Б. Турч. Голос- Азии - Юлия Лебедева

Б.Турчинский
 "Голос Азии - Юлия Лебедева"
 
- Борис, не могли бы вы помочь найти в Израиле исполнителей моего концерта для тромбона с оркестром?..
  С такой просьбой обратилась ко мне из далекого Казахстана композитор Юлия Лебедева.
Запись концерта прилагалась.
Послушав концерт (а он произвёл на меня очень хорошее впечатление), я понял, что силами нашего ученического консерваторского (консерватория Петах-Тиква, Израиль) симфонического оркестра его не одолеть, для исполнения нужен «взрослый» профессиональный коллектив  и виртуозный тромбонист.
Я связался с музыкантом Хайфского симфонического оркестра, тромбонистом Михаилом Вулем, который с радостью принял предложение. Но...
Пандемия перечеркнула все планы. Исполнение концерта в Израиле не состоялось - однако было положено начало моей дружбе с интересным, талантливым композитором из Алма- Аты.
... Надо сказать, что у упомянутого тромбонового концерта - одновременно счастливая, но непростая и не до конца определившаяся на сегодняшний день, судьба.  Впервые концерт прозвучал в Алма-Ате в исполнении заслуженного деятеля искусств Казахстана Каната Ахметова и государственного духового оркестра страны. На концерте присутствовал известный французский тромбонист, профессор Парижской консерватории, лауреат Международных конкурсов Жак Може. Произведение Жаку понравилось настолько, что он принял решение записать и издать концерт во Франции. Однако условия пандемии и некоторые проблемы французского музыканта отложили воплощение проекта в жизнь.
Несмотря на разные сюрпризы сегодняшних реалий, жизнь продолжается! Мне хочется и вас, мои читатели, познакомить с интересным человеком, композитором, Юлией Лебедевой.
 Юлия Лебедева - выпускница Казахской консерватории, автор музыки к кинофильмам и музыки для симфонического и духового оркестров. Ею написаны инструментальные и хоровые пьесы, музыка к драматическим спектаклям и музыкальные сказки для детей…
И это ещё не все…

Юлия, до начала нашего интервью, я немного представил тебя читателю.
Но все интересные вопросы и ответы, надеюсь, у нас впереди. Они помогут ближе познакомиться с тобой, раскрыть секреты твоего музыкального   мастерства.

Что привело тебя в мир музыки?
- Я родилась 27 марта 1966 года в г. Караганде. В 1982году закончила музыкальное училище им. Таттимбета в Караганде, и, затем, поступила в Алма-Атинскую консерваторию на факультет истории музыки. Уже с той поры начала работать в песенном жанре, как композитор.
Консерваторию закончила в 1991 году. Защита моей дипломной работы была по достоинству оценена государственной комиссией. Это был текстологический труд, посвящённый творчеству Е. Брусиловского, а именно его симфоническому жанру. Мне предложили продолжить учёбу в аспирантуре. Но…
Уже в то время началось моё активное сотрудничество с казахским телевидением. Начались съемки. Это меня захватило с головой. В 1992 году я написала композицию «Смейтесь» на стихи М. Цветаевой. Именно с ней мне предложили попробовать себя не только как композитора, но и как исполнителя. Я подала заявку на участие в международном фестивале «Азия дауысы». Сидевшая в жюри известная журналистка, ведущая программы «Музыкальная гостиная» на радио «Маяк», Л. Дубовцева, увезла мои записи в Москву. К сожалению, тогда я не прозвучала на сцене «Азия дауысы». Зато я успешно выступила на международном фестивале «Песня года 93» в России с композицией «Смейтесь» из песенного цикла «Чернокнижница» на стихи М.Цветаевой.  Этот цикл долго и успешно звучал на волнах радио «Маяк» впоследствии.
Моя мама – Лебедева Наталия Александровна, отец – Лебедев Виктор Александрович. Родители - инженеры. Отец ушел очень рано, и не смог оценить мои музыкальные опыты. Но, у меня было два главных поклонника и почитателя моих начинаний. И первая из них была моя бабушка Юлия Александровна, которая замечательно пела, любила и понимала музыку. Мой дед, с которым мне не пришлось свидеться, был геологом, а на досуге играл на скрипке. Мама, конечно же, тоже принимала участие в моем становлении, как музыканта. Но видела я ее намного реже, чем бабушку, по причине ее крайней загруженности на работе. Хотя, моя бабушка работала тоже, но находила те самые дорогие и трепетные минуты для нашего общения.
От автора
В 90-е годы Лебедева становится популярным композитором. Она начинает работать с известными казахскими исполнителями, такими, как Р. Рымбаева,  А.Нурмагамбетова, Н. Искалиева, М.Жунусова, Л. Кесоглу, Б.Исаев и др. Работает с такими организациями, как Казахский Государственный академический театр оперы и балета им. Абая, театр «Астана Балет». С 2002 года начинает сотрудничать с различными оркестрами Казахстана, такими, как оркестр Казахской государственной филармонии имени Жамбыла, Государственный духовой оркестр Республики Казахстан под руководством Каната Ахметова,эстрадно-симфонический оркестр Акима Алма-Аты.
Ею создано более 300 оркестровых обработок народной инструментальной музыки и популярных казахских песен.
Ее музыкальные работы знакомы многим дирижерам, в числе которых: Ренат Салаватов, Канат Ахметов, Ерболат Ахмедьяров, Канат Омаров, Александр Беляков.
Юлия, большое количество моих эссе связано с духовой музыкой, исполнителями инструменталистами, композиторами и аранжировщиками этого жанра.          Изучив твоё творчество, я обнаружил, что ты не равнодушна к духовым инструментам.
А ещё от себя добавлю, что не все композиторы, пишущие музыку для духового оркестра, могут на высоком профессиональном уровне ее аранжировать и зачастую обращаются к специалистам этого дела. А ты делаешь это сама и с большим мастерством.

