, Русская семья: периоды распада. – ПРОЗА.РУ)
      История XX века изобилует преступлениями  правителей разных стран  против  человечности и собственных народов, которые никак  не  могут быть предметом гордости за свою страну.
        Эти болезненно властолюбивые правители прошлого века, делавшие ставку на жестокость и тотальный страх во всех слоях общества,  не раз приводили свои страны в бедственное положение, а  народонаселение к  социальному параличу, нищете, голоду и  массовому  вырождению и  вымиранию. Как правило, в моменты кризиса власти, народ в основной массе  таких  властителей  не защищает, предпочитает быть  аполитичным нейтральным и порождать волны новых беженцев и социальных мигрантов.
        На фоне рукотворных социальных катастроф  и  немыслимых  народных страданий все боевые и мирные подвиги народа в итоге обесцениваются, выглядят  в глазах потомков  напрасными и ненужными, вызывая у новых поколений чувство своей  исторической фатальной обречённости и неминуемой гибели.         
        Проблема патриотического воспитания сегодня упирается в природу тоталитарной власти и требует иных  общественно-экономических и социально-психологических условий, иных  принципов противодействия авторитарным режимам, новых  методов  избавления  от «великих вождей, кормчих и отцов народов – Адольфов, Сталиных,  Кимов, Мао и Пол Потов, а также «сукиных сынов» Большого Запада. (см. Анатолий  Апостолов. «Сукин  сын» и «сын Отечества» - ПРОЗА.РУ)
      Прежние рискованные и ненадёжные дворцовые заговоры и военные перевороты, иностранная интервенция, всенародные бунты и восстания в новом веке  не всегда срабатывают и не могут  окончательно избавить общество  от  политической шизофрении авторитарных правителей. Спонтанная военно-патриотическая истерия и фанатизм слепой толпы ничего не имеют общего с природным альтруизмом и любовью к отчему дому и родной стране. Патриотизм, а точнее, по Владимиру Далю –    отчизнолюбие – дело  духовно интимное и тонкое, часто возникающее в человеке спонтанно и мгновенно. Любви к родному гнезду и к «малой родине» нельзя научить в школе, она возникает сама по себе только  в результате  гармоничного семейного воспитания в условиях процветающего общества. Что касается жертвенной любви к Отечеству, то здесь готовность погибнуть за него исторически  сопряжена с гражданским, и прежде всего с воинским долгом, с профессией воина, которая была  когда-то священной, наряду с профессиями земледельца и кузнеца.
      «Юный отрок, чувствующий кротко, голубей целующий в уста» (Сергей Есенин),   не нуждается   в  патриотических наставлениях  со стороны красных  комиссаров и политруков.
     Нет нужды в таких обмишурившихся в 1991 году наставниках   и сегодня в  условиях  буржуазно-олигархической  России.       
       Готовность умереть за идею и за родину не всякому дана, для этого надо иметь особый склад  психики и характера.  И требуется, конечно же,  ряд трагически сложившихся   обстоятельств, когда внезапно вспыхнувшее неистовое чувство начинает  затмевать  трезвый и прагматичный  ум. Большую роль  здесь играет юношеский максимализм и мечтательность, свойственное возрасту  стремление заявить о себе всему миру, когда «мальчику жизни не жалко, мальчику смерть нипочём». (Роберт Луис Стивенсон) Однако, эпоха романтизма осталась  в далёком прошлом, а сегодня мы живём в  предельно прагматичном и  беспощадном мире.
     Сегодня, как и вчера, мечтать не вредно, но иногда  и нежелательно. Мечтать  приятно. Неприятно осознавать, что не все твои мечты сбываются. Сегодня необходимо больше думать, больше знать и анализировать. Сегодня молодым людям   жизненно необходим трезвый ум, здоровая психика, логический интеллект и сравнительный анализ. (А.А.Зиновьев) 
        Для этого в стране должна быть  создана  совершенно  новая эффективная и рентабельная  система воспитания и образования как радикальная альтернатива современной системе  дебилизации  молодого поколения  страны.  Нужна здоровая, крепкая  и полная семья.  Ведь, чтобы получить здоровое племя, необходимо иметь здоровое семя. (Владимир  Даль)  Надо не забывать, что в результате социально-экономических и антропологических экспериментов большевиков над собственным  народом,  Россия в 1945 году  стала страной миллионов вдов и молодых вдовиц, одиноких матерей, страной миллионов больных детей, инвалидов от рождения, физически и психически неполноценных, трудноизлечимых и вообще неизлечимых.
