Я открыл для себя Франкла. Ч. 1

  Интересуясь психологией  на любительском уровне, я, тем не менее, до недавнего времени был совершенно незнаком с трудами и биографией этого выдающегося психолога, незаурядного  человека, удивительного писателя.
  Лично мне он интересен не потому, что его труды  открыли  для меня что-то революционное, неслыханное. Наоборот. То, что я прочитал у него  (в свете информации о нём самом), чрезвычайно меня обрадовало. Ведь это было созвучно с моими размышлениями, витавшими в сознании, но в области психологии не имевшими законченных форм, представляющимися только в виде контуров и направлений.
  Направления-то были похожими, а вот по  остроте, яркости и доказательной силе мои мысли отличались от его мыслей в той же мере, в какой мои опыт и биография отличаются от жизненного пути этого человека.
  Интуитивно, особенно в главных основополагающих моментах личной философии, всё понятно уже достаточно давно.
  Но именно что интуитивно. Так же понятно как, например, почему мы любим дорогих нам людей. Пожалуй, сразу и не объяснишь четкими выверенными фразами. А ведь понятно, что любим, и понятно  почему.  Примерно так же бывает в других размышлениях. И у меня так с психологией.
  Кроме того, речь идет не о том, что литературное знакомство с этим ученым перевернуло мне жизнь. Перевернуло не это, намного раньше и в других обстоятельствах. От самого знакомства получено, скорее, некое  дополнение и укрепление прежде достигнутых позиций (надеюсь, что достигнутых). Так ведь и  бывает - из книг, бесед, фильмов мы можем почерпнуть такое, что и не ожидаем.
  Он  работал в 20-м веке, не был сиюминутно возникшим модернистом, однако для психологии того времени  подход  был достаточно новым. Это тем более удивительно, что его научный взгляд направлен в сторону совершенно общеизвестных понятий и почти повсеместно признаваемых (до недавнего времени) ценностей. Но по мне, так он очень отличался от собратий по цеху - психологов, и до сих пор отличается.
  В моем  возрасте у меня, как и у других взрослых людей, есть вполне сформировавшаяся ответственная позиция, мировоззренческие взгляды по многим важным вопросам (может, даже по большинству) – в общем, имеются жизненные устои.  Но знать хочется больше, намного больше, чем нужно для биохимического существования. Как никак -  Homo sapiens.
  Важнейший атрибут и показатель разумности человеческой жизни - интеллектуальное развитие. Учиться, познавать, развиваться можно и нужно непрерывно. Серьезный методологический подход даже на любительском уровне (не говоря уж об академическом освоении) дает не в пример лучший результат в познании предмета изучения. Иными словами, нужно читать умные книжки, а не только листать интернет. Кто хочет возразить, пусть приведет аргументы. Сам получаю сейчас третье образование и считаю, что имею право делать такие выводы.
  Приходиться наблюдать, что чаще всего людям не свойственно пользоваться знанием других («если бы юность умела, если бы старость могла»). Поэтому кругом видим доморощенных «непримиримых» и «вечно правых» экспертов. Такое уж время сейчас, что все являются специалистами в вопросах спорта, секса, политики, религии, психологии, науки и чужих семейных отношений. Теперь вот ещё и в медицине резко стали все разбираться.
  Внимательное рассмотрение выводов  людей, посвятивших изучению той или иной темы чуть больше времени и сил, чем мы сами, нередко игнорируется или эти выводы принимаются нами  «в штыки».
  Возможно, развитие личности – интеллектуальное, нравственное – будет происходить бесконечно. Абсолют бесконечен, и личность, стремящаяся к Абсолюту, будет Его познавать (развиваться)  бесконечно.  Ну, во всяком случае, так думаю я. И считаю нужным это упомянуть. Хотя ученый, о котором идет речь, здесь не при чем, об этом я у него не читал. А  о чем читал?
  О смысле - ни больше ни меньше.
  Виктор Франкл.  Известный (к моему стыду) ученый, психолог, нейрохирург. Прошел несколько  нацистских концлагерей. Пережитое им, мне кажется, большинство людей просто не сможет себе представить. Не сможет, несмотря ни на какие спецэффекты кино или таланты литераторов, если об этом снять фильм или написать роман (чего, кстати, на подобную тему есть уже немало).
  Но автобиографические моменты его книг не об ужасах и зверствах (он сам это подчеркивает), а о человеческих реакциях на несчастье и душевную боль, причем не в свете стороннего наблюдения, а в разрезе поиска наиболее эффективных способов психологической помощи.
  Термин «психологическая помощь» после прочтения его книг звучит как-то бездушно, механически, протокольно, даже уродливо в контексте тех событий, при которых Виктор Франкл нарабатывал свой опыт. Именно этого – формальной системности, он и предлагал избегать в психологии. Он  вынужден был обходиться без них, ведь в лагере применять стандартные терапевтические техники не было возможности. И оказалось, что это лучше. Он пытался  вести  и ВЁЛ (!) терапию, неформальное психологическое лечение  в отношении заключенных в нацистских лагерях, будучи сам узником.
  Как бы отчужденно (холодно, скучно, непонятно) для кого-то не звучал термин «экзистенциальная психология», теперь она меня привлекает. Чем?  Да своей очевидностью, своим аргументированным, не агрессивным, и уже поэтому притягательным, протестом против  разновидностей  гуманизма (и гуманизм без кавычек).
  Хотя, вероятнее всего, сами представители или родоначальники экзистенциализма со мной бы не согласились в противопоставлении их детища  гуманизму. Но у Франкла я заметил, что он, по сути, отказывается признавать человеческое счастье высшей ценностью, а страдания не считает негативной, отрицательной стороной существования. Счастье как цель, и в этом случае неизбежная «погоня» за ним, делает это счастье недостижимым.
