Колымская трасса. Остановки по требованию Глава 14

            Глава 14. Остановка по просьбе Татьяны Сергеевны Кирусенко

В 1951 году полевая партия Алданского геолого-разведочного управления под руководством Григория Гурина работающая в бассейне р.Тыры находит золото-рудные проявления. В 1952 году в этот район отправляется  полевая партия   Татьяны Сергеевны Кирусенко.

Тогда еще никто не знал, что эти места считались перспективными на добычу серебра и, возможно, золота еще 200 лет назад. Об этом был наш рассказ в Главе 13.

Татьяна Сергеевна Кирусенко 1923-2008 г.г.) - Таня Лизунова - студентка 3-его курса Московского университета, который был эвакуирован в Екатеринбург, в 1943 году добровольцем ушла на фронт  в составе Уральской дивизии. Воевала в первом Уральском Добровольческом танковом корпусе, радист-стрелок разведбата.
Участник битвы на Курской дуге, взятия Берлина, освобождения Праги.
Имела правительственные награды: Орден Отечественной Войны, орден Красной звезды, медали "За отвагу", "За боевые заслуги", медаль "За взятие Берлина", "За освобождение Праги", "За Победу над Германией".

Т.С.Кирусенко об открытии Нежданинского месторождения
 (Ты помнишь, товарищ...К 40-летию образования якутской геологии.Якутск: НИПК "Сахаполиграфиздат, 1997)

В 1952 году мне предложили полевую работу - быть начальником Мало-Кидерикинской детальной геологопоисковой партии с горным, работами, с которыми ранее я ни разу не сталкивалась. До этого я работала в Магадане, описывала мелкую складчатость по берегам р Колымы и составила геологическую карту бассейна рек Сугжу и Сытыги, отказывалась, но выбора не было. Впоследствии оказалось, что это была одна из главных моих геологических работ - открытие Нежданинского золоторудного месторождения.

Начальником партии я была назначена в конце апреля, когда рабочие и весь груз были уже в устье р. Оганьи. Перевезти груз на оленьих нартах договорились с пожилым якутом Алексеевым - владельцем оленей. Провел организацию и получение всего имущества прораб Орлов, который, как только я приехала на стоянку партии, сообщил мне, что он дальше не поедет и вернется в Хандыгу, так как рабочие, бывшие заключенные-уголовники, пригрозили его убить. На следующий день мы двинулись вверх по р.Оганье: Алексеев, владелец оленей  и проводник впереди верхом на олене, на нартах его жена и груз, я, взрывник и  рабочие - пешком по нартовому следу.

К вечеру второго мая поднялись на Дыбинский перевал, представляющий ледосборное поле верхнечетвертичного ледника. Днище его длиной около трех километров и шириной километр-полтора  окаймлено невысокими сглаженными вершинами. Алексеев, увидев на бугорках. где снег сдуло ветром, ягель, предложил остановиться попасти оленей. По неопытности я согласилась. Распрягли и отпустили оленей, а вскоре  солнце закатилось, начало темнеть. Алексеев сказал: "Подождем  рассвета и сразу тронемся”. Я не протестовала, считая проводника опытным. Зажгли костер из консервных ящиков, вскипятили чифир. А ночью началась пурга...

Просидев до рассвета под навесом из вертикально поставленных нарт и палатки, двинулись в путь. Пурга не утихала, горы не видны, под ногами рыхлый, местами глубокий снег. Олени стали, не тянут. Выгрузили ящики с аммонитом, поставили друг на друга штабелем, чтобы найти потом. Люди пошли перед оленями, торили тропу Нужно было дойти до южного края перевала и спуститься в долину р.Дыбы. И не ошибиться, так как с перевала берут начало много ручьев и речек систем: Хандыги, Кобюмы, Дыбы.

