I. Споры вокруг жизни и смерти героини Л. Ратушной

                С кем протекли его боренья?
                С самим собой, с самим собой…
                Б. Л. Пастернак, "Художник" (1935)
                Почти обо мне (во время работы над этой статьёй).

ВМЕСТО ВСТУПЛЕНИЯ.

Имя Ларисы (Ляли) Степановны Ратушной (1921-1944) для винничан стало священным с  8-го мая 1965-го года. В тот день о ней, подпольщице в годы оккупации города нацистами, награждённой в канун ХХ-летия Победы над гитлеровской Германией медалью "Золотая Звезда" и удостоенной звания Героя Советского Союза (посмертно), узнали все.

Но практически с того же времени ветераны винницкого подпольного сопротивления захватчикам и участники партизанского движения на Винничине «Уселись сетовать на холме гробовом.» (П. П. Гнедич, 1855-1925). И начали жаловаться, роптать, указывая на пробелы в изложении пребывания Л. Ратушной в оккупированном городе, её вклада в борьбу против немецких захватчиков.
Большой шум им поднять не удалось: у советского государства имелось немало способов закрыть рот любому, кто, по мнению пресловутых компетентных органов, фальшивил, "не попадал в ноты", начерченные партией - композитором  любых сторон жизни "великого советского народа".
Любому, напевавшему даже вполголоса, но - "а капелла" - без музыки, без сопровождения партийного оркестра, не в унисон с "руководителем и организатором наших побед", как, краснея от скромности, называла себя КПСС, а просто мурлыкавшему себе под нос - "на слух", в ритме биения собственного сердца -  л ю б о м у  наступали на горло.

Если, разумеется, он вовремя сам не опоминался и не следовал примеру В. В. Маяковского: «Но я себя смирял, становясь, на горло собственной песне.» ("Во весь голос". 1930). В. В. Маяковскому, которому "агитпроп в зубах навяз", эта  помогло не надолго: через несколько месяцев после публикации поэмы он, ещё только 36-летний, ушёл из жизни. По своей воле или же с чьей-то "помощью" - тут есть немало версий. [Агитпроп - от слов агитация и пропаганда - понятие, охватывающее средства и методы, повышающие имидж партии большевиков.]
 
Покинули сей мир последние ветераны и партизаны, но время от времени снова всплывают старые сомнения, вопросы и не удовлетворяющие никого попытки развеять недоверие, объяснить спекуляциями (умозрительными построениями) просочившиеся из закрытых архивов ранее не известные факты.
В частности, до сей поры не только не ясны, но и, возможно даже, специально - по каким-то причинам - преднамеренно запутаны или потаены обстоятельства смерти Л. Ратушной. Много зыбкого и противоречивого, повторяю, также в новых сообщениях об её проживании и подпольной деятельности в оккупированной Виннице.

В СССР "Дело Л. Ратушной" считалось приведенным в ясность, потому и, по логике "стражей революции", являлось закрытым. И в смысле нецелесообразности дальнейших поисков истины (всё главное официально как бы было объяснённым и понятным), так и - допуска к нему в архивы КГБ исследователей, не разделявших такой вердикт "родной партии". Об этой истории я уже писал дважды: Лицо германского национал - социализма (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru) и более подробно - Истина, заблуждение, преднамеренная ложь? (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru) . И обещал к ней ещё вернуться: Чуток заварухи по случаю днюхи (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru).

Последнее - в связи с публикацией статьи канд. истор. наук Сергея Гула: «Твін-Пікс» по-вінницьки або хто вбив Лялю Ратушну? - VежA (vezha.ua) . Статья была опубликована 9-го мая 2021-го года со следующим примечанием автора:  "Довідково: Науковий варіант статті буде опублікований найближчим часом."
05.08.2021 (см. ниже) С. Гула повторил надежду на то, что статья вот-вот появится в научном сборнике (предполагаю, что - в одном из периодических изданий Інституту історії України НАН України). Тут предъявлять упрёки надо не автору - и мы от них воздержимся. И начнём, вопреки намерению сделать это после научной публикации статьи, разбирать её уже сейчас. Ведь небезынтересно, как воспринимается то, что написано для широкой аудитории.

