Иван, помнящий родство

   Есть люди, с которыми  ты незнаком, но присутствие которых в   своем смысловом пространстве   чувствуешь всегда. Это святые, например. Или твои же земляки, ушедшие с деревенских орбит  на высоты всероссийской славы.
Таким человеком для меня всегда был Иван Николаевич Есютин. Он жил во мне , как легенда. Как птица Феникс, способная возрождаться после всякого общественного  пожара. Его пример повлял и на мою жизнь: тому уже полста лет, как вслед за Есютиным я тоже навострил лыжи во Львовское высшее политучилище.  И ведь что интересно - мы до сих пор незнакомы. Я тут, на черноземе, а он всё время в верхах, однова даже  служил  в главных чинах пресс-службы Министрества обороны. Но вот я приезжаю в Верхососенск, встречаюсь с жителями Завальского, и все время рядом незримо присутвует Есютин. То он вот это сказал по поводу того-то. То ссылка на его выступление в большой газете. А то просто вывод : Иван Николаевич такое не одобрил бы...
Конечно, я бы мог в какой-либо приезд Есютина в его Завальское  заявиться в гости. Но, как известно, незваный гость хуже татарина. В конце-концов, если бы я ему был интересен, он сам бы меня нашел.
 Поэтому пусть себе живёт, как Феникс,
 Мне же достаточно уже того, что сегодня я приобрел две его книжки. "Между мартом и маем" и "Во стане русских воинов".
 Прочел обе .
 Что мне сразу легло на сердце - автор всюду приводит географическое название - Верхососенск. У меня тоже рука не поворачивается заеписывать родовое гнездо моих предков уничижительным "Верхососна". Как-то совесть не позволяет крупный город русской истории  низводить до уровня какой-нибудь заштатной Алексеевки. Или даже Москвы. Ведь известно, что Москва - не город, а большая деревня.
   А у нас и для нас - Верхососенк! Вот, например, у тамошних жителей не повернулся язык назвать Ольшан - Ольшанкой, или Хотмыжск - Хотмыжкой.
  Для Ивана Николаевича и меня Верхососенск - он Верхососенск навсегда.
  Ну - и дальше по книгам. Это стихи. Да простит меня автор - это стихи прозаика.  Может быть, поэтому они переполены образами и событиями. Как будто Иван Николаевич старается в  нескольких словах объяснить явления целого мира. Потому, по прочтении совсем небольших сборничков, у меня возникло ощущение знакомства с громадным томом,
И плотное знакомство с автором. Но, чтобы не загромождать его жизненное пространство собственным присутствием, мне остается лишь  привести ему его же пожелание :

"А ты гуляй, полковник отставной,
Ходи, дыши, любуйся теремами ..
Как птичий клин, твой список послужной
Летит-плывёт по небу сентябрями"

 Конечно, говорить о книгах - дело малопочтенное. Их надо читать. Мне лишь остается заверить, что это настоящая литература. Родниковая вода из того же деревенского ключа, что у Есенина и Рубцова . Вот вам, для примера, чудное стихотворение, которое я не прочёл, а прожил. Это же обо мне - буква в букву!
А вот  я так написать не смог.

"РАЙОН ЧИТАЛ
Район судачил о больших морозах.
Да он, мороз,и впрямь вовсю трещал!
В отдельных наших сёлах и колхозах
Скотину на ночь кутали в обвал.

А те, кто был по жизни с большей хваткой,
Углей из печки выбрав два ведра,
В подвалы их сносили, где закатки
С мороза не потрескались едва.

А с пятницы, по радиопрогнозу,
Обещан был по цельсию рекорд.
Район судачил о большгих морозах,
Но зрел в районе новый поворот.

На этом фоне новостей пустыни,
На третьем плане,  средь неважных тем,
В районе, в типографии, в машине,
Сенсация рождалась между тем.

Там, на странице свеженькой районки,
Хоть, правда, на последней полосе,
Печаталось курсивом, в две колонки,
Мой стихотворение о весне.

А утром, по морозному району,
Как птицы перелётные, чуть свет,
Несли стихотворние почтальоны,
В плетни вплетая крылышки газет.

И не в пример статьям и прочей прозе,
Оно рождало солнышко в глазах...
Район судачил о больших морозах,
Но о весне район читал в стихах".

  И вот еще нечто эпическое.  Здесь напечатана поэма "Во стане русских воинов". Не каждому славянском гнезду удается иметь поэму о себе. Верхососенску повезло - такая поэма есть! Будь я вправе - я бы в первых классах всех школ Бирюческой стороны  В День знаний читал эту поэму. Наравне со "Словом о полку Игореве"


Рецензии