И вот мы идем - и не встречаем, не видим спуска. Посмотрела по  компасу -  идем не на юг, а на север, значит, обошли вокруг ледосборного поля  и подошли к спуску в долину р.Оганьи, откуда пришли. Сказала -проводнику, что это Оганья, а не Дыбы. Он говорит: “Если так, то ломаем нарты, ставим палатки, жгем ящики, ждем, когда стихнет пурга"

Тогда я согласилась с ним, что это р.Дыбы, лишь бы ничего не ломать и  спуститься до первых дров. Так и сделали. Почти через двое суток прекратилась пурга, засияло солнце. Поднялись на перевал и нашли  аммонитовые ящики рядом со спуском в истоки р.Дыбы, в пургу не увидели долину. С тех пор я запомнила: нельзя останавливаться на перевале! Спустись хоть немного и тогда останавливайся!

От ослепительно белого снега заболели глаза. Очков было получено мало, сделала занавески на глаза из двух-трех слоев черного тюля, что был взят  на накомарники. Стало немного легче. Через два дня прибыли к устью р.Малые Кидерики. Конус выноса на ширину дна долины был без снега - щебенка, галька, валуны. Алексеев  сказал, что ехать на нартах дальше нельзя и уехал.
Поставили палатку-на левом берегу р.Малые Кидерики. Горы все были в снегу. Задала линию шурфов и рабочие стали их проходить, уверив, что знакомы с этой работой. А я раньше не только не имела дела с проходкой шурфов, но даже не видела их. И меня сразу обманули: сделали шурфы круглыми, а не прямоугольными в сечении и заложили на дно сланцевую плитку. К счастью, скоро приехал старший прораб - геолог Александр  Федорович Теслин   с оленьими нартами и другим оленеводом. Все было быстро перевезено на нартах по гальке, затем по льду к устью ручья -  Нежданного, где и проектировалось устройство базы партии.

Обустроив  базу, Теслин и я задали две линии шурфов, добить которые  не удалось. Пока не растаяло, сделали съемочный маршрут по льду ручья Курум, по ущелью, непроходимому в летнее время. Вернувшись обнаружили, что накануне пришел прораб Мельниченко с восемью рабочими и лошадьми. и уже успели изготовить бражку. Сели ужинать. Один из пришедших рабочих - Жданов, попросил пожилого рабочего, приготовившего ужин, положить в миску добавки, а тот сказал: “Сам возьми, что я тебе - шестерка?” Тогда Жданов попросил пожилого выйти из палатки и ударил его ножом. Тот защищался рукой: левая рука была проткнута насквозь и в левом боку небольшая рана. Жданов убежал, остальные рабочие его не нашли в темноте, а ночью он взял из палатки рюкзак и ушел в Хандыгу. Года через два он пытался ограбить и убить семью бакенщиков на Алдане, но они сдали его в милицию.

Я сделала перевязку., засыпав раны стрептоцидом, велела сушить на солнце Авиации и радиосвязи тогда не было, а верхом ехать раненый не мог, ослабел от потери крови. К счастью, обошлось без нагноения, но рука  полностью не сгибалась.


Теслин научил меня документировать канавы и расчистки, отбирать рудные бороздовые пробы. На первых выработках работали вместе, вместе их задавали, а вскоре я стала это все делать самостоятельно, и мы стали работать в разных местах. Я брала себе зоны со сложной тектоникой, поэтому почти все выработки по ручью Нежданному задокументированы и опробованы мной.

В начале работ были пройдены расчистки и канавы на всех коренных выходах минерализованных зон дробления и кварцевых жил, обнаруженных в 1951 г. партией Г.Ф. Гурина. На площади Мало-Кидерикинской партии Григорий Федорович Гурин и Семен Павлович Павлов (прораб по шлиховому опробованию) обнаружили шесть таких рудопроявлений. Как выяснилось в последующие годы, два из этих выходов относятся к рудной зоне № 1 Нежданинского месторождения...
А.Ф. Теслин нашел и опробовал очень богатые жилы по руч. Левому. Больше проходить выработки как-будто было негде. Я написала письмо Сергею Владимировичу Домохотову с просьбой приехать - затруднение с фронтом работ. Он не приехал и не ответил, но тут мы с Теслиным рещили задать  канавы на правом склоне Нежданного, задернованном и без каких-либо признаков кварца. И эта канава вскрыла минерализованную зону дробления! С другим простиранием и строением, чем в расчистке  на левом берегу, видимо другая, вновь открытая! Задали вторую канаву сверху вниз на этом же склоне, примерно через 40 м от первой канавы. И опять была вскрыта минерализованная зона дробления с  кварцем и окисленными сульфидами, со сложным, но другим, чем в расчистке левого берега и в соседней канаве, строением, с другим простиранием контактов. Опять новое рудное тело!