Хочу вас предупредить только об одном: "Твин Пикс" для меня, при  первом взгляде на эти слова в названии статьи С. Гула, представился как название горы в известнейшем Национальном парке США: Twin Peaks in Yosemite National Park. Где-то четверть века тому назад я там побывал.
О телесериале же с таким названием я даже и не слышал, не то что - не смотрел его. Так что уместность сравнения истории гибели Л. Ратушной с фабулой этой драмы я оценить не могу. Точно так же, как проведенные С. Гула параллели, обнаруженные им ассоциативные связи и прочее: и я их комментировать не буду. Не исключаю, что если бы я, как и те читатели, которых с 3-го октября 2000-го года нельзя было даже с помощью трактора оторвать от канала "1+1", начавшего транслировать прытко сбитую историю из вымышленного городка вблизи канадской границы, просмотрел хотя бы одну из частей сериала, то моё понимание хода мыслей С. Гула было бы более глубоким. Но я этот шанс упустил, потому что сериалами любого рода не увлекаюсь. Причина простейшая: они "дисциплинируют", принуждая быть в определённый час в определённом месте (у телевизора). А я уже достиг положения, при котором любое стеснение жизни представляется мне почти что лишением свободы. Недаром навязанный (или волей-неволей принятый) ритм жизни именуют "режимом" - словом с таким негативным оттенком.

И - ещё. Обилие необходимых фотографий и рисунков принудило меня разбить статью на две части: Проза. ру допускает не более одной иллюстрации на произведение. Но и при таком представлении материала тем, кто заинтересуется, придётся раз-другой перескочить на иллюстрации к моим иным публикациям: и на двух коллажах не оказалось достаточно места для всех желательных фото.

В чём СУТЬ или всё-таки НЕ СУТЬ "Дела Л. Ратушной"?

То, что С. Гула обратился к забыто-закрытой теме, заслуживает всяческой похвалы. Тема - щепетильна, учитывая ряд обстоятельств, о которых я писал (ссылки на мои публикации - см. выше), но властями (старыми, да и новыми тоже) она всё-таки вроде бы и не запрещалась, хотя явно не поощрялась. Понятно: мало ли  до чего докопаются любознательные историки, а Ляля Ратушная - своя: родилась на Винничине, в Тыврове, училась в Виннице, украинка. А что Героиней и - одной их первых - Почётной гражданкой города стала ещё в СССР, то тут уж ничего не поделаешь. Сделаем вид, что не заметили этого: и без того слишком многих без разбору развенчали, а других, наоборот, незаслуженно восславили. Что же, начинать инвентаризацию по новой?!

Без всяких обиняков - открыто и откровенно - С. Гула указывает на "белые пятна" в истории с Лялей Ратушной::
"Найперше – це трафаретність біографії Лариси Ратушної у наявній літературі, яку ми намагалися розбавити. Водночас у різних публікаціях (переважно довідкових та науково-популярних, наукові майже відсутні) трапляються значні розбіжності у здавалося б загальновідомих фактах, відсутні посилання на джерела (окрім, хіба що документальної розвідки «Таємниці підпільного обкому»). Для прикладу: різниться датування повернення Ратушної до Вінниці у 1942 р. (січень чи лютий), розгрому організації Бевза в 1942 р. (липень або серпень), незрозуміла кількість її ув’язнень гестапо (один раз чи двічі), згадується утримування та втеча через підкуп охоронця з Гніванського концтабору, а зазвичай табори такого типу охоронялися підрозділами СС (насправді ж в Гнівані було два табори, але для військовополонених), робота на друкарню «Україна» (за однією з версій Л. Ратушна дістала шрифти для неї лише у 1943 р., хоча листівки тут друкувалися з літа 1942 р.). Окрім того, дивує з якою легкістю в усталеному наративі поєднується підпільна діяльність Лариси Степанівни з розгромом осередку опору, арештами в гестапо, подальшими численними контактами з партизанами, забезпечення їх зброєю, тривалими походами через низку блок-постів, тощо. "

Об этом говорилось и писалось не раз, но такое суждение профессионального историка по сему весьма деликатному поводу мне встречается впервые. Конечно, для подобного заявления необходимо было развитие общества и бо'льшая открытость архивов, но - и это очень важно - также стремление детально вработаться в тему, достаточная профессиональная квалификация и честность, наконец, определённое мужество. Только сочетание столь разносторонних качеств у исследователя этой темы может обеспечить продвижение вперёд.

