Штампованные человечки

      В наше время  в связи со случившейся мировой пандемией коронавируса, а до того 90-х  в нашей стране,  стало актуальным  расхожее  выражение:   ”Осторожно, поколение, которое покупало дипломы, уже вышло на работу, скоро выйдет поколение с дистанционным методом обучения”

       Но по хорошему основная беда не в том, что вторые обучались  дистанционно,  и экстерном раньше  сдавались экзамены, и заочно люди учились и учатся, а в том, что обучались дистанционники у тех, кто в пресловутых и лихих покупал себе те самые означенные дипломы об  образовании, обретая с помощью   корочек некий статус учёности.
 

     Но  ещё  хуже то, что и  сейчас, как и   раньше многие  учатся не ради получения знаний, а ради будущей хорошо оплачиваемой работы, заканчивая вузы и получая только диплом об   его окончании без наличия нужного объема знаний для этой работы. Потому что система обучения оставляет желать лучшего, как тогда, когда говорили о том, что советское образование было лучшим в мире, так и сегодня, когда говорят о том,  что оно деградировало, на самом деле уже  тогда в те времена лучшей системы образования,  сразу  лишая  студента права выбора в системе получения знаний, когда он в “обязаловку” изучал то, что предлагалось,  зачастую ненужное ему потом в жизни и в его профессии, но это были обязательные для  изучения   дисциплины, и   как результат   -   массовый выпуск одинаково подкованных специалистов, инженеров,  врачей,  учителей и прочих, среди которых выделялся кто-то один, тот который шёл в разрез общепринятым понятиям о  получении образования, тех самых знаний,  которые позволили бы ему стать учёным или изобретателем, для того, чтобы все остальные, которые учились вместе  с ним, могли бы пойти следом по  уже проложенным его  пятами  тропам, и являться при этом хорошими или плохими исполнителями,  тут уже как работоспособность и чувство  ответственности  позволит, то есть не выделяясь ничем, слившись как бы с основной массой, став неразличимым и неотличимым от других, этот исполнитель полностью будет отвечать  требованиям установленного  шаблона при полученном таком же шаблонном образовании.

          Что нового такие специалисты могут  привнести в свою профессию, более чем понятно, как и сейчас те,  кто на дистанционном или не  на нём,  обучении, обязаны апеллировать к  каким-то признанным авторитетам, причём,  из определённого периода, ограниченного  какими-то  интервалами,  без учёта своего  собственного  мнения по какой-либо проблеме, которая давно уже не проблема, а просто тема для написания  какой-нибудь диссертации, где важно только указать побольше использованных ссылок на чужие работы и как видно на те, которые писались выходцами из советской системы образования, или их потомками,  предшественники практически не допускаются в качестве авторитетного мнения,  а если и сегодняшних,  то с малыми изменениями, хотя и эти сегодняшние обращаются к вчерашним авторитетам, к их  ссылкам  на их работы и круг получения знаний на этом замыкается, и как говорилось выше, единицы отличаются    от общего принятого шаблонного обучения, те,  которые, как и прежде, возможно станут реальными учёными, а  не теми, кто вечно будет опираться на уже учёных и их открытия и достижения в разных областях наук.

       Эта привычка полагаться на  уже имеющееся чье-то мнение, скажем в изучении литературы,   привела к тому, что все проводят, так принято,  анализ необходимых для изучения  произведений  по учебным пособиям, прочитанное  не предлагается к обсуждению, а  навязываются штампы, кем-то придуманные  и  уже отработанные.

      И потому зачастую   люди сейчас  не читают,  а так сказать,  прочитывают что-либо,  и если  с целью,  всё же  высказаться  по поводу того, что  прочитали, то часто  ничего при этом не зная об авторе,  о том в каких условиях писалось им то или иное произведение,  и что им руководило при написании,   что крайне важно, и уже по чему-то одному из написанного писателем, делаются  выводы о всем его творчестве, а следом эти,  так называемые,   чтецы   бегут дальше к следующему автору, по дороге проглатывая ещё  какое-то чтиво, и уже через некоторое время имеют право называться  не просто чтецами, а глобальными чтецами, осилившими наспех и на бегу ворох разной литературы,    когда  повторяется то же самое, в итоге    никакой целостной картины,  никакого  мнения от прочитанного  нет и быть не может, как скачки по поверхности замёрзшей в зимнее время  реки с незнанием то,  что подо льдом находится вода.

     Как  и    анализ,   а не просто  чтение того  произведения, которое не нравится,   автор которого никогда не привлекал, но его нужно не просто освоить,  дабы иметь понятие, или представление о том,  что это есть, а  сделать   полный анализ, разбор  того, что определению  тебе претит,  в такой  ситуации о вкусах не принято спорить,  и потому   всё это,   подробное перебирание, а на самом деле переливание  из пустого в порожнее     отбивает какое- либо желание  читать вообще,  для того,  чтобы получать удовольствие  от   процесса чтения и от процесса  размышления во время чтения, и каких-то раздумий над прочитанным,  в итоге:  анализ, незнание времени,  обстоятельств, навязанный  список литературы  приводит  к тому, что читать всё  меньше хочется. Короче,  процесс чтения,  получения удовольствия от данного процесса    трансформировался  в процесс обсуждения текста без прилагающихся.

      А с чего всё это так лихо начиналось и  продолжается,  всё то, что привело и приводит к полному отсутствию интереса к чтению,  чего-либо и соответственно и к получению знаний?

