Об альтруизме, подвигах и славе
ОБ АЛЬТРУИЗМЕ, ПОДВИГАХ И СЛАВЕ
О патриотическом воспитании в эпоху дефицита человечности.
«Патриотическое воспитание – это очень важная тема. Это касается школьников, молодых людей, подростков, Это не значит, что нужно навязывать одну идеологию, но воспитывать молодых людей на основах патриотизма, любви к отечеству, на основе знания собственной истории, на основе различных идей по планам развития страны – чрезвычайно важная вещь».
В.В. ПУТИН
Эти вполне правильные и всем понятные рассуждения главы нашего государства о патриотическом воспитании подрастающих поколений на недавней встрече с общественностью Крыма и Севастополя отстают от нашего времени как минимум на тридцать-сорок лет.
То, что частично годилось в «эпоху застоя», во время войны в Афганистане и горбачёвской перестройки, полностью не годится сегодня. Ведь конечным результатом советской казённой системы патриотического воспитания молодёжи стал распад Советского Союза, разлад межличностных отношений в семье и обществе. На фоне общенациональной депрессии и социального пессимизма возник массовый нигилизм и крайний эгоизм молодого поколения, произошла переоценка всех прежних ценностей «реального коммунизма» и идеологических побед могучей и непобедимой советской империи в пользу материальных ценностей, качества и уровня жизни. Это и привело, в конечном счёте, к распаду советской империи, которую никто из советских патриотов-милитаристов (молодых и пожилых) даже не пытался защищать. Суровая реальность всегда сильней и убедительней самых красивых мифов и легенд о героях-патриотах, об их победах, подвигах и славе. Вполне достаточно двух-трёх фактов, рассказывающих о равнодушном отношении властей к героям-воинам, инвалидам и калекам войны в Афганистане и в Чечне, чтобы девальвировать в глазах молодых людей нормальную, глубинную любовь к Родине и прагматично приглушить в себе природный альтруизм. Сегодня в быстро изменяющемся мире нельзя решать проблемы воспитания, в том числе и патриотического, по старым лекалам советского прошлого, оставившего после себя такой страшный след антропологических, гуманитарных и социально-экономических катастроф и экспериментов.
В условиях современной РФ «воспитывать молодых людей на основах патриотизма, любви к отечеству, на основе знания собственной истории» – это очередное прекраснодушное заблуждение президента страны Владимира Путина. После кромешной, аморальной Смуты 90-х и нулевых годов уже напрасным кажется мечтать о новом совершенном Человеке и его гражданском жертвенном патриотизме. (см. Анатолий Апостолов. Русская семья: периоды распада. –ПРОЗА.РУ)
Патриотическое воспитание молодёжи на героических примерах прошлого, на жертвенных подвигах предков сегодня не даст положительных результатов, ибо отечественная история кроме светлых, созидательных и победоносных сторон, увы, содержит больше мрачных и негативных. Во всемирной истории и в истории многих народов и стран без особо труда можно найти множество примеров, когда национальный герой или героиня являлись одновременно национальной гордостью и позором для сильной (мужской) половины нации. Ярким тому подтверждением явилась Жанна Д’ Арк, Орлеанская дева, возглавившая борьбу французского народа против англичан во время Столетней войны 1337-1453. После победы при Пате, она была пленена своими соплеменниками, алчными бургундцами-провинциалами и отдана ими за деньги на расправу англичанам.
Полна подобными позорными примерами и российская история. Некоторые из них, в ходе современных информационных пси-войн, принародно обсуждать и/или осуждать не рекомендуется в так называемых национальных интересах и престижа страны на международной арене. Ещё не найден новыми Геродотами и Несторами исторический «козел отпущения». Ещё не найдено адвокатами властительного Зла нужных и убедительных слов оправдания. И до сих пор не вмещаются в нашем сознании эти факты подлого насилия и предательства в отношении к своим соплеменникам, братьям и сёстрам по вере, крови и почве. Но всякий раз, когда эти позорные факты нашего прошлого всплывают (рассекречиваются), нам бывает очень больно, мучительно стыдно и обидно.
