В огромном городе моем ночь

­­­­­­­­­­­В  ОГРОМНОМ  ГОРОДЕ  МОЕМ  НОЧЬ.

В   1916   году   Марина   Цветаева   написала   одно   из  лучших  своих   лирических   стихотворений.
«В   огромном   городе   моем  ночь».   Именно   под  таким  наименованием  мы  его  знаем.

Марина  Ивановна  в  это  время   увлечена   тематикой  ролевой  игры.  Перевоплощения  позволяют   ей   лучше  узнать   собственные  страсти  и  страницы  своей  души.  Она  раз  за  разом  примеряет   на   себя   чужие  роли,  словно  костюмы,  взятые  напрокат.  Она  примеряет   эти   чужие  жизни,  словно  взятые   напрокат  у  госпожи  истории.  Это  свойство  романтической  натуры.
Марина   Мнишек   и   обаятельная   Манон   из   романа   Антуана  Прево,   польская  панна,  загадочная  в  своем  возрасте  и  юности,  княгиня   Чарторийская,  графиня  и  подруга  кавалера  Лозена.  Искательница  приключений,
у  которой  шаги  лунатика ...  Ночные  приключения,  ночные  подвиги – естественно – неодолимы,
ведь  это  той  залог  внутренней  свободы,  того  состояния,  той  поэзии,  в  которой  ощущаешь  себя  независимым
от  всяких  условностей.  А  Цветаева  порядком  тяготилась  ими.      
Во  всем  этом  может  показаться  изрядная  доля  театральности,  однако  же  автор  писала,  как  думала,  и  ее  стихи – это  лирический  дневник,  интимные  страницы  её  души,  её  утончённой  Психеи.            
Поэтому,  разыгрывая  чужие  роли,  Цветаева  остается   честной  до  конца.  В  эту  искренность  трудно  не  поверить.

«В  огромном  городе  моем  ночь!»
 
В   этом  стихотворении,  входящем  в  поэтический  цикл   «Бессонница»,  автор  ставит  себя  на  место …   
Сомнанбулы!
Поэзия  её  настолько  реальна,  что   вынуждает   поэтессу   прожить,  просуществовать  и  эту  роль.

В  огромном  городе  моем – ночь.
Из  дома  сонного  иду – прочь.
И  люди  думают:  жена,  дочь, –
А  я  запомнила  одно:  ночь.

(… Лирическая  героиня  никак  не  может  уснуть.  Она  выходит из «дома сонного» и отправляется на ночную прогулку. Для склонной к мистицизму Цветаевой ночь имела огромное значение. Это пограничное состояние между сном и реальностью. Спящие люди уносятся в иные, созданные воображением миры. Бодрствующий ночью человек погружается в особое состояние.
У Цветаевой и так была врожденная неприязнь к повседневной жизни. Она предпочитала уноситься в мечтах подальше от реальности. Бессонница хоть и доставляет ей страдания, но позволяет совершенно иначе взглянуть на окружающий мир, испытать новые ощущения. У лирической героини обостряются все чувства. Она слышит едва различимые звуки музыки, «звон на башне». Только они поддерживают хрупкую связь героини с реальным миром. В ночном городе остается лишь ее тень. Поэтесса растворяется в темноте и, обращаясь к читателям, утверждает, что становится их сном. Она сама выбрала этот путь, поэтому просит избавить ее «от дневных уз».)

Так   писал   один   из   исследователей  творчества  Марины  Цветаевой.

Девушка,   загипнотизированная   ночью,   отправляется   в   путь.  Он  ей  видимо,  безразличен,  лишь   было   бы  ощущение   движения.   Всё,  что  происходит  в   этом   странствии  –  воспринимается   на  грани  какой – то  иллюзии,  мистики,  жизни,  где  реальность  и  сновидения.  Страница  поэтического  ноктюрна,  гимн  во  имя  бессонницы.      
Всё,  с  чем  соприкасается  героиня  –  воспринимается  со  стороны,
для  пребывающей  в  гипнотическом  сне  –  словно  издалека. Легкие  отпечатки  ночной  жизни  сливаются  для  неё  во  что  –  то  такое,  что  растворено  в  окружающей  среде,  в  этой  ночи,  и  только  случайно  и  непринужденно  едва  о  себе  напоминает.               
Свежий  ветер,  обдувающий  юную  грудь,  задувающий  в  неё,  пробирающий  её   под  рубашкой – это  самый  живой  и  самый  реальный  элемент  этого  стиха  и  этого  состояния.
 