На нашей базе остановился геофизический отряд К.К. Шаповалова. Я взяла у него теодолит и сделала с ним маршрут по Нежданному привязала расчистку и концы канав. У нас ведь была очень приблизительная карта масштаба 1:25000 - пантограмма со стотысячной. И после  привязки вскрытые зоны не ложились на прямую, как полагалось если бы это был один разлом. И все же я сделала предположение что рудная зона, изменчивая по мощности и простиранию, изменяет простирание с северо-восточного на северо-западное, затем на субмеридиональное и проходит на протяжении 250 м под руслом ручья Нежданного. Таким образом, рудная зона, названная Нежданинской ( в последующие годы переименованная в зону № 1) была прослежена на один километр вдоль Нежданного (одиннадцать пересечений),золото было обнаружено в семидесяти пробах.

Привожу цитату из отчета Мало-Кидерикинской партии."Главным результатом работ партии является выделение на ее площади Мало- Кидерикинского месторождения золота и серебра". (В 1956 г. оно •было переименовано в Нежданинское по более мелкому водотоку), Месторождение несомненно представляет интерес для более детальной разведки, а возможно, имеет и промышленное значение. На площади - месторождения рекомендуется постановка детальной геолого-поисковой- партии масштаба 1:10000". ( Что и было сделано). К северу от  истоков руч. Нежданного месторождение, несомненно, продолжается, так как на водоразделе руч. Зимовье и руч. Курум встречены валы кварцсульфидной жилы, и штуфная проба из развалов дала хорошее содержание золота и серебра.”  Эти оценки были одобрены в рецензии  главного геолога Д.С. Булаевского. Как известно, все предположительные оценки были подтверждены последующими детальными поисками и разведочными работами (вернее, улучшены).

Кроме меня и старшего прораба А.Ф.Теслина, в партии были прораб по шлиховому опробованию Мельниченко, взрывник и рабочие. Завхоза  не было, радиосвязь отсутствовала. Кроме  геологии, на мне был весь материальный подотчет, включая ВВ.
Читатель может представить себе мои чувства, когда в конце семидесятых  годов мое и Теслина имена не были включены в число первооткрывателей - участников открытия Нежданинского месторождения.
Борьбу за устранение этой несправедливости я вела с 1978 до 1981 гг. сначала за себя и Теслина, потом - за Теслина. Наконец, в марте 1983 года мы получили дипломы первооткрывателей. Прислали мне и премию за  открытие в сумме чуть больше месячной зарплаты - 550 р.
На этом заканчиваются воспоминания Е.С.Кирусенко.

Между экспедциями Афанасия Метенева и геолого-поисковыми работами геологов Алданского управления в районе реки Тыры прошло ровно 200 лет.  В 1951 году у геологов была возможность часть пути к непроходимым горам Верхоянья проехать машиной (160 км), а дальше так же, как рудознатцы в XVIII веке - проводники из местного населения, олени, лошади, взятые у них на сезон за оговоренную плату. И даже отношение государства, а вернее чиновников, представляющих государство, к подвижническому труду своих граждан  осталось тем же.

В летописи Аллах-Юньской экспедиции Е.К. Афанасьева и Ю.Н.Селезнев ( "Ты помнишь, товарищ... Якутск. 1997 год) пишут:
"...В широком масштабе поисково-разведочные работы на Нежданинском месторождении начались  в 1956 году. но по коньюктурным  соображениям вскоре прекратились и возобновились только в 1963 году.