Государственный духовой оркестр Казахстана.
- Борис, я с радостью пишу музыку для всех жанров и духовая музыка мне тоже близка по духу. Пока, как ты видишь произведений немного и не сравнить с количеством песен, но я еще молодой композитор. Да? Значит у меня еще все впереди
Мои произведения для духовых инструментов:
Концерт для тромбона с оркестром «Жизнь тромбона”.
Концерт для саксофона с оркестром «Conserto KZ»,
«Толгау» для оркестра духовых инструментов «Моя Родина – Казахстан!»
Концерт для сопрано с оркестром «Селфи»
Я охотно сотрудничаю с прекрасным коллективом, духовым оркестром республики, и его талантливым дирижёром Канатом Ахметовым.
 
На фото: с тромбонистом  Жаком  Може (Франция).
 
На фото: Концерт для саксофона с симфоническим оркестром.
Справка
Государственный духовой оркестр Казахстана.
Создан в 1990 году, своим замечательным исполнительским мастерством произведений казахских композиторов, удостоился внимания слушателей всего мира. На сегодняшний день в оркестре работают музыканты-лауреаты и дипломанты республиканских и международных конкурсов, получившие мировое признание их безмерного таланта. В репертуаре - свыше 200 концертных программ.  Приглашенные известные дирижеры и музыканты России, Германии, США, Франции, Англии, Китая всегда отмечали высокий профессионализм музыкантов, безупречную интонацию и виртуозное владение инструментами, идеальную слаженность игры всех групп, богатейший тембр звучания, насыщенный репертуар. Главный дирижер- Заслуженный деятель Казахстана, профессор, Канат Ахметов. Дирижер-Заслуженный деятель Казахстана, обладатель Ордена «;;рмет», Александр Беляков. В исполнении оркестра записан первый в истории республики компакт-диск с произведениями казахских композиторов. Одним из последних достижений коллектива является победа на Международном онлайн-конкурсе «Марши наших побед» (Россия) – ГРАН-ПРИ.
На фото: Канат Ахметов, дирижёр Казахского гос. духового оркестра, заслуженный деятель искусств Казахстана.




