1. Кутузов, Идалия, Столыпина и художники...

1. Кутузов, Идалия, Столыпина и художники…



     Кутузов Михаил Илларионович.
Герой войны с Наполеоном, полководец, спаситель Православия, Главнокомандующий русской Армией. Его нашумевший образ, прежде всего, остался в памяти многих писателей литературных сайтов, со школьной темы прошлого века об Отечественной войне 1812 года.
Истории войн, страны.

Мои нынешние литературные исследования, перекликаются темами из 19-го века, как художники – живописцы изображали героев исследований…
Обязательно в зависимости от чего – то: обстоятельств, приоритетов, религиозной веры, профессиональной подготовки и, конечно же, личных предпочтений.
Цикл моих публикаций, о тайнах жизни великих… Деталь: что возбранялось в прошлом веке, это – религиозная сторона тем, сейчас с учётом и такого направления, много поясняющих в разгадках при исследовании того или иного вопроса.

Военное литературоведение 60-70-х прошлого века, не один раз поднимало вопрос правдивости событий, кои рисуют художники… Почему? Радио «голоса» трансляций на союзные республики, тенденциозно вели ряд своих передач на СССР под рубрикой, «ляпы» русских, советских художников. В батальных сценах картин или исторических особенно.
Упоминали не раз, например, знаменитое полотно известного художника 19-го века, А.Д. Кившенко. «Совет в Филях в 1812 году».

Информация из-за рубежа дошла до школы, а дальше… Наше пытливое поколение по открыткам, которые тиражировались миллионами штук, учителей «доставали» раз за разом вопросами: «А, почему?»
Учителя тушевались и были причины…
Читаем нынешнюю аннотацию биографии художника Кившенко, фрагмент.

«С 1860 года юный художник (род. 1851) начинает заниматься в рисовальной школе Общества поощрения художеств в Петербурге под руководством И.Н.Крамского. В 1867 году А.Д.Кившенко поступает в класс исторической живописи Академии художеств.
Заканчивая в 1876 году Академию, молодой художник выбрал для своей дипломной работы тему из героического прошлого родной страны "Военный Совет в Филях в 1812 году". Картина имела большой успех. Писал он ее под воздействием романа Л.Н.Толстого "Война и мир". (и как иллюстрация, авт.) Художник изобразил один из важнейших решающих моментов Отечественной войны 1812 года - военный совет, происходивший в деревне Фили под Москвой, в избе крестьянина Ивана Фролова через пять дней после Бородинского сражения. На этом совете решался вопрос о судьбе Москвы и армии…»

     Картина имела грандиозный успех и по «европам», стихли дифирамбы  молодому художнику, в отечестве на него обрушился поток критики из Армии. Почему?
Отголоски критики и были поводом в прошлом веке, с подачи «забугорных» радио передач на Союз, обсуждением живописи Кившенко, именно по картине «Совет в Филях в 1812 году».

1.  Странности ракурса, схема расположения генералов по лавкам в избе, где проходил Военный Совет. Главнокомандующий армии сидит на стуле (образно, в яме), ниже всех присутствующих генералов (см. вставку темы). Претензии армейского народа, командир всегда возвышается над подчинёнными, а здесь сам Кутузов! Подача другого плана, всегда унижение. Здесь же, приём художника – горизонтальные линии картины грубо (сознательно) нарушены. Зачем?
Высота скамеек (всех) и ножек стула, на котором сидит Кутузов, одинакова… А то же восприятие, он внизу, взор наверх, генералы вверху, взоры вниз?

2. У Кутузова в боях был повреждён правый глаз, сильно косил. Меняло резко его черты и гримасы лица при разговоре, для этого он надевал повязку на глаз чёрного цвета. Михаил Илларионович на картине сидит правой стороной лица, и нет отличий, глаз здоров!? Критика за недостоверность, на важных встречах, мероприятиях повязка была обязательной и как норма, скрыть тики, искажения лица.

Писал в 1812 г. в письме, дочери Елизавете: «...глаза мои очень утомлены; не думай, что они у меня болят, нет, они только устали от чтения и письма...». Миф о стеклянном глазе и прочее, просто миф! Повязка нужна была не сколько на глаз, сколько на часть лица, чтобы скрыть повреждённые лицевые нервы в районе правого глаза, особенно, когда общался с народом. При разговорной речи, движение мышц лица-мимика, были заметно нарушены.