Они не только затмевают все подвиги и победы нашего несчастного многострадального народа, но и почти «обнуляют» все его достижения в XX веке. Есть несколько ключевых позорных фактов в нашей истории, которые заставляют нас стыдиться и которые всегда следует учитывать при осуществлении очередной социально-экономической реформы. Особенно те, которые связаны с трагическими «великими переломами» славянской души в недавнем прошлом и со стремительным распадом русской семьи сегодня.
Особенно богата позорными страницами история трёх русских Смут, гражданских войн и революций, где насилие русских людей друг над другом, над близкими и родственниками, над матерями, женами и детьми превышает все мыслимые и немыслимые пределы. Здесь грабёж соотечественников сочетается с голодом и людоедством, а человек становится составной частью пищевого кода. Здесь мифы о возникновении каннибализма становятся реальным эндоканнибализмом, когда людоедство распространяется на близких родственников, членов семьи, на детей и внуков и порождает племя безумных «выживальщиков». Здесь и особое отношение к женщине, жене и матери, как к «живому товару» и как к одному из верных и надёжных средств позорного и подлого выживания. Таких, например, как продажа своих детей «на вечные времена» богатым иноземцам, или сдача мужьями жен и дочерей за деньги в сексуальную аренду в Смутное время XVII века. (1)
Здесь и постыдная и омерзительная история с женским «батальоном смерти» на боевых позициях первой мировой войны. И не менее позорная история с женским батальоном Бочкарёвой, охранявшим подступы к Зимнему дворцу в октябре 1917 года.(2)
Несмываемым позором для всех мужчин-силовиков и всех имперских патриотов стала история нещадной эксплуатации советскими военачальниками русских молодых женщин, школьниц-комсомолок на фронте, на боевых позициях и в тылу противника, в партизанских отрядах.
Но более позорным для мужчин из числа партийного руководства, силовых структур и низового начальства оказалось послевоенное лихолетье, с его непосильным подневольным женским трудом на урановых рудниках ГУЛАГА и на колхозных полях, где многодетные вдовы и солдатские мамы часто выступали в качестве тягловой силы.
Но самым страшным нашим национальным позором и стыдом перед всем миром оказалась третья кромешная Смута лихих и криминальных 90-х и нулевых годов, с её криминально-сексуальной революцией и вполне открытой торговлей русским «живым товаром» на рынке сексуальных услуг под эгидой так называемых «новых русских».
Эти и другие позорные факты отечественной истории не только определили основные периоды распада русской семьи, но и стали навечно несмываемыми пятнами на совести, чести и достоинстве мужской части народонаселения страны. (см. Анатолий Апостолов, Русская семья: периоды распада. – ПРОЗА.РУ)
История XX века изобилует преступлениями правителей разных стран против человечности и собственных народов, которые никак не могут быть предметом гордости за свою страну.
Эти болезненно властолюбивые правители прошлого века, делавшие ставку на жестокость и тотальный страх во всех слоях общества, не раз приводили свои страны в бедственное положение, а народонаселение к социальному параличу, нищете, голоду и массовому вырождению и вымиранию. Как правило, в моменты кризиса власти, народ в основной массе таких властителей не защищает, предпочитает быть аполитичным нейтральным и порождать волны новых беженцев и социальных мигрантов.
На фоне рукотворных социальных катастроф и немыслимых народных страданий все боевые и мирные подвиги народа в итоге обесцениваются, выглядят в глазах потомков напрасными и ненужными, вызывая у новых поколений чувство своей исторической фатальной обречённости и неминуемой гибели.