     В больном обществе,    состоящем в основном      из смиренных, потомственных  выживальщиков, в травмоцентрических,     неблагополучных и неполных  семьях, где  в двух поколениях произошла общая потеря смыслов, где царит тяжёлая растерянность и социальный паралич, бесполезно говорить высокие слова о любви к родной Отчизне. В таких семьях растут дети с травмированной психикой, дети, не способные мечтать, действовать, пробовать и творить.(3) 
       Выжить любой ценой и пережить всех, (при этом,  не понимая,  зачем и во имя чего), по принципу высшего зооморализма «новых русских» с их весьма сомнительным происхождением: «Все умрут, а я останусь». (Валерия Гай Германика).
       У новых поколений почти исчезла  героическая романтика и связанная с ней   героическая мечтательность, жажда  авантюрных приключений  и побед.
      Почти никто из подростков   не  желает восхищаться     подвигами Геракла («прославленного Героя»), в том числе и сексуальными.  И  никто не хочет  сомневаться в жизненной  необходимости всех двенадцати  героических свершений  этого  исполнительного послушно глуповатого и порой безумного героя. Никому не интересна   история побед и поражений «культурного героя». Сегодня очень мало  тех  из молодых людей, кому   присущ логический интеллект и дар сравнительного анализа. Почти никто  не задаёт себе вопросов, почему этот общегреческий герой повинуется и исполняет прихоти тщеславного, трусливого, слабого  и ничтожного в своей гордыне и мании величия царя Эврисфея, отчего  многие подвиги  послушного Геракла оказались  в итоге оказались напрасными?
      Никто не может запретить  обладающим логическим интеллектом юношам подвергать сомнению любую мифологизацию исторического подвига, и всякую  историзацию (идеологизацию) легендарных подвигов в кинофильмах, в поэзии и художественной прозе.  Каждый человек, начинающий свою жизнь, имеет право задавать  себе и людям  вопросы, касающиеся цены каждого подвига и победы, их  крайней необходимости и актуальности: «Зачем? Ради кого и ради чего?». 
       Сегодня среди нас, старшего и уходящего  поколения,  мало найдётся тех, кто вразумительно, исчерпывающе  и убедительно ответит на эти вечные и насущные вопросы. В стране сегодня, по сути,  нет достаточного числа настоящих воспитателей и учителей нравственности от Бога, как нет в массе своей  и перспективных воспитуемых, морально, нравственно  и педагогически не запущенных.  Нет тех, кто  является примеров жертвенной любви к Родине, как  нет  сегодня и   желающих стать  жертвой в  начале жизни. Никто не хочет стать после смерти одним из  героев  очередного   мифа.
       Надо понимать, что любой жертвенный подвиг в мифах укрепляется через  идею  бесконечных страданий героя, преодоления им  испытаний и трудностей не ради самого подвига и не ради славы, а ради жизни на земле, где невозможность личного бессмертия компенсируется в героическом мире  подвигами и славой (посмертным бессмертием).
        Поздний жертвенный героизм эпох Просвещения, пара и электричества был связан с интеллектуализацией героя,  с его  идейно-прагматическими  функциями в области  строительства идеального и справедливого общества, когда  религиозно-культовый героизм превратился в обязательный,  государственно-идейный. Почётное звание героя стали получать после гибели  не только выдающиеся полководцы, но и рядовые воины, и даже  простые  граждане, отдавшие жизнь «за веру и царя», «за родную партию и социалистическое Отечество».
        В Советском  Союзе система воспитания патриотизма в духе жертвенного героизма строилась в основном на подвигах  романтизированных вымышленных   киногероев и героев  советской литературы, которые в коллективном  сознании  советского простонародья  становились  намного «историчнее», убедительней и живее, чем их   реальные  прототипы, герои  «ратного подвига» и мирного, «социалистического  труда». В этом и состоит магия искусства – создавать говорящие тени и  превращать фантомы в  материю.  Павка Корчагин – главный  герой  романа «Как закалялась сталь» Николая Островского, Пелагея Ниловна  и Павел Власов – герои  романа Максима Горького оказались более «историчными», чем  реальные комсомольцы 20-х годов и рабочие-большевики, участники революционного движения в Сормове в  начале  XX века.