Очень профессионально отозвался о работе Юлии дирижёр Канат Ахметов - «Штрихи вносит жизнь ежедневно»:
«Юлия работает с оркестром (государственный духовой оркестр Республики Казахстан) уже без малого 20 лет. Всё началось с простого любопытства: а я смогу овладеть приёмами аранжировки для большого состава? Позже: а я смогу написать большое серьёзное произведение для большого серьёзного оркестра? Смогла. Аж 4-х частный Концерт для тромбона с оркестром. Затем 3-х частный концерт для саксофона. Примечательно, что один солист должен представить в этом концерте три вида саксофонов: сопрано, альт и баритон. И всё это на материале казахского мелоса. Получается, что интерес возникает и у исполнителя, и у публики.
Третье произведение - Концерт для голоса с оркестром. Подзабытый жанр. Композитор ставит перед собой цель: испытать, прежде всего, себя, поставить нелегкие задачи перед исполнителем-солистом, перед оркестром, перед дирижёром.           При таком количестве сложностей, естественно, не все получается ровно, как хотелось бы. Но результат все же впечатляет. Есть очень хорошие моменты и в форме, и в аранжировке, и, в особенности, в подаче музыкального материала. Слышно особое отношение к "происходящему" в музыке, мелодии "живут", они буквально говорят о сегодняшних переживаниях автора.
Мне всегда импонировали композиторы, которые не останавливаются на достигнутом, идут, ищут что-то новое для себя и для жанра, по пути стараются внести своё, не боятся" смешать" стили и направления.
Таков, кратко, портрет Юлии Лебедевой. Думается, что этот портрет далеко не законченный. Штрихи вносит жизнь ежедневно, если не сказать, ежечасно. Надеюсь и желаю набирать скорость!»
Продолжает Юлия Лебедева
- Канат Ахметов – это знаковая фигура в моей творческой жизни. Именно благодаря ему, я отважилась на написание своего первого концерта для тромбона с оркестром. И все последующие концерты были написаны с его благословения и участия, как редактора партитур и маэстро. Именно он познакомил меня с известным в мире тромбонистом Жаком Може, который заинтересовался моим концертом и сейчас готовит его премьеру в Европе.
Роза Рымбаева- казахстанская эстрадная певица, киноактриса, педагог, профессор. Герой Труда Казахстана. Народная артистка Казахской ССР .
 
Дорогая Юлия, с большой радостью расскажу о тебе, так как считаю тебя большим музыкантом Казахстана. Когда мы с тобой встретились, ты уже была настоящий теоретик, композитор с творческим багажом. Но я видела в тебе и большой, нераскрытый потенциал.
Уже тогда была уверена, что такой высокообразованный человек, как ты, справится и с оркестром, и с хором… И не ошиблась. Время показало мой правоту. С тобой работают ведущие оркестры республики, твои песни с радостью исполняют ведущие вокалисты, представители эстрадной и академической музыки.
Что касается песенного творчества, у тебя своё место в казахстанской культуре, чему я несказанно рада.
Сегодня ты можешь свою музыку предлагать не только у нас в Казахстане, но и далеко за её пределами. Удачи тебе в творчестве и личной жизни!
Юлия Лебедева
- Борис, не могу не поделится историей нашего знакомства с Розой Рымбаевой. В 2001 году у меня родилась дочка Маша. И за это время, что я была ею занята, как-то выпала из музыкальной жизни. В результате осталась без работы. Аранжировками и написанием песен уже занимались совершенно другие люди. И тут мне сообщили, что Роза Куанышевна ищет оркестровщика (аранжировщика на оркестр). Я позвонила к ней. И уже в первую встречу мы почувствовали взаимное уважение и симпатию друг к другу. Роза дала мне материал. Четыре или пять песен, и … Закипела работа. Это был мой шанс. Рымбаева поверила в меня и большое ей за это спасибо.
В моей судьбе мне повезло с дирижерами, с которыми я впоследствии сотрудничала. Можно сказать, что они стали моими наставниками: Р. Салаватов, А. Ахметов, А. Беляков.
Айжан Нурмагамбетова - Казахстанская эстрадная певица, киноактриса, продюсер, магистр «Искусствоведения». Заслуженная артистка Республики Казахстан.
 