Проблема патриотического воспитания сегодня упирается в природу тоталитарной власти и требует иных общественно-экономических и социально-психологических условий, иных принципов противодействия авторитарным режимам, новых методов избавления от «великих вождей, кормчих и отцов народов – Адольфов, Сталиных, Кимов, Мао и Пол Потов, а также «сукиных сынов» Большого Запада. (см. Анатолий Апостолов. «Сукин сын» и «сын Отечества» - ПРОЗА.РУ)
Прежние рискованные и ненадёжные дворцовые заговоры и военные перевороты, иностранная интервенция, всенародные бунты и восстания в новом веке не всегда срабатывают и не могут окончательно избавить общество от политической шизофрении авторитарных правителей. Спонтанная военно-патриотическая истерия и фанатизм слепой толпы ничего не имеют общего с природным альтруизмом и любовью к отчему дому и родной стране. Патриотизм, а точнее, по Владимиру Далю – отчизнолюбие – дело духовно интимное и тонкое, часто возникающее в человеке спонтанно и мгновенно. Любви к родному гнезду и к «малой родине» нельзя научить в школе, она возникает сама по себе только в результате гармоничного семейного воспитания в условиях процветающего общества. Что касается жертвенной любви к Отечеству, то здесь готовность погибнуть за него исторически сопряжена с гражданским, и прежде всего с воинским долгом, с профессией воина, которая была когда-то священной, наряду с профессиями земледельца и кузнеца.
«Юный отрок, чувствующий кротко, голубей целующий в уста» (Сергей Есенин), не нуждается в патриотических наставлениях со стороны красных комиссаров и политруков.
Нет нужды в таких обмишурившихся в 1991 году наставниках и сегодня в условиях буржуазно-олигархической России.
Готовность умереть за идею и за родину не всякому дана, для этого надо иметь особый склад психики и характера. И требуется, конечно же, ряд трагически сложившихся обстоятельств, когда внезапно вспыхнувшее неистовое чувство начинает затмевать трезвый и прагматичный ум. Большую роль здесь играет юношеский максимализм и мечтательность, свойственное возрасту стремление заявить о себе всему миру, когда «мальчику жизни не жалко, мальчику смерть нипочём». (Роберт Луис Стивенсон) Однако, эпоха романтизма осталась в далёком прошлом, а сегодня мы живём в предельно прагматичном и беспощадном мире.
Сегодня, как и вчера, мечтать не вредно, но иногда и нежелательно. Мечтать приятно. Неприятно осознавать, что не все твои мечты сбываются. Сегодня необходимо больше думать, больше знать и анализировать. Сегодня молодым людям жизненно необходим трезвый ум, здоровая психика, логический интеллект и сравнительный анализ. (А.А.Зиновьев)
Для этого в стране должна быть создана совершенно новая эффективная и рентабельная система воспитания и образования как радикальная альтернатива современной системе дебилизации молодого поколения страны. Нужна здоровая, крепкая и полная семья. Ведь, чтобы получить здоровое племя, необходимо иметь здоровое семя. (Владимир Даль) Надо не забывать, что в результате социально-экономических и антропологических экспериментов большевиков над собственным народом, Россия в 1945 году стала страной миллионов вдов и молодых вдовиц, одиноких матерей, страной миллионов больных детей, инвалидов от рождения, физически и психически неполноценных, трудноизлечимых и вообще неизлечимых.
В больном обществе, состоящем в основном из смиренных, потомственных выживальщиков, в травмоцентрических, неблагополучных и неполных семьях, где в двух поколениях произошла общая потеря смыслов, где царит тяжёлая растерянность и социальный паралич, бесполезно говорить высокие слова о любви к родной Отчизне. В таких семьях растут дети с травмированной психикой, дети, не способные мечтать, действовать, пробовать и творить.(3)
Выжить любой ценой и пережить всех, (при этом, не понимая, зачем и во имя чего), по принципу высшего зооморализма «новых русских» с их весьма сомнительным происхождением: «Все умрут, а я останусь». (Валерия Гай Германика).
У новых поколений почти исчезла героическая романтика и связанная с ней героическая мечтательность, жажда авантюрных приключений и побед.
