Учитель физической культуры

 
Для меня был последний звонок в 1959 году. Разъехались по стране одноклассники, забыты многих имена и лица. А вот учителя, которые меня учили, остались в памяти. С благодарностью пишу о них.

    Льва Алексеевича Чистова мы боялись и любили. Он вёл уроки черчения и физкультуры в нашем классе. Не все научились хорошо чертить, поэтому перед уроком тряслись от страха. Он был и весёлым, и строгим учителем. Уроки физкультуры проходили интересно. Это не математика, где нужно было включать мозги. Лев Алексеевич организовал кружок по художественной гимнастике для девочек девятого класса. Мы приходили за час до начала уроков, а учились в первую смену, но из его затеи ничего не получилось. Среди нас не было гибких девочек.

 Спортсмены нашей школы участвовали каждый год в районных соревнованиях. Они проходили в районном селе Быстрый Исток или у нас, в Акутихе. Большей частью спортсмены нашей школы были победителями. Люблю лыжи, но и другими видами спорта занимаюсь с детства. Серьёзно начала относиться к спортивным занятиям в девятом классе. Когда перечитала в библиотеках нашего посёлка все книги о лётчиках, у меня появилась мечта – стать лётчицей, нужна хорошая физическая подготовка.
 
Участвовала во всех спортивных мероприятиях в школе, выезжала с командой для участия в районных соревнованиях. В Быстрый Исток приезжали спортсмены из разных школ района. Без улыбки не могу вспоминать, как встретила там Валеру Золотухина во время   лыжных и конькобежных соревнований, проводимых в феврале 1958 года. Он родился в Быстром Истоке, жил и учился в тот год в 10-ом классе.

 Наши спортсмены шли пешком из посёлка Акутиха. Лев Алексеевич вёл нас по льду через реку Обь. Быстрый Исток находится на другом её берегу. Как только мы появились у места сбора спортсменов, сразу же начался лыжный забег мальчиков на 5 км. Дистанция для девочек была 3 км. Спортивное снаряжение наших спортсменов отличалось от быстроистокских лыжников тем, что бежали они на лыжах с ботинками, а у наших спортсменов  крепились лыжи к валенкам.

  Так получилось, что меня в забеге поставили на старт последней. Впереди меня скользили на лыжах девушки из разных школ  района. 
     – На старт! Внимание! Марш! – услышала я команду и рванула вперёд на лыжах, прикреплённых к валенкам.
  – Обгоняй всех! – крикнул мне вслед наш учитель физкультуры, Лев Алексеевич Чистов. Услышав это напутствие,  рассмеялись все учителя физкультуры, стоявшие у стартовой линии. Каждый привёз своих спортсменок, и они уже бежали впереди. Откуда им было знать о том, как я бегаю на лыжах, хотя и обутая в белые разношенные и подшитые валенки. Да ещё и то их развеселило, что вышла я на старт-то последней.
 
 И вот скольжу я по лыжне, обгоняю лыжниц, и девушки одна за другой остаются позади меня. А соревнования проходили в самом селе, раньше лыжники соревновались у нас, в акутихинском лесу.  А здесь спортсмены  бежали по лыжне, проложенной по улицам Быстрого Истока.  Уже  прошла я половину дистанции, когда впереди увидела у лыжни двух мальчиков – подростков. Они держали в руках ведро с золой и спорили между собой, чья бежит лыжница.
 
– Это наша бежит.
 – Нет, не наша. Видишь у неё валенки на ногах, а у наших лыжниц ботинки.
 – Нет, это наша. Видишь, как она быстро бежит?
 – Не вздумайте мне золу на лыжню высыпать! – крикнула  им грозно, и объехала то место, где уже была насыпана зола.

 Когда прошла мимо флажков, которые указывали направление, увидела взрослых  ребят. Они  стояли для контроля, чтобы лыжники не срезали путь. Выйдя на прямую, увидела впереди себя на лыжне только двух лыжниц. Это были моя одноклассница, Валентина Орлова, и взрослая девушка из студентов Быстрого Истока. Местная не хотела уступать лыжню  нашей лучшей спортсменке.  Между ними происходила борьба. Когда оставалось двести метров до финишной линии, Валя начала её обгонять, а та ей подставила лыжную палку, вместе свалились на лыжню. Тут я подкатила, объехала стороной и помчалась вперёд.  К финишу я прибежала первой.
 