«Юлия Лебедева, прежде всего красивая женщина, а также музыкант и серьезный композитор. На моих глазах проходило становление её как профессионала и выросла её дочь Машенька.
Что можно сказать о человеке, которого знаешь 27 лет и который давно стал тебе родным? На ум приходят только хвалебные и восторженные слова!               
Впервые я увидела Юлию в одной из телевизионных программ тогда еще Центрального Телевидения Советского Союза. Она представляла Казахстан. Это был 93 год. Я подумала: «Как она оказалась там, где я всегда мечтала быть?»  Её выступление ошарашило меня: великолепная музыка талантливо ложилась на стихи великой Марины Цветаевой. В 1994 году мы познакомились и наше общение быстро перешло в крепкую дружбу. Наши души, находясь на одной волне, слились в любви к эстрадной музыке. За 27 лет совместной работы были сочинены и исполнены великолепные песни, которые доставляли радость и удовольствие нашей публике.  Юля написала мне порядком 30 песен. А сейчас мы готовим песенный материал на мюзикл и стихи К.Сарсеновой.
Талант Юлии не ограничивается миром музыки! Будучи хорошо знакомой с творчеством великих поэтов, она пишет прекрасные стихи. Она чувствует и думает, как я, и мне иногда кажется, что мы даже дышим в унисон. 
Я желаю моей любимой подруге здоровья, удачи, успехов, и прошу её не уезжать из Казахстана. Иногда кажется, что мир вокруг тебя маловат, хочется дальше, выше…Юля, оставайся здесь, тут твои корни. Начиная с деда, который был сослан когда-то сюда, на нашу казахскую землю. Недавно я узнала, что в крови моей подруги течет графская кровь. Гены - они не спят, гены интеллигентности и воспитанности, прекрасных порывов души!

Гульнара Байбосынова - актриса, продюсер

Юлия Лебедева очень талантливый композитор. Я бы сказала уникум в нашей казахской музыкальной культуре.  Тонкий и умный человек, уважаемый и почитаемый в нашей стране. И конечно, Юля очень порядочная, чувствующая грань во всем. Силы ей придает любовь к людям и окружающей природе. Трепетное отношение к детям, которым она посвящает часть своего творчества.
В свое время даже Алла Борисовна Пугачева заметила её, после успешного выступления на конкурсе «Песня 93» в Москве и передала ей свой номер телефона для общения. Но, как я знаю, Юля решила не звонить, а продолжить поднимать нашу казахстанскую музыку. Вот такой юной максималисткой она была в молодые годы.
В ее творческом активе столько прекрасных песен, музыка для разных жанров, музыка для детей и…
Юлия Лебедева молода и уверена в себе. Точно знаю, что самые лучшие ее произведения еще впереди.
Вернемся к учебе в музыкальном училище и консерватории. Твоим любимым педагогам и предметам. Это были счастливые годы жизни?
- О да! Ребячество, юношеский максимализм, желание узнать и попробовать. Помню, когда мы начали изучать гармонию, меня все в ней завораживало. Таинственный мир гармонических соединений, отклонения и модуляции. Параллельные квинты-можно или нельзя… она просто покорила меня. Именно с
того момента я стала сочинять.
Твои самые значительные и любимые произведения?
- Их много. Но если взять первые впечатления, то это то, что я слышала в детстве. Мама у меня иногда музицировала на фортепиано. У нее был свой репертуар. Вальс к драме «Маскарад» А.Хачатуряна, Вечерняя серенада Ф. Шуберта, Песни без слов Ф. Мендельсона и, конечно же (как без нее!) 1 часть Лунной сонаты л. Бетховена.
Какие композиторы тебе импонируют, и ты в их произведениях ищешь вдохновение?
- Прежде всего, это С. Рахманинов. Отсчет моего фанатизма к нему начался с оперы «Алеко». Интересно то, что это была его первая опера. Начало становления. И мне, в то время, показалась эта музыка такой близкой. От рахманиновских гармоний у меня перехватывало дух. Это был катарсис. Очень завораживал Ф. Шопен, его ноктюрны, мазурки. Я просто окуналась в его музыку и боялась пошевелиться. Ну, а потом, позже, я влюбилась бесповоротно в джаз. Но, к сожалению, я нисколько не джазмен, просто частенько пользуюсь какими-то красками этого стиля. Ну и, конечно же, море песен, которые я слушала запоем: русский рок, группы АВВА, Smokie, Eagles, Boney M. Короче, можно перечислять и перечислять!

