Обычай умерщвления стариков у дагестанцев

У лезгинских народов Южного Дагестана культ предков играл большую роль в их семейной и общественной жизни.


Горцы-лезгины всегда прислушивались к советам уважаемых стариков, чтя их мудрость. Некоторые сородичи ещё до старости завоевывали авторитет среди родственников своим умом, храбростью, силой и удальством. После смерти таких людей их возводили в ранг почитаемых, а через несколько поколений о них рассказывали были и небылицы, часто преувеличивающие их заслуги.


Почитание и культ предков иногда начинались ещё до смерти умудренного опытом уважаемого старика, о чем свидетельствуют распространенные у аварцев, лезгин и повсеместно на всем Кавказе предания о бытовании в далеком прошлом, обычая умерщвления нетрудоспособных стариков.


«Согласно одному аварскому преданию в древности сыновья оттаскивали нетрудоспособных стариков на специальную гору и оттуда сбрасывали. Около аварского сел. Хотода (Советский район) Гидатлинского общества имеется ущелье, за которым до сих пор сохранилось название «Хварал рехунеб к1ал» («Ущелье, куда бросали стариков»). По легенде, в это ущелье с ближайшей скалы бросали женщин и мужчин, достигших 60-летнего возраста. У тех же аварцев существовала и другая легенда, по которой сын, собравшийся сбросить своего отца, устыдился слов старика и спрятал его от тирана 0л-о. Аналогичные легенды есть у кумыков, у лезгин, по преданию которых, сын якобы пожалел и оставил дома старика-отца, который впоследствии мудрыми советами не раз выручал из беды свой народ. Подобное предание существовало у грузин и у осетин».


Обычай умерщвления нетрудоспособных стариков (геронтоцид) основывается на представлениях о смерти как о переселении в иную среду, в загробный мир.


Причём, по мнению древнего человека, это переселение совершается в форме путешествия. Подобное осмысление смерти тесно связывается с языческим ритуалом умерщвления стариков – проводами «на тот свет», также порожденным верой в посмертное существование человека или его души. На следующей стадии развития этих представлений обряд «проводов» был переосмыслен и стал толковаться как путешествие человека после смерти в страну предков. Таковой считались специальные места, куда сбрасывали немощных стариков. Это место почиталось, обращаясь к нему, люди молились, чтобы достичь желаемых целей.


Возникновение подобных обычаев, диких с точки зрения цивилизованного человека, относится к тому времени, когда первобытный человек (язычник) относился к жизни с чисто реалистических позиций. Необходимо учесть, что при родовом строе и господстве грубой физической силы в борьбе за выживание не только с природой, но и с сородичами, соседями, враждебно настроенными племенами, физически слабый человек был обречен на гибель, и лишить жизни такого существа, помочь ему перейти в страну предков считалось не только приличным и справедливым, но и оправданно необходимым. Поэтому исполнение обычая поручалось самым близким людям, и они должны были выполнить свой моральный долг перед общиной, родом.


Суровость обычая свидетельствует о его распространении преимущественно у племен воинственных, нетерпящих в своей среде людей лишних, слабых, неспособных к самозащите и помощи другим в делах войны, защиты родичей от врагов и недоброжелателей, кровной мести за их обиды и т. д. К этому надо добавить ограниченность запасов питания у племён и народов, живших в неблагоприятных природно-географических условиях, стремление предохранить здоровых и трудоспособных членов общества от голодной смерти. Таким образом, обычай умерщвления стариков был продиктован задачей выживания, сохранения рода, что, по мнение отдельных исследователей, являлось наивысшим выражением культа предков в патриархальном обществе. Из почитания и культа предков вытекал также обычай обязательного захоронения тела умершего на его родине, на своем сельском кладбище, где бы человек ни скончался, и с какими бы расходами и трудностями ни был связан перевоз тела.


О почитании предков свидетельствуют обращения верующих с просьбой о помощи к могилам предков на старом кладбище в наиболее трудные моменты жизни. Примечательно также, что у некоторых лезгинских народов (агульцев, цахурцев), когда другие способы лечения были исчерпаны, больного три раза протаскивали под корытом, в котором обмывали покойного, что свидетельствует о наделении умершего предка сакральной силой. Непосредственно из почитания предков вытекает широко распространенный у горцев-лезгин, как у всех народов Дагестана и Кавказа, обычай называть вновь родившегося ребенка именем умершего родственника. В этом обычае отразилось представление о реинкарнации (перевоплощении, возрождении душ умерших во вновь родившихся детях), т. е. вера в то, что дух деда (предка) переходит в своего живого потомка (внука или сына). Существовало поверье о том, что душа умершего человека проходила долгий путь, пока не наступало время для ее воплощения, когда она прилетала в лоно женщины.


Автор-составитель: ‘Али Албанви

Литература

1. Гаджиев Г.А. Доисламские верования и обряды народов Нагорного Дагестана. — М.: Наука, 1991. С. 138–145; 151.


Рецензии