Фуфайка одежда победителей бренд советской эпохи

Среди иных российских и зарубежных либералов принято обзывать  простых русских людей «ватниками».  А что с них взять, ватник он есть ватник.  Но незлобивые русские люди на эти слова не обижаются, полагая, что их оппонентам просто невдомек, что такое ватник. Ведь это не просто стеганая куртка, это самая массовая и самая демократичная зимняя одежда в мире, спасшая в холода миллионы жизней.
Фуфайка, она же ватник, она же телогрейка. Так много разных названий для этой практичной, удобной и тёплой одежды. Что-то похожее на фуфайку существовало ещё несколько веков назад. Тогда рыцари в холодное время года одевали под доспехи и кольчугу прошитые рубашки, состоявшие из нескольких слоёв ткани, тем самым спасаясь от обморожения, а в жарких странах от перегрева.
В ватниках поднимали казахстанскую целину, строили Байконур, БАМ, КамАЗ и наш красивый город. Студенты выезжали в телогрейках в колхозы «на картошку» и ходили в походы. В ватниках открывались новые месторождения полезных ископаемых – нефти, газа, алмазов и т.д. Использовались в армии нашей страны вплоть до начала 21 века, пока не начались эксперименты с военным обмундированием. Обычный ватник – верхняя стёганая одежда, известная всем жителям России, да и народам многих стран, ранее входивших в состав СССР или Российской империи. Власти СССР увидели в ватнике идеальную одежду, которая функциональна как для работы, так и для войны. В 1932 году телогрейки фактически становятся форменной одеждой для строителей Беломорканала. В 1930-ые годы телогрейки начинают продвигаться через кинематограф. Например, в культовом фильме «Чапаев» в ватниках щеголяют Анка и Петька, демонстрируя тем самым «универсальность» этой одежды. Великая Отечественная война превратила телогрейку в настоящий культ, сделав ее одеждой победителей. Телогрейка особенно хорошо проявила себя во время второй мировой войны, когда советским войскам необходима была зимой удобная, а самое главное согревающая одежда, позволяющая быстро передвигаться и спасающая от лютых российских морозов. Конечно, и государство должно было обеспечить одеждой своих солдат. Фуфайки в этом случае оказались самым простым, быстрым и согревающим решением. Сегодня в первозданном виде фуфайку уже не встретить.
На Руси стёганая одежда, вероятно, могла появиться впервые в 11-м веке.  Надо отметить, что стёганая одежда, а ватник относится к этой категории верхней одежды, имеет очень древнюю историю. Самый ранний известный стёганый предмет одежды был изображен на вырезанной фигуре слоновой кости фараона египетской 1-ой династии, приблизительно 3 400 до н.э. Я сам всё детство, по зимнему времени, в ватнике в школу ходил. Другое дело, что нынешняя риторика ассоциирует ватник не с бойцами РККА, а с заключёнными лагерей. В России одежда с подкладкой на вате появилась во время русско-японской войны 1904—1905 годах. Опыт показал, что благодаря одежде на вате даже в суровых зимних условиях Маньчжурии солдаты могли обходиться без полушубков. Поэтому, несмотря на неплохое обеспечение русской армии полушубками, на второй год Первой мировой войны было принято решение о снабжении личного состава ватными телогрейками и шароварами.
Знакомая нам стеганая телогрейка была введена в СССР приказом Комитета по стандартизации НКЛП СССР от 08.10.1932, а ее дальнейшая модифицированная версия - приказом Наркома обороны СССР № 283 от 25 августа 1941. Они прошли славный боевой путь, и по праву являются наиболее удобной и практичной зимней одеждой своего времени.  Да фуфайке можно памятник поставить! Вся Россия в ней ходила, а как в ней тепло и уютно, и не потеешь, как в современных синтетических! Ватник в современном стиле. Там от ватника, конечно, осталась только внешняя схожесть. Назначение было раньше у ватников совсем другое. В основном это была тёплая рабочая одежда. А сейчас это просто лёгкая куртка. По крайне мере, сегодня речь пойдет именно о лёгких куртках. Раньше это была натуральная вата, а сейчас натуральная синтетика. В сегодняшней подборке все фуфаечки имеют прослойку в виде синтепона. Кто считает по-другому, можете меня поправить.
 Особо расширилась сфера использования телогрейки в армии и у населения в период Великой Отечественной войны. Массовая мобилизация в армию граждан страны требовала не меньших объёмов военной амуниции, особенно – тёплого обмундирования.   И здесь нашу страну выручили ватники-телогрейки: для изготовления шинелей и полушубков требовалось большое количество шкур, шерсти и промышленного швейного оборудования, а с телогрейками было проще – можно шить даже бытовыми швейными машинками, и с материалом ситуация была попроще. Ватники шились из хлопковой ткани с ватным наполнителем. Натуральная ткань позволяла телу «дышать», в то время как наполнитель обеспечивал надежную защиту от холода.  Ватная телогрейка образца 1941 года отличалась от образца 1932 года тем, что предназначалась к носке без шинели. В войска выдавали либо шинель, либо ватник. Ватный комплект состоит из ватной телогрейки и ватных шароваров.  Именно в те годы советский народ оценил по достоинству ценность ватника – его удобство в ношении, теплоту и дешевизну, а поэтому даже по окончанию Великой Отечественной войны ватники оставались в каждой семье. Только гражданские ватники, в отличие от армейских, которые были цвета хаки, были окрашены иначе – синие, серые, чёрные или коричневые. Если немного фантазировать: обычном теплом доме, под чай и самокрутку, за круглым столом и у керосиновой лампы. Когда на чугунной сковороде жареная на сале картошка, в тарелках помидоры осенней консервации, грибочки, селедочка в масле и с луком, домашний хлеб и, на крючке в темном углу моя любимая фуфайка - она там поет : Говорят судьба-злодей
 Снова кризисы несёт,
Если греет телогрейка,
 Не погибнет наш народ.
И в такие минуты тело наливается чем-то сильным, необъяснимо добрым, от чего хочется пригласить друга и сказать ему: «А давай покушаем, выпьем и поговорим, вспомним былое».
Разве подобное возможно в другом мире – на теплом острове с лазурной водой и под чужим небом, о котором бредят многие, не понимающие реальной жизни – не придуманной?
 © - Чупин Валериан Дмитриевич


Рецензии