Во вступлении к очерку мы говорили о начале твоей карьеры с выступления на Московском международном фестивале «Песня 1993!»
Расскажи нам, пожалуйста, об этом событии.
- Все произошло, как всегда, случайно. Сама песня родилась внезапно. Сидела и читала томик со стихами Цветаевой. Стихотворения лились одно за другим. Потом я занялась чем-то другим, а в голове вдруг зазвучала одна строчка: «Говорила мне бабка лютая». Бросив все, я понеслась к инструменту. И песня легла сразу на вырвавшуюся мелодию. Это самая легкая и быстрая в плане творческой реализации работа. Многие песни занимали  больше времени и сил. На следующий день я уже была на студии. Показала песню известному тогда и сейчас звукорежиссеру, аранжировщику и композитору Дмитрию Синельникову. Он тотчас поддержал идею. И к утру мы уже записывали голос, умудрившись разбудить уснувшую подругу, заставив ее смеяться, как старуха в конце песни. А через пару дней музыкальный редактор казахского телевидения Рашид Ботбаев просто взял и отнес фонограмму в офис «Азия дауысы». Он просто ее поставил на магнитофоне и спокойно сел поодаль. Из своего кабинета выскочил генеральный продюсер фестиваля Мурат Иргалиев:
- Кто это? Что это? Пусть завтра автор придет к нам в офис.
Когда я пришла к Мурату на встречу, он долго уговаривал меня принять участие в конкурсе «Азия дауысы» как исполнитель, вокалист. Сопротивлялась я сильно. Я всегда боялась сцены. И понимала, что на такую известную площадку очень сложно будет выйти, как певица. Иргалиев тогда как-то хитро засмеялся и сказал, что до того, как выйти, нужно пройти множество отборочных туров. На том и порешили – буду подавать заявку. Как и предполагала, через пару-тройку отборочных туров я вылетела. Ко мне позвонили и сообщили об этом. Но, так же, добавили, что музыкальный редактор радио «Маяк» Людмила Дубовцева хочет увезти фонограммы в Москву. Мы встретились с ней.
 
— Это было жаркое лето 1992 года. Дальше жизнь пошла своим чередом. И вот, однажды, в начале осени, позвонила ко мне Алла Дмитриева, музыкальный редактор Останкино. Она сообщила, что меня приглашают на съемки передачи «Некоммерческая песня». Съемки будут в павильоне. Надо продумать костюм, соответствующий музыке и прибыть в Москву в начале декабря. Голова пошла кругом. Я искала деньги на костюмы, билеты и т.д. Нашлись спонсоры, сшили рванную рясу из подкладочного материала. Я нашла потрясающие ботфорты. Короче говоря, в декабре я прилетела в Москву. В целом, после появления песни на свет, не прошло и года. И такая мощная реализация во всех отношениях. Уже в феврале 1993 года песня прозвучала и понеслась по свету. Такое чудо случается очень редко.
На съёмку песенного материала в Москве было выделено два дня. Мы с моей подругой и коллегой Е. Косокиной приехали в Останкино. Нас провели в небольшой зал, где на сцене красовалась известная эмблема фестиваля «Песни года» - пластинка, на которой было написано Песня – 93. Признаюсь, что на сцене, как композитор-исполнитель я не выступала ни разу. Передачи, интервью, павильонная съемка – были мне знакомы. Но не более. Я испытала шок, когда поняла, что мне нужно выйти на эту небольшую, но очень крутую сцену. Страшно было очень. Коленки тряслись. Не знаю, как я прожила эти два съёмочных дня. Но приняла, так называемое, боевое крещение. Меня очень тепло встретила публика. Со мной выступали такие известные исполнители, как Л.Долина, А.Вески, С. Павлиашвили, А.Державин, И. Понаровская. Там я познакомилась и подружилась с Н. Варлей. Даже потом мы приходили к ней в гости. А жила она в квартире, в которой ранее проживал Б. Окуджава. Это было очень насыщенное событиями и интересное время.
Будучи в Москве, я была в гостях у В. Толкуновой. Мягкая, корректная, красивая, достойная. Жаль, так сложилось, что нам не удалось поработать…
Я с большим удовольствие прослушал твои музыкальные сказки для детей. Был впечатлён тем, что эти сказки предназначены в первую очередь для детей больных онкологией. Спасибо тебе огромное, это говорит о твоей большой человеческой душе, умеющей сострадать и сопереживать.
 