3.  Кутузов на картине сидит в позе Наполеона, отличительная черта того, множество картин его. В профиль больше похож на старого Бонапарта (был бы). Не соответствие черт лица абсолютно большему числу кутузовских портретов. Зачем так нарисовал художник?
Подтекстовка к двояким ощущениям… Для чего?
При этом выписана деталями даже щёголесть (щёголь) генералов и мундирами похожими на вероятного противника, французов. (оправдание, французская мода).

4.  Рост Кутузова был 1м 74см, что в начале 19-го века значился высоким. На картине Главнокомандующий ростом… Наполеона, у того был 1,68, по другим данным 1.64.
Первая заповедь для художника, а он закончил Академию художеств, это – пропорции тела. По молве, главные претензии ещё императорской Армии, обвинения Кившенко, что сделал специально, но зачем?

В прошлом веке, инициатор литературных реконструкций «лермонтовед» Андроников И.Л., дал литературоведению подсказку борьбы против мистификаций… На практике проверять… Реконструкция положения генералов на картине была проведена, то есть, экспертиза сделана, она показала (получается, намеренное сделано)… поза сидящего на стуле Кутузова, ростом он выписан Кившенко чуть выше 1м 60 см. (см. вставку темы, то есть внимательно полотно, прибавив максимально яркость ПК).

Примечательно для Кившенко… Чтобы в будущем рисовать картины на военные темы, был отправлен тогдашним Союзом художников на «натуру». На практике познать военную жизнь, надо побывать на месте сражений…

«После окончания картины "Военный Совет в Филях" Кившенко приступает к выполнению ряда картин на тему русско-турецкой войны 1877-1878 годов для военной галереи Зимнего дворца. Но прежде чем приступить к выполнению картин "Штурм Ардагана", "Последний шипкинский бой в 1877 году" и другим, он посетил Болгарию, Турцию, Кавказ. Сделал там множество зарисовок карандашом и акварелью».

Полотно живописи художника Кившенко А.Д.. имело огромный успех при его жизни, мог бы что-то исправить. Ему настоятельно советовали, рекомендовали… Редкий случай, принципиально (упрямо),  ничего не изменил, написал вторую один в один с первой. Две, одна в 1880 году, вторая в 1882 году…
Загадкой и было в том веке, перешло в 20-й, почему две однотипные картины? Армия  требовала исправить…

     Конфронтация в 5 лет, армия и художники, продолжилась до 1885 года, когда И.Репин, написал полотно «Иван Грозный убивает своего сына». Ключ к разгадке, зачем написал, была армия царя… Из иностранцев – легионеров состояла, позже чернивших его двор сочинениями оговора и давших кличку Ивану, «грозный», чтобы скрыть своё, какие творили бесчинства в Руси в завоевательных походах на Казань и Астрахань..
Причины загадок написания картины, будут опубликованы позднее.
Удивление и было… Обе картины на русское «ура» и превозносились, в первую очередь, хвалебными речами иноземцев - иностранцев.

     … Из романа Толстого Л.Н. «Война и мир» отрывок фрагментами.
«… денщики принесли еще лавку и поставили у стола. На лавку эту сели пришедшие: Ермолов, Кайсаров и Толь. Под самыми образами, на первом месте, сидел с Георгием на шее, с бледным болезненным лицом и с своим высоким лбом, сливающимся с голой головой, Барклай де Толли.
Второй уже день он мучился лихорадкой, и в это самое время его знобило и ломало. Рядом с ним сидел Уваров и негромким голосом (как и все говорили) что-то, быстро делая жесты, сообщал Барклаю. Маленький, кругленький Дохтуров, приподняв брови и сложив руки на животе, внимательно прислушивался. С другой стороны сидел, облокотивши на руку свою широкую, с смелыми чертами и блестящими глазами голову, граф Остерман-Толстой и казался погруженным в свои мысли. Раевский с выражением нетерпения, привычным жестом наперед курчавя свои черные волосы на висках, поглядывал то на Кутузова, то на входную дверь. Твердое, красивое и доброе лицо Коновницына светилось нежной и хитрой улыбкой…