Далее С. Гула констатирует следующий  в о п и ю щ и й  факт, о чём тоже никто с подобной прямотой ранее не высказывался:
"Треба зазначити, що ані в архіві СБУ Києва, ані СБУ Вінниці окремої карної справи щодо розслідування обставин загибелі Л.Ратушної не виявлено, а жодних зачіпок, які б вказували протилежне, немає."
Вопиющий (я выделил это слово разрядкой) - вызывающий недоумение, негодование, недопустимый, возмутительный и т. д., потому что речь-то о молодой женщине, которую пропаганда властей прошлых вознесла на вершину славы (а властей нынешних - там же и оставила, ничего не порушив в этом ореоле). Что касается её гибели, прояснение обстоятельств которой могло бы высветить многое из неизвестного или спорного, касающееся борьбы с захватчиками, исследовать таковую либо не посчитали нужным, сделав вид, что и так всё ясно, либо не решились, опасаясь обнаружение чего-то, не вписывающегося в созданную легенду. Не исключается, что когда-то в прошлом что-то "не то" нащупав, закрыли эту тему для всех и навсегда, а не компатибельные (не согласуемые) с их легендой материалы уничтожили.

Вот и очутились у разбитого корыта желающие раскопать истину. С. Гула - среди них, но не как оставшийся ни с чем, а как стремящийся из осколков собрать мозаику с различимым на ней изображением. Отчаянная, на мой взгляд, идея, но - вместе с другими - безумству храброго пою я славу, а если точно следуя оригиналу М. Горького, то - "Безумству храбрых поём мы песню!". Ни на что не намекая, напоминаю, однако: великого писателя в современной Виннице в буквальном смысле "сбросили с пьедестала". Не за эти ли слова?

Хотя С. Гула совсем недавно заявлял, что нынешняя Украина по открытию (доступности для любого) прежде закрытых архивов чуть ли "не впереди планеты всей" (Ток-шоу "На Часі": Сергій Гула – кандидат історичних наук (vitatv.com.ua), 05.08.2021), полагаю, что он, тем не менее, не верит в то, что ему в архивах представили для анализа  в с е  имеющиеся там материалы о Л. Ратушной. А что касается Независимой "в первых рядах", то для такого заявления (сравнения) необходим опыт работы с аналогичным материалом в других странах. Причём, надобна уверенность в том, что какие-то материалы в архивах есть, а их вот не выдают, заявляя, что их никогда не было или они уже уничтожены в связи с истечением срока их хранения.

Мой личный опыт - Попытка люстрации свидетелей оккупации (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru) - убеждает, что в Виннице часть архивов о Ляле Ратушной до сих пор не лишена грифа "строго секретно" (или некоторые из них просто уничтожены: не исключено, что ещё в СССР). Потому что, например, добраться до протоколов вскрытия тела Л. Ратушной никому не удалось. И в книге "Оккупация Винницы - 1941-1944. Свидетельства очевидца" В. Я. Куликова - ему  з н а к о м о й  ещё по довоенному времени навряд ли, но в военное - точно (это - моё личное суждение),  Л. Ратушной, а также судебно-медицинскому вскрытию её тела, при котором он, что было известно некоторым бывшим сотрудникам КГБ,  п р и с у т с т в о в а л, не уделено ни единого слова: Рецензия в мажорных и минорных ладах. Кто Вы, д-р (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru) . Или, по вашему мнению, это ни о чём не свидетельствует? В таком случае и читать далее эту статью вам не имеет смысла ...

[А вот, что кое-какие архивные материалы о Ф. Маргенфельде - штадт-комиссаре Винницы в 1941-1944 г.г. от меня в военных архивах ФРГ скрывали - этого я утверждать не берусь, так как я понятия не имею, есть ли они там (или хотя бы были). По масштабам войны, он был весьма маленьким чиновником нацистского бюрократического механизма внедрения на оккупированных землях "нового порядка".
Но как руководитель - в течение тридцати лет! - Окружной группы Тюбингена (в федеральной Земле Баден-Вюртемберг) Землячества Восточной и Западной Пруссии (изгнанных из этих территорий проживавших там немцев) Ф. Маргенфельд для части населения этого юго-западного региона ФРГ был весьма известной личностью. Но ни одной копии документа или фотографии оттуда мне получить не удалось: всё это, как оказалось, доступно только "своим". Однако тут речь идёт не о государственном, а о коллективном частном архиве. (И посему обижаться мне на немецкое правительство и его спецслужбы не приходится.) Был вынужден искать обходные пути. По ним я дошёл до многого, но дверь в дом сына Ф. Маргенфельда предо мной, увы, не распахнули - и в этом случае опять же всё уперлось в защиту частного (личного): Один из красных фазанов (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru) .]

