Гл. 35 Деда звали Чапаем...

ПУБЛИКАЦИИ В КУНГУРСКОЙ "ИСКРЕ» СТАТЕЙ ОБ ИСТОРИИ 416-ГО СТРЕЛКОВОГО ПОЛКА 112-Й СТРЕЛКОВОЙ ДИВИЗИИ (см. на этой странице раздел "По следам Кунгурского полка") ДОПОЛНЯЮТ РОДНЫЕ ВОИНОВ И ЧИТАТЕЛИ «ИСКРЫ»

Уже более четырёх лет на страницах нашей газеты мы ведём рубрику «По следам Кунгурского полка». За это время удалось узнать многое из его героической истории. Но, конечно, далеко не всё. Это и неудивительно: в его рядах сражались около 3200 воинов, и судьбы многих из них ещё не известны. Мало знаем о судьбах жён и детей воинов полка. Но пробелы всё же потихоньку устраняются, в том числе с помощью родных воинов и читателей «Искры».


НИКОЛАЙ КАЛАГИРЕВ
Кунгурячка Галина Баландина, прочитав в «Искре» статью «Они уходили не на войну…» (11 июля 2020 года), обратилась в редакцию и сказала, что в списке её дядя Николай Александрович Калагирев (1915 – 2007).
- Николая призвали на 45-дневные сборы в 416-й СП 8 июня 1941 года – рассказала она. – 2 июля в боях за Краславу (Латвия) он был ранен. Полгода лечился в госпиталях в Подольске и Бузулуке. А потом – снова на войну. Воевал на Северо-Западном и Белорусском фронтах. Демобилизовали в октябре 1945 года. Награждён медалями: «За отвагу» (двумя), «За боевые заслуги», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», Жукова, орденом Отечественной войны I степени. Инвалид второй группы. Работал на кожкомбинате. Документы дяди сданы на хранение в музей.

Заведующая отделом истории Кунгурского музея-заповедника Лариса Юрьевна Елтышева подтвердила, что у них, действительно, хранятся документы Николая Александровича. Дополнила рассказ Галины Баландиной: сообщила о его родине - село Сылва Шалинского района Свердловской области, воинской специальности – телефонист. После Кунгурского полка Николай воевал в 183-й отдельной роте связи. На обувном комбинате работал в ремонтно-механическом цехе слесарем, термистом по обработке резаков.


ФЕДОР ШЕСТЕРОВ
На статью «Они уходили не на войну» откликнулась также Раиса Фёдоровна Букирева, которая увидела в списке «Родные, отзовитесь», фамилию своего отца. Через Настю Сазонову она сообщила: «Мой отец Фёдор Николаевич Шестеров призван 8 июня 1941 года, участвовал в войне по 28 февраля 1942 года. Вернулся по ранению. Ушёл из жизни 25 июля 1980 года».


МИРГАЛИМ МИФТАХОВ
О нём узнал из письма, пришедшего на мою электронную почту из Башкортостана. Александр Мифтахов пишет:
«Случайным образом наткнулся на газетный материал «Искры», разыскивая информацию о 416-м стрелковом полку…И был очень рад, что, видимо, нашёл то, что ищу, поскольку мой дед Мифтахов Миргалим Тимиршаихович (в некоторых документах указывается как Муфтахов) служил, вероятно, именно в нём. Мой дед попал в плен 26 июля 1941 года и был освобожден из плена в мае 1945…»
А то, что Миргалим Мифтахов воевал именно в Кунгурском полку, подтверждает справка Центрального государственного исторического архива Республики Башкортостан, скан которой прислал Александр:
«В документах… имеются сведения, что Мифтахов М.Т., 1914 г.р., уроженец д. В. Манчарово Илишевского района БАССР, в Советскую армию призван 27 июня 1940 года Илишевским РВК. Службу проходил в составе 112-й стрелковой дивизии, в 416-м СП. Был пленён немцами 26 июля 1941 года в районе г. Великие Луки…»
Вернувшись домой, в деревню Манчарово, где жил до войны, Миргалим Мифтахов работал заведующим фермой в колхозе имени Ульянова, сообщает Александр. «У себя на родине он был популярен и известен как ярый любитель лошадей и часто участвовал в скачках и побеждал, за что имел прозвище «Чапай».
Узнав о том, что в Кунгуре 8 мая этого года открыта мемориальная доска в память о 416-м СП, внук бойца написал, что имеет намерение приехать в наш город и посетить памятное место.
 