В 1963 году начала работать Нежданинская партия (Аллах-Юньская ГРЭ) с целью детальной разведки месторождения золота. Этот год и считается годом рождения посёлка. В 1963—1973 годах тут стали возводить школы, объекты социально-культурного назначения, жилые здания. Население посёлка составляло уже свыше 450 человек. В 1973—1993 годах продолжилось развитие рудника Нежданинский,  был проведён переход в акционерное общество «Нежданинское золото», что определило основы будущего горнодобывающего предприятия и перспективы посёлка. В это время здесь создаётся хорошая техническая база, развивается капитальное строительство жилья. Население насчитывает более двух тысяч человек.

Перемены в стране радикально изменили и судьбу жителей поселка, и перспективы развития горнодобывающего предприятия. Все, как в басне И.А.Крылова "Лиса и виноград" - и сладка ягода, да высоко висит. Поэтому и переходило оно из рук в руки, так как, уж простите за тавтологию, рук-то никто особенно прикладывать не хотел, а готовые  украшения в недрах еще не лежат. Раскапывать их умеют археологи, но не геологи. Похоже, что нувориши перепутали эти две профессии. Подробнее об этом  в интернете по ссылке:

https://ok.ru/xenofont/topic/69051725704087

Ниже я привожу часть этой публикации

В 1996 году для дальнейшего освоения месторождения было образовано совместное российско-ирландское предприятие, зарегистрированное в форме закрытого акционерного общества «Южно-Верхоянского горнодобывающего комбината» (ЗАО «ЮВГК»). В 1997 году данное ЗАО заключило соглашение с ОАО ФПК «Сахазолото», на основании которого был создан Нежданинский производственный филиал ФПК «Сахазолото». Но полученное соглашение дало отрицательный результат в хозяйственной деятельности, итогом которого стал отказ иностранных партнёров продолжать финансирование неэффективного производства. Все эти негативные тенденции привели к ликвидации в 1998 году этого филиала… Судьба посёлка была предрешена: с карты республики исчез целый населённый пункт… До 2005 года производились безуспешные попытки вернуть к жизни Нежданинское месторождение.

В 2005 г. ОАО «ЮВГК» появился новый акционер — крупнейшая российская золотодобывающая компания «Полюс Золото». Был переизбран совет директоров компании ОАО «ЮВГК». Все шесть мест в нём заняли представители ОАО «Полюс Золото». Ирландская золотодобывающая компания Celtic Resources Plc утратила контроль над месторождением. "Полюс" приобрел Нежданинское в 2006 году, после чего компания реализовала геологоразведочную программу и провела несколько технических исследований.
...Это одно из крупнейших месторождений Polyus, но и одно из самых проблемных. В 2013 году компания списала около 250 миллионов долларов его стоимости из-за падения цен на золото и признала, что перспективы разработки под вопросом. В 2009 году Polyus договорилась об альянсе по Нежданинскому с канадской Kinross Gold, но спустя два года он распался.

В декабре 2015 года "Полюс Золото"<PLZL> и Polymetal объявили о создании СП для разработки Нежданинского месторождения. На первом этапе создания СП, в январе 2016 года, Polymetal получил в проекте 15,3%, затем в ноябре увеличил свою долю до 17,66%. На втором этапе доля Polymetal могла быть увеличена до 50%. Общие инвестиции в совместный проект оценивались в 18 миллионов долларов на первом этапе создания СП, и в 72 миллиона долларов - на втором. Производство на Нежданинском месторождении планировалось запустить в 2021 год.
Как говорится, время покажет. Но что безусловно - не должны исчезнуть во времени имена тех, кто открывал сокровища земли не для себя - для последующих поколений.


Рецензии
Другой век, другая власть, а отношение государства к достойным людям не изменилось. Это я о Татьяне Кирусенко и Александре Теслине.

Николоз Дроздов   08.05.2022 10:58     Заявить о нарушении
"ВОЗНАГРАЖДАЮТ НЕПРИЧАСТНЫХ", - ПОХОЖЕ, ЧТО ТАК УСТРОЕН МИР

Рита Леках   08.05.2022 15:15   Заявить о нарушении
Да, к сожалению.

Николоз Дроздов   08.05.2022 15:20   Заявить о нарушении