На фото: Спектакль без главных ролей
- Мне, прежде всего, хотелось бы сказать несколько слов о моем учителе – Ренате Салаватове. Сотрудничаем мы с ним с 2006 года. Сначала я аранжировала клавирные варианты его балетов. И уж много позже он мне доверил оркестровку при его непосредственном участии в процессе. Он многому меня научил. Без него я бы не была тем, кем я сейчас являюсь. Наше общение – это бесценный опыт для меня. И без него не было бы написано моих музыкальных сказок. Спасибо, дорогой Ренат Салаватович!
Дети, борющиеся с онкологией, с большим успехом сыграли в Алма-Ате музыкальную сказку «Хрустальный колодец».
Такого случая в культурной жизни Казахстана еще не было! Спектакль «Хрустальный колодец» уникален не только потому, что в нем нет главных персонажей, а еще и по той причине, что все актеры – это дети, победившие рак, или те, кто мужественно старался его одолеть. Все они исполнили равнозначные роли, а также, под чутким руководством профессионалов, стали основными авторами декораций, костюмов и реквизита.
Общественный фонд «Исмет» при поддержке единомышленников и просто неравнодушных людей организовал постановку этого спектакля, чтобы привлечь внимание общественности к проблеме детской онкологии и к возможности внедрения программ арт-терапии в процесс лечения.
Режиссером-постановщиком выступил магистр искусств, преподаватель Академии искусств им. Жургенова Дамир Уразымбетов.
Юлия расскажи нам о твоей нашумевшей песне «COVID-19», или "Вместе победим" (Stop COVID-19")
 
- Песня была записана еще летом талантливой и прекрасной К. Сарсеновой для мюзикла «Поющий ангел».  Ее исполняла заслуженная артистка Казахстана – Айжан  Нурмагамбетова. Это, прежде всего моя подруга. С ней мы работаем почти 30 лет.
 “Минусовку” записывали в студии музыканты. Это очень профессиональная группа В. Хоменкова.
– Когда объявили режим карантина, возникла идея – переделать стихи песни, написать про коронавирус. Переслала текст Айжан. Она зажглась. Мы приглашали многих музыкантов, кто-то отказался. Были фразы вроде – не хотим в таком настроении петь о коронавирусе. Я считаю, что наша позиция тоже имеет место: не надо вешать нос. Посыл – беречь себя, окружающих, поскольку мы несем ответственность за близких, с которыми встречаемся. Выйдя на улицу, проявив слабость, мы можем принести большое горе семье… Эта песня – предостережение. Мы выступаем с той же политикой, что и государство. И хорошо понимаем, насколько всё серьезно! Песня в юмористической форме, чтобы поднять настроение, сказать, что всё пройдет: “Полагаю, полагаю, что изменится весь мир. Но об этом те узнают, кто не вышел из квартир!”. – Это – призыв меньше общаться, беречь себя, старшее поколение и детей.
Юлия, ты член Союза композиторов Казахстана, что говорит о признании твоего профессионализма.
Какие ещё премии, награды ты получила?
- В 1996 году я была приглашена на фестиваль казахстанской песни от «Азия Дауысы», где получила премию от Министерства культуры.

На фото: Р. Салаватов,В.Гергиев





Принимала участие на международном фестивале «Славянский базар», как композитор. Мои работы исполняла моя коллега и подруга Е.Косокина. Она, впоследствии, стала дипломантом этого престижного фестиваля. И получила диплом из рук самого маэстро М. Леграна.
Следующий свой песенный цикл «Лукавый певец» на стихи Н.Гумилёва, я написала для молодой исполнительницы С. Быковой по заказу «Азия Дауысы». Более 100 песен написано мною. Тексты к песням случалось писать самой и в соавторстве с Е. Косокиной.
В 2002 году меня приняли в Союз Композиторов Казахстана. Именно с этого времени я серьёзно начинаю осваивать инструментальный жанр, активно сотрудничаю с оркестрами Алма-Аты. Симфоническим и духовым. За это время я написала ряд произведений, как оркестровых, так и для солистов в сопровождении оркестра.

