Штампованные человечки
Но по хорошему основная беда не в том, что вторые обучались дистанционно, и экстерном раньше сдавались экзамены, и заочно люди учились и учатся, а в том, что обучались дистанционники у тех, кто в пресловутых и лихих покупал себе те самые означенные дипломы об образовании, обретая с помощью корочек некий статус учёности.
Но ещё хуже то, что и сейчас, как и раньше многие учатся не ради получения знаний, а ради будущей хорошо оплачиваемой работы, заканчивая вузы и получая только диплом об его окончании без наличия нужного объема знаний для этой работы. Потому что система обучения оставляет желать лучшего, как тогда, когда говорили о том, что советское образование было лучшим в мире, так и сегодня, когда говорят о том, что оно деградировало, на самом деле уже тогда в те времена лучшей системы образования, сразу лишая студента права выбора в системе получения знаний, когда он в “обязаловку” изучал то, что предлагалось, зачастую ненужное ему потом в жизни и в его профессии, но это были обязательные для изучения дисциплины, и как результат - массовый выпуск одинаково подкованных специалистов, инженеров, врачей, учителей и прочих, среди которых выделялся кто-то один, тот который шёл в разрез общепринятым понятиям о получении образования, тех самых знаний, которые позволили бы ему стать учёным или изобретателем, для того, чтобы все остальные, которые учились вместе с ним, могли бы пойти следом по уже проложенным его пятами тропам, и являться при этом хорошими или плохими исполнителями, тут уже как работоспособность и чувство ответственности позволит, то есть не выделяясь ничем, слившись как бы с основной массой, став неразличимым и неотличимым от других, этот исполнитель полностью будет отвечать требованиям установленного шаблона при полученном таком же шаблонном образовании.
Что нового такие специалисты могут привнести в свою профессию, более чем понятно, как и сейчас те, кто на дистанционном или не на нём, обучении, обязаны апеллировать к каким-то признанным авторитетам, причём, из определённого периода, ограниченного какими-то интервалами, без учёта своего собственного мнения по какой-либо проблеме, которая давно уже не проблема, а просто тема для написания какой-нибудь диссертации, где важно только указать побольше использованных ссылок на чужие работы и как видно на те, которые писались выходцами из советской системы образования, или их потомками, предшественники практически не допускаются в качестве авторитетного мнения, а если и сегодняшних, то с малыми изменениями, хотя и эти сегодняшние обращаются к вчерашним авторитетам, к их ссылкам на их работы и круг получения знаний на этом замыкается, и как говорилось выше, единицы отличаются от общего принятого шаблонного обучения, те, которые, как и прежде, возможно станут реальными учёными, а не теми, кто вечно будет опираться на уже учёных и их открытия и достижения в разных областях наук.
Эта привычка полагаться на уже имеющееся чье-то мнение, скажем в изучении литературы, привела к тому, что все проводят, так принято, анализ необходимых для изучения произведений по учебным пособиям, прочитанное не предлагается к обсуждению, а навязываются штампы, кем-то придуманные и уже отработанные.
И потому зачастую люди сейчас не читают, а так сказать, прочитывают что-либо, и если с целью, всё же высказаться по поводу того, что прочитали, то часто ничего при этом не зная об авторе, о том в каких условиях писалось им то или иное произведение, и что им руководило при написании, что крайне важно, и уже по чему-то одному из написанного писателем, делаются выводы о всем его творчестве, а следом эти, так называемые, чтецы бегут дальше к следующему автору, по дороге проглатывая ещё какое-то чтиво, и уже через некоторое время имеют право называться не просто чтецами, а глобальными чтецами, осилившими наспех и на бегу ворох разной литературы, когда повторяется то же самое, в итоге никакой целостной картины, никакого мнения от прочитанного нет и быть не может, как скачки по поверхности замёрзшей в зимнее время реки с незнанием то, что подо льдом находится вода.
Как и анализ, а не просто чтение того произведения, которое не нравится, автор которого никогда не привлекал, но его нужно не просто освоить, дабы иметь понятие, или представление о том, что это есть, а сделать полный анализ, разбор того, что определению тебе претит, в такой ситуации о вкусах не принято спорить, и потому всё это, подробное перебирание, а на самом деле переливание из пустого в порожнее отбивает какое- либо желание читать вообще, для того, чтобы получать удовольствие от процесса чтения и от процесса размышления во время чтения, и каких-то раздумий над прочитанным, в итоге: анализ, незнание времени, обстоятельств, навязанный список литературы приводит к тому, что читать всё меньше хочется. Короче, процесс чтения, получения удовольствия от данного процесса трансформировался в процесс обсуждения текста без прилагающихся.
А с чего всё это так лихо начиналось и продолжается, всё то, что привело и приводит к полному отсутствию интереса к чтению, чего-либо и соответственно и к получению знаний?