Почти никто из подростков не желает восхищаться подвигами Геракла («прославленного Героя»), в том числе и сексуальными. И никто не хочет сомневаться в жизненной необходимости всех двенадцати героических свершений этого исполнительного послушно глуповатого и порой безумного героя. Никому не интересна история побед и поражений «культурного героя». Сегодня очень мало тех из молодых людей, кому присущ логический интеллект и дар сравнительного анализа. Почти никто не задаёт себе вопросов, почему этот общегреческий герой повинуется и исполняет прихоти тщеславного, трусливого, слабого и ничтожного в своей гордыне и мании величия царя Эврисфея, отчего многие подвиги послушного Геракла оказались в итоге оказались напрасными?
Никто не может запретить обладающим логическим интеллектом юношам подвергать сомнению любую мифологизацию исторического подвига, и всякую историзацию (идеологизацию) легендарных подвигов в кинофильмах, в поэзии и художественной прозе. Каждый человек, начинающий свою жизнь, имеет право задавать себе и людям вопросы, касающиеся цены каждого подвига и победы, их крайней необходимости и актуальности: «Зачем? Ради кого и ради чего?».
Сегодня среди нас, старшего и уходящего поколения, мало найдётся тех, кто вразумительно, исчерпывающе и убедительно ответит на эти вечные и насущные вопросы. В стране сегодня, по сути, нет достаточного числа настоящих воспитателей и учителей нравственности от Бога, как нет в массе своей и перспективных воспитуемых, морально, нравственно и педагогически не запущенных. Нет тех, кто является примеров жертвенной любви к Родине, как нет сегодня и желающих стать жертвой в начале жизни. Никто не хочет стать после смерти одним из героев очередного мифа.
Надо понимать, что любой жертвенный подвиг в мифах укрепляется через идею бесконечных страданий героя, преодоления им испытаний и трудностей не ради самого подвига и не ради славы, а ради жизни на земле, где невозможность личного бессмертия компенсируется в героическом мире подвигами и славой (посмертным бессмертием).
Поздний жертвенный героизм эпох Просвещения, пара и электричества был связан с интеллектуализацией героя, с его идейно-прагматическими функциями в области строительства идеального и справедливого общества, когда религиозно-культовый героизм превратился в обязательный, государственно-идейный. Почётное звание героя стали получать после гибели не только выдающиеся полководцы, но и рядовые воины, и даже простые граждане, отдавшие жизнь «за веру и царя», «за родную партию и социалистическое Отечество».
В Советском Союзе система воспитания патриотизма в духе жертвенного героизма строилась в основном на подвигах романтизированных вымышленных киногероев и героев советской литературы, которые в коллективном сознании советского простонародья становились намного «историчнее», убедительней и живее, чем их реальные прототипы, герои «ратного подвига» и мирного, «социалистического труда». В этом и состоит магия искусства – создавать говорящие тени и превращать фантомы в материю. Павка Корчагин – главный герой романа «Как закалялась сталь» Николая Островского, Пелагея Ниловна и Павел Власов – герои романа Максима Горького оказались более «историчными», чем реальные комсомольцы 20-х годов и рабочие-большевики, участники революционного движения в Сормове в начале XX века.
Незадолго до развала СССР о славном и героическом прошлом страны в основном рассказывали художественные фильмы, построенные на вымысле и откровенной лжи, на беззастенчивой полировке советской действительности. При этом в советском кинематографе и художественной литературе больная тема рукотворных социальных катастроф и тема вековой фатальной несправедливости, царящей в русском обществе, была негласно табуирована и строго засекречена. (Анатолий Апостолов, Страна засекреченной правды. –ПРОЗА.РУ) Что касается реальных героев войны и мирного труда, (инвалидов и калек), то их убил реальный страшный быт безликая, формальная, коллективная массовость, порождённая казённой идеологией. Героев не должно быть слишком много. Им не место в рабочем бараке и в тесной коммунальной квартире на краю суровой ойкумены.
Государственная казённая пропаганда рисовала своё великое прошлое и свою картину мира, а народ видел другую картину мира, безотрадную и позорную со своим страшным пережитым прошлым. С такой тяжёлой ношей прошлого и на глубоком знании отечественной истории сегодня в юных душах жертвенный патриотизм не возродить.