               
                ***

        В средней школе тебе на летние каникулы, вечно  предлагается  вместо отдыха  список  литературы для прочтения, требующейся для изучения в следующем классе,  который,  если ты не осилишь, то…    И  ни шагу в сторону, при этом,  не  влево и ни вправо.   Ты что?  Даже не думай, это же  программа, по которой ты учишься и с которой пойдёшь в люди дальше, держа под мышкой бумажные  корочки о полученном по программе образовании,  и потому не дай бог, не дай бог не прочитаешь, ведь потом во время  учёбы тебе, при наличии кучи критической литературы,  ещё и анализ надо будет делать всего того,  что прочитал, но под бдительным присмотром преподавателя,  того,   который тоже под таким же присмотром,   уже по программе но в  вузе этот анализ выучил,   его заставили всё это  выучить без высказывания своего личного мнения по поводу прочитанного.

     Но средняя школа это ещё ладно, там какая-то основа,  базис быть должен,  на основе которого ты потом сделаешь выбор желаемой тобой профессии в  жизни, и то…

      А  в  высшем учебном  заведении тебя ждёт  опять программа, без какой либо  методички на тему как мыслить широко и нестандартно, с ориентацией на установленные или утверждённые,  но весьма  условные авторитеты, а те уже опирались ещё на какие-то авторитеты, как в эстафете  в  забеге на длинную или короткую дистанцию, и опять ничего своего, никакого своего мнения даже в сочетании со своим вкусом, до тебя уже всё  сказали, сказали все правильно, безошибочно высказав своё мнение, заранее лишив тебя своего собственного, потому что тебя  оставили в положении  безальтернативной ситуации, хочешь ты или нет, но должен придерживаться чужого.  И  потому ты,  идя,   как по проторенной дорожке получения новых знаний, получаешь старые, и  как  всегда  это было,  когда  всё  новое, это хорошо забытое  старое.
 

     Как и с войнами, как кто-то придумал когда-то, что для поправки благосостояния своей страны,    её пошатнувшейся  экономики нужно развязать войну против другого государства, потом если повезло, и этот кто-то  победил в  этой войне, завоевав общественную репутацию великого  гения, и так и пошло   человечество дальше, не сумев придумать ничего своего и  нового, потому что думать не привыкло, а зачем, до него всё уже придумали и все получилось.  И  потому оно  так и воюет, только меняя в зависимости от технического прогресса    методы ведения  этих завоеваний, отчего суть происходящего ,а именно развязанная или навязанная война,  никуда не девается.  Воевал же Македонский, за ним Наполеон,  Гитлер  и Сталин, и как успешно то воевали эти великие от рождения люди, не важно, что кто-то оказывался проигравшим, а кто-то победителем, тем не менее,  знали эти великие люди, ставшие историческими личностями,  что делали, вот и мы, ориентируясь на их мнение, тоже повоюем, тоже поучимся, как уже учились другие на чьём- то авторитетном   мнении, даже не  строя своих выводов на основе выводов,  сделанных другими, это строго запрещено той программой, а методички как сделать свои выводы не создали, не то, что не выдали.

        Именно по этой причине   в мире людей и  так мало истинных учёных, изобретателей, людей, готовых придумать, что-то новое, научный мир включает в себя в основном,  те самые штампы,  штампованных человечков, которых наштамповала система образования,  выпустив такого рода научных работников,  как с одного заводского конвейера, ориентированных  на авторитеты из прошлых веков и редко сегодняшних, при написании диссертаций обязанных ссылаться на их труды, когда они ссылаясь на труды предыдущих, участвуя снова и снова в знакомой уже эстафете  в беге на короткую  или  длинную  дистанцию, в которой нет и не будет победителей, ведь бегут  по спортивной  дорожке штампованные человечки, те самые учёные мужи, что  не отменяет их штампованности и выпуска с одной конвейерной  ленты, одинаково думающие, почерпнувшие свои не просто знания, а  мысли из времён давно закончившихся, но использующих их во временах нынешних, без ориентации на перемены,  произошедшие в этих временах  и в том мировоззрении, которое должно бы было изменить свой угол, но он не меняется за счёт того,  что новое остаётся хорошо забытым старым, люди остаются  в общей своей  массе  теми баранобразными,  бьющими  наугад  в знакомые ворота и дружно  стучащие  копытцами во время одного и того же забега, будто бегут они вперёд с помощью тренажёра -  беговой дорожки,  наращивая мышцы и при этом не сдвигаясь с места. Тренажёр один и тот же, и за его пределы выбегать никто не собирается, это удобно по причине, что уже привычно хорошо, и потому зачем изобретать,   что-то новое в той  самой,  своей же голове, если старые,  те же головы,  такие проверенные.

         Потому  и будут дальше  вестись людьми войны,  не важно какими методами, но будут, по прежнему раз в тысячелетие будет  возникать один на миллион какой -нибудь реальный гений, позволивший  себе пойти наперекор штампованной жизни, как и сама эта жизнь, в такой форме шаблона будет худо- бедно продолжаться, в которой  всё  больше будет рождаться баранообразных  марафонцев  со знакомого  тренажёра, которые не придумают ничего нового, а так и не перестанут полагаться и  доверять устоявшимся правилам, придуманным не ими, даже при том, что в душе им будет как-то некомфортно, но и это можно пережить, раз  всеми признанный авторитет назвал белое чёрным, так тому и быть, и продолжим смотреть на белое, видя в нём чёрное, то самое  чёрное пятно, которое могло бы быть в чьих - то глазах белым и тем самым разнообразить рутину привычной жизни штампованных  человечков, став для них чем-то новым, совсем новым, не тем забытым по привычке старым.

16.08.2021

Марина Леванте


Рецензии