***

Я упомянул имена Ф. Маргенфельда и Л. Ратушной "на одном выдохе" не случайно.  Длительное сопоставление и анализ мне всего известного, включая текст книги В. Я. Куликова и немногочисленные весьма краткие личные встречи с ним самим, а также прослеживание его послевоенной карьеры, оценка других "мелочей", например, внешне замкнутая на семье жизнь, лучшие приятели - семейство Владимира Михайловича Пацко - заместителя секретаря обкома партии по транспорту (1947-1948), потом секретаря обкома (1951-1952) и далее - первого секретаря Винницкого горкома партии - всё это позволило мне создать "рабочий" (ориентирующий)  п с и х о л о г и ч е с к и й  п о р т р е т   сего совсем не просто (и не только) стороннего (пассивного) очевидца оккупации Винницы.

С другой стороны, у меня ещё ранее возникла догадка, что Л. Ратушная имела какого-то "покровителя" из влиятельных немцев. Этим, опять же только предположительно, можно объяснить "выскальзывание" её из весьма опасных ситуаций (дважды - гестапо, один раз - побег оттуда, арест - перевод в концентрационный лагерь в Гнивани - освобождение; другие, арестованные вместе с ней, были расстреляны). И эта, возможно, не на пустом месте возникшая версия о влюбившемся в неё немецком офицере? - см. Истина, заблуждение, преднамеренная ложь? (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru) .  Вот сложившийся из такой мозаики синтетический (обобщённый) портрет даёт возможность предполагать: штадт-комиссар и подпольщица были  з н а к о м ы   д р у г   с   д р у г о м, причём не без "сводничества" В. Я. Куликова (!)

В моём распоряжении нет ни единого прямого доказательства сей, выражусь по-учёному, гипотезы. Но гипотеза, хочу вам напомнить, это не сказка, а предположение, основанное на вероятности; это - не пустой вымысел, а догадка, пусть и не зиждущаяся на достаточном количестве данных. В принципе, гипотезу можно доказательно опровергнуть, но у кого есть полный набор неопровержимых фактов, чтобы эту мою гипотезу ниспроверчь, камня на камне от неё не оставить? Выходите в круг - поборемся. Как писал великий Кобзар в стихотворении "Кавказ" (ноябрь 1845), посвящённом "искреннему моему Якову де Бальмену": "Борітеся — поборете!" [граф Яков Петрович де Бальмен погиб 14(26)-го июля 1845-го, не дожив двух дней до своего 32-летия.]

***

К достоинствам статьи канд. истор. наук С. Гула, безусловно, относится введение в научный оборот мало- или совсем неизвестных документальных свидетельств о прародителях и родителях Ляли Ратушной.
Фотография Ляли Ратушной среди учениц и учителей 9-го класса винницкой школы №9, правда, была представлена ещё в 2019-м году в 3-м томе сборника "Вінниця у спогадах", стр. 573 (если не также где-то в другом месте и намного раньше).

[Мною на этот том были опубликованы пять статей-рецензий: Спогади та вигадки воспоминания и вымыслы - I (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru) + II - V. Удалось дополнить описание ряда фотографий именами и фамилиями изображённых на них лиц, что, конечно, можно было бы сделать ещё до издания тома, но составители, общавшиеся со мной по переписке, "постеснялись" меня об этом попросить. Надежд на переиздание этих огромных по объёму томов нет - так и останутся мои "расшифровки" разбросанными по разным статьям. А если когда-то переиздание всё же состоится, то кто гарантирует, что гипертрофированная "гордость" не помешает работникам Областного краеведческого музея включить в переиздание мои дополнения. Примеры небрежения к моим, никому ранее не известным сведениям уже имеются. И хотя этим летом пожары охватили пол-Европы, над Винницей даже лёгкого дымка не заметить: никто не сгорает со стыда ...