Воспитание мужества и героизма на героических примерах прошлого (в основном легендарного и мифического) практиковалось ещё в ветхозаветные времена, в процессе первой «историзации» мифа в эпических текстах, где герои приобретают облик квазиисторических персонажей, а их демонические противники могут предстать варварами, разрушителями мира, иноверцами, богоборцами, иноземными «захватчиками» (фашистскими оккупантами).
Жертвенный патриотизм как таковой есть производная природного альтруизма характерного для отдельных представителей животного царства, в том числе и для некоторых видов коллективных насекомых. (4). Это вечное трагическое и непреодолимое противоречие заставляет нас предполагать, что Природа, породившая человека, не пожелала дать ему ничего такого сверхъестественного, никаких таких особых свойств царящей в мире гармоничной и органичной целесообразности, кроме инстинктов биологического выживания.
Природный альтруизм в процессе социализации человека из отдельных стад в организованные, созидательные коллективные сообщества постепенно превратился из инстинкта сохранения рода в безрассудную готовность по приказу грозного вождя и «великого князя» погибнуть под его боевым стягом, ради его личных интересов, могущества и славы. Этот региональный феодальный дух патриотизма в пределах «малой родины» ярко проявился на Руси в период княжеских усобиц и Ордынского владычества. У каждого такого великого князя находились свои веские аргументы и доводы, чтобы за неимением сильной дружины поднять простой люд «на смертный бой» с соседним княжеством и сложить свои головы на поле битвы. Именно здесь у порога становления государственности и русского абсолютизма берёт своё начало идеологический, казённый патриотизм, который, по мнению патриотов-монархистов,, евразийцев и имперцев, – всегда «самый верный и правильный» и находящийся по их категорическому мнению вне рамок критических обсуждений и толкований.
Любая критика казённого патриотизма в авторитарном и тоталитарном государстве сродни измене Родине, готовности предать её в любую минуту. Именно поэтому среди великих мыслителей и пророков так мало людей, которые не боялись говорить открыто о той лжи и обмане, лицемерии и двойной морали, которые сопровождают неистовую патриотическую пропаганду, военную истерию милитаристское камлание и «шапкозакидательство» в начале войны. Такого сорта патриоты любят лидера своей страны в основном корыстно – за дарованные им привилегии, за должностной и социальный статус, за дарованные вольности, за особую служебную неприкосновенность в духе знаменитой Magna Carta, известной нам как Великая хартия вольностей. Именно из таких верноподданных патриотов и появляется множество политических шулеров и провокаторов, «сукиных сынов» готовых ради личной выгоды на всё.
Сегодня, как и в прошлом веке, такими «правильными патриотами» в основном являются представители силовых структур. Всегда считалось, что настоящим патриотом в первую очередь является тот, кто защищает Отечество и гибнет за него, а не тот, кто кормит правящую элиту и легионы её охранителей, службы внутреннего порядка и безопасности. Это разительное противоречие между альтруистической любовью к Родине и казённым, служебным (за денежное жалованье) патриотизмом было отмечено в антивоенной публицистике Льва Толстого, эпиграфом которой стали горькие слова самого писателя: «Всё ложь, всё обман». Всё ложь, всё, что связано с казённым патриотизмом – героическая смерть, посмертная слава и «вечная» память современников и потомков, как гарант «исторического бессмертия». Однако в мире нет и быть не может побед, дарующих всем героям больших и малых войн хотя бы историческое бессмертие, ибо прошлое находится в прямой зависимости от новой идеологии нового правящего режима. Для мертвых не существует побед и поражений. Для убитых нет славы и нет позора: «В мире много обид и бед, захлебнулся кровью рассвет, но на мёртвых позора нет». (5)
Человек побеждает тогда, когда он жив и борется с Ангелом Зари. Самой величайшей победой из всех побед простого человека является его ПОБЕДА НАД СМЕРТЬЮ, все другие его победы и достижения совсем иного свойства и значения. Они, как правило, кроме жертвенного отчизнолюбия и природного альтруизма, вторичны. Это надо понимать и осознавать во избежание напрасных трат и невозвратных потерь. Кто остался цел и невредим после жестокой битвы среди гор трупов врагов и соратников, тот в итоге и победил. Кто жив, тот не умрёт. Кто одолел болезнь, кто стал здоров, тот – победитель. Девизом человека, побеждающего смерть, является не жгучая жалость к себе, а целеустремлённая воля к борьбе. В этом и заключается суровая правда жизни, дарованная нам Природой, а всё остальное – от Лукавого Политрука и Пропагандиста и Отца Лжи.
