Автограф артиста балета Асафа Мессерера
Эту фотокарточку вместе с огромной по тем временам (1977 год) суммой советских рублей оставил мне в наследство бездетный москвич Виктор Гвоздков, работавший главным бухгалтером в одном союзных министерств. Вместе сестрами Лидией и Анной, личная жизнь которых тоже не сложилась, он собирал коллекцию открыток и фотографий царских и советских времен. Часть коллекции досталась знакомым Гвоздковых, а другая - автору этих строк. Все деньги пожертвованы мною одному из мужских монастырей в Молдавии, а вот собрание фотографий и открыток я привез с собою в Баварию.
Как мюнхенский корреспондент русской программы Берлинского радио я встретил (ок. 1998?) однажды Майю Михайловну Плисецкую (1925—2015) и ее супруга Родиона Щедрина и в разговоре с ними поведал об одной моей редкой фотографии, где изображен ее дядя - Асаф Михайлович Мессерер (Мешойрер; 1903 — 1992). Есть версия,что фамилия "Мессерер" – это "онемеченный вариант фамилии Мешойрер, что в переводе с древнееврейского значит «поэт», «певец» "[1]. Однако его племянница по неизвестным причинам не поддержала в дальнейшем разговоре тему своего родства с известным советским и российским артистом балета, балетмейстером, хореографом и публицистом, который в 1941 и 1947 годах был удостоен двух Сталинских премий. Асаф Михайлович как представитель артистической династии Плисецких—Мессерер в 1976 году получил звание Народного артиста СССР. Коль затронутая мною тема "не пошла", пришлось переключить разговор на тему о дезертирах из Советской Армии, попросивших убежище в фРГ. Их насчитывалось более 500 человек. Я подарил ей свежий номер ганноверской газеты "Контакт", где опубликовали на всю полосу мой большой материал "Интервью дезертира". Майя Михайловна, помню, покачала головой, мол, многовато... Однако вернемся к фотокарточке артиста балета.
...Асаф Мессерер воспитывался в Литве в еврейской семье, где кроме него было ещё 8 детей — cреди них Рахиль и Азарий. "Детей в семье Мессерер рано приучали к самостоятельности и инициативности. В годы революции и гражданской войны эти качества помогали выжить". Все дети выросли "интереснейшими личностями" и о каждом можно было написать самостоятельное произведение. Асаф в 1918—1919 годах занимался в балетной студии Михаила Мордкина, в 1919—1921 годах — в балетной школе при Большом театре, где его учителем у был Александр Горский. Асафа Мессерера в 1921 году приняли в балетную труппу Большого театра, где он танцевал ведущие сольные партии классических русских балетов. В 1924 году он стал известным в СССР артистом и на одной из своих открыток, изданных массовым тиражом, собственноручно начертал своему старшему брату — Азарию Михайловичу Азарину (Мешойрер;1897—1937) всего два слова: "Мессерер - Азарину". Оставил на карточке и дату - 24 октября. Брат Азарий Михайлович, известный под сценическим именем "Азарин", тоже переселился из Литвы в Москву, где стал выдающимся драматическим актёром театра Второго МХАТа и художественным руководителем Московского драматического театра имени М. Н. Ермоловой. Он ставил спектакли и в других московских театрах. Азарий, по воспоминаниям, первым из детей Мессерер проложил дорогу к искусству, призвав на эту стезю своих братьев и сестер. Сценический псевдоним "Азарий Азарин" посоветовал ему взять режиссер Вахтангов.
Младшая сестра Асафа Мессерера Суламифь Михайловна(1908—2004; советская балерина , балетный педагог, она же тетя и приёмная мать Майи Плисецкой), написала в своих мемуарах о брате, который был ее партнёром во многих выступлениях:"...Смогу ли я описать Асафа? Голубоглазый блондин, пропорционально сложенный, заядлый спортсмен, феноменальная виртуозность техники, чистота линий, благородство позы, стопы с красивым подъемом, что важно для классического премьера, грандиозный прыжок, огромный дар балетного актера, легкость и четкость движений, невероятная физическая выносливость – Асаф был божественным танцовщиком. Танцовщик-первооткрыватель, изобретатель, он, помимо прочего, дал мировой хореографии множество новых, невиданных ранее элементов. История классического мужского танца, думается мне, вообще немыслима без его имени"[2].
Асаф Михайлович в 1920-х годах проявил себя как артист балета и как балетмейстер. Он сотрудничал с Всеволодом Мейерхольдом и обратился к форме "драмбалета". В таких представлениях он и сам танцевал ведущие партии. В 1932 году состоялись первые зарубежные гастроли Асафа и Суламифи Мессерер. Брат и сестра Мессерер выступали в Латвии, Швеции, Дании, Германии и Франции. Московские студии «Драмбалет», (вечерняя) Большого театра, ГИТИС и Московское хореографическое училище были теми главными центрами, где Асаф Михайлович проявил себя как опытный репетитор и талантливый балетмейстер.
Суламифь Михайловна Мессерер вспоминала о брате Асафе: "...Он был также уникальным педагогом. Возможно, мир не смог бы восхититься полным расцветом замечательных балетных дарований Улановой, Васильева, Плисецкой, не занимайся они долгие годы в классе Асафа в Большом"[2].
Племянник Михаил Григорьевич (1948 года рожд.), артист Большого театра, педагог-балетмейстер, главный балетмейстер Михайловского театра в Санкт-Петербурге, в одном из интервью рассказывал о своем дяде:"... Балетные люди, с детства привыкшие воспринимать класс как ежедневное поклонение богу жестокому и карающему, видели в Асафе Мессерере некоего доброго духа-посредника между собой и этим богом, медиума, облегчающего их жертву на алтарь балетного искусства. Асаф Михайлович, с его щадящими, но очень полезными для тела танцовщиков и удивительно логичными экзерсисами, с его мягким, но авторитетным голосом, со всем его интеллигентным обликом, привносил в класс радостную, мажорную тональность. Это превращало тяжкий и кропотливый балетный труд в удовольствие, в увлекательное исследование артистами собственных танцевальных возможностей"[3].
Михаил Григорьевич написал в августе 2021 года, что ему приятно было "увидеть редчайшее фото моего дяди с автографом моему другому дяде". О том, как попала фотокарточка с автографом Асафа Михайловича Мессерера в частное собрание москвичей Виктора, Лидии и Анны Гвоздковых,- тема особого разговора...
Примечания
[1]См.: Мессерер С. Фрагменты воспоминаний. - Издательство: Олимпия-Пресс, 2005 г., с.3
[2] Там же, c.27.
[3] Фирер A.Беседы с мастерами. Михаил Мессерер: «Я хочу вернуть утерянное».//
Ж."Музыкальная жизнь" № 4 (1066), 2008, стр. 34-37
Автор выражает благодарность
Михаилу Григорьевичу Мессереру (Cанкт-Петербург) за консультации, корректирование текста и предоставление ценных материалов по теме;
Леону Општейну (Мюнхен), обрабатывавшему фото А.М. Мессерера.
Свидетельство о публикации №221081700885
Валентина Забайкальская 21.08.2021 05:12 Заявить о нарушении