Гений и злодейство

«Гениальность - наиболее высокий уровень развития интеллекта, творческого потенциала, позволяющий делать научные открытия, предлагать новые философские концепции, создавать великие произведения искусства» (Википедия). Отметим, что способность «создавать великие произведения искусства» в этом определении рассматривается как частный случай проявления гениальности,  не отрицающий  перечисленные ранее её характеристики.  Отсюда следует, что, например,   атомная бомба является научным открытием мирового значения и следствием гениальности её создателей.

       Мир знает множество гениальных  изобретений в области вооружения. В итоге – огромное количество смертей, связанных с применением результатов этих интеллектуальных побед. И море слёз матерей, жён, детей, потерявших сына, мужа, отца… А конкретная философская концепция, как известно,  может иметь как позитивную, так и негативную направленность  в отношении  конкретной группы людей, нации или даже  человечества в целом.  Гениальные по своей изощрённости  философские построения могут, например, обосновывать право одних народов на истребление других; право на допущение в человеческое общество ничем не ограниченного закона естественного отбора, и тому подобное. … А из этого следует, что феноменальная одарённость не всегда безопасна, ведь её итоги  могут быть обращены против людей и нанести им несомненный,  весьма значительный вред. В этих случаях  проявление уникальной интеллектуальной  одарённости становится хорошо продуманным кем-то злом для очень многих людей. «Зло – понятие нравственности,  противоположное понятию добро, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение ближнему вреда, ущерба, страданий» (Википедия). 

   Говоря о несовместимости "гения и злодейства" (фразы, якобы прозвучавшей из уст Моцарта в споре с Сальери в  бессмертном и всем хорошо известном произведении Александра Сергеевича Пушкина),  следует отметить, что даже примеры из литературы эту идею опровергают. Профессор Джеймс  Мориарти -  гений злодейского мира, в то время, как  Шерлок Холмс – тоже гений, но мира борьбы с преступностью. Этот литературный пример позволяет заключить: гениальность - характеристика интеллекта, а злодейство - характеристика состояния души. Разные номинации, что называется... Следовательно, гениальность может быть как со знаком "плюс", так и со знаком "минус", увы...  Исходя из данного понимания гениальности (без искусственной привязки её  к добродетели),  можно сделать вывод, что существуют гениальные скандалисты, гениальные обольстители, гениальные авантюристы,  гениальные лжецы.  С некоторыми из них, насколько могу судить,  мне лично приходилось встречаться в жизни. Литературный же пример обаятельного гениального обманщика – Остап Бендер.  Гений и злодейство (если ложь, грабёж и воровство считать таковыми) сочетаются в нём весьма гармонично…

     Да и само понятие «злодейство» не всегда так легко диагностируется, как это кажется на первый взгляд. Убийство – это величайшее преступление, злодейство, грех. А если оно совершено мужчиной, защищающим свою семью от бандитов? Ведь убийство при этом остаётся убийством, но нравственно-этическая, а часто – и правовая его  оценка  в данной ситуации меняется. Однако для  матери убитого бандита злодей – не её сын-преступник, а убивший его защищавший свою семью мужчина, поскольку последний остался в живых, а её сына больше нет… Впрочем,  оставим этот пример «на полях» наших рассуждений, т.к. к гениальности он никакого отношения не имеет. Если только человеком, защитившим свою семью от бандитов, не был применён изобретённый лично им и доведённый им же  до совершенства уникальный способ рукопашного боя…

     Если мы обратимся к личностям самих гениев, то и здесь нас нередко ждёт разочарование.  Некоторые из людей, признанных  в настоящее время гениальными, или, по крайней мере, невероятно одарёнными,  если судить по воспоминаниям их современников и некоторым документам, были завистливы, язвительны,  злопамятны, невероятно жестоки в отношении своих научных или литературных конкурентов,  поднимали руку на женщин,  считали их низшими существами, бросали их и своих детей в тяжелом финансовом положении, систематически  изменяли  жёнам, были беспредельно эгоистичны,  поддерживали идею уничтожения евреев, предлагали проведение  селекционной работы среди людей,  вступали в физическую связь с несовершеннолетними,  хладнокровно убивали животных… Не буду называть конкретные фамилии – их теперь легко найти в сети Интернет.  Удивительно, но высокий полёт мысли, сопровождающий гениальность как явление,  совсем не всегда поднимает на такую же высоту  душу гения.

      Тогда возникает вопрос о том, почему же из уст Моцарта мы слышим изречение:  «Гений и злодейство - две вещи несовместные» ? Ну, во-первых, это может быть литературным мифом, как и сама идея об отравлении Моцарта Сальери,   о чём уже неоднократно писалось разными авторами.  Если же считать, что данная или подобная ей фраза всё-таки была произнесена Моцартом, то объяснение, вероятно, может быть таким.  Каждый из нас склонен трактовать мотивы и поступки других людей, исходя из представлений о себе самом.  Вору кажется, что все вокруг воруют, лжецу - что все обманывают,   а поэту не понятно,  как это можно - не уметь писать стихи…  Вольфганг  Амадей Моцарт описан в произведении Александра Пушкина  как  личность со светлыми помыслами. Сам он на злодейство не способен, и он знает это. Очевидно, что окружающий мир и живущие в нём люди  для него – тоже носители душевного света и всяческих добродетелей. Тем более -  представители интеллектуальной  элиты общества. Такие же, как и он сам. Отсюда – и его склонность  к идеальному представлению о гении, который, по его убеждению,  несовместим со злодейством. Так мне кажется… 


Рецензии