  Я отметил выше, что методика, методология хороши при изучении. При ремесле они хороши.   Но метод, форма, технология при соприкосновении с внутренним миром человека … (душа?). Уместен ли здесь такой подход?  Можем ли мы не оставаться по отношению друг к другу «всего лишь» профессионалами, а стать … нет – быть, ближними?  Не обвинять, но и не  впадать в мелочную жалость. Понимать, что картина которую видим мы, не соответствует ВСЕЙ действительности, просто в силу того, что мы не можем объять ВСЁ.
  Не ставить цели привести кого-то к счастью, и не возомнить себя избавителями от страданий. Надо делать что  должен и можешь, а будет как будет – слова умных людей.
  По Франклу получается, что  счастье является «побочным эффектом» со знаком плюс, неожиданной наградой, как бы дополнительным бонусом при обретении смысла.
  Смысл – вот истинная цель, достижение которой возводит человека в иное качество, открывает ответы на многие вопросы очень высокого порядка. Как ни парадоксально, но человек-личность остается при всем этом ценностью неоспоримой, предлагается лишь смотреть на человека объемно, всецело (чего стоят только его примеры с тенью геометрических фигур). Зацикливаясь и загоняя себя в рамки, часто мы считаем целью освобождение человека от чувства вины, избавление от незаслуженных и «незаслуженных» страданий, не видя при этом ситуации в объеме. И если принять упомянутое мной  ранее бесконечное развитие личности как  главный или один из главных смыслов, то многое соединится в понятную и прекрасную  мозаику  единства  факта и  ожидания – имеющий уши да услышит (глаза – да прочитает).  Факт как то, что мы знаем. Ожидание, как то, во что мы… .  Да, это ненаписанное  слово вызывает у кого-то  усмешки или напротив – негодование, или же слушается с безразличием. Это слово, так же как Истина – сегодня зернышко в туго набитом мешке. Но об этом позже, может быть даже в другой части.
  Франкл нигде не выпячивает собственную религиозность и рассматривает религиозную составляющую человеческого самосознания (неважно, какое отношение к религии) как  неотъемлемую часть психологического состояния,  он относится к этой составляющей вообще как к любому другому психологически важному  атрибуту – возраст, пол, утомленность, голод, одиночество, ответственность, страх, униженность, безнаказанность и т.д.   
  Вместе с тем, есть что-то не высказанное напрямую, как бы бережно недоговоренное.  Я чувствовал некое стремление писателя-ученого не потерять тех самых усмехающихся, негодующих, безразличных, кто лучше взвалит и будет тащить согнувшись в три погибели целый мешок вместо того, что бы взять зерно, одно, но наиценнейшее. Франкл, похоже, чувствует собственную ответственность за них и необходимость не оттолкнуть, не лишить их возможности услышать важное.
  Я не прочитал всех его книг (хотя такое намерение есть), не готов и, наверное, не сумею выступить здесь и сейчас в качестве эксперта по научному наследию Франкла. Но понятно, что этот учёный (отчасти вопреки его собственным  мягким оценочным замечаниям) фрейдизму и позднему ницшеанству не следовал, не доверял, не соглашался с ними и даже противостоял (разумеется, в учтивой манере научных дискуссий).
  Лично во мне Виктор Франкл убил остатки сомнений в самой возможности правоты фрейдизма. Эти остатки и без того были крохотными, а теперь их нет вовсе. Уравновешенно и спокойно, без желания, собственно, что-то доказывать и противопоставлять, этот психолог-практик раскрыл полную никчемность взгляда на человека как на существо, ведомое по жизни лишь жаждой удовольствий и власти, откликающееся на общение с себеподобными только с позиций самосохранения, чувства вины или воли подчинять. Все перечисленное охарактеризовано Франклом (в моей интерпретации) скорее как  некое укоренившееся отклонение, а главной движущей силой он видит поиск смысла и сам смысл. Его практика так и называется – логотерапия, фактически - лечение смыслом.
  Сам  вопрос раскрыт этим ученым тем талантливей, чем меньше  у него присутствует морализаторства (которого я, к примеру, вообще там не увидел). Как ни странно, Виктор Франкл был если не популярен, то широко известен на Западе в 60-х, 70-х, 80-х. Время неонигилизма, сексуальных революций, сатанизма (последнее, скорее, не как религиозный фактор, а как социально-протестный отклик молодежи на лживость псевдопуританской мещанской традиции и такого же официоза).  Что он говорил тогда и потом, какие смыслы предлагал?
  Я не намерен пересказывать содержание трудов Виктора Франкла или выжимать «концентрат» из этих книг.  Это нехорошо по отношению к потенциальным читателям, которые, возможно, ознакомятся с этим моим эссе,  заинтересуются темой и станут  читать сами. Так же это и не умно, потому что явление, вызвавшее «глубокий подъем» в моей вселенной, может не найти пищи для столь же энергичной реакции во вселенной другого  человека. Это данность, некое «право» каждого из нас.  К тому же,  не надо завышать планку.  Виктор Франкл всего лишь написал книги. Они могут получить неодобрительные отзывы или  быть отложены в сторону на половине прочтения, могут вообще  не удостоиться раскрытия  хоть одной страницы, как многие другие книги и Книги  - важные,основополагающие, цивилизационные.
  Однако я все же позволю себе поразмыслить кое над чем из Франкла. Надеюсь, вместе с ним самим,  в том смысле, что созвучно с его настроениями, как я их понял.


