Уровни Восприятия и Кругозор ТИМа

                “Non ridere, non lugere, neque detestari,
                sed intelligere.” - Baruch Spinoza, Ethics.

Очень интересный вопрос! Напишу когда-нибудь эссе по этому поводу, в рамках теории ТИМ-о-УП-ЖИЦЗО* ))), а пока могу пояснить так:

1. Отношения вида учитель-ученик в соционике рассматриваются лишь кратко, наиболее эффективными для обучения считаются соцзаказ и соцконфликт, возможно тождественные, но это редко...

2. В классической соционике более детальный анализ возможных соотношений тимных сочетаний учит.-учен. - просто не проводится...

3. В рамках модели УП-ЖИЦЗО - возможно распределить качественные характеристики ТИМа по двум взимно-ортогональным осям: абсцисс. - соционич. аспекты; ординат. - Уровни Восприятия (УП**).

4. Приближенно можно считать, что по абсциссе - измеряется кругозор ТИМа, его эрудиция, профессиональные знания, навыки, умения и т.п.

5. По ординате (УП) - измеряется внутренняя энергичность ТИМа, его "потенциальные задатки", Энергия (эмкана).

6. В контексте отношения к ковиду и вакцинированию*, УП упрощенно возможно считать три уровня:

а) УП-1-й - наружный: "боязнь ковида, приверженность к вакцинированию";

б) УП-2-й - внутренний: "безразличие к ковиду, пассивность и индифферентность к вакцинам и вакцинированию;

в) УП-3-й - глубинный: "отсутствие страха перед ковидом, отрицательное отношение к вакцинам, запрет к вакцинированию".

Итак, если составить диаграммы в поле Сознания-Бессознания Эмкана для разных ТИМов людей, находящихся в социо-культурных взаимоотношениях учит.-учен.: можно обнаружить 6 взаимно исключающих друг-друга случаев соотношений между учит. и учен...

В зависимости от этих соотношений (см. Рис.1) - можно увидеть т.з. и эффективность - полезность данного вида взаимоотношений, или обучения для каждого конкретного ТИМа-ученика..., либо ТИМа-учителя...


Рассмотрим Рис. 1 подробнее:

а) Учит. : Кр.*** шире, чем у учен., УП-1-й;
Учен.: Кр. уже, чем у учит., УП-1-й;

Динамика: В процессе обучения с течением времени кругозор ученика расширяется до кругозора учит., однако УП-учен. - не поднимается выше УП-учит.

б) Учит.: Кр. шире, чем у учен., УП-2-й, выше, чем в первом случае а);
Учен.: Кр. уже, чем у учит. УП-1-й - ниже, чем у учит;

Динамика: С течением времени кругозор ученика расширяется до кругозора учит.; УП-учен. также поднимается до УП-учит., т.е. УП-2. Однако рост до УП-3 не происходит из-за ограниченности УП-2 учит.

в) Учит.: Кр. шире, чем у учен., УП-3-й - самый высокий из возможных (случаи а) и б));
Учен.: Кр. уже, УП-1-й.;

Динамика: При обучении Кр. и УП. ученика расширяются до Кр. и УП. учит. Наиболее эффективный и плодотворный процесс обучения.

г) Учит.: Кр. учит. - уже, чем у учен. (в отличии от случаев а), б), в) и д)); УП-1-й - самый низкий из всех возможных;
Учен.: Кр. учен. - шире, чем у учит. в силу природных, либо случайных факторов, жизненных обстоятельств, различий в возрасте и т.п.; УП-3-й - выше, чем у учит. и наиболее высокий;

Динамика: С течением времени в процессе взаимодействия учит. и учен. - (по ряду причин: харизма, либо авторитет учит. в представлениях учен.) -  сужается кругозор и падает УП-учен. до Кр. и УП.-учит.
В данном случае речь идет скорее не об обучении и развитии личности учен., а о деградации, «перевоспитании», учен. учит.-елем. Наиболее неблагоприятный случай для процесса социо-культурного взаимодействия ТИМов.

д) Учит.: Кр. шире, чем у учен.; УП-1-й, самый низкий и ниже, чем у учен;
Учен.: Кр. уже, чем у учит.; однако УП-3-й (либо УП-2-й) - выше, чем у учит.;

Динамика: В этом случае речь не идет о развитии или деградации УП.-учен. С течением времени УП-учен. не снижается (в лучшем случае) - и не опускается до УП-учит.; однако за счет разницы в УП - идет интенсивное развитие, наполнение и расширение кругозора учен. Т.е. нельзя сказать, что данный вид социо-культурного взаимодействия бесполезен. При определенных условиях (при достаточном УП-учен.) - быстрое и эффективное обучение (расширение Кр.) - довольно продуктивно и полезно.

е) Учит.: Кр. - уже, чем у учен. (как и в случае г)); однако УП.-3 учит. намного выше, чем УП-учен.;
Учен.: Кр. - шире, чем у учит. ( в силу природных, либо случайных факторов, жизненных обстоятельств, различий в возрасте и т.п. (случай г)); однако УП-1-й - ниже чем у учит.;

Динамика: данная ситуация противоположна случаю г). С точки зрения профессионального роста, получения специализированных знаний и т.п., расширения Кр. учен. - данный вид социо-культурных отношений мало-эффективен, и даже бесполезен. Однако развитие УП-учен., «подтягивание» его УП к УП-учит. - довольно продуктивный метод культурно-нравственного перевоспитания личности учен., а также быстрый и перспективный способ последующего развития учен. за счет поднятия его УП. (даже при условии отсутствия роста Кр. у учен. - за счет увеличения УП - Кр. учен. - может довольно существенно расширятся). 

---

* - не опублик.

** УП - Уровень Понимания, идет в связке с Уровнем Восприятия Личности, т.е. когнитивной способностью личности к восприятию и переосмыслению окружающей действительности.

*** Кр. - Кругозор личности, качественная характеристика ТИМа личности, включающая в себя все возможные (и невозможные) контексты окружающей ТИМ действительности.


Рецензии