      Незадолго до развала СССР о славном  и героическом прошлом страны  в основном рассказывали  художественные фильмы,  построенные на  вымысле и откровенной лжи, на беззастенчивой  полировке  советской действительности. При этом в  советском кинематографе и художественной литературе  больная тема   рукотворных социальных катастроф и тема вековой фатальной  несправедливости, царящей в русском обществе,  была негласно табуирована и строго засекречена. (Анатолий Апостолов, Страна засекреченной правды. –ПРОЗА.РУ)  Что касается реальных героев войны и мирного труда, (инвалидов и калек),  то их убил реальный страшный быт безликая, формальная, коллективная массовость, порождённая казённой идеологией. Героев не должно быть слишком много. Им не место в рабочем бараке и в тесной коммунальной квартире на краю суровой ойкумены.
       Государственная казённая пропаганда  рисовала своё  великое прошлое и свою картину мира, а народ  видел другую картину мира, безотрадную и позорную со своим  страшным пережитым прошлым. С такой тяжёлой ношей  прошлого и на глубоком  знании отечественной истории  сегодня в юных душах жертвенный патриотизм не возродить.      
      Воспитание мужества и героизма на   героических примерах прошлого (в основном  легендарного и мифического) практиковалось ещё в  ветхозаветные времена,  в процессе  первой   «историзации» мифа в эпических текстах, где герои приобретают  облик квазиисторических персонажей, а их демонические противники могут предстать варварами, разрушителями мира, иноверцами, богоборцами, иноземными «захватчиками» (фашистскими оккупантами).
       Жертвенный патриотизм как таковой есть  производная природного альтруизма характерного для отдельных  представителей  животного царства, в том числе  и для некоторых  видов коллективных насекомых. (4).  Это  вечное трагическое и непреодолимое противоречие  заставляет нас предполагать, что Природа, породившая  человека, не пожелала   дать ему ничего такого сверхъестественного, никаких таких  особых свойств царящей в мире  гармоничной  и органичной  целесообразности, кроме инстинктов  биологического выживания.
       Природный альтруизм в процессе социализации человека  из  отдельных  стад в организованные, созидательные коллективные сообщества  постепенно превратился из  инстинкта  сохранения рода в безрассудную  готовность по приказу грозного вождя и «великого князя» погибнуть  под его боевым стягом,  ради  его личных интересов, могущества и славы. Этот региональный феодальный  дух  патриотизма в пределах «малой родины» ярко проявился  на Руси в период княжеских  усобиц и Ордынского владычества. У каждого такого великого князя находились свои веские  аргументы и доводы, чтобы за неимением сильной  дружины поднять простой люд  «на смертный бой» с соседним княжеством и сложить свои головы на поле битвы.        Именно здесь у порога становления государственности и  русского абсолютизма  берёт своё начало идеологический, казённый патриотизм, который, по мнению патриотов-монархистов,, евразийцев  и имперцев,  –   всегда «самый верный и правильный»  и  находящийся по их категорическому   мнению  вне рамок критических обсуждений и толкований.
       Любая критика казённого патриотизма в авторитарном и тоталитарном государстве   сродни измене Родине, готовности предать её в любую минуту. Именно поэтому среди великих мыслителей и пророков так мало людей, которые не боялись говорить открыто о той лжи и обмане, лицемерии и  двойной морали, которые сопровождают неистовую патриотическую пропаганду, военную истерию милитаристское камлание и «шапкозакидательство»   в начале войны.   Такого сорта  патриоты любят лидера   своей страны в основном корыстно – за  дарованные им  привилегии, за должностной и социальный статус, за дарованные вольности,  за особую служебную  неприкосновенность  в духе знаменитой Magna Carta, известной нам как Великая хартия вольностей. Именно из таких  верноподданных патриотов и появляется множество политических шулеров и провокаторов, «сукиных сынов»  готовых ради личной  выгоды  на всё.   