Рецензии
Владимир, у вас талант написать так, что опять надо доставать с холодильника бутылку)))
Ваше... И если принять упомянутое мной ранее бесконечное развитие личности, как главный или один из главных смыслов, то многое соединится в понятную и прекрасную мозаику единства факта и ожидания – имеющий уши да услышит (глаза – да прочитает). Факт как то, что мы знаем. Ожидание, как то, во что мы… . Да, это ненаписанное слово вызывает у кого-то усмешки или напротив – негодование, или же слушается с безразличием. Это слово, так же как Истина – сегодня зернышко в туго набитом мешке. Но об этом позже, может быть даже в другой части.(хорошо, почитаем и вторую часть)
Это первое, а второе вопрос к вам: Так, что такое внутренний мир человека? Душа ли это? Или это то что у него в голове, в мыслях, (я вообще порой не знаю откуда у меня мысли берутся), а может это даже, что у него в сердце/на сердце- Сердце плачет, тоскует, переживает, сжимается от страха, боль душевная на сердце, сердце от радости поёт, и т. д.
Вот вырезка из моего реферата: http://proza.ru/2021/03/24/1737
Не знаю, и правда не знаю чем живет моя ДУША, чем ЕЁ кормить, почему я плачу, почему смеюсь, знаю лишь причину, от чего или из-за чего мы плачем или смеёмся, но тем не менее все равно плачу и смеюсь, и может быть, это опять-ОНА, моя ДУША, заставляет меня лить слёзы, слёзы горя или радости.

