Жан Огюст Доминик Энгр. Портрет Бетти де Ротшильд
На портрете Бетти де Ротшильд (1805–1886) ,которая вышла замуж в возрасте 19 лет за своего дядю-банкира по отцовской линии Джеймса Майера де Ротшильда и была одной из самых богатых женщин Европы и одной из самых выдающихся парижских покровительниц искусства. Ее красота и элегантность были широко известны и прославлены, и они вдохновили Генриха Гейне на поэму «Ангел».
Те, кто посещал ее салон на улице Лаффит в 9-м округе Парижа находились Генрих Гейне , Оноре де Бальзак , Джоаккино Россини и братья Гонкур . С 1850-х годов она и Джеймс проводили время в замке Феррьер под Парижем, , где часто устраивались зрелищные представления, в том числе хор Парижской оперы под управлением Россини.
Австрийский посланник Рудольф Аппоньи записал в своем дневнике: «Джеймсу 32 года, он маленького роста, уродлив и высокомерен, но он устраивает прекрасные вечера и обеды. Наши аристократы смеются над ним, но, тем не менее, рады отобедать у него – ведь он собирает лучшее общество в Париже».
В отличие от своего мужа, она поддерживала еврейские традиции в семье: Джеймс, как сообщается, сказал: «Pour le juda;sme, voyez ma femme (Когда дело доходит до иудаизма, имеется в виду моя жена)». У Бетти было пятеро детей от Джеймса .
Бетти де Ротшильд вместе со своим мужем основала Больницу Ротшильдов в Париже , открытую в 1852 году для обслуживания еврейской общины, заботилась о строительстве социального жилья , приютов , помогала больным туберкулезом и развитие Assistance Publique .
В 1816 году император Австрийской империи Франц 1 пожаловал Ротшильдам баронский титул. Ротшильды стали принадлежать высшему свету австрийского дворянства. Считается, что с XIX века Ротшильды имеют самое крупное состояние в мире после создания Федерального резерва.
После смерти мужа в 1868 году она ежегодно проводила несколько месяцев в Каннах . В 1881 году она купила и перестроила виллу Мари-Тереза ;;в Каннах. Она умерла в замке Булонь в 1886 году и похоронена на кладбище Пер-Лашез
На своем портрете Энгр стремился показать не только богатство и достоинство,но и изящество , красоту искусства эпохи Возрождения, присущее старым мастерам, особенно Рафаэлю.
Портрет Бетти де Ротшильд считается одной из наиболее совершенных работ Энгра.
Впервые она попросила Энгра нарисовать ее в 1841 году, когда Энгр был очень востребован как портретист. Но он увлекался исторической живописью , которую он считал высшим видом искусства, в то время как его поддерживали в жизни заказы для знати.
В тот момент Энгр был хорошо обеспечен и он отказался. Но встретив Бетти на балу и найдя ее очень очаровательной, он согласился написать её портрет.
В письме от 26 июня 1842 года своему другу Жан-Пьеру-Франсуа Жилиберту Энгр писал: «Во вторник я определенно встречаюсь с г-жой де Ротшильд, за что пришлось заплатить дюжину ребячливых и искренних писем. Да здравствуют портреты. ! »
Хотя к февралю 1843 года Энгр почти закончил голову мадам де Ротшильд, но в июне 1844 года он начал новый портрет. Поскольку известно, что первая версия портрета не сохранилась, вполне вероятно, что Энгр стёр портрет и нарисовал новую версию поверх него. В июне 1847 года он писал: «Я едва закончил мадам де Ротшильд, начатый снова лучше, и портрет мадам Муассье». Картина была завершена в 1848 году.
Баронесса Ротшильд носит розовое атласное вечернее платье с рядами рюш на подоле и кружевными оборками на воротнике и рукавах, отделанных бантами из лент. Ее волосы зачесаны до ушей, она носит черную бархатную шляпку, украшенную перьями.
Дама расположилась на красном бархатном диване, расслабленно скрестив руки и ноги. Энгр запечатлел ее на этой картине, как если бы она присела для беседы на вечеринке с друзьями.
На портрете обращают внимание два основных элемента: красивое платье и очаровательное выражения лица . От неё исходит душевное тепло и она располагает к себе. Живость портрета Энгра усиливается тем, что дама наклоняется вперед через скрещенные ноги. Многие критики отметили необычное использование света Энгром в этой работе.
Портрет висел в салоне Бетти до её смерти в 1886 году. В 1867 году портрет был выставлен на посмертной выставке Энгра в Париже, но впоследствии выставлялся публично только дважды. Во время немецкой оккупации Франции во время Второй мировой войны он был конфискован у внуков г-жи де Ротшильд как еврейская собственность.
В июне 1946 года его вернули семье и в том же году выставили в Париже вместе с другими репатриированными работами.
Свидетельство о публикации №221081901135