6. Отношения в коллективе

Александр Зельцер

Отношения в коллективе.

(Очередной фрагмент из «тетради в клеточку», рукописи отца в Воркутинском лагере в1953-1956гг.)
От автора:
Не думаю, что описывая отношения с коллегами отец кому-то «мстил» или хотел облегчить свою жизнь  после ожидаемого пересмотра дела. Скорее всего он, одержимый идеей додумывать любой вопрос до конца, до донышка, искал причины своей личной катастрофы в себе, в особенностях характера, менталитета.
Что касается обстановки в коллективе (как говорили позднее «психологический климат») то она на мой взгляд была типичная для управленцев  той поры)
                ***
«Свою работу я выполнял, не оглядываясь на авторитеты. Я понимал, что в случае неправильных действий ответственным буду я. Б. не вникал во все детали, и в случаях не весьма приятных, что всегда может случиться в большом деле, он имел обыкновение винить не себя, а других. Вот почему я действовал смело, не слушал сомнительных советов и строго соблюдал установленные положения.
4. Стиль работы П.
П. – себялюбивый человек, которому удачная карьера вскружила голову. Он понял, что все подчиненные должны ему служить и многое себе позволял. Немало я ему написал статей, докладов, но вместо благодарности он доводил меня до крайнего раздражения. В то же время, если подчиненным грозили неприятности, то он предпочитал быть в стороне, или даже обрушивался на тех, кто по его вине попадал в неприятное положение – чтобы не подумали о нем плохо.
Для характеристики П. можно привести такие примеры:
Однажды П. был в доменном цехе, что он делал часто. Начальник цеха Г. Его недолюбливал и донимал колкостями. На этот раз он показал П. нормы расхода марганцевой руды, им утвержденные, и убедил, что запланировано марганца меньше, чем его должно быть в готовом чугуне.
П. вернулся в заводоуправление взбешенный и стал распекать меня – мол,  какой  невежда начальник планового отдела. (Про себя он такого подумать не мог). Меня это задело и я ему доказал, что он просто не разобрался в элементарном вопросе. Я показал баланс марганца, из которого видно, что не только обеспечивается нужное количество марганца в чугуне, а предусмотрено 55 % ухода в шлаке(м???) выходе с колошниковой пылью. Дело в том, что два доменщика вели разговор о балансе марганца и забыли такую «мелочь», как содержание его в марганцевом (??? шлаке и других материалах, которые вводятся в печь.
П. понял, что попал в глупое положение и переменил разговор. У П. всегда так бывало, - когда все хорошо, он – герой, когда что-нибудь не так, - все виноваты, но не он.
2. Были мы однажды в Москве. Мне часто приходилось быть «нянькой» при директоре. Приходилось «начинять» его всевозможными справками – на все случаи жизни. Собирался он к министру, и хотя в руках у него были подробнейшие справочники, он все же попросил составить справку по главным показателям, так как за много лет пользования справочниками он не научился без моей помощи находить нужные данные. Я составил такую справку, однако, трудно было угадать, чем заинтересуется министр. У министра же возник вопрос о среднем содержании железа в шихте доменного цеха???? В справке этого не оказалось. П. уже 10 лет был директором, по профессии сам доменщик и в руках у него справочник, в котором эти данные имелись, однако он не мог дать ответ. Винил он не себя, а меня за то, что я не догадался, что об этом его могут спросить. Он мне устроил такой «разнос», что я в сердцах швырнул справочник на пол и вышел из комнаты.
3. В 1943 году мартеновский цех не выполнил плана по стали. Причиной этого были очень большие потери стали из-за неудовлетворительной работы печей, и особенно по печи №4, которая неудачно была переведена на …… свод (кажется, прорвало подину, точно уже не помню). В работе мартеновцев было много ошибок, был повышен брак.
В декабре 1943 года на заседании Кемеровского обкома партии слушали доклад секретаря Б. Его вызвали в Кемерово и я дал ему материалы с анализом работы,  в которых отражалось действительное положение вещей. На бюро Б. и П.  крепко попало за упущения в технологии сталеплавильного производства  Б. сняли с работы секретаря, на П. наложили какое-то взыскание.
По приезде П. обрушился на меня за то, что я дал правдивый анализ. Мне попало не потому, что я был неправ, а потому, что это задевало честь мундира технологов. Главный сталеплавильщик С. также нажаловался на меня главному инженеру, который в свою очередь читал мне нотации.
4. В 1947 году П. считал, что надо планировать коэффициент объема доменной печи 1.07. Я уговаривал снизить его до 1.02, но он не соглашался. В министерстве считали, что нет оснований утвердить такой показатель и мне пришлось дать согласие на К.И.О. ) 0.98.
Почти полгода П. со мной не разговаривал, или разговаривал так, словно я сделал ему какую-то подлость. Лишь когда план был выполнен, он перестал дуться. Правда, К.И.П.О. составлял не 0.98, а 1.02. План по чугуну был выполнен за счет….