         Сегодня, как и в прошлом веке,  такими  «правильными патриотами» в основном являются  представители силовых структур. Всегда считалось, что настоящим патриотом в первую очередь  является тот, кто защищает Отечество и гибнет за него, а не тот, кто кормит правящую элиту  и легионы её охранителей,   службы внутреннего порядка  и безопасности. Это  разительное противоречие между альтруистической любовью к Родине и  казённым, служебным (за денежное жалованье)  патриотизмом было  отмечено  в антивоенной публицистике Льва Толстого, эпиграфом  которой стали горькие слова  самого писателя: «Всё ложь, всё обман».  Всё ложь, всё,  что  связано с  казённым патриотизмом – героическая смерть, посмертная слава и  «вечная»  память современников и потомков, как  гарант  «исторического бессмертия».  Однако  в мире нет и быть  не может  побед,  дарующих всем героям больших и малых войн хотя бы  историческое бессмертие, ибо прошлое находится в прямой зависимости от новой идеологии нового правящего режима. Для мертвых не существует побед и поражений. Для  убитых  нет славы и нет позора: «В мире много обид и бед, захлебнулся кровью  рассвет, но  на мёртвых позора нет». (5)
       Человек побеждает тогда, когда он жив и борется  с Ангелом Зари.  Самой величайшей победой из всех побед простого человека  является его ПОБЕДА  НАД СМЕРТЬЮ, все другие  его победы и достижения совсем иного свойства и значения. Они, как правило, кроме жертвенного   отчизнолюбия и природного альтруизма, вторичны. Это надо понимать и осознавать во избежание напрасных трат и невозвратных потерь.   Кто остался цел и невредим после жестокой битвы среди гор трупов врагов и соратников, тот в итоге и победил. Кто жив, тот не умрёт. Кто одолел болезнь, кто стал здоров, тот – победитель. Девизом человека, побеждающего смерть,  является не жгучая  жалость к себе, а  целеустремлённая  воля к борьбе. В этом и заключается  суровая  правда жизни, дарованная нам Природой,  а всё остальное – от Лукавого  Политрука и Пропагандиста и Отца Лжи.
      Героизм отдельной личности и то, что мы называем героизмом целого народа, дающего отпор могущественному агрессору, можно назвать  производной коллективного альтруизма, дополненного  глубоким чувством национальной правоты и идейно-нравственной мотивации  под девизом:  «Наше дело правое – мы победим!»
      Коллективный  национальный, самоотверженный  героизм в XX  веке сломил одну  из самых  мощных и совершенных военно-технических механизмов передовых держав – германский вермахт.  Здесь имели место  и загадочные, таинственные  проявления  человеческой психики и психологии в  условиях войны  и так называемое  «пушечное  мясо», и новые методы ведения партизанской войны в условиях иного климата и необычных обстоятельств, в которых бессильной оказывалась самая совершенная военная техника. Однако сегодня не следует  преувеличивать и преуменьшать  значение,  как  жертвенного национального  героизма (альтруизма), так и военно-технического оснащения воюющих сторон, с их военной робототехникой,  «искусственным интеллектом» и солдатами-роботами.  Да, русский, природный альтруизм сломил гордый дух германского Сверхчеловека и  хищного супермена Запада, но он в этой  страшной битве  крайне обессилел. Это  привело в конце XX века к смертельно опасному  распаду русской семьи, к  кардинальной переоценке семейных ценностей, при которой  бескорыстной любви к людям и  к Отчизне  в молодых сердцах не нашлось  места. Неверие в людей, неверие в себя, гражданская трусость и социальный паралич  ничего не может породить, кроме  показного патриотизма за плату и привилегии.    
     Казённый патриотизм  непосредственно зависит от реальной репутации правящего режима,  от уровня сакрализации высшей власти. Современный казённый патриотизм –  копия советского патриотизма в его наихудшем конечном варианте. В РФ нет четкой идеологии и ясной, понятной программы  развития страны, никто из властей не зовёт молодежь в своё прекрасное будущее.
        Патриотическое воспитание в прежнем советском  варианте сегодня  в условиях информационного и социально-экономического разделения людей на достойных благополучной перспективы, и  на  не достойных вообще человеческого существования, невозможно.  Сегодня  в условиях затяжного духовно-нравственного кризиса, острого дефицита в обществе  человечности, торжества гедонизма и зооморализма, жертвенный, юношеский  патриотизм в действии немыслим. 
       В стране, где коммерческая реклама стала новой идеологией и одной из форм пропаганды гедонизма и бездумного, тупого потребления, бессмысленно  возрождать прежнюю советскую, имперскую систему патриотического воспитания молодёжи  в духе жертвенной любви к Родине.  В стране лукавых  негодяев и жирующих социальных паразитов, где свирепеет с каждым годом банковский капитал и ростовщичество, где процветают банды  коллекторов  МФО (малых финансовых организаций), дающие деньги взаймы под 400%,  патриотическое воспитание вообще немыслимо.
        В  самой богатой  в мире природными ресурсами стране, где миллионы одиноких  молодых (и не очень молодых)  матерей и вдов, чтобы выжить, выходят на панель под социальной графой   «самозанятых», весьма трудно  убедить  подростков  и юношей   быть настоящими  гражданами  и  жертвенными патриотами.  (см.: Анатолий Апостолов, Когда сестра ложится под проценты. – ПРОЗА.РУ.) 
