Христиане - страдать или радоваться?

Да радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна (Ин. 15:11)


Очередной россиянский мудрец от РПЦ комментирует «случай Андрея Конаноса» (греческого архимандрита, добровольно сложившего с себя духовный сан и вернувшегося из монашества в мир) на привычной фарисейской ноте: мол, «подлинная жизнь во Христе включает в себя не только радость, но и страдание». Примечательно, что чуть дальше он советует: «Прежде всего нужно хорошо знать Священное Писание»
Что ж, перекрестившись, откроем Священное Писание и прочтем: сперва из Псалтыря, древнего сборника молитв, включенного в Библейский канон в качестве книги «учительной».
«А моя душа будет радоваться о Господе, будет веселиться о спасении от Него».
(Пс., 34:9)
«Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные»
(Пс., 31:11)

Вопрос: Как же так? Почему же не страдайте вместе с игуменом Петром (Мещериновым)?
Откроем апостольские послания.
«Всегда радуйтесь» (1Фес., 5:16)
«Мы не унываем; но, отвергнув скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом» (2 Кор. 4:1-3)
В другом послании святой апостол Павел определяет радость как «плод Духа» (Гал. 5:22).

Вопрос: Как же так? Ежели всегда радоваться, по наставлению апостола, и не унывать, то когда же выкроить время для страдания, охов-ахов, плачей, раздирания одежд и посыпания головы цементом, согласно наставлению игумена Петра (Мещеринова)?

Но, может быть, для игумена РПЦ апостол Павел не авторитет? Обратимся тогда к словам Самого Господа Иисуса Христа.
Господь Иисус Христос говорил апостолам: «Радуюсь за вас» (Ин. 11:15). И более того, Он свидетельствует о желании поделиться Своей радостью с учениками: «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна» (Ин. 15:11).
И Он же учит расставлять верные ориентиры в радости: «Однако же не тому радуйтесь, что духи вам повинуются, но тому радуйтесь, что имена ваши написаны на небесах» (Лук. 10:20).

Вопрос: Отчего Господь Христос не говорил Своим последователям «скорблю за вас» или «да страдание ваше будет совершенно»?
Некоторые православные из монашествующих считают, что «наивернейшим признаком избрания Божия и любви Божией к человеку является множество скорбей и болезней. И обратно: если человек считает себя верующим, а скорбей и болезней у него нет, то это, по мнению свв. Отцов, есть признак, что Господь не благоволит к этому человеку» (из эмпэшной брошюрки «Носители духа Святителя Игнатия...», без места и даты издания). Чтобы убедиться во всей ложности данного утверждения, достаточно вспомнить земное служение Сына Божия, во время которого Он исцелял многих болящих и воскрешал умерших. Означает ли это обстоятельство, что Господь Иисус Христос ко всем этим людям не благоволил? И обратно: поскольку Евангелия не содержат свидетельства о том, что Христос кому-либо отказал в исцелении, означает ли это, что Господь ни к кому не благоволил вообще?

Абсурдность и даже кощунственность такого рода предположений очевидна, как очевидно, что изрекающие подобные словесные перлы «отцы» находятся в состоянии глубокой прелести от врага рода человеческого.

Когда кровоточивая женщина коснулась края одежды Христа, веруя, что исцелится, Он не отверг её, не сказал, мол, благоволение Моё на тебе, поэтому болей (страдай) и дальше. Нет, Он сказал: «Дерзай, дочка, вера твоя спасла тебя!» (Лук. 8:43-48)
Когда слепой, сидящий на обочине дороги, кричал: «Иисус, Сын Давидов, смилуйся надо мною!», Христос не сказал, мол, благоволение Моё к тебе в том, чтобы ты мучился и дальше, а спросил: «Чего ты хочешь?» «Хочу прозреть», – отвечал слепой. «Прозри, вера твоя спасла тебя!» (Лук. 18:35-43)

Возражение, что эти чудеса творились Господом в особое время – время Его пребывания на земле в телесном образе смертного Человека, а теперь не то, теперь время, когда «друзья Жениха» постятся (и соответственно, скорбят и хворают), ибо оставлены (см. Матф. 9:15), во-первых, противоречит словам Христовым о посте как периоде радости (Матф. 6:16-18), во-вторых же, Христос уверяет, что «где двое или трое собраны во Имя Моё, там и Я посреди них» (Матф. 18:20). Христос неизменен: по словам апостола – Он всегда Тот же, каким и был до начала времен, каким и останется до конца времен (Евр. 13:8), то есть нет никаких оснований полагать, что Он сегодня в Божественной природе Своей какой-то иной, отличный от Того, Каким был на земле.

Поэтому очевидно, что говорить о болезни (страдании) как благоволении Божьем справедливо только в случае наставления безбожника, грешника посредством кратковременного страдания на путь истинный. Во всех остальных случаях хворей и скорбей телесных и душевных благоволение Господне заключается как раз в исцелении страждущего по вере его, чему лишним подтверждением служат чудеса, происходящие и в наши дни (чудесных исцелений, конечно же, не было бы, если бы Господь не благоволил исцелять Своих верных, если бы Он не благословлял их здоровьем).