5. На 1950 год был утвержден план снижения себестоимости 3%, в том числе на первый квартал – 0,5%. В связи с перерасходом дорогостоящей магнитной руды и особенно стружки, а также тройной себестоимости разделки стружки,  в январе имелся перерасход 3 млн. рублей, в том числе доменным цехом. Второй причиной перерасхода явилась неудовлетворительная работа мартеновских цехов. В 1949 году мартеновцы увлеклись переделкой мартеновских печей на …..свод, но кирпича на это министерством не планировалось. В результате с первого квартала 1950 года комбинат остался без нужных огнеупоров для проведения текущих ремонтов. Печи «старЕли», так как кампания их заканчивалась, а это отражалось на их производительности.
Когда я приехал из Москвы, то первым делом написал П. докладную записку и обратил его внимание на перерасход руды и стружки, и на работу копрового цеха и другие недостатки. Но до П. мои сигналы тогда не дошли, он направил мою записку главному инженеру и начальнику доменного цеха с резолюцией «Разберитесь». Когда грянул гром, т.е. когда выяснилось, что имеется большой перерасход по себестоимости и все инженерно-технические работники комбината лишаются производственной премии, то он вызвал меня и К. и стал выговаривать за «трудный» план по себестоимости. К. как заместитель по коммерческим вопросам ??? отвечал за себестоимость и не должен был допустить перерасхода. Поэтому он решил, что ему так же выгодно свалить все на невыполнение плана.
П. предложил мне написать в министерство и просить о пересмотре плана. Я отказался, стал доказывать, что план реальный и что никто его не пересмотрит. Тогда он поручил это К. и последний написал письма, которые ни к чему не привели. Когда мы взялись за дело и устранили причины перерасхода, то уже в марте его не было, а за год дана сверхплановая экономия в сумме….
Приведенные примеры в полной мере характеризуют П. Он неплохой организатор, умеет браться за дело, когда понимает его, но в детали производства, особенно экономические, не вникал. Если дело шло хорошо, то он не скупился на самовосхваление, если дело шло плохо, то все были виноваты, кроме него. Не забывал он свои личные интересы и не отличался скромностью. В деле Т. он сыграл некрасивую роль.
6. Теневые стороны жизни П.
Ни для кого не было секретом, что Т, У., К., обслуживали потребности П., выходящие за пределы законных прав на такое обслуживание. Детали мне неизвестны, но все знают, что Б. доставляли все, что он желал, а аппетит у него был слишком невоздержанный. Этим и объясняется замалчивание П. проделок со стороны этих лиц по части самоснабжения и приобретения материальных благ. Когда Т. попался с поличным, П. в городе не было. Ф. растерялся и дал согласие на разбор дела, но сильно опасался, что ему влетит от П.
 Он как-то мне признался, что сильно побаивался П., который будет недоволен тем, что дело не закрыли, «но что я могу сделать?»
К. также боялся за себя, потому что его тоже могли привлечь, а особенно боялся П.
Когда вернулся П., то он повел себя очень хитро.  Для внешнего мира он  демонстрировал свое возмущение и деланно  ???? на К. по поводу и без повода. Этим он хотел подчеркнуть, что недоволен Я. якобы за то, что тот, руководя отделом снабжения, допускал злоупотребления со стороны Т. В действительности, он третировал К. за то, что он «отдал Т. на съедение». Жена П. так и сказала: «П. не может простить К. то, что он отдал Т. на съедение».
 Совершенно понятно, что К., видя такое к себе отношение, стал добиваться ухода на другое предприятие. Так тянулось время. Постепенно дело Т. заглохло и только весной 1950 года, когда на заседании горкома партии К. подвергался резкой критике, П. решил его отправить на учебу.
При всей показной нетерпимости П. относился к К. как к близкому другу, между ними была тесная связь, она не прекращалась и после разоблачения  Х. ??? Один К. удостоился дачи, только К. намечался коттедж, К. пользовался и другими благами. И когда на К. пал гнев, П. старался всеми способами его выгородить. Здесь, собственно, дело не в К., а в самом П., который знал, что К. очень много знает и может ему сделать большие неприятности своими признаниями. Он боялся.
Жена П.в доме К. была своим человеком и даже в разгар разбора дела К. она поддерживала связь и обещала через жену, что П. все для него сделает. Это я слышал из уст жены К. Там же жена П. обделывала все свои дела через мать В., которая сбывала спекулянтам на рынке все, что бралось в др. магаз. Меня можно обвинить в чем угодно, но холуем П., его помощником в личных и сомнительных делишках я никогда не был. Был я у него 2-3 раза на дому, но держался в стороне и сближения не получилось. С 1947 года, после дела Т. я не был ни разу ни у К., ни у П.
