Мастер по безделушкам. 7

7

 Кроме «Технологии» веду «Черчение». Тамара Викторовна, у которой принял классы, меня опекает, но должно быть, ей обидно, что некий олух вторгся в её по-женски идеально организованное пространство: ровные ряды парт, изготовленных по специальному заказу, одним движением легко превращающихся в стол для рисования и чертёжную доску; в витринах под стеклом всем знакомые с детства по школьным урокам гипсы, чучело птицы, глобус, глиняные кувшины, бутыли, утюги, старинный латунный самовар с орденоносной грудью, его невзрачное подобие позднейших времён; скрытые от чужих глаз в глубинах шкафов разноцветные драпировки для задников, наборы для лепки, банки с кистями, гуашью, бутыльки с тушью, перья, палитры, стопки чертёжных готовален, линеек и угольников.
 Я стараюсь не порушить установленного порядка, но где там! Парты ломаются, линейки теряются. Истину глаголят пословицы: «У семи нянек — дитя без глазу» и «Двум медведям в одной берлоге не ужиться». Скоро Т. В. воспользуется возможностью сменить место работы, оставив ИЗО на меня.
 Завожу альбом для рисования. Все задания, которые даю детям накануне выполняю сам.
 Учитель должен быть на десять голов выше учеников. Акела не имеет права на промах.

 С утра у меня «Труды». «Черчение» и «ИЗО» ставят последними уроками. С точки зрения ЗАВуча всё правильно. Беда в том, что за перемену мне надо убраться в цехе, закрыть мастерскую, перебежать через двор, привести себя в порядок, оформить доску, достать наглядность, приготовить оборудование. Это сделать невозможно!
 Тороплюсь. Хорошо, Т.В. так организовала пространство, что достаточно залезть в нужный шкаф, открыть нужную папку: тут передвижники, здесь импрессионисты, отдельно античность, отдельно современное искусство.
 Черчение? Ныряем в другой шкаф. Седьмой класс, тема «Шрифты»? Всё на месте. «Проецирование»? К плакату есть цветная модель из бархатной бумаги. Но я всё равно постоянно опаздываю. Приходится учиться импровизировать и начинать урок, врываясь в класс после звонка.
 Это даёт опыт, но ты в постоянном стрессе, и чувствуешь себя, как загнанная лошадь.


 Несколько раз прошу звуча поставить уроки ИЗО и черчения в один день, или ставить их первыми. Так я могу нормально готовиться. После ИЗО или черчения уборки меньше. Я успею на «труды».
 В мастерской я сам себе хозяин. Всё в моём распоряжении, могу класс с вечера к уроку приготовить, доску оформить!
 Безрезультатно. Приходится идти к директору. Всё решается через него. Для убедительности отпускаю своих сорванцов с последнего урока трудов минут на десять раньше, чтобы хоть как-то успеть навести порядок, и прийти в «большую школу» до звонка. Мне пару раз устраивают головомойку за детей, оставшихся без присмотра, но идут навстречу. На уроки в «большой школе» выделен день. Ура! Победа.


 Организация рабочего места - большое дело. Всё необходимое для работы должно быть, и всё лежать согласно научной организации труда!
 НОТ — звучит солидно. На самом деле НОТ начинается с простейших и понятных правил.
 Где-то вычитал, что привычка вырабатывается за сорок дней. Попробуем. Приучаю себя, приучаю детей.
 Начнём с малого: что должно быть на уроке, где, как лежать, как хранить инструмент, как убирать рабочее место.
 Потом станем добавлять другие правила.
 Не распыляюсь — из урока в урок твержу одно и то же как попугай: спец. одежда, тетрадь, линейка, карандаш, рубанок на боку, заготовки лежат на раздаточном столе.
 А с этого стола из кучи обрезков можно брать что угодно. Пусть пацаны дома мастерят!
 Приучать — тупое занятие, но через полгода результат становится виден. Раз приучив, можно двигаться дальше. Проще с малышнёй, до сознания старшеклассников можно достучаться, сложнее в среднем звене.
 Но, Боже мой, какие мальчишки раздолбаи! За первую неделю учёбы новые линейки превращаются в жалкие обломки, карандаши — в огрызки, от тетрадей остаются листочки, покрытые неопрятными пятнами подозрительного происхождения. Неужели я такой же был?

 Выбешивает, что на каждом уроке приходится говорить одно и то же, словно прошлого урока не было. Что сложного? Выстрогал базовый угол, отметил ширину, толщину — строгай до линии разметки. Вот уже стенд о строгании с каждой операцией сделал — ошибки повторяются. Что уж говорить о других знаниях? Учишь, учишь — толку ноль! Как вперёд двигаться?
 Злюсь, закручиваю гайки. Помогает мало.