Кто-то приходит к Богу посредством такого вот болезненного толчка – такими людьми полны церкви любой деноминации – и они поистине не забыты в Царстве Божьем, но насколько счастливее те, кто пришёл к Богу не потому, что его шандархнули по голове хвори, скорби и беды, а потому что «от избытка сердца говорят уста» и в радости славят святое Имя Его!

«Итак, [могли бы мы сказать товарищу игумену РПЦ Петру (Мещеринову)] облекись ты в радость, которая всегда имеет благодать пред Господом и угодна Ему, и утешайся ею. Всякий радующийся человек совершает добро и помышляет о добре, презирая печаль. А человек печальный всегда зол, во-первых, потому, что оскорбляет Святого Духа, который дан человеку радостным; и, во-вторых, потому, что он творит беззаконие, не обращаясь к Господу и не исповедуясь перед ним. Молитва печального человека никогда не достигает престола Божия» («Пастырь Ермы». Заповедь десятая. О духе уныния, помрачающем душу и препятствующем успеху молитвы», II столетие по Рождеству Христову).

Наиболее полно заповедь «Всегда радуйтесь» (1Фес., 5:16), равно как и вообще смысл христианской радости, раскрыл преподобный Юстин Челийский: «Всегда радуйтесь, поскольку зло, смерть, грех, диавол и ад побеждены. А когда все это побеждено, есть ли что-нибудь в этом мире, что может уничтожить нашу радость? Вы – совершенные господа этой вечной радости до тех пор, пока добровольно не предадитесь греху, страсти и смерти. Радость кипит в наших сердцах от Его истины, милосердия, правды, любви, воскресения, от Церкви и святых Его. Но есть еще большее чудо: радость кипит в сердцах наших от мучений за Него, насмешек ради Него и смерти за Него. В мучениях за неизменного Господа наши сердца исполняются неизреченной радостью, поскольку эти мучения вписывают наши имена на небеса, в Царство Божие. На земле, в человеческом роде, не существует истинной радости без победы над смертью, а победы над смертью не существует без воскресения, а воскресения – без всесильного Богочеловека Христа, поскольку Он есть единственная истинная радость для всех людей. Воскресший Богочеловек Христос, Победитель всех смертей, вечный Творец жизни и Основатель Церкви, непрестанно изливает эту единую истинную радость в души Своих последователей посредством святых таинств и добродетелей, и эту радость никто не может у них отнять… Наша вера исполнена этой вечной радостью, поскольку радость веры во Христа есть единственная истинная радость для человеческого существа… Эта радость – плод и порождение древа евангельских добродетелей и подвигов, а древо это питается благодатью святых таинств».

Но как же быть с той самой «печалью покаяния на спасение», о которой говорит апостол (2 Кор., 7:10)? Как быть со словами «сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь» (Пс. 50:19)? Что говорит об этом Спаситель? А говорит Он известные вещи о том, что внутреннее раскаяние в грехах не должно отражаться внешне: «когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Матф., 6:16-18).

«Нас огорчают, а мы всегда радуемся», – о том же и апостол (2 Кор., 6:2-10).
И когда скорби и опасности восстают на Христово стадо, тем паче Господь советует ему не падать духом: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах!» (Матф., 5:11-12) — вот последний макаризм (блаженство) Нагорной проповеди, который как бы увенчивает блаженства, обещанные верным.

https://www.facebook.com/notes/344682320135799/ 


Рецензии
Максим, радуюсь, что вы так деликатно, но убедительно говорите об извечной "твердыне" православной религии: обязательности "благодати страдания истинных верующих". Я сейчас молюсь о том, чтобы Дух Божий посылал мне в интернете видео с теми проповедниками от православной религии, которые близки мне по живой вере в ИСТИНУ Слова Божия.

И это порождает во мне оптимизм и радость в ВЕРЕ, потому что православие - такое же "стадо", как и другие конфессии, где у Бога есть Его верные дети. Я сама считаю себя дитем Божьим, рожденным свыше от Духа Божьего и пребываю в Церкви, созданной на Земле Самим Иисусом Христом,перед Вознесением к престолу Вседержителя.

Не наше дело "вырывать тернии", Господь сам пошлет жнецов в свое время. А нам надо исполнять свое СЛУЖЕНИЕ ПРИМИРЕНИЯ в СЛОВЕ, пример чему даете вы своими текстами в ПрозаРу. Я прочла вас с радостным чувством.

С надеждой на единомыслие в мировоззрении -

Екатерина Истоомина 2   26.11.2021 19:47     Заявить о нарушении
Екатерина, огромное спасибо за ваши слова! Приятно осознавать, что пишешь не впустую, не в "пустыню", где "глас вопиющего". Поэтому ваше мнение очень и очень ценно для меня. Как говорил один Христианин о разномыслиях в Церкви Христовой, из-за которых происходят конфессиональные разделения, "В главном (в Боге Истинном - Христе Иисусе) - единство, во второстепенном - свобода, во всём - любовь". Благослови вас Господь!

Максим Владимирович Кравец   02.12.2021 18:45   Заявить о нарушении
Радуюсь, что Господь дает мне общение с единоверцами.
- В надежде на встречу у престола Божьего -

Екатерина Истоомина 2   03.12.2021 14:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.