     В стране, где один гектар, обильно политой кровью миллионов солдат подмосковной  земли,  сегодня  продаётся в «частное владение навечно за 100 тысяч рублей»,   сегодня    стыдно и даже подло вообще говорить и рассуждать о патриотическом воспитании лишённых будущего  поколений.  (см.: проект «Мой гектар» -   Moi gektar. Ru).
      В стране, где  сносят и везут на свалку  обветшалые памятники вчерашним кумирам и национальным героям, где на месте  старых кладбищ  возводят торговые и развлекательные центры, бензоколонки и коммерческое жильё, нет места  для проявления высоких гражданских чувств и патриотических переживаний. Там,  где  царит дух наживы и обмана, где продолжает оставаться  острый дефицит человечности и  повсеместное равнодушное отношение ко всему живому, там  нет места нормальному и психически здоровому человеку. (6)
       С точки зрения нынешних «эффективных менеджеров»,  лучше быть успешным «сукиным  сыном», чем невезучим  «Сыном Отечества». Лучше  торговать землёй и её недрами, торговать своими согражданами, самым дешёвым в мире  «живым товаром» и «пушечным мясом»,  чем благоустраивать страну и защищать её ценою  собственной жизни. Никто не хочет думать о судьбе своих потомков и о благосостоянии  своего народа, о  доблести, о подвигах и славе.    Легенда о совершенном Человеке и настоящем, жертвенном  Отчизнолюбии  давно забыта и сдана в архив,  в закрытый фонд. 

Авторские примечания, источники и литература.
     *В идее В.В. Путина возродить в РФ мощную систему патриотического воспитания молодёжи лежит давний   нереализованный до сих пор на практике приказ № 3511 Минобразвания РФ от 30 октября 2001 года: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», а также  и тоже проваленная и нереализованная Федеральным агентством по образованию государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». На эти программы было выделено несколько десятков миллионов рублей, в то время как ещё в 1996 году на  подготовку боевых экстрасенсов 500 млн. рублей, чтобы православного коммуниста и безбожника президента Ельцина, одного из «сукиных сынов» Большого Запада  за бюджетные деньги охраняли  астрологи.
   1.Жак Маржерет. Состояние Российской державы и Великого княжества Московского. // Состояние Российской империи. Ж. Маржерет в документах и исследованиях: (Тексты, комментарии, статьи) / Под ред. Ан. Береловича, В. Н. Назарова, П. Ю. Уварова. — М.: Языки славянских культур, 2007.
     Труд Маржерета «Состояние Российской державы и Великого княжества Московского» считается ценным историческим источником, содержащим сведения о политических событиях в России с 1590 по сентябрь 1606 года, о правительственных учреждениях, войске, о быте и нравах русского народа, о природе и населении России.
     2. В первом   случае  самые красивые и молодые из  женщин-бойцов были в итоге изнасилованы своими же  соратниками-мужчинами. Тогда  женский «батальон смерти» стремительной атакой немецких частей  спас   наших  незадачливых солдатиков от окружения и плена. Во втором   случае женский батальон   без особого сопротивления  сложил своё оружие, был отведён пьяными матросами в казармы и там жестоко изнасилован. (Зинаида Гиппиус «Черная тетрадь»)

    3.Варга А.Я. Травмоцентрические семьи, как наследие Второй мировой войны. Лекция в рамках образовательной  программы РАМТа к спектаклю «Нюрнберг» М.2015)
    4. Сегодня не повысить  у молодёжи высокий дух  патриотизма и на примерах героев советской  литературы,  и на  патриотическом пафосе произведений литераторов почвенного поколения семидесятых годов и на идеологической, народнической  лирике «русской партии»  Смутного времени лихих и кромешных 90-х годов.
      Среди советских  евразийцев, западников, имперцев, народников-националистов, славянофилов, кроме прозаиков Виктора Астафьева и  Валентина Распутина, поэтов Юрия Кузнецова  и Вячеслава  Богданова, было мало мыслящих и тонко чувствующих  отчизнолюбов. Большинство литераторов-идеологов из Союза писателей СССР, набивших руку со времён Асеева, Багрицкого и Маяковского на патриотической (политической) лирике  всегда оставались чуждыми русской душе, не приемлющей любой принудительной идеологии, навязанной сверху её  против воли и желания. Для творчества  многих  советских и постсоветских литераторов характерны  излишняя  романтизация  героев гражданской войны, коллективизации и социалистического строительства, надуманный «комплекс  вины» за «недостаточно беззаветную» и полную любовь к советской Родине, перед которой все они до конца жизни   в неоплатном долгу».