В статью Спогади та вигадки воспоминания и вымыслы - IV (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru), опубликованную 11.04.2021, я 10.07.2021 дописал фамилии ещё двух (в будущем) доцентов - И. С. Ройзмана и С. Е. Бурката (фото 275, стр. 546).
А вот в описание фотографии, представленной в статье С. Гула (в 3-м томе - фото 289 на стр. 573), добавлю к указанию, что в нижнем ряду крайняя справа - Ляля Ратушная, следующее: третья справа (в белом платье) - Муся (Мария) Осадчук (см. коллаж - 1). О ней пойдёт речь в нашей статье также и далее. А ранее о Му'се - однокласснице Л. Ратушной я писал в другой работе: Истина, заблуждение, преднамеренная ложь? (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru) . На фотографии узнал М. Осадчук не сразу: впервые я увидел её в жизни - через 10 лет после появления (в 1937-м году) этого снимка. Она готовилась к свадьбе. С того времени мы виделись часто или совсем редко (когда я проживал уже вне Винницы) в течение нескольких десятилетий.]

***

Теперь - пояснение к нарисованной по памяти план-схеме участка улицы Пушкина (см. коллаж - 3), о которой, пользуясь открывшимися лично для него (!) архивами СБУ, сообщил Сергей Гула.
[Я вставил восклицательный знак "не для красоты". У меня были достаточные основания акцентировать, что заместителю руководителя Центра истории Винницы были оказаны особые услуги, не доступные "пересічним" (заурядным) просителям типа меня. Отсюда и эта его - также особая - благодарность в адрес СБУ - свидетельство оказанной ему далеко не рядовой услуги: "Слово подяки:
Під час підготовки цієї статті головною джерельною базою стали архівні матеріали Управління Служби безпеки України у Вінницькій області. Тому хочу подякувати керівництву Управління, а також консультант-експерту підрозділу архівного забезпечення Управління Служби безпеки України у Вінницькій області Павлу Чопляку за сприяння у роботі з документами."
Думаю, что не только мне, но и всем читателям как статьи С. Гулы, так и вот этой - моей, следует присоединиться к благодарности, высказанной С. Гула: без содействия консультанта-эксперта нам бы этой план-схемы "век не видать".]

Но почему уважаемый господин Павел Чопляк не разъяснил С. Гула, а С. Гула, в свою очередь, всем нам, что эта запрятанная в несгораемом сейфе план-схема, на самом деле, - ... (не найду подходящего печатного слова)? Нашёл:  д е р ь м о в а я (гівняна). План-схема, как на ней указано, это "приложение к объяснениям Ворониной Т. Ф. и Куликова В. В." Подпись Т. Ф. Ворониной под план-схемой имеет место,  подпись В. В. Куликова отсутствует (даже предусмотренной для неё строчки нет). Никакое моё воображение не может представить, что просвещённый  человек - библиотекарь Т. Ф. Воронина, работавшая в этом здании (!), а также врач В. В. Куликов, десятилетиями проживавший напротив библиотеки и тысячи раз проходивший мимо неё, могли столь искажённо объяснить составителю план-схемы расположение библиотеки!

***

Итак, мы находимся в самом начале тогдашней улицы Пушкина (см. коллаж - 3). За спиной у нас - бывшие две гостиницы, построенные "при царе": "Савой" и "Франсуа" (в оккупацию - Городская управа самоуправления). Впереди-справа - здание дореволюционного Городского двухгодичного училища, а пото'м - спортивного корпуса с аудиторией (по выходным дням и праздникам - залом для различных представлений) медицинского института (дом №2). Расположено это здание по ходу улицы Пушкина, начинаясь от её угла (с улицей Ленина) - см. коллаж - 2 и фото - 4 . На план-схеме КГБ сие самое крупное в этой части улицы Пушкина сооружение просто-напросто отсутствует (см. коллаж - 3).

Зато, также по ходу чётной стороны улицы, нарисовано ярким фиолетовым цветом здание (1), почти одинаковых размеров с коричневым по цвету домом (2), как написано, врача В. В. Куликова (отец его - В. Я. Куликов, получивший этот дом по протекции штадт-комиссара Ф. Маргенфельда на следующий день после расстрела евреев - жильцов этого дома, умер в 1977-м году, в возрасте 85 лет). Почему я обращаю ваше внимание на цвет дома - коричневый, которым закрасил изображающий дом прямоугольник кагэбист-акварелист В. С. Погорелов? Объясняю: на самом деле, я подозреваю, что в доме В. Я. Куликова творились дела, не лишённые тесных контактов с нацистами; они, как минимум, там бывали короткое время на постое, на ночёвках: см. книгу В. Я. Куликова. Семья В. Я. Куликова, с его слов, летние месяцы проводила на съёмной даче, расположенной на Старом годе, но сам-то В. Я. Куликов бывал в доме по ул. Пушкина, №3 регулярно, так как вёл там - как частнопрактикующий врач - приём пациентов. Об этом, кстати, упомянуть в своих "свидетельствах" он позабыл, но не учёл, что газетёнка "Вінницькі вісті" печатала не раз его, ЛОР-врача, рекламные объявления - и не все экземпляры этого рупора оккупационных властей сгорели в пламени войны.

