Мечта моя -Свияжск

                Мечта моя – Свияжск

Хочется записывать сразу, пока свежи мои впечатления и чувства, не обдумывая, не оттачивая фразы. Два дня, проведенные мною в Казани, оказались столь насыщенными, что, кажется, большего уже и не могут вместить. Только представьте, поезд прибывает в Казань в пять утра, и меня, полусонную, встречают и везут на машине по утреннему пустынному городу с небольшой обзорной экскурсией. Город сверкал всеми своими отполированными боками из стекла и металла, причудливым смешением исторических застроек и сверхсовременных объектов. И все это окрашено восточным колоритом затейливых узоров и вышками мечетей.
   Уже через час я на Речном вокзале беру билет на катер до Свияжска. Еще немного ожидания и мы выплываем на «простор речной волны». Волга, действительно, широка, и я подумала, что никогда не смогла бы доплыть до берега в случае крушения. Гоню эти мрачные мысли подальше, тем более, что погода отличная, вид замечательный, и впереди ждет меня то, ради чего я и отправилась в эту поездку, отодвинув все дела. Около часа пути и, вот, засиял впереди своими золоченными куполами град Свияжск. Решила примкнуть к организованной группе с гидом. Зураб, так зовут нашего гида, уже одиннадцать лет живет на острове, сначала был трудником монастыря, потом предпочел жизнь мирскую, женился, но город не оставил, водит туристов, рассказывая об удивительном этом месте, перемежая реальные исторические факты с историями из жизни местных жителей. Сейчас здесь проживает чуть больше 200 человек, а было когда-то около четырех тысяч. В основном это обитатели двух монастырей и те, кто обслуживает многочисленных туристов, прибывающих отовсюду. Красивые, аккуратные домики в два этажа со всеми удобствами, построены здесь по указанию президента Татарстана взамен старых бараков. На территории два монастыря: Богородице-Успенский мужской и Иоанно-Предтеченский женский, несколько храмов, которые почти все воссозданы заново. Когда –то их было двенадцать и на местах, где они стояли, возвышаются кресты. Наверное, когда-нибудь и они поднимутся и будут украшать эту святую землю. Отсюда начиналась миссионерская деятельность русской православной церкви. В числе  первых основателей Богородице-Успенского монастыря был св.Герман, здесь находится рака с его мощами, я осмотрела и келью площадью лишь в четыре метра, где жил святой, целиком посвятив себя молитвам и отрешению от мирской суеты. Монастырь находится под охраной ЮНЕСКО и является одним из главных на территории республики. Не менее интересен своей историей и архитектурой  женский монастырь с центральным храмом Иоанна Предтечи, построенном в византийском стиле. Маленький Троицкий храм, построенный целиком из дерева без единого гвоздя, чудом переживший лихолетье, пожары и ветра. Полы,стены, широкая лавка – все возрастом почти пятьсот лет, помнят  Ивана Грозного, патриархов и президентов. Мы переходили от храма к храму, узнавали удивительную историю этого города, о страшных годах репрессий, когда остров превратился фактически в лагерь для политических. Ветер времен нещадно пролетал над ним, стоны, крики и молитвы раздавались во всех его уголках. Он, как человек, становился мучеником за свою веру. Расцветает город сейчас, становится центром туристов и паломников, несет невидимую для многих службу во имя укрепления веры.
   Каждое место здесь значимо, каждый камень, каждое бревно несут в себе память нашей богатой, подчас суровой истории. Мало, очень мало трех часов , отведенных для знакомства с этим городом. Здесь надо пожить хотя бы лето, встречая закаты и рассветы, переживая непогоду, чтобы вот так, по-свойски, улыбнуться, поздороваться с каждым его жителем, покопаться на берегу в камнях и песке, чтобы найти старинный медный крестик, подкову или пряжку. К сведению, здесь проживают потомки трех родов стрельцов: Морозовы, Демидовы и Стрельцовы. Зураб остался на берегу, а мы по трапу спустились на катер и отправились в обратный путь. Мелькнул справа своими куполами Макарьевский монастырь, зеленоватая, будто маслянистая вода отражала высокие берега, сплошь покрытые лесами, а позади таял в дымке град Свияжск.
    День еще не кончился и после прибытия в Казань и небольшого отдыха направляюсь в Казанский Кремль. Впервые прокатилась в казанском метро. Ветка всего одна, связывает две окраины, на одной из которых  находилось место моей стоянки, станции небольшие, чистые, отделанные мрамором всех цветов. Поезда ходят с большими интервалами, но толпы все равно нет, это не Москва, город миллионник, зато тоже столица. Все здесь строится с европейским шиком и размахом: и новые спортивные сооружения, и гипермаркеты, и представительства фирм. В Казани два крупнейших авиационных завода, и здесь выпускают самый большой военный самолет.
 Станция Кремлевская украшена элементами, повторяющими башни Кремля, очень нарядная и праздничная. Выхожу и сразу попадаю к воротам Спасской башни. Внимание привлекает мечеть Кул-Шариф, с какой бы точки вы не смотрели на Кремль ,виден его ярко-голубой купол с четырьмя белоснежными башнями-минаретами. Это не столько культовое сооружение, сколько символическое. Все здесь пышно, грандиозно, рассчитано на удивление и восхищение. На древнейшем месте Кремля стоит Благовещенский собор, именно здесь состоялось обретение иконы  Казанской Божией Матери. Недалеко падающая башня Сююмбике. Крепостные стены выглядят внушительно, кусты подстрижены, розы высажены, храмы подкрашены и сияют. Много музеев, Национальная галерея, Оружейная лавка, Кузнечный двор – все для его величества Гостя. Здесь же дворец президента за кованой оградой. Избаловался же наш брат, турист! Его удивляют, его ублажают, а он все меньше восхищается, все больше себя, любимого, хочет запечатлеть на фоне роскошных декораций. Зашла в музей ковров и не пожалела. Работы современного автора с псевдонимом Чингиз – это долгий, трудный путь поисков, осмысления, интерпретации сегодняшнего мира на языке древнего коврового искусства с изобретением своих собственных символов. «Люди», «Танец», »Пауки», »Безголовые» -вот некоторые названия его работ. Авторские открытия – это всегда любопытно.
  Тем временем близился вечер, который светло-голубой шалью накрывал город, Кул- Шариф, купола храмов и башни мечетей, концами опускаясь на тротуары и шоссе, на мерцающие воды Казанки и Волги. Безумно усталая я возвращаюсь в гостеприимный дом моих друзей, где меня ждет ужин, бутылочка рябиновки и душевная беседа. Спасибо тебе, Господи, что дал мне прожить этот день, полный щедрот твоих и пищи!