Музыка к кинофильмам
Опиши нам этот процесс. Каковы особенности и специфика творчества?
Был один очень небольшой опыт. Мою музыку использовал телеканал Хабар в своем проекте «За что я люблю Казахстан и казахстанцев». Был показан фильм-новелла «Проводник в жизнь». Но специально я для этого не писала. Ко мне обратились за поддержкой. И я отослала несколько примеров своих работ. Одну из них и выбрали впоследствии.
Так, что моя музыка для фильмов – пока в проекции.
 










На фото: в эфире цикл передач на канале «Абай ТВ», «Магия звука» с участием Юлии Лебедевой, 2000год.
+++
Кто твои друзья в мире музыки?
Кто тебя поддерживает и помогает?
- Знаете, я очень общительный человек. Друзей у меня не много и не мало. Они разбежались по всему миру. Но мы не теряемся. Много новых знакомств состоялось совсем недавно. Каждое из них было по-своему мне полезно и интересно. Я вообще люблю все новое, неизведанное. Новый человек, новые эмоции, новая музыка. Еще и стихами балуюсь. Общаюсь с широким кругом. Это, конечно, прежде всего музыканты. Вообще, как мне кажется, музыкант – это отдельная особо ментальная группа людей. Мы чувствуем, общаемся, понимаем друг друга по-особенному. Ведь музыка — это язык, который надобно понимать. Жаль, что многие воспринимают музыку, как звуковой синтепон, которым просто заполняют время. Это неправильно. Духовная пища делает нас богаче, добрее, счастливее. Но… к сожалению не все я могу назвать музыкой. Есть и ее подобие, примитивные копии. Просто уверена, что каждый должен заниматься своим делом. Ведь в эпоху такого мощного потока информации, многие полагают, что можно научиться всему. Согласна, для своего собственного развития – да. А для профессиональной деятельности очень не многие достигают мастерства. НО! Есть достойные примеры. И. С. Бах – великий самоучка. И это – потрясающе!

Мир широк и разнообразен
  Мир широк и разнообразен, и в его волшебной многогранности творческая душа всегда найдет точки для соприкосновения. Не так уж важно, насколько прямолинейна или опосредована эта связь - интересен сам факт ее существования. Но самое удивительное и плодотворное - рождение "третьего качества" в результате такого "сотрудничества".
Казахстан - мир степей и гор, кочевой жизни и соответствующего мировоззрения, то негромкого, почти интимного, то наступательного звучания домбры и потустороннего звучания варгана (в Казахстане он называется шанкобыз. А Юлия называет его шаманским гаджетом) ...
Послушайте концерт для саксофона с оркестром Юлии Лебедевой или ее концерт для голоса с оркестром, квинтет "Толгау" для духовых инструментов (за который автор получила грант от министерства культуры Казахстана).
 Вы, возможно, не найдете прямого цитирования, но то самое "третье качество" - результат сплава творчества и философии древних, отзвуков уникальной природы, стремлений одаренной души и работы профессионала - там, безусловно, присутствует.
Впрочем, композитор Лебедева также автор прямых обработок народных произведений инструментального жанра кюй. Для справки: кюйши-это исполнитель на домбре. Если домбра выполняет аккомпанирующую функцию, то поющий под нее – энши.
Жанровое разнообразие творчества Юлии Лебедевой - тема, которую обойти нельзя. Ко всему упомянутому добавьте очаровательные музыкальные сказки для детей, написанные на собственные тексты.
Юлия, если бы тебе дали возможность прожить жизнь заново, от чего бы ты отказалась, что бы добавила или изменила бы полностью?
- Я над этим думала. Конечно, многое я бы прожила не так. Но это больше всего, наверное, касается каких-то личных жизненных моментов. Как говорится в известной поговорке: «Узнал бы, где жестко – постелил бы соломинку».
А добавить… Я мечтаю написать музыку к полнометражному фильму. Глубокому, настоящему. Это просто моя мечта. И, если она сбудется, то я буду на шаг счастливее.