ИВАН КОКШАРОВ
О судьбе бойца 416-го полка Ивана Родионовича Кокшарова (1912 – 1942) мы уже писали («На память командиру полка…», «Искра», 28.03.2017, «Бил фашистов под Краславой…», «Искра», 21.08.2018). Новые подробности стали известны благодаря письму его родственницы Светланы Бушмакиной. С этим письмом, с согласия автора на публикацию в газете, меня познакомила Лариса Ёлтышева.

Иван родился в деревне Пермяки в многодетной семье (13 детей), и бабушка Светланы, Александра Родионовна, - его сестра.
«Когда Ивана забрали на войну, дома остались жена Клавдия, маленький сын Саша, которому и двух лет не было, - пишет Светлана. - Ещё в неизвестный путь его провожали мать Евдокия Афанасьевна, сестра и старшие братья со своими семьями. Отца, Родиона Семёновича, к тому времени уже давно не было в живых, его в 1919 году расстреляли белые. Никто не знал, куда направляется Иван и вернётся ли... Никто тогда не знал, что, когда все будут праздновать Победу, он будет числиться без вести пропавшим...И тем более никто не знал, что только спустя 75 лет его внуки и правнуки приоткроют завесу тайны и узнают, как сложилась его судьба.
Через столько долгих лет неизвестности мы нашли по Ивану... только карточку военнопленного, но по этой карточке можно прочитать всю его дальнейшую судьбу!
На войну Иван отправился в числе своих земляков 416-го стрелкового полка 112-й стрелковой дивизии
…Погиб Иван через год, 13 августа 1942 года в Польше, в местечке Белосток. Раненого в неравном бою, его отправили в шталаг 324, где и расстреляли...
Единственное фото Ивана, поразительно похожего на мою бабушку Шуру, дошедшее до наших дней, оказалось на немецкой карточке военнопленного. Вероятнее всего, фотографировали его тогда первый и... последний раз!
На карточке уже нашими русскими буквами переведены основные данные. К Юго-Осокинскому району Молотовской области (ныне село Калинино Кунгурского района Пермского края) относилась деревня Пермяки. Именно в селе Калинино я увидела увековеченную память героям Великой Отечественной войны, где возглавляет список д. Пермяки Иван Родионович Кокшаров.
Конечно, Иван Родионович в последние минуты своей жизни в ужасных условиях шталага думал и о своей жене, и о единственном сыне, но вряд ли мог предположить, что у него будет семь внуков и тринадцать правнуков. Род Кокшаровых продолжается! И когда мы едем в очередной раз на свою историческую родину, то останавливаемся в селе Мазунино, у его седьмого внука и моего троюродного брата Кокшарова Леонида Александровича».


ЦЕННЫЕ ФОТО ИЗ СЕМЕЙНОГО АРХИВА
Их принесла в редакцию Елена Ивановна Соснина. На одном снимке – участники художественной самодеятельности 416-го, Кунгурского, полка, на другом – стрелковый кружок жён командиров полка. Эти фото сделаны перед войной, в 1939-1941 годах, по всей видимости, в клубе полка, который находился в центре Кунгура (сейчас в этом здании располагается Театр юного зрителя).
Среди участников художественной самодеятельности мама Елены Ивановны - Лидия Ивановна Соснина. Её муж, Иван Фролович Соснин (1913 – 1967). «Искра» рассказывала об истории их знакомства и любви, судьбах: «Любовь с первого взгляда» (21.9.2010), «Храбрый, мужественный, любимый» (14.01.2016).
Лидия познакомилась с будущим мужем в 1938 году в Кунгуре, где Иван Сонин учился на курсах младших лейтенантов связи. Встреча, где зародилась любовь, состоялась в кинотеатре «Пролетарий». Через тяжкие испытания двух войн, 6 лет разлуки пронесли и сохранили они своё чувство. Лидия Ивановна сохранила еще и редкие фото, запечатлевшие мирные страницы из истории Кунгурского полка. Возможно, что кто-нибудь из наших читателей узнает на них своих родственников.

ПОД ФОТО
Страница «Искры», на фото - воины 416-го, Кунгурского, полка (слева направо): Николай Александрович Калагирев (1915 – 2007), Миргалим Тимиршаихович Мифтахов (1914 – 1975), Иван Родионович Кокшаров (1912 – 1942)
Фото: Кунгурский музей-заповедник, архив А.Мифтахова, ОБД «Мемориал»
(«Искра», г. Кунгур 26 ноября 2020 года)


Рецензии