***
В средней школе тебе на летние каникулы, вечно предлагается вместо отдыха список литературы для прочтения, требующейся для изучения в следующем классе, который, если ты не осилишь, то… И ни шагу в сторону, при этом, не влево и ни вправо. Ты что? Даже не думай, это же программа, по которой ты учишься и с которой пойдёшь в люди дальше, держа под мышкой бумажные корочки о полученном по программе образовании, и потому не дай бог, не дай бог не прочитаешь, ведь потом во время учёбы тебе, при наличии кучи критической литературы, ещё и анализ надо будет делать всего того, что прочитал, но под бдительным присмотром преподавателя, того, который тоже под таким же присмотром, уже по программе но в вузе этот анализ выучил, его заставили всё это выучить без высказывания своего личного мнения по поводу прочитанного.
Но средняя школа это ещё ладно, там какая-то основа, базис быть должен, на основе которого ты потом сделаешь выбор желаемой тобой профессии в жизни, и то…
А в высшем учебном заведении тебя ждёт опять программа, без какой либо методички на тему как мыслить широко и нестандартно, с ориентацией на установленные или утверждённые, но весьма условные авторитеты, а те уже опирались ещё на какие-то авторитеты, как в эстафете в забеге на длинную или короткую дистанцию, и опять ничего своего, никакого своего мнения даже в сочетании со своим вкусом, до тебя уже всё сказали, сказали все правильно, безошибочно высказав своё мнение, заранее лишив тебя своего собственного, потому что тебя оставили в положении безальтернативной ситуации, хочешь ты или нет, но должен придерживаться чужого. И потому ты, идя, как по проторенной дорожке получения новых знаний, получаешь старые, и как всегда это было, когда всё новое, это хорошо забытое старое.
Как и с войнами, как кто-то придумал когда-то, что для поправки благосостояния своей страны, её пошатнувшейся экономики нужно развязать войну против другого государства, потом если повезло, и этот кто-то победил в этой войне, завоевав общественную репутацию великого гения, и так и пошло человечество дальше, не сумев придумать ничего своего и нового, потому что думать не привыкло, а зачем, до него всё уже придумали и все получилось. И потому оно так и воюет, только меняя в зависимости от технического прогресса методы ведения этих завоеваний, отчего суть происходящего ,а именно развязанная или навязанная война, никуда не девается. Воевал же Македонский, за ним Наполеон, Гитлер и Сталин, и как успешно то воевали эти великие от рождения люди, не важно, что кто-то оказывался проигравшим, а кто-то победителем, тем не менее, знали эти великие люди, ставшие историческими личностями, что делали, вот и мы, ориентируясь на их мнение, тоже повоюем, тоже поучимся, как уже учились другие на чьём- то авторитетном мнении, даже не строя своих выводов на основе выводов, сделанных другими, это строго запрещено той программой, а методички как сделать свои выводы не создали, не то, что не выдали.
Именно по этой причине в мире людей и так мало истинных учёных, изобретателей, людей, готовых придумать, что-то новое, научный мир включает в себя в основном, те самые штампы, штампованных человечков, которых наштамповала система образования, выпустив такого рода научных работников, как с одного заводского конвейера, ориентированных на авторитеты из прошлых веков и редко сегодняшних, при написании диссертаций обязанных ссылаться на их труды, когда они ссылаясь на труды предыдущих, участвуя снова и снова в знакомой уже эстафете в беге на короткую или длинную дистанцию, в которой нет и не будет победителей, ведь бегут по спортивной дорожке штампованные человечки, те самые учёные мужи, что не отменяет их штампованности и выпуска с одной конвейерной ленты, одинаково думающие, почерпнувшие свои не просто знания, а мысли из времён давно закончившихся, но использующих их во временах нынешних, без ориентации на перемены, произошедшие в этих временах и в том мировоззрении, которое должно бы было изменить свой угол, но он не меняется за счёт того, что новое остаётся хорошо забытым старым, люди остаются в общей своей массе теми баранобразными, бьющими наугад в знакомые ворота и дружно стучащие копытцами во время одного и того же забега, будто бегут они вперёд с помощью тренажёра - беговой дорожки, наращивая мышцы и при этом не сдвигаясь с места. Тренажёр один и тот же, и за его пределы выбегать никто не собирается, это удобно по причине, что уже привычно хорошо, и потому зачем изобретать, что-то новое в той самой, своей же голове, если старые, те же головы, такие проверенные.
Потому и будут дальше вестись людьми войны, не важно какими методами, но будут, по прежнему раз в тысячелетие будет возникать один на миллион какой -нибудь реальный гений, позволивший себе пойти наперекор штампованной жизни, как и сама эта жизнь, в такой форме шаблона будет худо- бедно продолжаться, в которой всё больше будет рождаться баранообразных марафонцев со знакомого тренажёра, которые не придумают ничего нового, а так и не перестанут полагаться и доверять устоявшимся правилам, придуманным не ими, даже при том, что в душе им будет как-то некомфортно, но и это можно пережить, раз всеми признанный авторитет назвал белое чёрным, так тому и быть, и продолжим смотреть на белое, видя в нём чёрное, то самое чёрное пятно, которое могло бы быть в чьих - то глазах белым и тем самым разнообразить рутину привычной жизни штампованных человечков, став для них чем-то новым, совсем новым, не тем забытым по привычке старым.
16.08.2021
Марина Леванте
Свидетельство о публикации №221081700573