А следующими должны были начаться  конькобежные соревнования. Я ушла в здание школы, чтобы прикрутить коньки к валенкам. Сейчас вспоминаю, как одна сидела в коридоре на гимнастической скамейке, прикручивала верёвками коньки – «дутыши» к белым и уже подшитым валенкам. Одна я из нашей школы должна была участвовать в конькобежных соревнованиях.

 В зал вошли три десятиклассника этой школы. Громко разговаривая, они направились в мою сторону. Видела я их среди болельщиков у места старта.  Уже с ходу один сообщил о том, что я первое место в соревнованиях заняла  по лыжам. Не поверила им, потому что последняя выходила на старт. Сели они на скамейку рядом со мной и начали знакомиться. Одним из них был Валера Золотухин. С ним мы знакомы с детского сада, но он, конечно, не помнил меня. Во время Великой отечественной войны мы жили на одной улице. Выросли и не встречались с детсадовских пор. Толя Лаптев и Саша Шестаков были его друзьями.

  Не знаю, что их заставило уделить мне особое внимание. Возможно то, что я была девчонка из другой школы, занявшая первое место, или мой спортивный наряд. И это вернее всего, так как у быстроистокских спортсменок были коньки с ботинками. Сидели парни рядом,  расспрашивали меня, сомневались в моих способностях в катании на коньках, уверяли в том, что их девчата обгонят меня. Больше всех насмешничал Валера. Хвалил своих одноклассниц, которые каждый день тренировались на школьном катке. Но  я была уверена в том, что лучше всех пробегу 500 метров.

Мама купила мне коньки уже в четвёртом классе.  Замерзала  речка Амуринка, и я шла кататься, вместе с соседским мальчиком, Валерой Чешуиным. Осенью и весной, когда протока Оби замерзала, то  лёд был прекрасный. После уроков я все эти шесть лет каталась на коньках и с нашими мальчиками иногда играла в хоккей. Но вот ещё не участвовала в конькобежных соревнованиях и не видела, как проходят они.  Мы катались произвольно на льду замёрзшей протоки. А в Быстром Истоке залили водой пустующую у школы площадку. И лёд бугрился, был неровный.
 
 Я подошла к катку, и нашу пару тут же поставили на стартовую линию. Мы приготовились к забегу. Девушка из школы Быстрого Истока была обута в ботинки, на солнце блестели лезвия коньков. На моих ногах белым пятном выделялись валенки.  К ним толстыми верёвками были прикручены  коньки, да ещё и палочки торчали в разные стороны. Только здесь я заметила, как забавно выглядел мой наряд. Хоть и подшучивали надо мной парни, стоявшие у бровки катка, но меня это не смутило. В Акутихе мы все только так и катались. Коньков с ботинками ещё и не видели.

 Вокруг катка толпилось много болельщиков. Среди них  заметила Валеру Золотухина и двух его  товарищей. Они стояли позади меня и тоже бросали колкие шуточки.
 – На старт! Внимание! Марш!
И тут произошёл казус. Девушка побежала вперёд, а я повернулась и помчалась в обратную сторону,  побежала  по часовой стрелке. Привыкла делать виражи в правую сторону, поэтому побежала по движению солнца. А в спорте всё наоборот оказывается. Я и сейчас думаю, что это неправильно. Нужно двигаться по льду по направлению солнца.

  – Ты, куда? Отставить! – закричал физрук, стоявший у стартовой линии. Раздался весёлый хохот. Я оглянулась и покатила назад, увидела, как троица друзей, с которыми я познакомилась в школе,  схватились за живот, так громко смеялись, аж присели. Вижу, что парни чуть ли не падают от смеха. Они в соревнованиях не участвовали, выступали везде в роли болельщиков.

