Ч. 208 Планы экспансии

Предыдущая страница   http://proza.ru/2021/08/18/1024

Середина девятнадцатого века в Европе была богата бурными событиями. Происходило резкое расслоение общества. Одни накапливали свои богатства, другие нищали. Среди тех и других были думающие люди, которые понимали, что так быть не должно. Ладно, не должно, а как надо?

Возникло профсоюзное движение, появились социалисты-утописты, активистки, выступавшие за равноправие женщин и мужчин, всевозможные мыслители и теоретики.
 
Обнаружилось, что тьма людей, оказывается, прекрасно знала о способах справедливого устройства общества. И, наконец, в 1848 году Карл Маркс опубликовал «Манифест коммунистической партии».
 
Между прочим, по  указанной им дороге мы бодро прошагали семьдесят лет, пока кучка новых проповедников не заявила, что мы пришли в тупик и не повела наш безропотный народ по какой-то непонятной просёлочной дороге, вдали от прежнего широкого шоссе.

В 1848 году почти во всех странах Европы вспыхнули восстания против монархий за демократическое устройство общества, независимость и национальное единство. Поводом для выступлений стало отчаянное положение населения многих стран в результате первого капиталистического кризиса и неурожаев.
 
Давно известно, что чем хуже жизнь, тем радикальней становятся идеи. Если сравнивать положение населения в России и в Европе, то в России жилось намного хуже, хотя бы потому, что миллионы людей пребывали в крепостной зависимости, были полурабами.
 
Но если в Европе люди выходили на улицы, вступали в схватку с войсками монархических режимов, то в России пытались как-то возмущаться лишь единицы из числа интеллигенции. Основная часть населения всё покорно терпела.
 
Кто-то может возразить, приведя примеры отдельных выступлений крестьян. Но все эти выступления сродни расправе крестьян, доведённых до крайней степени отчаяния, как например, над помещиком Медынским.
 
Его задушили, когда он попытался изнасиловать одну из девушек, убиравших в поле урожай. Этот мерзавец насиловал женщин в каждой крестьянской семье, не разбирая ни степеней родства, ни возраста. 

Причём действовал он по списку, по ревизской сказке, чтобы никого не пропустить. В случае сопротивления женщин пороли плетьми, а потом ссылали на каторгу.

Поражает ещё одна вещь: русские являлись титульной нацией империи, и именно они находились в крепостной зависимости. Все остальные были свободными людьми, от жителей Прибалтики до обитателей Чукотки. Это до какой же степени надо не любить своих сородичей, чтобы допустить подобное!

В США сейчас посыпают голову пеплом за то, что угнетали бедных негров, а в России, напротив, рьяно роются в поисках своих дворянских корней, как раз тех владельцев крепостных. У нас удивительные люди!

Революции 1848 года были подавлены, но кое-чего добились. Борьба эта ни на минуту не прекращалась, продолжается она и сейчас. Мы уже стали свидетелями, как многие страны, веками  входившие в состав империй, обрели независимость и национальный суверенитет.
 
Покончив с открытыми выступлениями, власти европейских стран занялись любимым делом: поиском новых рынков сбыта, незанятых территорий, либо тех, какие можно отобрать у более слабого хищника.
 
Ни о каких благородных мотивах войн, которые тогда велись, не могло быть и речи. Хотя произносилась масса замечательных слов, игравших роль дымовой завесы и ничего, по сути, не значивших.

Турция, Англия, Франция, Испания, Португалия, Германия торопились захватить территории в Африке и Азии. Тогда правительства этих стран не думали, что в будущем это им крепко аукнется.

Самой большой империей было Соединённое королевство Великобритания. Её владения раскинулись по всему свету. Интересы России и Англии столкнулись из-за Босфора. В те годы это был важнейший перекрёсток на путях международной торговли.
 
В 1849 и 1850 годах из-за проливов по разным поводам, которые нет смысла разбирать, поскольку это были всего лишь поводы, произошли дипломатические стычки между Россией и западными державами.
 
Европейские державы были уверены, что внимание царского правительства сосредоточено только на проливах и прилегающих к ним районах, включая Кавказ. Соответственно, Англия и Франция свои усилия по противодействию России сосредоточили в этом регионе.
 
