Кыргызские боги воды

     Среди сонма богов многих политеистических религий разных народов к числу наиболее главных относится бог  морей, океанов и воды.  У древних греков это был Посейдон, имя которого по одной из версий означает потенциальную энергию воды.  Как один из самых древних богов он стал праобразом всех последующих поколений однотипных богов в мифологиях разных народов.
     В древнеримской мифологии  богом морей, воды и водной стихии был Нептун   Немецкий филолог Пауль Кречмер возводил  происхождение его имени к праиндоевропейской основе «neptu» - «быть влажным, мокрым». В славянской мифологии богом воды (хозяином), морей и рек был Водяной, а у китайцев Гун-гун.  В Индии божество воды называлось Варуна.
    В изобразительном искусстве древних художников и скульпторов бог воды изображался обычно в виде антропоморфного (человекоподобного)   существа  в виде  довольно крепкого и очень сильного мужчины с длинными волосами на голове  и с зеленоватой кожей.  У некоторых других    народов дух воды изображался в виде зооморфного (в виде животных)  существа с рыбьим хвостом.
     В кыргызской мифологии отдельного бога воды не существует, но он как соправитель присутствует в названии планеты Земля = Жер-Суу.   В то же время  существовали второстепенные боги – духи-покровители всех географических объектов и природных явлений, в том числе покровители  родников, ручьёв, рек и озёр и главным среди них считается Урук-К;л.
     Он живёт в самом большом и глубоководном озере Кыргызстана Иссык-Куле  в чудесном дворце в самом глубоком месте озера.  Дворец  построен из гранитных блоков и украшен янтарём, перламутром и жемчугом. А вверху над ним  плещутся озёрные волны.
     Главным божественным  атрибутом Урук-К;ла является трезубец, с помощью которого он управляет водной стихией. Когда взмахнёт он своим жезлом, вздымаются в озере высокие волны и бьются о берег.
Когда же простирает Урук-К;л свой трезубец над волнами, они успокаиваются и снова спокойна водная поверхность озера.
     С незапамятных времен вода для людей остается одной из самых необычных и дивных  стихий. С ней связано немало примет,  преданий, мифов и легенд.
     В древнегреческих мифах происхождение воды связано с богиней земли  Геей, которая сама была порождена вечным, безграничным и тёмным Хаосом – зияющей бездной, наполненной туманом,   мраком и беспорядочной смесью материальных элементов мира, из которых произошло всё существующее  - весь мир и бессмертные боги. И первой среди них была порождена богиня Гея. Широко раскинулась она, могучая и благодатная, давшая жизнь всему, что находилось на ней  Она породила  беспредельное голубое Небо, высокие Горы и вечно шумящее Море.  А пространство между небом и землёй  она  заполнила Эфиром – слоем воздуха, которым дышат и в котором живут боги.
     Все народы мира (предки современных азиатов, американцев, африканцев, европейцев) всегда почитали воду и она была для них смыслом жизни и существования. И неспроста вода, боги и духи-покровители воды были источниками большого количества мифов, легенд, сказаний и сказок.
     Кроме озера Иссык-Куль на территории Кыргызстана находится. большой количество более мелких озёр, самыми крупными из них являются Чатыр-К;л, Сон-К;л и Сары-Челек. Однако в мифологии богов наиболее известным является озеро Сары-Челек, в котором живёт речной бог Хэ.
     О том  как он попал в это озеро, рассказывается в нижеприведённой легенде.
В стародавние времена в Чаткалской горной системе  на месте озера Сары-Челек была огромная межгорная впадина, по дну которой протекала бурная река. В I веке новой эры пришли в эту долину из Страны Драконов (Китая) буддийские миссионеры-проповедники, одетые в золотую одежду из прочной рыбьей чешуи. Они были служителями речного бога Хэ [h; - (кит.) река]. Цвет их одежды был жёлтым, как цвет солнца и света и считался священным, так как олицетворял духовное стремление к свету и просветлению.
     Основав в долине, на протекающей там реке, свой город Сай-Хэ, и ассимилировавшись среди местных жителей, миссионеры-проповедники   жили в мире и покое, поклоняясь своему богу с рыбьим телом и головой человека. Сам бог жил в  самом глубоком месте озера  в гранитно-мраморном водоёме внутри храма, который ему построили его последователи.  Они научили местные племена земледелию, животноводству и другим наукам, которым их самих обучил бог Хэ.
Верховным служителем храма был один жрец, который жил сто лет и после его смерти миссионеры-проповедники выбирали нового жреца. Для этого среди жителей долины они выбирали самую красивую девушку и приводили её к водоёму в специальное место. Из воды выплывал бог Хэ и целовал девушку в губы.  Через положенный срок эта девушка рожала ребёнка, который становился новым жрецом.
     Много лет  спокойно и мирно жили жители долины, но неожиданно пришла и к ним беда. Завоеватели нашли тайный проход в эту долину и, ворвавшись в запретный город, перебили почти  всех мирных жителей и жрецов.
     Тогда, уцелевший в этом нападении, верховный жрец обратился  к своему богу Хэ с мольбою и попросил покарать захватчиков. Выплыл речной бог на поверхность водоёма и огласил долину таким громким криком, что  затряслась земля и рухнули скалы горного ущелья и запрудили речку. Хлынула с горных вершин вода и уничтожила всех захватчиков.  А у места запруды образовалось большое озеро.
      Эту же версию поддерживают многие учёные, которые  считают, что озеро появилось вследствие землетрясения и столкновения двух горных хребтов, когда чудовищный обвал скальных пород напрочь блокировал реку Ходжа-Ата (кыр. Кожа-Ата); другие полагают, что озеро образовалось в результате изменения в линии разлома, произошедшего около 2000 лет назад.
Так образовалось завальное озеро Сары-Челек, в котором и ныне живёт морской бог Хэ.
     В современном кыргызском фольклоре (фэнтези) с недавних пор морской бог Хэ превратился в Ихтиандра (гр. человека-рыбу).

 


Рецензии