Так что же стоит за словом «душа»? Как постичь ее смысл? Что это такое?
Но в любом случае, Валерий, спасибо вам за ваши размышления, ну и естественно и я как читатель позволю и себе подумать над вашими мыслями, а может и почитать Франкла.
С уважением, Николай С.

Николай Скороход   28.01.2022 00:49     Заявить о нарушении
"И если принять упомянутое мной ранее бесконечное развитие личности, как главный или один из главных смыслов, то многое соединится в понятную и прекрасную мозаику единства факта и ожидания – имеющий уши да услышит (глаза – да прочитает). Факт как то, что мы знаем. Ожидание, как то, во что мы… . Да, это ненаписанное слово вызывает у кого-то усмешки или напротив – негодование, или же слушается с безразличием. Это слово, так же как Истина – сегодня зернышко в туго набитом мешке" - эта цитата, которую Вы выделили, вот о чем:
Современный человек сейчас при слове "Вера" (то самое не написанное)испытывает, что-то вроде аллергии, типа "опять сейчас будут учить жить". При этом данный наш современник (в собирательном его образе) не имеет смысла жизни ( кроме примитивного - "смысл в детях", "смысл - оставить о себе память", "не зря прожить" и т.д.). Смысл жизни, между тем (объективно, не в чем ином, кроме как в Истине. Но человек НЕ ВЕРИТ, что Она может быть обретена, а самое главное - он НЕ ВЕРИТ, что Она ему нужна. Если же допустить, что человек готов Ее искать, то воспринимает он этот поиск как "перебирание" всякого разного в надежде найти то, что понравится. И тогда встретить Истину шансов еще меньше, так как Она в этом случае будет как маленькое зернышко в туго набитом мешке среди миллиона других зернышек - философий, воззрений, политики, различных ...измов, ...шизмов, ...цизмов, ...триатизмов. Происходит это от того, что смысловое понятие слова "Вера" современными людьми не понято, и от того противопоставляется слову "знание", считается противоречащей науке и т.д.
А насчет души - христианская православная антропология все расставляет на свои места. Но это требует очного общения, так как в письменном формате такое обсуждать затруднительно. Будет очень кратко и малоинформативно.

Владимир Михалевский   29.01.2022 15:54   Заявить о нарушении
Владимир, спасибо за долгожданный ответ.
Я вас понял, "садимся" в позу лотоса и познаём истину, мы все, или каждый по отдельности, ведь каждому своё, у каждого "своя" правда, возможно и у каждого быть и своя истина(ведь у каждого из нас своя судьба, и в тоже время общая со всеми, плывём то в одной лодке). Только вот вопросик, до каких пор мы будем в разных позах искать истину, более двух тысяч лет прошло от Рождества Христова, а мир так и будет катится в трам -тарарам...
О ДУШЕ.
Тут я дискутировать не буду, но для примера, что мне ближе, моему восприятию и к пониманию, вот лишь несколько, из множества, цитаты великих подвижников христианства.

– "Ни мудрые своею мудростию, ни разумные своим разумом не могли постигнуть душевной тонкости, или сказать о душе, что она такое, только при содействии Духа Святаго открывается и приобретается понятие и точное ведение о душе" (христ.: Макарий Египетский. 1998, с.312).

– "Как душа в человеке не видима и незрима для людей, так и Бога нельзя видеть очами человеческими, но Он созерцается и познается из Его провидения и действий" (христ.: Феофил Антиохийский. 1999, с.130);

– Анастасий Синаит: "Как Бог проявляет Свои силы и энергии через материальные и видимые твари, т. е. через небо, воздух, солнце, луну, дожди, землетрясение и море, Сам будучи невидим; точно также и наша невидимая душа, созданная по Его образу, как через некий мир" (цит. по: Ч. 1: Киприан (Керн). 1996, с.204).

Теперь я своими словами о познании души:
-Не человеческой "мудостью", а лишь через Духа Святого...
- познается/слышится же чрез движение тела,(слёзы, радость, тоска, страдания...)
-проявляет свои энергии через свое видимое тело, (скорее всего опять же через слёзы, радость, тоска, страдания...)
С уважение, Николай С.