       В своей  гражданской (патриотической) лирике  либеральные и патриотические  поэты-идеологи клянутся в своей любви к России, присягают её  «глубинному народу» на верность,  чуть ли ни молятся на него, не смотря на то, что основная масса простонародья в период третьей Смуты 90-х годов  стала  презирать всех постсоветских патриотов почвенного и прозападного лагеря.
      «Советский простой человек» как  и простой постсоветский обыватель, видел в этих  патриотах-говорунах  уже не  прежних прототипов  киногероев, «славных сынов социалистического Отечества», а  вполне реальных, явных (и потенциальных) «сукиных сынов», которые способны на любое преступление – на отцеубийство и  братоубийство, на  измену и предательство семейных и национальных интересов. (Исаак Бабель).   Мифы и легенды о самой свободной и  самой прекрасной в мире стране    не  должны  лежать в основе патриотического  воспитания молодёжи. Оно  сегодня несовместимо  с  прагматичной  «философией жизни» и зооморализмом правящей и элиты и генералов и полковников  силовых структур, ибо  эффект от такого замшелого воспитания, наложенного на ложное (иногда лживое) легендарное прошлое,  будет обратным, негативным.  Необходимо знать и  всегда помнить,  что культура, история и искусство  не должны являться  инструментом  ничьих манипуляций  сознанием в достижении корыстных  политических целей.
5. Анатолий Апостолов. Из глубины незднешней.  Книга стихотворений и прозы. М.: 1998, с.75 – «Стрела под сердцем». 
        Превращение природного альтруизма в патриотический порыв, готовность жертвовать для других  своими личными  интересами (и даже  жизнью)      начинается в эпоху  пещерного палеолита и строительства первых доменов и мегалитов во времена возникновения первых верований.   В  самых первых преданиях, сказаниях и мифах о  славных предках  в коллективном  человеческом сознании  стали возникать очертания первых жертвенных «культурных героев» и демиургов, действующих и порой гибнущих во благо людей.
       По существу, эти тёмные, пугающие мифы о жертвенных героях-победителях, гибнущих и  порой воскрешающих, не учили людей, как  правильно и благородно   вести себя в повседневной жизни. Они не учили строить свою общественную  жизнь к лучшему, жить в гармонии  не причиняя боли и страданий себе, своим близким, другим людям  и всему окружающему миру,  они учили людей воспринимать жизнь как вечную борьбу со смертью.
      Легенды и мифы о совершенных «культурных героях» учили неоантропов, потомков «прогрессивных» неандертальцев,  умению выживать и быть неуязвимым,  побеждать смерть в условиях несовместимых с жизнью, побеждать  ради спасения своих сородичей и своего потомства в своём стремлении пережить других конкурентов-чужаков, стать образцом героизма  носителем величественной, стойкой, непреходящей  славы и абсолютной власти. В этом и заключается основное отличие природного, жертвенного  животного альтруизма от человеческого альтруизма, в котором прагматичный эгоизм  не всегда противоположен   альтруистическому, бескорыстному   чувству,  а порою  удачно сочетаются. Времена  и нравы меняются, но не меняется природа человека.
     Увы, уже тогда интеллект и разум, развиваясь и совершенствуясь, вошёл в острое, сильное и опасное противоречие с основным инстинктом, и породил  великую духовно-нравственную  трагедию, в основу которой  легла перманентная и вечная борьба  духа и плоти, любви и  зла, личной выгоды и общественной пользы. 

    6. О том, что разрушенный монумент с барельефом Юрия Гагарина нашли на берегу реки Ловецкая в Невельском районе среди бетонных обломков и другого строительного мусора, сообщила 11 августа 2021 года  государственная радиостанция «Вести-FM». После соответствующего и весьма сурового   комментария ведущего Евгения Сатановского, по прозвищу «Армагедоныч»  в российских СМИ поднялась волна возмущения, постсоветское простонародье гневно отмечало,    что у  «новых россиян»  не осталось ничего святого, раз они выбрасывают на свалку памятник первому космонавту и Герою Советского Союза, чтобы  на этом месте  установить  новую автозаправку.

               
17.08.2021


Рецензии