Но они глубоко ошибались. Царское правительство строило планы экспансии по трём направлениям. О первом  мы уже сказали. Вторым направлением была Средняя Азия, а третьим – Дальний Восток.

При Александре II русское правительство реализовало все свои планы, империя разрослась до своих максимальных размеров. Государством в тот период руководили умные люди, нравственность которых мы не обсуждаем.
 
Потом их сменили бездари, начавшие и проигравшие ненужные войны. Началась потеря территорий. На смену бездарям пришли вновь умные люди, я вновь не говорю об их моральных качествах, а только об уме.
 
Им удалось восстановить империю почти в прежних границах и выиграть тяжелейшую войну, которой они пытались избежать. Но люди не живут вечно. Умных правителей сменили новые бездари, снова ввязавшиеся в никому не нужную войну.

На смену им пришли люди, лишённые любых принципов и морали, озабоченные только своим личным обогащением. Начался активный процесс распада империи. Когда и чем он окончится, как будут разворачиваться события дальше, никто сказать не может.

Я решил в какой-то степени повториться и более подробно рассказать о несостоявшейся экспедиции Путятина. В середине 19-го века начался упадок торговли с Китаем, которая велась через пограничную слободу Кяхта.

Для России торговля с китайцами была крайне важна.  В 1843 году Николай I приказал создать особый комитет, которому поручил выработать меры по оживлению кяхтинской торговли. В этот комитет от морского ведомства назначили Ефима Васильевича Путятина.

Правительство знало, что  с открытием китайских морских портов для англичан у русских появились серьёзные конкуренты в части закупки китайского чая, потому что гораздо дешевле отправлять чай морем,  чем везти его в караванах по суше.

В комитете решили, что нужно идти по стопам англичан: отправить к китайцам доверенное лицо, чтобы заключить с ними такой же договор.

Путятин  дополнил эту идею следующими предложениями: всё сохранять в тайне, пока доверенное лицо не появится в Кантоне. Отправить его не из Кронштадта, а с Чёрного моря, что не привлечёт внимания.

Заодно поставить перед этим человеком задачу исследовать восточную границу с Китаем.

Он писал: «Доселе мы знаем только то, что на всём протяжении восточного берега, начиная от полуострова Сахалина до устья реки Уды нет ни одного благонадёжного порта; но от сей реки берег, загибающийся по параллели слишком на 3 градуса долготы, никем не был исследован.

Самый залив между материком и полуостровом Сахалин, в который, как полагают, впадает река Амур, нам вовсе неизвестен. Северная оконечность полуострова Сахалина, хотя и была осмотрена Крузенштерном, но требует, однако, подробного исследования.
 
Отыскание более удобного порта в этих местах, чем Охотск, для сообщения с Камчаткой, уже само по себе не есть предмет бесполезный, а потому может быть поручить той же экспедиции осмотреть и описать означенные малоизвестные берега».
 
В заключение он предложил плавание судов в Охотском море соединить с новой попыткой для открытия сношений с Японией.

После того как царь ознакомился с докладом комитета, он приказал назначить доверенным лицом и начальником экспедиции в составе корвета и транспорта контр-адмирала Путятина.

Министерство иностранных дел и морское министерство получили от императора указание составить для Путятина инструкцию, а министерство финансов - подсчитать, во что обойдётся это мероприятие.
 
16 апреля 1843 года император утвердил инструкцию. Она предписывала Путятину осмотреть юго-восточный берег Охотского моря, северную оконечность Сахалина, устье Амура. Кораблям после окончания экспедиции вернуться не в Севастополь, а в Кронштадт.

В Китае требовалось собрать сведения, относящиеся к торговле, попытаться заключить с китайским правительством торговое соглашение, затем посетить Японию, где действовать по обстоятельствам.
 
Михаил Петрович Лазарев получил приказание к октябрю 1843 года подготовить к дальнему плаванию корвет «Менелай» и один из надёжных кавказских транспортов.
 
Но не зря в армии и на флоте бытует поговорка: не торопись выполнять приказание, его отменят. Так получилось и с запланированной экспедицией.

Продолжение http://proza.ru/2021/08/20/824

На рисунке: чайный обоз.


Рецензии
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.