[Нацистов в Европе называли, в связи с цветом униформы их отрядов, "коричневой чумой".
Чем занимался в годы оккупации Владислав Васильевич Куликов - тогда подросток - неизвестно: В. Я. Куликов упоминает, причём вскользь, только о дочери Марине (1927) и один раз - о младшем сыне, 1938-го года рождения, Дмитрии.]

Нарисованный в план-схеме (см. коллаж - 3) дом по улице Пушкина, №4 никак (внешне) не соответствует истине. Этот дом, отображённый на фото (см. коллаж - 5), описан  в "Моей Виннице". Процитирую (с небольшими сокращениями) описание указанных домов , чтобы вам не искать.

"Пал тогда же, в начале 70-х годов, жертвой означенного строительства и спортивный корпус, расположенный на другой стороне улицы Пушкина ... В этом здании, находившемся, как тогда говорилось, на балансе медицинского института, студенты не только занимались спортом, но и слушали лекции. Там находились несколько спортивных залов и одна большая аудитория, где редкими вечерами, по субботам, будущие медики танцевали на так называемых вечерах отдыха...

Несколько позднее было уничтожено ещё одно здание, имеющее «родство» с бывшим спорткорпусом. До революции оба строения принадлежали Городскому училищу. Я могу ошибаться, но главным корпусом было, наверное, именно это второе, расположенное в глубине, за садиком здание. Сам садик находился между зданием городской думы и смотрящим фасадом на центральную улицу города вот этим зданием Городского училища ..., ставшим пото'м спорткорпусом мединститута. А описываемое мной здание хорошо представлено здесь... [см. коллаж  - 5]

Это продолговатое, с большим подвальным помещением, относительно высокое одноэтажное (первое — двухэтажное) здание, окна которого были видны с обеих сторон, покрашенное в белый цвет (первое — серое, из не оштукатуренного кирпича) выходило торцом на Пушкинскую улицу. В торцовой части находился вход в подвальный этаж. Здание имело два парадных входа. Левый (если стоять лицом к зданию), как мне помнится, был в пятидесятые-шестидесятые годы либо заколочен, либо приведен в такое состояние, что как вход уже не смотрелся. А правый был, в сравнении с левым, ещё «о-го-го!». Колонны, широкая лестница с закруглёнными (?) ступенями.

У меня нет неопровержимых доказательств, только косвенные предположения, что именно в этом здании до и в первые годы после войны находилась администрация медицинского института. В конце 40-х - начале 50-х администрация перебазировалась в так называемый морфологический корпус (за Пироговской больницей), который начали сооружать ещё до войны и окончательно завершили где-то к 1960-му году. А в описываемом здании осталась только институтская библиотека...

В описываемое мной время в помещениях, не занимаемых библиотекой, проживали преподаватели института. В том числе — и в подвальных комнатушках. Я и там пару раз бывал — конечно, убожество..."

На фотографии видно, что здание библиотеки расположено совсем не параллельно улице Пушкина, как на рассекреченной (!!) схеме. Ай да молодец составитель этой план-схемы (или всё же - "план-смеха"?) начальник следотделения УКГБ УССР по Винницкой области В. С. Погорелов! Чувствуется творческая работа кузни фальсификаторов, обвинявших кого угодно в чём угодно не только во времена череды "малых" терроров и "террора Большого", но и с момента создания ЧК до распада СССР.