Июльский  ветер  мне  метет – путь.
И  где – то  музыка  в  окне – чуть.
Ах,  нынче  ветру  до  зари – дуть
Сквозь  стенки  тонкие  груди – в  грудь. 

Образ  ветра  для  Цветаевой  глубоко  символичен. Он  появляется  в  её  творчестве  не  раз.  Как  попутчик  тому  стихийному,  что  существует   в   грудной   её   клетке,  в  её  репертуаре.  Где  –  то  там  внутри,  в  её  крови,  такой  же  мятежный  ветер.  Который  гонит  её  на  ночные  дорожки.  Этот  неугомонный  ветер  будет  существовать  для  нашей  героини,  как  мы  убеждаемся,  до  самой  зари.      
Это  что  –  то  сродни  Серому   Волку   для   Ивана  –  царевича,  или   Коньку  –  Горбуньку   для  Ивана  –  дурачка.  Ветер  –  это  самая  подлинная  реальность,  это  самая  доподлинная  данность.

Главное,  что  запомнила  наша  героиня  –  это  ночь.  Это   ночь  в    её    городе    и    в    её    сне.    Во   всём   своем  великолепии.
Всё  остальное  остается,  существует  только  под  подозрением.  Под  сомнением.      
Чуть – чуть  музыки,  одинокий  листик,  золотистым  отблеском  прочертивший  её  путь  и  отозвавшийся  каким – то  горьковатым   впечатлением,   нити  золотых  огней  –  которыми  живёт   ночной   город.   Они   даны    фрагментарно,    они   так  запечатлелись  в  её  сознании.

…  «И  где – то  музыка  в  окне  чуть» … 

Что  это  за  едва  уловимая  музыка?  Может  быть  где – то  звучит  ария  царицы  ночи  из  волшебника  Моцарта?
Наша  героиня,  сродни  легендарной  царице  ночи,  исполняет  свою  виртуозную  партию.   В   этой   драгоценной   ночи  –  она   и  есть  царица …  Властительница  того,  что  не  поддается  исчислению  в  обыкновенном,  обыденном  мире.
Полет   человеческой  души,  «Психеи»,   как   её   интерпретировала  Цветаева,  становится  драгоценен  собственной  свободой.
Это  преодоление  прозы  жизни,  её  суеты, проблем  и  заморочек,   забот   и   потребностей – преодоление   её  средствами  и  языком  поэзии,  выражено  Цветаевой   самодостаточно   и   глубоко   лирично. 

Есть  черный  тополь,  и  в  окне – свет,
И  звон  на  башне,  и  в  руке – цвет,
И  шаг  вот  этот – никому – вслед,
И  тень  вот  эта,  а  меня – нет.

Всё  это  данность,  в  которой  персонажа  нет. 
Пограничное,    сумеречное     состояние     сознания    выражает  себя  в  прикосновениях  к  едва  ощутимым,  смутным  объектам.

Огни – как  нити  золотых  бус.
Ночного  листика  во  рту – вкус.
Освободите  от  дневных  уз,
Друзья,  поймите,  что  я  вам – снюсь.

Девушка,  её  душа,  заколдованы  магией  этой  ночи,  и   боятся  проснуться.   Пробуждение   лишит   оболочку  души  всего  очарования,  в   котором   она   пребывает,   поэтому   наша   героиня:  мысленно   посылает   телеграммы   тем,   кто   её   ожидает:  «друзья,  поймите,  я  вам  только – снюсь …»
Только  снюсь …

«… Что  ж  ты  ночь,  наковеркала!» – так  спустя  каких – то  пять  лет  воскликнет  персонаж  есенинской  драмы.
У  героини  Цветаевой – ночь – неодолимая  потребность  и  тяга  поэтической  души,  времени,  когда  душа  просыпается.   

«Произведение «В огромном городе моем  –  ночь…» свидетельствует о тяжелом духовном кризисе Цветаевой. Поэтесса глубоко разочарована в своей жизни. В поисках выхода из тупиковой ситуации она стремится порвать все связи с реальным миром. Днем она лишь существует, скованная по рукам и ногам. Ночь приносит ей свободу и возможность избавиться от тесной физической оболочки. Цветаева уверена, что идеальное состояние для нее  –  чувствовать себя чьим-то сном» – так  написал  один  из  исследователей  творчества  Марины  Цветаевой.  К  сожалению,  данная  интернет  –  статья   осталась  неподписанной …

... Остается  добавить  такое:  все  стихотворение  состоит  из  4  куплетов,  каждый  заключает  4  перерифмованные
строчки.   Я  полюбила  такую  форму,  я  назвала  её  –  катреном  рифм.


Рецензии