Комментарий к книге Вазюлина
В виде отдельного примечания нужно отметить тот факт, что В. А. Вазюлин в своём сопоставлении Логики Гегеля и логики «капитала» допустит ту же ошибку, которой, по сути, в своей оппозиции Гегелю, будет подвержена вся постмодернистская философия. Ложная предубежденность лежащая в основании этой распространенной ошибки интерпретирует гегелевское понятие как односложное, как одномерность простой диады, сущности и бытия, в то время когда, с позиции оригинала, каждый момент понятия (всеобщее, особенное, единичное) сам есть понятие, то есть диада, противоречие, внутренний круг, единство субстанции и акциденции, система сил и т.д.. Вазюлин, поэтому, прав, когда обнаруживает в «логике капитала» внутренний круг или как он его выражает, внутреннюю спираль. Но интерпретируя логику «капитала» как более сложную, нежели Логика Гегеля, в этой связи, он совершает ошибку, поскольку особое противоречие меновой и потребительской стоимостей в единичном продукте есть лишь момент всеобщего противоречия и, этот прогресс противоречий или каскад противоречий в каждом моменте, в противоположность критической и упрощенческой интерпретации, эта особенная спираль, как бесконечность особых противоречий по сути и есть оригинальное содержание Логики Гегеля:
«В логике Гегеля,- пишет Вазюлин,- имеется лишь один виток спирали типа: непосредственное — сущность сама по себе —явление — действительность. В логике «Капитала» наблюдается два витка спирали. Один из них — большой виток. В свою очередь начальный отрезок большого витка спирали сам представляет собой виток спирали того же типа. Малый виток спирали образует первый отдел «Капитала»: потребительная стоимость и меновая стоимость — бытие товара, стоимость независимо от форм ее проявления — с у щ н о с т ь товара, взятая сама по себе, формы проявления стоимости — я в л е н ие товара, процесс обмена и обращение товаров — действительность товара. Следовательно, логика «Капитала» более сложна, чем логика Гегеля. И это не случайно.» (В. А. Вазюлин «Логика Капитала К. Маркса»)
В этой связи, так как мы видим, что речь у Вазюлина не идет о прогрессиях в бесконечность спиралей, а просто о «двух спиралях», большой и малой, нужно сказать, что «логика капитала» наоборот обнаруживает себя как упрощение Логики оригинала.
Свидетельство о публикации №221081700448