Я уже давал оценку этой стряпне: "Просто поражаюсь бездарности правнуков Ф. Э. Дзержинского: не найти в Виннице в 1985-м году человека, который бы помнил и нарисовал верную план-схему, не заглянуть в документы, в карты города, имевшиеся в милиции, армии, в фондах недвижимости, наконец, в своей конторе!": Чуток заварухи по случаю днюхи (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru) .
А теперь обращаюсь к молодому учёному, который родился, когда указанных зданий и след простыл. Вокруг Вас, уважаемый исследователь, имеются и сейчас многие десятки людей (из родни, соседей, сотрудников музея, где Вы также собирали материал, пр.), которые хорошо помнят и то пространство, которое на "плане-смехе" обозначено как площадь Ленина (никогда, как мне представляется, официально не существовавшая, потому что я не могу вспомнить о таковой ни на картах Винницы, ни "живьём" в послевоенное время), и Садик прессы, расположенный перед зданием библиотеки медицинского института, и, конечно же, бросающийся в глаза спорткорпус медицинского института. Неужели, пытаясь вникнуть в детали "Дела Л. Ратушной", трудно было нескольким из перечисленных мною возможных свидетелей старой планировки этого пространства показать сию план-схему с просьбой оценить её правильность?! Уверяю вас, что многим из них начальная часть улицы Пушкина запечатлелась ещё с первых дней жизни, когда они-груднички смотрели на неё широко открытыми глазами с верхних этажей родильного дома, располагавшегося во всему городу известном здании (теперь именуемом домом капитана Четкова).

Короче, тиражировать вымысел, выдававшийся за правду, и при этом не указывать его облыжную суть - не приличествует учёным. И если никто ещё Вам, уважаемый С. Гула, на это - абсурдность так называемой план-схемы - не указал, пребывать в самоуспокоении и обольщаться введением в научный оборот ранее никому не известной план-схемы дома - места гибели Л. Ратушной всё же рановато.
Кому не ведома инертность реакции винничан на многие несуразные "открытия" в прямом и переносном значении этого слова. Здесь, понятно, на первых местах - акции почти вселенского масштаба: единственный в мире "Мемориал фюреру" - об этом позоре я писал многократно, например, тут: Ганьба Винницы - ставка на Ставки (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru), славословие и возвеличивание как великого борца за независимую Украину бандита и головореза Шепеля (см. мои статьи о нём, начиная от этой: Хмельник как зеркало украинской эволюции - 1 (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru), сравнение - по гуманистической значимости - книги воспоминаний В. Я. Куликова с "Дневником Анны Франк": Врачебная династия Педаченко-Куликовых: эскизы судеб (health-ua.com) , а по героичности летописи - с  романами Михаила Булгакова "Белая гвардия" (1927-1929) и "Чума" (1947) Альбера Камю (см. предисловие к книге В. Я. Куликова и первую часть интервью с публикатором книги - внуком В. Я. Куликова: Врачебная династия Педаченко-Куликовых: эскизы судеб (health-ua.com).

Вот и эта пресловутая план-схема. Единственное возможное возражение мне может быть сформулировано следующим образом: а почему не представить себе, что во время оккупации библиотека медицинского института находилась в здании спортивного корпуса?
Отвечаю: по  м н о г и м  причинам.
- Указан адрес: Пушкина, №4. Спорткорпус был под номером 2.
- Нигде не упоминается о  д в у х этажном здании, каковым был спорткорпус.
- Спорткорпус имел со стороны улицы Пушкина два выступа (см. коллаж - 4), а не один, как показано на план-схеме - см. там означенное цифрой 8 (статья С. Гула).
- Спорткорпус имел один (парадный) вход с фасада  (по ул. Ленина) и другой (чёрный) - с противоположной стороны здания. На план-схеме показано здание с двумя (парадными) входами на фасаде (означены цифрами 3 и 9), как и было на самом деле в здании библиотеки, в доме №4 (см. коллаж - 5).
- Вход с фасада в здание спорткорпуса вёл в вестибюль и далее - в аудиторию, а также - по лестнице - на второй этаж, где в моё время находились помещения кафедры физической подготовки (кабинет заведующего кафедрой, комнаты для ассистентов, складские помещения для спортивного инвентаря, пр.).
А вход с торца вёл на первый этаж. Там находился большой спортзал, значительно углублённый в землю для увеличения высоты потолка и возможности игр с мячом - баскетбол, пр. На обычном (земном) же уровне в торцевой части первого этажа располагались два небольших зала тяжёлой атлетики, где пару раз я встречался с Анатолием Кашпировским, учившимся в медицинском институте одним курсом ниже моего.
По лестнице поднимались на второй этаж, где располагался зал со снарядами для гимнастов, пр.
Я указываю на это, чтобы ещё раз подчеркнуть, что библиотека располагаться в этом здании не могла: планировка помещений для этого не подходила. А вот как распорядились оккупанты этим зданием - не знаю, хотя в качестве солдатской казармы могу себе здание представить.
Надеюсь, что теперь сомнений в нелепости план-схемы нет. (Небольшие отклонения от истины возможны и у меня: прошло - после моего посещения этого здания и отъезда из Винницы - более 60 лет; однако эти "опечатки памяти" не меняют сути дела.)