 Пробую поставить себя на место ученика. Раз в неделю тебе что-то рассказали. У тебя нет ни учебника, ни тетради, точнее у тебя как нормального пацана, она всё время теряется, потому что труды - это ерунда. Это ни математика, ни физика с химией, ни русский! Если надо листочек самолётик сделать, или из трубочки в соседку плюнуть, из какой тетради вырвешь?
 Зачем учить? Вызовут к доске? А может не вызовут!
 И даже если захочу подготовиться — как подготовлюсь? Ни учебника, ни тетради нет. Ну, то-то же!
 Отсюда для учителя выводы:
1) Парень должен иметь по чему учить.
2) Ученик должен быть уверен — его обязательно спросят на каждом уроке, и он за это получит оценку!
 Из пункта один следует: коль учебника нет, тетради обязательны.
 Из пункта два: нужно опрашивать всех на каждом уроке.

 «С тетрадями понятно. Как организовать опрос?- размышляю я,- к доске каждого не вызовешь — времени не хватит, письменно опрашивать — проверять замучаешься! И без этого времени ни на что не хватает. Если способ работы затратный — он точно не приживётся».


 Эврика! Оказывается, я знаю, как опрашивать всех, не тратя ни минуты лишнего времени — нас на сопромате так опрашивали: на каждой лекции мы письменно отвечали на несколько вопросов с предыдущего занятия. Поначалу нахватали двоек, но к экзамену подошли во всеоружии. Со студентами работало, и у меня сработает!
 Пробую новую систему опроса: четвертинка бумаги, на ней заранее подписаны класс, фамилия.
Пять вопросов. Темп высокий — списать не удастся. Подразумевается односложный ответ в одном-двух словах. Правильный ответ — один балл. Сумма баллов — оценка.
 Три вопроса простые, два посложнее. Двоечники мне не нужны, за пятёрку придётся постараться.
 Написали. Обменялись листочками с соседом. Коллективная проверка. Все слушают и все вовлечены, свою оценку-то знать хочется!
 Нужная для занятия информация воспроизводится три раза подряд. Попугай запомнит. Что я и добивался.
 Ура! Заработало.

 Тетрадь заводят в пятом, у многих она же и в старших классах. Часто выглядит, как судовой журнал корабля, не раз потерпевшего крушение, но она реально помогает и ей пользуются.
 Учебники «Технологии» Симоненко появятся после девяносто пятого года. Учебники годные, но, скорее, основанные на представлениях уважаемого профессора о преподавании технологии методом проектов, ориентированные на идеального ученика, нежели реального школьника.
 Эти бедолаги и без того перегружены домашними заданиями, тут им на голову ещё одна объёмная работа валится: выбрать и обосновать тему проекта, разработать конструкцию изделия, его технологию, выполнить все чертежи и технологические карты, рассчитать себестоимость. Подобная работа по плечу проектному институту. Мы её на ребёнка повесим?
 А как учителю подготовить практическую часть? Положим, у тебя в классе пятнадцать творческих личностей. Все пришли со своими проектами. Никто дома ничего «не забыл», «не потерял». Умницы! Каждому надо обеспечить набор заготовок, нужные инструменты, станочное оборудование, технологическую оснастку, краски, лаки. Как ты, учитель, выкручиваться будешь?
 Практика показала: всё что не удобно в работе всегда вырождается в формальность или пустую болтовню.
 Нет. Метод проектов хорош! Но подводить ученика ко всем его этапам надо постепенно в соответствии с возрастными особенностями. Пусть вначале это будут простые задания. Предположим в пятом классе: сделали модельку аэроплана. Пилота, пропеллер, шасси придумай и изготовь сам. Или на основе базового автомобиля сконструируй и изготовь специальный: грузовик, контейнеровоз, бензовоз, пожарный автомобиль или автокран.
 В шестом конструируем аппарат для исследования других планет, в седьмом карандашницу, восьмом — разделочную доску. Каждый объект труда проектируется и изготавливается из одинаковых заготовок. Вся работа, все её этапы начинаются и заканчиваются в урочное время.
 «Большой» проект подойдёт как итоговая экзаменационная работа в выпускном классе. Многие дети предпочтут вместо лотереи с билетами защитить проект. Если этот проект будет по двум предметам (физике и технологии, ОБЖ и технологии, и т. д.), то отбоя от желающих «защищаться» у вас не будет, и за качество проектов краснеть не придётся.


Рецензии
-ученика "обязательно спросят на каждом уроке". Наш учитель математики Арам Айвазян делил доску для троих на три части, усаживал трех учеников на первые парты, одного опрашивал устно, а все остальные решали задачу, первый решивший получал 5. второй = 4. Кое-кто из нашего класса поступил в МГУ и МВТУ.

Анатолий Белаш   07.01.2023 20:34     Заявить о нарушении
Молодец, Арам Айвазян. Соревновательность заставит думать быстро. Полезно.
Каждый предмет имеет свою специфику. Математик встречается с классом каждый день, трудовик раз в неделю. Способов опроса много. Для тех условий и для меня мой был хорош - включенность всей группы, многократное повторение материала, экономия времени. Три задачи разобрать - половина урока. У меня - три минуты при стопроцентном охвате. Задача не поставить оценку, задача - научить всех.
С удовольствием и интересом читаю Ваши воспоминания. Здоровья, уважаемый Анатолий!

Иннокентий Темников   08.01.2023 05:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.