  Мы с девушкой опять встали у стартовой линии и повторили забег. Я сразу же обогнала соперницу, но тут приближался поворот, а это - вираж в левую сторону.  Катилась на коньках, поставив параллельно ноги, а это замедляло движение. Мы благополучно пробежали дистанцию в пятьсот метров. Я рада была тому, что не упала на бугорках, торчащих во льду, но на душе остался неприятный осадок. Сняв коньки с валенок, ушла в магазин, посмотреть, что там продают, хоть и денег-то в кармане не было. Не стала смотреть другие забеги.

 Нашим спортсменам нужно было  собраться во дворе школы в назначенное время, чтобы вместе возвращаться домой, поэтому долго в магазине не задержалась. Когда проходила мимо катка, все болельщики и спортсмены уже разошлись. Но надо же было опять повстречаться с Валерой Золотухиным и его товарищами.

 – Ты где ходишь? Уже закончилось награждение! – сказал Толя Лаптев.
 - Ну, а мне-то что до этого? – заметила я.
 - Тебе грамоту вручали за первое место по лыжам, – сказал Валера. 
 – Врёте вы всё.
 – Правду, правду говорим. Сейчас сама узнаешь.  А по конькам наша девушка заняла первое место. Лыжные гонки выиграл тоже парень из вашей школы, из Акутихи.  А мы заняли первое место по конькам, – на ходу крикнул Валера мне в след. Друзья  скрылись за поворотом.

  На этом месте сделаю небольшое отступление. Через пятьдесят лет мы встретились с Валерием Сергеевичем Золотухиным во время отдыха в санатории, в Белокурихе. В разных санаториях мы отдыхали, поэтому встреча получилась неожиданной. В Быстром Истоке уже проходили службы в Покровском православном храме, который построили Валерий Золотухин и жители села. Через протоиерея Алексея Миронова я передала для земляка книгу «Свадебное путешествие по Кии-реке», в которой описала трёхдневный сплав на катамаране по горной реке. Так мы с мужем отметили серебряную свадьбу.
 
  При встрече в Белокурихе артист сказал, что книгу ему передали, она ему понравилась. Ещё он прочитал мои воспоминания о точках нашего пересечения. Положил руку на сердце и сказал: «Вот тут они у меня». Но вспомнить меня, кто я такая, он не смог. Тогда я напомнила вышеописанные  конькобежные соревнования, то, как я побежала в обратную сторону. Валерий Сергеевич тут же вспомнил меня. Мы долго смеялись. Стояли у здания санатория, вспоминали об общих знакомых и о жизни в Быстром Истоке.

 …А в день соревнований собрались у здания Быстроистокской школы все наши спортсмены, чтобы проделать обратный путь. Подошёл местный корреспондент, обратился ко мне: «Расскажи, пожалуйста, как ты тренируешься на коньках». Стою, молчу, не знаю, что надо говорить. Ведь никто нас не тренировал. Посмотрела на Льва Алексеевича, он стоял рядом со мной.

 – Прикручивает коньки к валенкам, выходит на улицу, цепляется клюшкой за кузов машины и катится по дороге. Вот и вся тренировка,  – пошутил наш учитель.
Никаких тренировок не было. Мы сами катались на коньках на протоке Оби, бегали на лыжах меж берёз в поселковом парке, и никто наших спортсменов не тренировал.

 На общешкольной линейке Лев Алексеевич награждал меня грамотой, а я застеснялась и не подошла к нему, чтобы её получить. Так эта грамота и висела в его кабинете, я видела её в открытую дверь, пока  не окончила школу. Лётчицы из меня не получилось. Народному образованию я отдала 36 лет. Учила детей и студентов немецкому языку. Однако спорт помог мне в жизни, я в первые годы работы в школе вела семь лет уроки физической культуры.


Рецензии
С большим интересом читаю Ваши воспоминания, Алифтина.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   18.08.2021 16:03     Заявить о нарушении
Спасибо большое. Ваши отклики побуждают других читателей заглянуть на мою страницу.

Алифтина Павловна Попова   18.08.2021 16:49   Заявить о нарушении