Я не исключаю подобное качество и второй части план-схемы (внутренней планировки здания), не представленной полностью "из-за тесноты" в коллаже. Но в библиотеке (в первые годы обучения в институте, потом её перевели в главное здание, которое до этого именовали морфологическим корпусом) я бывал только в помещении, означенном цифрой 7. Туда входили через вход (под цифрой 3) и попадали к стойке (прилавку) где выдавалась или сдавалась учебная и прочая литература. [Эта (нижняя) часть план-схемы на коллаже, повторяюсь, в связи с ограниченностью размеров иллюстрации, почти на 2/3 прикрыта - кого она очень интересует, тот может посмотреть её в публикации С. Гула.]
О входе со стороны улицы Пушкина (на план-схеме он не обозначен) в полуподвальное жилое помещение упоминалось в цитате из "Моей Винницы".

Как видите, даже ещё сегодня, в 2021-м году (36-ю годами позднее!)  я мог бы предоставить  КГБ (СБУ) несравнимо больше информации, чем было "выбито" из других свидетелей - по более свежим следам - в 1985-м. Но очевидцев чекисты искали, как вы, надеюсь, убедились, совсем не там, а ведь я был тогда совсем рядом - в Тернополе. И к тому же - уже с 1978-го года - у них "под колпаком". И за моей персоной внимательно следил уже не казанский майор Якубов, а тернопольский (о его звании - позже) Александр Николаевич Маляров. Когда он, разумеется, во всём гражданском, явился ко мне в кабинет для знакомства и допроса (с плохо спрятанными магнитофончиками, но я не подал виду, что заметил, как он засовывал руку то в один, то в другой боковой карман, чтобы их включать-отключать) и показал мне свои ксивы - я внутренне вскипел. В миллионной по населению Казани меня, всего лишь ассистента кафедры, опекал майор, а тут, в небольшом городишке к заведующему кафедрой приставили всего-то - навсего капитана. Еле удалось взять себя в руки.

А не допросили меня в Виннице в 1985-м году, как мне кажется, по следующей причине. Надзор-надзором, но лечиться приходится всем, кагэбистам же - цвету нации  - у самых лучших (так было положено) врачей. И к 1985-м году, на шестом году работы в Тернополе, я был уже давно "допущен к телу" и генерала - главного чекиста области, и его дочери (фамилии не указываю: сами понимаете - врачебная тайна). В Виннице об этом, по их каналам, сие стало известно - и  следователи с улицы Феликса Эдмундовича не решились требовать мою экстрадицию из столицы Восточной Галиции в Подольскую, как говорили римляне, метрополию для допроса.

Таким макаром провалился с треском (погорел) составитель, он же - подписавшийся под план-схемой, начальник следотделения В. С. Погорелов и подобным же образом - невольно, по молодости - усилил через громкоговоритель с са'мой верхушки "VежИ" этот не вполне ясно различимый информационный шум (гул) один из ведущих сотрудников Центра истории Винницы С. А. Гула. Такое пофигистское отношение к работе уже почти что двести лет писатели и юристы называют "халатностью" (небрежностью).
Н. В. Гоголь в "Мёртвых душах" иронически писал о  бойкой торговле в Торжке, "благодаря халатным [склонным к лени и покою - Н. К.] побужденьям русской натуры". Почему именно "русской"? - вполне понятно: Микола Васильович, как определяет ВікіпедіЯ, хотя и - "російський письменник", но - "українського походження". То, что "халатність" встречается и среди братского русскому, среди украинского народа, свидетельствует Уголовный кодекс Украины. О возможных последствиях допущенной "службової недбалості" - см. тут: Стаття 367 Кримінального кодексу України з Коментарями в новій редакції з останніми змінами на 2021 рік (kku.com.ua) - (шутка).

ПРОДОЛЖЕНИЕ: http://proza.ru/2021/08/22/1344.


Рецензии