Николай Скороход   29.01.2022 17:27   Заявить о нарушении
В этом вся тяжесть, что считают будто истина у каждого своя. "Правд" действительно много - "прав, у кого больше прав", "право сильного" и т.д. Отстаивая свою правду, которая может и меняться (человек-то взрослеет), мы Истину низводим до уровня одной из очередных "правд" - сегодня буддизм, завтра неоязычество, послезавтра христианство, ан нет, опять на язычество потянуло.
Так что в позе лотоса много не высидишь - это лишь перебирание зернышек в большом мешке, жизни не хватит.
А по поводу души... Вот очень коротко по православной догматике на этот счет (не знаю, смогу ли понятно): человек создан Богом свободным и соединяющим в себе мир видимый (материю) и мир невидимый (Вечность, Небо, Царство Божие... так это обычно называют). Поэтому есть тело (по Библии - из персти земной, т.е. тз материи)и есть дух - невидимая часть бытия, присутствие Бога ("и вдунул в него дух жизни" - книга Бытия). До грехопадения человек пребывал одновременно, нераздельно и естественно для него в обоих этих мирах - общался с Богом и владел материальным миром - садом Эдемским, т.е. Раем. Человек считается главней ангелов, так как им материальный мир недоступен, тел у них нет, ничего сотворить они не могут, их форма существования - чистый ум, личность без материальной формы. А человек - наследник всего, и материального и небесного (божественного). "Формула" первозданного человека - святого, не познавшего греха и потому способного общаться с Богом:
1. дух = высшая часть души, аппарат общения с Богом, своим Творцом;
2. душа = ум,собственно личность, индивидуальность человека (каждый для Бога неповторим, любим и уникален);
3.тело = орган для воздействия на подаренный человеку Богом материальный мир. После грехопадения формула исказилась и стала - 1. тело; 2. душа; 3. дух. Попранный дух человека, оказавшийся внизу, не способен держать связь со своим Богом-Творцом-Жизнью, поэтому с рождения человек начинает умирать. Душа, над которой стал главенствовать не легкий и благодатный дух,а дебелое тяжелое тело, страдает и мучается, раздавленная им, подменяя поиски Бога поисками телесных удовольствий (служит тому, кто теперь главней). Тело давит и угнетает нас (личность, душу), и само разлагается и уничтожается как восставшее против Жизни.
Христианство не считает тело злом и "темницей души"(как учат различные ереси). Раздавленная душа после смерти тела не "освобождается", а так раздавленной и остается, поэтому ад и Рай зависят от земной жизни человека - смог он подчинить свою искаженную материальную часть богосоединяющей духовной, или же остался стоять "кверх ногами". Материальный мир изначально сотворен прекрасным (и материальная часть человека то же). Просто сейчас все без исключения больны грехом, это легко заметить по тому как всем нам трудно делать полезное и легко вредное для собственного же здоровья. В этом смысле ад не наказание за грехи, а закономерный итог запущенной болезни.
В любом православном приходе, где есть занятия с неофитами, это растолкуют более подробно, а главное - методично и научно. Мне повезло. Более 20 лет назад, будучи "в поисках", среди прочих восточных и западных культов и школ, я встретил Православие. Поистине, как прохладный источник воды в раскаленной пустыне. Чего искренне и вам желаю. Но Вы сотворены свободным, поэтому Бог не насилует нашу волю... Любить и верить можно только свободно.

Владимир Михалевский   29.01.2022 19:06   Заявить о нарушении
Владимир, всё отлично вы пишите.
Погоже у вас устоявшееся свой понимания и я рад за вас.
Вы правы мы все сотворены свободными, поэтому Бог не насилует нашу волю... Любить и верить можно только свободно.
И тут с вами не поспоришь.
Но, я пошёл в магазин за новой порцией водки, я говорю вы талант закрутить так, что с вами можно спиться)))
Если пожелаете нашу беседу продолжить, то дайте знать в личку. Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.
Евангелие от Матфея 18:20

Николай Скороход   29.01.2022 23:18   Заявить о нарушении