Людмила Дубовцева, журналист, Заслуженный работник Культуры РФ.
многолетний музыкальный обозреватель р/с Маяк.
 
Как давно это было. Почти невозможно представить, что сегодня Юлия Лебедева, вернее Юлия Викторовна Лебедева, один из знаковых композиторов Казахстана. Обладательница различных государственных наград, автор множества произведений, академической и эстрадной музыки, детских музыкальных сказок и всего не перечислить… И все это я стараюсь приложить к портрету той девчушки, которая в далеком 1992 году не прошла на отборочный тур песенного конкурса «Голос Азии».  Тогда я была членом жюри. Юля покорила меня своей совершенной непохожестью композиторского почерка, в представленных ею песнях на стихи Марины Цветаевой. К стихам великой поэтессы обращались и обращаться многие композиторы. Я бы отметила песню Марка Минкова «Сколько их упало в эту бездну» в исполнении Аллы Пугачёвы, Роберта Амирханяна «Мой милый, что тебе я сделала».
И вот звучит Цветаева в исполнении неизвестного мне автора, совсем молодой девчонки из Казахстана, которая так точно музыкально и ритмически ухватила нерв цветаевской поэзии. Мне захотелось с ней встретится. Заходит в мой гостиничный номер удивительно светлое существо - широкая улыбка, милые кудряшки. И все это не наигранно и слегка застенчиво … Я сразу выпалила ей, что хочу ее песню показать Алле Пугачёвой. Она ей точно понравиться, а что еще вы можете показать?  Юлия показала мне ещё несколько песен и на этом наше первое знакомство закончилось.
Я уехала в Москву. Через некоторое время, к своей радости, узнала, что ее песня стала дипломантом конкурса «Песня 93»! В то время, это было огромное признание. Попасть на этот конкурс было очень почётно. Помню я тогда обратила внимание Пугачёвой на эту песню и исполнительницу. Алла Борисовна сразу дала свой телефон для общения с молодым композитором. А потом удивленно интересовалась, что Юля к ней так и ее позвонила. Через многие годы Юля мне созналась, что она сама хотела исполнять свои песни, и… Кто знает, как сложилась бы судьба песни, если бы ее взяла в репертуар Алла Борисовна, да и судьба самой Юли. Этого уже не вернёшь.
Бог наградил Юлию талантом во многих областях музыкального творчества. Мы много лет дружим. Юлия делится со мной успехами своих новых работ.
В разгар пандемии получаю от Юли песню об этом всемирном бедствии - коронавирусе. На эту тему писали многие композиторы, но начав слушать, к своему удовольствию, сразу уловила ту самую изюминку, которая позволяет увидеть в мелодии композиторское слово. Песни Юлии Лебедевой поют самые известные в Казахстане певцы. Жаль, что эти песни не смогли перейти государственную границу. Ну как знать… Есть же замечательная русская поговорка «Лучше первым в своей деревне, чем последним в Москве».
 Юлия Лебедева в своей жизни сделала главное, закрепила своё имя как талантливого композитора с одинаковым успехом в самых различных жанрах музыки. А что сегодня у Юли на ее рабочем столе, какие новые произведения?  С очаровательной улыбкой представит она свои новые сочинения и мы, по-Пушкински, воскликнем «Ай да Юля Лебедева, ай да молодец! 
Удачи тебе, композитор Юлия Лебедева!               
Послесловие.
Думал, наш очерк будет короткий, блиц-интервью, но материал притягивал и получилось как всегда…
Но я этому рад и надеюсь, что нашему читателю было не скучно.
Главное - оптимизм, который есть у тебя, Юлия, очень нужен всем в наше тяжёлое время. Пусть сбудутся самые заветные мечты и будут написаны ещё много прекрасных произведений во всех жанрах!
С твоей помощью Голос Азии стал нам ближе и роднее!









.


Рецензии