Героизм отдельной личности и то, что мы называем героизмом целого народа, дающего отпор могущественному агрессору, можно назвать производной коллективного альтруизма, дополненного глубоким чувством национальной правоты и идейно-нравственной мотивации под девизом: «Наше дело правое – мы победим!»
Коллективный национальный, самоотверженный героизм в XX веке сломил одну из самых мощных и совершенных военно-технических механизмов передовых держав – германский вермахт. Здесь имели место и загадочные, таинственные проявления человеческой психики и психологии в условиях войны и так называемое «пушечное мясо», и новые методы ведения партизанской войны в условиях иного климата и необычных обстоятельств, в которых бессильной оказывалась самая совершенная военная техника. Однако сегодня не следует преувеличивать и преуменьшать значение, как жертвенного национального героизма (альтруизма), так и военно-технического оснащения воюющих сторон, с их военной робототехникой, «искусственным интеллектом» и солдатами-роботами. Да, русский, природный альтруизм сломил гордый дух германского Сверхчеловека и хищного супермена Запада, но он в этой страшной битве крайне обессилел. Это привело в конце XX века к смертельно опасному распаду русской семьи, к кардинальной переоценке семейных ценностей, при которой бескорыстной любви к людям и к Отчизне в молодых сердцах не нашлось места. Неверие в людей, неверие в себя, гражданская трусость и социальный паралич ничего не может породить, кроме показного патриотизма за плату и привилегии.
Казённый патриотизм непосредственно зависит от реальной репутации правящего режима, от уровня сакрализации высшей власти. Современный казённый патриотизм – копия советского патриотизма в его наихудшем конечном варианте. В РФ нет четкой идеологии и ясной, понятной программы развития страны, никто из властей не зовёт молодежь в своё прекрасное будущее.
Патриотическое воспитание в прежнем советском варианте сегодня в условиях информационного и социально-экономического разделения людей на достойных благополучной перспективы, и на не достойных вообще человеческого существования, невозможно. Сегодня в условиях затяжного духовно-нравственного кризиса, острого дефицита в обществе человечности, торжества гедонизма и зооморализма, жертвенный, юношеский патриотизм в действии немыслим.
В стране, где коммерческая реклама стала новой идеологией и одной из форм пропаганды гедонизма и бездумного, тупого потребления, бессмысленно возрождать прежнюю советскую, имперскую систему патриотического воспитания молодёжи в духе жертвенной любви к Родине. В стране лукавых негодяев и жирующих социальных паразитов, где свирепеет с каждым годом банковский капитал и ростовщичество, где процветают банды коллекторов МФО (малых финансовых организаций), дающие деньги взаймы под 400%, патриотическое воспитание вообще немыслимо.
В самой богатой в мире природными ресурсами стране, где миллионы одиноких молодых (и не очень молодых) матерей и вдов, чтобы выжить, выходят на панель под социальной графой «самозанятых», весьма трудно убедить подростков и юношей быть настоящими гражданами и жертвенными патриотами. (см.: Анатолий Апостолов, Когда сестра ложится под проценты. – ПРОЗА.РУ.)
В стране, где один гектар, обильно политой кровью миллионов солдат подмосковной земли, сегодня продаётся в «частное владение навечно за 100 тысяч рублей», сегодня стыдно и даже подло вообще говорить и рассуждать о патриотическом воспитании лишённых будущего поколений. (см.: проект «Мой гектар» - Moi gektar. Ru).
