В огромном городе моем ночь
В 1916 году Марина Цветаева написала одно из лучших своих лирических стихотворений.
«В огромном городе моем ночь». Именно под таким наименованием мы его знаем.
Марина Ивановна в это время увлечена тематикой ролевой игры. Перевоплощения позволяют ей лучше узнать собственные страсти и страницы своей души. Она раз за разом примеряет на себя чужие роли, словно костюмы, взятые напрокат. Она примеряет эти чужие жизни, словно взятые напрокат у госпожи истории. Это свойство романтической натуры.
Марина Мнишек и обаятельная Манон из романа Антуана Прево, польская панна, загадочная в своем возрасте и юности, княгиня Чарторийская, графиня и подруга кавалера Лозена. Искательница приключений,
у которой шаги лунатика ... Ночные приключения, ночные подвиги – естественно – неодолимы,
ведь это той залог внутренней свободы, того состояния, той поэзии, в которой ощущаешь себя независимым
от всяких условностей. А Цветаева порядком тяготилась ими.
Во всем этом может показаться изрядная доля театральности, однако же автор писала, как думала, и ее стихи – это лирический дневник, интимные страницы её души, её утончённой Психеи.
Поэтому, разыгрывая чужие роли, Цветаева остается честной до конца. В эту искренность трудно не поверить.
«В огромном городе моем ночь!»
В этом стихотворении, входящем в поэтический цикл «Бессонница», автор ставит себя на место …
Сомнанбулы!
Поэзия её настолько реальна, что вынуждает поэтессу прожить, просуществовать и эту роль.
В огромном городе моем – ночь.
Из дома сонного иду – прочь.
И люди думают: жена, дочь, –
А я запомнила одно: ночь.
(… Лирическая героиня никак не может уснуть. Она выходит из «дома сонного» и отправляется на ночную прогулку. Для склонной к мистицизму Цветаевой ночь имела огромное значение. Это пограничное состояние между сном и реальностью. Спящие люди уносятся в иные, созданные воображением миры. Бодрствующий ночью человек погружается в особое состояние.
У Цветаевой и так была врожденная неприязнь к повседневной жизни. Она предпочитала уноситься в мечтах подальше от реальности. Бессонница хоть и доставляет ей страдания, но позволяет совершенно иначе взглянуть на окружающий мир, испытать новые ощущения. У лирической героини обостряются все чувства. Она слышит едва различимые звуки музыки, «звон на башне». Только они поддерживают хрупкую связь героини с реальным миром. В ночном городе остается лишь ее тень. Поэтесса растворяется в темноте и, обращаясь к читателям, утверждает, что становится их сном. Она сама выбрала этот путь, поэтому просит избавить ее «от дневных уз».)
Так писал один из исследователей творчества Марины Цветаевой.
Девушка, загипнотизированная ночью, отправляется в путь. Он ей видимо, безразличен, лишь было бы ощущение движения. Всё, что происходит в этом странствии – воспринимается на грани какой – то иллюзии, мистики, жизни, где реальность и сновидения. Страница поэтического ноктюрна, гимн во имя бессонницы.
Всё, с чем соприкасается героиня – воспринимается со стороны,
для пребывающей в гипнотическом сне – словно издалека. Легкие отпечатки ночной жизни сливаются для неё во что – то такое, что растворено в окружающей среде, в этой ночи, и только случайно и непринужденно едва о себе напоминает.
Свежий ветер, обдувающий юную грудь, задувающий в неё, пробирающий её под рубашкой – это самый живой и самый реальный элемент этого стиха и этого состояния.
Июльский ветер мне метет – путь.
И где – то музыка в окне – чуть.
Ах, нынче ветру до зари – дуть
Сквозь стенки тонкие груди – в грудь.
Образ ветра для Цветаевой глубоко символичен. Он появляется в её творчестве не раз. Как попутчик тому стихийному, что существует в грудной её клетке, в её репертуаре. Где – то там внутри, в её крови, такой же мятежный ветер. Который гонит её на ночные дорожки. Этот неугомонный ветер будет существовать для нашей героини, как мы убеждаемся, до самой зари.
Это что – то сродни Серому Волку для Ивана – царевича, или Коньку – Горбуньку для Ивана – дурачка. Ветер – это самая подлинная реальность, это самая доподлинная данность.
Главное, что запомнила наша героиня – это ночь. Это ночь в её городе и в её сне. Во всём своем великолепии.
Всё остальное остается, существует только под подозрением. Под сомнением.
Чуть – чуть музыки, одинокий листик, золотистым отблеском прочертивший её путь и отозвавшийся каким – то горьковатым впечатлением, нити золотых огней – которыми живёт ночной город. Они даны фрагментарно, они так запечатлелись в её сознании.
… «И где – то музыка в окне чуть» …
Что это за едва уловимая музыка? Может быть где – то звучит ария царицы ночи из волшебника Моцарта?
Наша героиня, сродни легендарной царице ночи, исполняет свою виртуозную партию. В этой драгоценной ночи – она и есть царица … Властительница того, что не поддается исчислению в обыкновенном, обыденном мире.
Полет человеческой души, «Психеи», как её интерпретировала Цветаева, становится драгоценен собственной свободой.
Это преодоление прозы жизни, её суеты, проблем и заморочек, забот и потребностей – преодоление её средствами и языком поэзии, выражено Цветаевой самодостаточно и глубоко лирично.
Есть черный тополь, и в окне – свет,
И звон на башне, и в руке – цвет,
И шаг вот этот – никому – вслед,
И тень вот эта, а меня – нет.
Всё это данность, в которой персонажа нет.
Пограничное, сумеречное состояние сознания выражает себя в прикосновениях к едва ощутимым, смутным объектам.
Огни – как нити золотых бус.
Ночного листика во рту – вкус.
Освободите от дневных уз,
Друзья, поймите, что я вам – снюсь.
Девушка, её душа, заколдованы магией этой ночи, и боятся проснуться. Пробуждение лишит оболочку души всего очарования, в котором она пребывает, поэтому наша героиня: мысленно посылает телеграммы тем, кто её ожидает: «друзья, поймите, я вам только – снюсь …»
Только снюсь …
«… Что ж ты ночь, наковеркала!» – так спустя каких – то пять лет воскликнет персонаж есенинской драмы.
У героини Цветаевой – ночь – неодолимая потребность и тяга поэтической души, времени, когда душа просыпается.
«Произведение «В огромном городе моем – ночь…» свидетельствует о тяжелом духовном кризисе Цветаевой. Поэтесса глубоко разочарована в своей жизни. В поисках выхода из тупиковой ситуации она стремится порвать все связи с реальным миром. Днем она лишь существует, скованная по рукам и ногам. Ночь приносит ей свободу и возможность избавиться от тесной физической оболочки. Цветаева уверена, что идеальное состояние для нее – чувствовать себя чьим-то сном» – так написал один из исследователей творчества Марины Цветаевой. К сожалению, данная интернет – статья осталась неподписанной …
... Остается добавить такое: все стихотворение состоит из 4 куплетов, каждый заключает 4 перерифмованные
строчки. Я полюбила такую форму, я назвала её – катреном рифм.
Свидетельство о публикации №221081801331