УчОный

Тот год, 2010-й, запомнился тем, что на мой огород с апреля по конец августа не упало ни капли дождя, как бабки и не молились. Впрочем, у нас, на Среднем Урале, по статистике 6 лет из каждых 10-ти бывают засушливыми. Так что, нам, кабанам, не привыкать. Тем летом я его и встретил.

Какой-то мужичок пенсионного возраста стоял на дальнем углу моего земельного участка и пялился на картошку. Я подошёл.

- Поливаете? – сразу спросил он.
- Нет, ни разу.
- Не может быть, - словно самому себе сказал он, переведя свой взгляд на        соседний  участок с поникшей и чахлой ботвой.
- Когда сажали?
- Двадцать пятого апреля, как только снег сошёл и чуть подсохло.
- Не может быть: сыро ещё было.
- Да, трактор с плугом не пошёл бы, а садовый мотокультиватор – легко.
- И как урожай? Не пробовали?
- Уж месяц едим в полный рост и во всю харю. Картошки уже наросло - умотаться.
- Не может быть, - снова пробубнил он себе под нос, повернулся и ушёл, словно обидевшись.

И тут я должен вам сказать, что в 2010-м был такой неурожай, что закупочная цена на тот же картофель выросла сразу аж в десять раз. А у меня, наоборот,  - урожай, можно сказать, невиданный. И всё лишь потому, что очень рано вспахал и очень рано посадил. На весенней влаге,  «закрытой» ранней вспашкой, моя картошка по жаре и выросла. Факт. Многие тогда приходили посмотреть на мою картошечку.  Удивлялись и, надеюсь, делали выводы.

Случилось как-то и мне проходить мимо его участка. У него картошка росла на длинных высоких грядках, посаженная в два рядка. Мужичок этот как раз возле них был. Меня он тоже признал. Подошёл. И, заметив недоумение на моём лице, сказал, словно извиняясь: мол, жена у него тут командует; дескать, любит она, чтобы всё на грядках да клумбах культурно росло. Дошло, выходит, до мужика, что нельзя картофель ни в гряды, ни в гребни, ни в сухую землю сажать, ведь климат-то у нас, в общем-то, засушливый, хоть и «умеренно-континентальный». Отсюда: поближе к почвенной влаге должна быть картошечка, пониже то есть... и по срокам - тоже.

Однако это была лишь присказка, главное – впереди. Как-то на прогулке по нашему сосновому бору я встретился и познакомился с его старушкой. И тут-то вдруг оказалось, что мужичок тот и не мужик вовсе, а заслуженный  картофелевод России, доктор наук, профессор, ведущий специалист Уральского филиала Всесоюзного НИИ сельского хозяйства. А главная его научная работа была посвящена определению оптимальных сроков посадки картофеля на Среднем Урале. И в ней он – "путём расчетов длинных" – доказал, что картофель у нас следует высаживать 17 мая, ни днём раньше, ни днём позже. Так-то вот! Об этом мне с большой гордостью за мужа и поведала его супруга - тоже, похоже, большая учОная.

Современные специалисты говорят, что сажать картошку 1-го мая – это у нас уже поздно (читал как-то в районной газете). Эти явно ближе к земле, а не к математике. А как же быть с поздними заморозками, вероятность которых у нас сохраняется аж до 10-го июня?.. А никак не быть, то есть просто забыть. Дело в том, что замёрзшая ботва очень быстро отрастает и становится только кучерявее и гуще. От моей мамы мне известен случай, когда в Удмуртии (деревня Дедово) картошка за одно лето замерзала четыре раза… и уродилась-таки. В войну это было, поэтому и запомнилось ей, наверное. Но я всё же слежу за прогнозами и при угрозе заморозка приваливаю землёй самые ранние всходы. Тяпкой быстро и легко получается: 500-700 раз тяпнул и вся моя картошка обратно под землёй, хоть вьюга её замети. Впрочем, в последние годы не стало у нас заморозков даже в мае. Похоже, действительно теплеет.

Сейчас многие с сожалением говорят: мол, нет уже той советской науки. А она была, вообще-то?.. В практике сельского хозяйства никакой науки не было точно… и слава богу. Тогда даже "Правда" часто взывала к налаживанию связей передовой науки с производством. Только вот тому производству та наука была явно не нужна. И вообще, когда "Мы же соединяем теорию с практикой: ничто не работает, и никто не знает почему" (Эйнштейн).

Народ наш всегда относился к учёным с некоторым недоверием и говорил: "Был бы снег и гром - не нужен и агроном". Но передовая наука в выращивании картофеля в советское время всё же была. И знаете - где?.. Она была, например, в умении бабок-торговок выращивать отличный супер ранний картофель в окрестностях нынешнего Екатеринбурга. Мне до них далеко. Я научился лишь получать стабильно высокие урожаи, не взирая на погодные условия и засушливый климат. Чего и вам желаю. Короче, сажайте картошку как можно раньше, и будет вам счастье!


Ранее я уже писал про картошку: "Итак, учимся сажать картошку": http://proza.ru/2009/06/18/227

Если хотите научиться сажать картошку вручную, то есть "под лопатку", ни разу не наступив при этом на идеально обработанную пашню, а также получать 10 вёдер картошки с квадратного метра, то читайте немедленно, а то вы очень быстро убедите себя в том, что этого не может быть, и читать не станете. А я вам не учОный какой-нибудь, плохому не научу. К тому же, я совершенно точно знаю: наука всегда в передовом умении, а не в словах и не в цифрах.


"Он путём расчетов длинных/Доказал, что я невинна/Мама, я математика люблю!" (студенческий фольклор и краткая формула математического идеализма в науке).  А более серьёзные люди (например, Гиббс и Рассел) так и говорят: мол, математика - это такая лингвистическая наука, в которой мы никогда не знаем, о чем говорим, и существует ли то, о чем мы говорим.


Рецензии
А у нас нынче всё залило, солнца не было,
думали останемся без всего, но ничего - едим)
Сажаем по лунному календарю - работает)

Светлана Зимина 2   11.01.2024 07:31     Заявить о нарушении
Спасибо, Светлана!

Я нынче (уже в прошлом году) посадил 27 апреля и выкопали 14 августа. Лето было жаркое и сухое, а картошка у меня просто замечательная. Только выкопали, начались дожди. Кто сажал в первых числах июня, у тех картошка только тогда пошла в рост, и к концу сентября выросла до огромных размеров. То есть в выигрыше оказались те, кто сажали позже всех. Так что, научные изыскания нашего УчОного не имеют никакого смысла, а его рекомендации просто вредны.

С уважением,
Виктор.

Виктор Бабинцев   11.01.2024 08:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.