В стране, где сносят и везут на свалку обветшалые памятники вчерашним кумирам и национальным героям, где на месте старых кладбищ возводят торговые и развлекательные центры, бензоколонки и коммерческое жильё, нет места для проявления высоких гражданских чувств и патриотических переживаний. Там, где царит дух наживы и обмана, где продолжает оставаться острый дефицит человечности и повсеместное равнодушное отношение ко всему живому, там нет места нормальному и психически здоровому человеку. (6)
С точки зрения нынешних «эффективных менеджеров», лучше быть успешным «сукиным сыном», чем невезучим «Сыном Отечества». Лучше торговать землёй и её недрами, торговать своими согражданами, самым дешёвым в мире «живым товаром» и «пушечным мясом», чем благоустраивать страну и защищать её ценою собственной жизни. Никто не хочет думать о судьбе своих потомков и о благосостоянии своего народа, о доблести, о подвигах и славе. Легенда о совершенном Человеке и настоящем, жертвенном Отчизнолюбии давно забыта и сдана в архив, в закрытый фонд.
Авторские примечания, источники и литература.
*В идее В.В. Путина возродить в РФ мощную систему патриотического воспитания молодёжи лежит давний нереализованный до сих пор на практике приказ № 3511 Минобразвания РФ от 30 октября 2001 года: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», а также и тоже проваленная и нереализованная Федеральным агентством по образованию государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». На эти программы было выделено несколько десятков миллионов рублей, в то время как ещё в 1996 году на подготовку боевых экстрасенсов 500 млн. рублей, чтобы православного коммуниста и безбожника президента Ельцина, одного из «сукиных сынов» Большого Запада за бюджетные деньги охраняли астрологи.
1.Жак Маржерет. Состояние Российской державы и Великого княжества Московского. // Состояние Российской империи. Ж. Маржерет в документах и исследованиях: (Тексты, комментарии, статьи) / Под ред. Ан. Береловича, В. Н. Назарова, П. Ю. Уварова. — М.: Языки славянских культур, 2007.
Труд Маржерета «Состояние Российской державы и Великого княжества Московского» считается ценным историческим источником, содержащим сведения о политических событиях в России с 1590 по сентябрь 1606 года, о правительственных учреждениях, войске, о быте и нравах русского народа, о природе и населении России.
2. В первом случае самые красивые и молодые из женщин-бойцов были в итоге изнасилованы своими же соратниками-мужчинами. Тогда женский «батальон смерти» стремительной атакой немецких частей спас наших незадачливых солдатиков от окружения и плена. Во втором случае женский батальон без особого сопротивления сложил своё оружие, был отведён пьяными матросами в казармы и там жестоко изнасилован. (Зинаида Гиппиус «Черная тетрадь»)
3.Варга А.Я. Травмоцентрические семьи, как наследие Второй мировой войны. Лекция в рамках образовательной программы РАМТа к спектаклю «Нюрнберг» М.2015)
4. Сегодня не повысить у молодёжи высокий дух патриотизма и на примерах героев советской литературы, и на патриотическом пафосе произведений литераторов почвенного поколения семидесятых годов и на идеологической, народнической лирике «русской партии» Смутного времени лихих и кромешных 90-х годов.
Среди советских евразийцев, западников, имперцев, народников-националистов, славянофилов, кроме прозаиков Виктора Астафьева и Валентина Распутина, поэтов Юрия Кузнецова и Вячеслава Богданова, было мало мыслящих и тонко чувствующих отчизнолюбов. Большинство литераторов-идеологов из Союза писателей СССР, набивших руку со времён Асеева, Багрицкого и Маяковского на патриотической (политической) лирике всегда оставались чуждыми русской душе, не приемлющей любой принудительной идеологии, навязанной сверху её против воли и желания. Для творчества многих советских и постсоветских литераторов характерны излишняя романтизация героев гражданской войны, коллективизации и социалистического строительства, надуманный «комплекс вины» за «недостаточно беззаветную» и полную любовь к советской Родине, перед которой все они до конца жизни в неоплатном долгу».