Бенигсен открыл совет вопросом: «Оставить ли без боя священную и древнюю столицу России или защищать ее?» Последовало долгое и общее молчание. Все лица нахмурились, и в тишине слышалось сердитое кряхтенье и покашливанье Кутузова…

— Священную древнюю столицу России! — вдруг заговорил он, сердитым голосом повторяя слова Бенигсена…

Вопрос, для которого я просил собраться этих господ, это вопрос военный. Вопрос следующий: «Спасенье России в армии. Выгоднее ли рисковать потерею армии и Москвы, приняв сраженье, или отдать Москву без сражения? Вот на какой вопрос я желаю знать ваше мнение». (Он откачнулся назад на спинку кресла.)
Начались прения...

… Кутузов тяжело вздохнул, как бы сбираясь говорить. Все оглянулись на него.
— Eh bien, messieurs! Je vois que c’est moi qui payerai les pots cass;s,[1] — сказал он. И, медленно приподнявшись, он подошел к столу. — Господа, я слышал ваши мнения. Некоторые будут несогласны со мной. Но я (он остановился) властью, врученной мне моим государем и отечеством, я — приказываю отступление».

     Тайна портретов Кутузова… Их много, бесконтрольная вольность художников наугад, где он, а где не он. Пример, выдержаны пропорции тела, виртуальные вертикальные и горизонтальные линии. Сюжет почти тот же, но лицом другой человек, что на большинстве портретов полководца. Читателям для сравнения, щёлкните кнопкой, «Пауков А. И. Кутузов после военного совета в Филях. Графитный карандаш, тушь. 1947 год».

     19-й религиозный век, тягучие религиозные войны церковных догм. Втянуты литераторы, живописцы… Предпочтения от вер, противостояние «старозаветников» с «новозаветниками», от этого и литература, и картины художников. Приёмы распознавания для поколений… Зачем? Почему? Для чего?

Один из ответов… Дорогу к славе русскому художнику из Тульской губернии,  Кившенко А.Д., открыл клан патриархального рода старой веры, известное семейство Шереметьевых. Частью принявшее католичество.
Талантливый мальчик одной из семьи крепостных, был отдан в учение рисовать Шереметьевыми, со всеми гарантиями на обучение.



Продолжение следует.


Рецензии
Владимир! Прочитал с большим интересом! Попытался по Вашему описанию чётко обозначить каждого участника "Совета ..."! К сожалению, кропотливо работая в течение почти получаса, мне это не удалось. Вспомнил нашу учительницу в Кишинёвской школе, в 50-х годах, которая сразу же поплыла, как только мальчишки стали задавать вопросы, кто и где сидит! Никого кроме Кутузова "Училка" опознать не могла. Соответственно получила уровень дальнейшего отношения от хулиганистых юнцов послевоенной популяции.
Далее задал вопрос в интернете "Описание картины "Военный Совет в Филях в 1812 году". В процессе прочтения, фигура и лицо растерянной "Училки" с просмотром каждой статьи проявлялись всё чётче и чётче!!!
Ваша работа безусловно прорывная. Я посоветовал бы Вам описанию картины посвятить отдельные произведения. Дополнить картину схемой расположения не только слева- направо, но с учётом "Кулис" расположения! То есть - плана сверху.
Словил себя на том, что описывая картины "Прутский поход Петра Первого" не сделал того, что советую Вам!
За это отдельное спасибо!
Работа понравилась! Дальнейших успехов!
С Уважением Борис

Борис Вугман   31.10.2021 12:56     Заявить о нарушении
Вы правы...
Мной замечена только часть "Совет...".
Интересен ближний и дальний план в рамках одной избы. Деталей других не мало.
Нарочитость Кившенко к лицам очевидна.
Выделю в отдельную более подробную публикацию позже, времени не хватает.
Зачитался Прутским походом, вещь достойна и Вашими дальнейшими изысканиями исследования, как всё - таки было в действительности.
Действительно, касается Пушкина, он писал "Историю..." от времени Петра, но об этом не упоминается. Нужны розыски...
Можно поразмышлять над словами Николая 1, умер Пушкин, царь сказал, печатать нельзя. В Прутском походе что - то есть загадочное, Вы правы.
Вам удач. Спасибо.

Владимир Конюков   31.10.2021 20:44   Заявить о нарушении