ВТОРОЙ ДЕНЬ моего пребывания в Казани. Наметила поездку в Раифский монастырь, а дальше, что получится.
   Раифа – загадочное название для непосвященных, дано в честь памятной даты убиения православных священников в Синае и Раифе. Еду туда ранним утром, как я убедилась, лучшее время для посещения. Среди сосен и елей на территории Волжско-Камского заповедника расположился этот бело-каменный мужской монастырь, как чудесный цветок девственных лесов на берегу озера. По дороге к монастырю мое внимание привлекла площадка с необычным памятником в виде арочной бело-красной плиты с раскрытой книгой у подножия, из которой я прочитала о трагедии, разыгравшейся здесь. На этом месте были расстреляны четыре священослужителя монастыря, четыре красногвардейца и местный житель во времена разгула репрессий против церкви. Был разграблен и частично уничтожен и Раифский монастырь. Но обо всем этом можно прочитать более точно и подробно в справочниках, а мне важно зафиксировать мои ощущения.
 Итак, утро, идет служба, единичные гости, нет суматошных экскурсантов, фотографирующих всех и вся. Медленно ступаю по плитам, вбираю в себя тишину, наслаждаюсь лесным воздухом, а глаз радуется множеству ухоженных цветников, скульптур, мини-водоемов. Осторожно, из страха хоть чем-то нарушить молитвенную сосредоточенность, вошла в храм и я. Светлый, праздничный вид, необычный голос с восточными нотками чтеца, читающего молитву, придавало возвышенность всей атмосфере. Не торопясь, переходила я от иконы к иконе, ставила свечи и мысленно произносила слова, которые были на сердце: просила за здоровье детей и родных , исцеления от недугов близких, успокоения собственной души. Как и в Снетогорском монастыре Пскова, слезы наворачивались на глаза, но не от скорби и печали, это были слезы умиления и сострадания.
    Обошла я всю территорию, вышла к Раифскому озеру. На берегу, как и на площади монастыря, много деревянных и каменных фигур зверей, птиц, есть и Раифский кот, и Раифская лягушка. Успела зайти в трапезную и недорого( за 220 рублей) вкусно пообедать. Заглянула на выставку местного художника Михаила Нефедова, полюбовалась раифскими пейзажами, послушала песнопение одного из участников монастырского квартета и у него же купила диск с записями грузинских песен в исполнении этих же певцов. Забыла сказать, что главная святыня монастыря – точная копия Грузинской Божией Матери, которая была привезена сюда в 1668 году.
  Уже на выходе потекли мне навстречу ручейки туристов с фотоаппаратами и телефонами, и я была рада, что последовала пословице:» кто рано встает, тому Бог подает». И он мне подарил Раифу, позволил еще раз задуматься о жизни и вере. А в обратный путь меня провожали все те же высокие и прямые, как копья, сосны и ели, и, обступившая дорогу, тишина.


Рецензии