В своей гражданской (патриотической) лирике либеральные и патриотические поэты-идеологи клянутся в своей любви к России, присягают её «глубинному народу» на верность, чуть ли ни молятся на него, не смотря на то, что основная масса простонародья в период третьей Смуты 90-х годов стала презирать всех постсоветских патриотов почвенного и прозападного лагеря.
«Советский простой человек» как и простой постсоветский обыватель, видел в этих патриотах-говорунах уже не прежних прототипов киногероев, «славных сынов социалистического Отечества», а вполне реальных, явных (и потенциальных) «сукиных сынов», которые способны на любое преступление – на отцеубийство и братоубийство, на измену и предательство семейных и национальных интересов. (Исаак Бабель). Мифы и легенды о самой свободной и самой прекрасной в мире стране не должны лежать в основе патриотического воспитания молодёжи. Оно сегодня несовместимо с прагматичной «философией жизни» и зооморализмом правящей и элиты и генералов и полковников силовых структур, ибо эффект от такого замшелого воспитания, наложенного на ложное (иногда лживое) легендарное прошлое, будет обратным, негативным. Необходимо знать и всегда помнить, что культура, история и искусство не должны являться инструментом ничьих манипуляций сознанием в достижении корыстных политических целей.
5. Анатолий Апостолов. Из глубины незднешней. Книга стихотворений и прозы. М.: 1998, с.75 – «Стрела под сердцем».
Превращение природного альтруизма в патриотический порыв, готовность жертвовать для других своими личными интересами (и даже жизнью) начинается в эпоху пещерного палеолита и строительства первых доменов и мегалитов во времена возникновения первых верований. В самых первых преданиях, сказаниях и мифах о славных предках в коллективном человеческом сознании стали возникать очертания первых жертвенных «культурных героев» и демиургов, действующих и порой гибнущих во благо людей.
По существу, эти тёмные, пугающие мифы о жертвенных героях-победителях, гибнущих и порой воскрешающих, не учили людей, как правильно и благородно вести себя в повседневной жизни. Они не учили строить свою общественную жизнь к лучшему, жить в гармонии не причиняя боли и страданий себе, своим близким, другим людям и всему окружающему миру, они учили людей воспринимать жизнь как вечную борьбу со смертью.
Легенды и мифы о совершенных «культурных героях» учили неоантропов, потомков «прогрессивных» неандертальцев, умению выживать и быть неуязвимым, побеждать смерть в условиях несовместимых с жизнью, побеждать ради спасения своих сородичей и своего потомства в своём стремлении пережить других конкурентов-чужаков, стать образцом героизма носителем величественной, стойкой, непреходящей славы и абсолютной власти. В этом и заключается основное отличие природного, жертвенного животного альтруизма от человеческого альтруизма, в котором прагматичный эгоизм не всегда противоположен альтруистическому, бескорыстному чувству, а порою удачно сочетаются. Времена и нравы меняются, но не меняется природа человека.
Увы, уже тогда интеллект и разум, развиваясь и совершенствуясь, вошёл в острое, сильное и опасное противоречие с основным инстинктом, и породил великую духовно-нравственную трагедию, в основу которой легла перманентная и вечная борьба духа и плоти, любви и зла, личной выгоды и общественной пользы.
6. О том, что разрушенный монумент с барельефом Юрия Гагарина нашли на берегу реки Ловецкая в Невельском районе среди бетонных обломков и другого строительного мусора, сообщила 11 августа 2021 года государственная радиостанция «Вести-FM». После соответствующего и весьма сурового комментария ведущего Евгения Сатановского, по прозвищу «Армагедоныч» в российских СМИ поднялась волна возмущения, постсоветское простонародье гневно отмечало, что у «новых россиян» не осталось ничего святого, раз они выбрасывают на свалку памятник первому космонавту и Герою Советского Союза, чтобы на этом месте установить новую автозаправку.
17.08.2021
Свидетельство о публикации №221081700186