Автограф артиста балета Асафа Мессерера

Фотокарточка из коллекции Холодюка А.Г. (Мюнхен)

Эту фотокарточку вместе с огромной по тем временам (1977 год) суммой советских рублей  оставил мне в наследство   бездетный  москвич Виктор Гвоздков, работавший главным бухгалтером  в одном союзных министерств. Вместе сестрами Лидией и Анной, личная жизнь которых тоже  не сложилась,  он собирал коллекцию открыток  и фотографий царских  и советских времен. Часть коллекции досталась знакомым Гвоздковых, а другая - автору этих строк. Все деньги пожертвованы мною одному из мужских монастырей в Молдавии, а вот собрание фотографий и открыток я привез с собою в Баварию.

Как мюнхенский корреспондент русской программы Берлинского радио я встретил (ок. 1998?) однажды  Майю Михайловну Плисецкую (1925—2015) и ее супруга Родиона Щедрина и в разговоре с ними поведал об одной моей  редкой фотографии, где изображен ее дядя - Асаф  Михайлович Мессерер (Мешойрер; 1903 — 1992). Есть версия,что  фамилия "Мессерер" – это "онемеченный вариант фамилии Мешойрер, что в переводе с древнееврейского значит «поэт», «певец» "[1]. Однако его племянница по неизвестным  причинам не поддержала в дальнейшем разговоре тему своего родства с известным советским и российским артистом балета, балетмейстером, хореографом и  публицистом, который в 1941 и  1947 годах был удостоен  двух Сталинских премий. Асаф Михайлович как представитель артистической династии Плисецких—Мессерер  в 1976 году получил звание Народного артиста СССР. Коль затронутая мною тема "не пошла", пришлось переключить разговор на тему  о дезертирах из Советской Армии, попросивших убежище в фРГ. Их насчитывалось более 500 человек. Я подарил ей свежий номер ганноверской газеты "Контакт", где опубликовали на всю  полосу  мой большой материал "Интервью дезертира". Майя Михайловна, помню, покачала головой, мол, многовато... Однако вернемся к фотокарточке артиста балета.

...Асаф Мессерер воспитывался в Литве  в еврейской семье, где кроме него было ещё 8 детей — cреди них Рахиль и Азарий. "Детей в семье Мессерер рано приучали к самостоятельности и инициативности. В годы революции и гражданской войны эти качества помогали выжить". Все дети выросли "интереснейшими личностями" и о каждом можно было написать самостоятельное произведение. Асаф в 1918—1919 годах занимался в балетной студии Михаила Мордкина, в 1919—1921 годах — в балетной школе при Большом театре, где его учителем у был Александр Горский. Асафа Мессерера в  1921 году  приняли в балетную труппу Большого театра, где он  танцевал  ведущие сольные партии классических русских  балетов. В 1924 году он стал известным в СССР артистом и на одной из своих открыток, изданных массовым тиражом, собственноручно начертал своему старшему брату — Азарию Михайловичу Азарину (Мешойрер;1897—1937) всего два слова: "Мессерер -  Азарину". Оставил на карточке и дату - 24 октября. Брат Азарий Михайлович, известный под сценическим именем "Азарин", тоже переселился из Литвы в Москву, где стал  выдающимся драматическим актёром  театра Второго МХАТа и  художественным руководителем Московского драматического театра имени М. Н. Ермоловой. Он ставил спектакли и в других московских театрах. Азарий, по воспоминаниям, первым из детей  Мессерер проложил дорогу к искусству, призвав на эту стезю своих братьев и сестер. Сценический псевдоним "Азарий Азарин" посоветовал ему взять режиссер Вахтангов.

Младшая сестра Асафа Мессерера Суламифь Михайловна(1908—2004; советская балерина , балетный педагог, она же тетя и приёмная мать Майи Плисецкой), написала в своих мемуарах о  брате, который был ее партнёром во многих выступлениях:"...Смогу ли я описать Асафа? Голубоглазый блондин, пропорционально сложенный, заядлый спортсмен, феноменальная виртуозность техники, чистота линий, благородство позы, стопы с красивым подъемом, что важно для классического премьера, грандиозный прыжок, огромный дар балетного актера, легкость и четкость движений, невероятная физическая выносливость – Асаф был божественным танцовщиком. Танцовщик-первооткрыватель, изобретатель, он, помимо прочего, дал мировой хореографии множество новых, невиданных ранее элементов. История классического мужского танца, думается мне, вообще немыслима без его имени"[2].

Асаф Михайлович в 1920-х годах проявил себя  как артист балета  и как балетмейстер. Он сотрудничал с Всеволодом Мейерхольдом и обратился к форме "драмбалета". В таких представлениях он и сам танцевал ведущие партии. В 1932 году состоялись первые зарубежные гастроли Асафа и Суламифи Мессерер. Брат и сестра Мессерер выступали в Латвии, Швеции, Дании, Германии и Франции. Московские студии «Драмбалет»,  (вечерняя)  Большого театра, ГИТИС  и Московское  хореографическое училище были теми  главными центрами, где Асаф Михайлович проявил себя как опытный репетитор и талантливый балетмейстер.

Суламифь Михайловна Мессерер вспоминала о брате  Асафе: "...Он был также уникальным педагогом. Возможно, мир не смог бы восхититься полным расцветом замечательных балетных дарований Улановой, Васильева, Плисецкой, не занимайся они долгие годы в классе Асафа в Большом"[2].

Племянник Михаил Григорьевич  (1948 года рожд.), артист Большого театра, педагог-балетмейстер, главный балетмейстер Михайловского театра в Санкт-Петербурге, в одном из  интервью рассказывал о своем дяде:"... Балетные люди, с детства привыкшие воспринимать класс как ежедневное поклонение богу жестокому и карающему, видели в Асафе Мессерере некоего доброго духа-посредника между собой и этим богом, медиума, облегчающего их жертву на алтарь балетного искусства. Асаф Михайлович, с его щадящими, но очень полезными для тела танцовщиков и удивительно логичными экзерсисами, с его мягким, но авторитетным голосом, со всем его интеллигентным обликом, привносил в класс радостную, мажорную тональность. Это превращало тяжкий и кропотливый балетный труд в удовольствие, в увлекательное исследование артистами собственных танцевальных возможностей"[3].

Михаил Григорьевич написал в августе 2021 года, что ему  приятно было "увидеть редчайшее фото моего дяди с автографом моему другому дяде". О том, как попала фотокарточка с автографом Асафа Михайловича Мессерера в частное собрание  москвичей Виктора, Лидии и Анны Гвоздковых,- тема особого разговора...

 Примечания

[1]См.: Мессерер С. Фрагменты воспоминаний. - Издательство: Олимпия-Пресс, 2005 г., с.3

[2] Там же, c.27.
[3] Фирер A.Беседы с мастерами. Михаил Мессерер: «Я хочу вернуть утерянное».//
    Ж."Музыкальная жизнь" № 4 (1066), 2008, стр. 34-37




Автор выражает благодарность

Михаилу Григорьевичу Мессереру (Cанкт-Петербург) за консультации, корректирование  текста и предоставление ценных материалов по теме;

Леону Општейну (Мюнхен), обрабатывавшему фото А.М. Мессерера.


Рецензии
Династия известных артистов балета. Славная династия. Светлая им всем память.

Валентина Забайкальская   21.08.2021 05:12     Заявить о нарушении