 По своему характеру я не способен на злоупотребления, не терплю людей такого сорта. П. это видел и никогда не поручал мне ничего подобного. Он только пользовался моим трудолюбием и наваливал как можно больше работы. Пользуясь моим бескорыстием и неумением отстаивать свои личные интересы, он часто обходил меня, но меня это не огорчало. Однажды он мне сказал: «Из вас никогда не будет снабженца». Это было вызвано тем, что я равнодушно отнесся к тому, сколько продуктов нам дали на дорогу. А жена П. как-то сказала моей жене: «Как вы с ним живете?» Дело в том, что у нас не было мебели, что когда соседи зашли к …, ремонт не делался почти год и я единственный, кто не просил квартиру в новом доме. Корыстолюбивой жене П. я просто казался глупцом. Был такой характерный случай. Незадолго до ареста Т. просил квартиру в д.20, и в качестве аргумента выставил то, что ему нет жизни в д.7,потому что старуха З. (Зельцеров -прим. автора) всегда смотрит с балкона, когда что-либо привозят. П. дал ему квартиру и весь город говорил о том. Как роскошно он ее отделал.
 Не приходится удивляться тому, что П. не благоволил ко мне. Я от него не видел ничего хорошего, потому что знал, как он трудится и дрожит за свою шкуру и что ему нужны люди другого сорта – дельцы и подхалимы.
Как сложилось, что меня представили на соискание звания лауреата? Никого я не просил. Да и мысли такой у меня не было. П. приехал из Москвы, позвал С. и рассказал, что один из уральских заводов представил работу по управлению производством и что в министерстве считают, что мы имеем для этого большие основания. Он так же говорил, что был разговор с секретарем обкома, который дал согласие представить завод и одновременно некоторое количество работников (разговор шел о 30-40 человек).
Собрать материалы и написать работу было поручено мне. П. передал 10 вопросов, составленных еще в Москве. Таким образом я был привлечен к этому делу. Я написал до 100 страниц, осветив главнейшие достижения комбината, опыт организации и управления производством. П. с моим участием переработал этот материал, оставив 29 страниц. Когда все было готово,Л.  рассматривал пере..ный список. О себе я не думал. На бюро не присутствовал, разговора с П. на эту тему не было. Когда уже были отправлены материалы, П. мне сказал. Что и моя кандидатура включена в этот список.
Для меня это было неожиданностью, но, подумав, я решил, что по работе имею не меньше оснований, чем другие. Я работал не за страх. А за совесть, совершенствовал свою работу….. Не думал же я об этом потому, что как работник аппарата привык недооценивать себя. Я сделал вывод, что этот аванс нужно будет отработать в дальнейшем.

 Избавьте меня от друзей, с врагами я сам справлюсь
Необходимо сказать несколько слов о взаимоотношениях с К. По некоторым мотивам его считают моим другом. Но это глубокое заблуждение.
К. учился в том же институте, что и я. Учились мы на параллельных курсах, но так как он не жил в общежитии, то мы с ним мало общались и мало знали друг друга.
Вернее, я знал, что есть такой студент, но это было шапочное знакомство. Когда в 1939 году К. приехал работать на комбинат и был назначен начальником отдела организации труда, то у нас появилось много общих производственных вопросов. На этой почве мы ближе познакомились и стали бывать друг у друга.
К. больше пришелся по душе П. и в 1941 году он его назначил заместителем директора (по коммерции- прим. автора). Было много разговоров, что назначалась моя кандидатура, но К. чем-то сумел угодить. Я к этому относился совершенно равнодушно. Заместитель директора ….. занимается главным образом вопросами снабжения, а меня больше привлекало производство.  С этой точки зрения работа в плановом отделе меня больше удовлетворяла.
Но К. казалось, что я ему завидую, и он старался обходиться со мной деликатно…… У К. появились новые друзья, приятели, в том числе и П. Я не любитель быть среди людей выше меня по положению, потому что часто это связано с ……. обстановкой. Нужно быть занимательным и угодливым, а у меня ни того, ни другого нет.  У К. я стал бывать реже, но, чтобы не подумали, что это от зависти, я все же ходил. Когда приглашали по случаю больших праздников. Так продолжалось до весны 1947 года. В 1947 году связь эта совершенно прекратилась.
Что это было простое знакомство, а не дружба, видно из того, что К. мне никогда не рассказывал, почему он ушел с завода «Азовсталь», ни о том, что его брат репрессирован, ни о других вещах, которые стали мне известны в период следствия и суда. Я мог бы привести очень много обидных до смешного фактов, которые показывают, что недружелюбие сказывалось даже в мелочах. Да не стал об этом много толковать.
В книге «Русский лес» Л.Леонова  хорошо показана мнимая дружба между Грацианским и Вихревым. Так часто бывает, что честному, скромному труженику сопутствует какой-то проходимец, карьерист, который дела по-настоящему не знает, но он ловкий  пройдоха, умеет подлизаться к начальству, завязать знакомство. Такой человек всегда старается показать, что он дружит с …человеком – ведь это ему не во вред. Моя вина может, только в том, что я не афишировал нашу отчужденность. Мы работали на одном заводе, сталкивались по работе и я не умею, как некоторые, демонстрировать свою неприязнь.
Стремясь всегда к чистоте, я не искал легкого хлеба. Не пользовался расположением начальства. В делах следствия имеется немало материалов о самоснабжении многих руководителей комбината, в том числе и главного бухгалтера. Моей фамилии там нет, потому что я не интересовался такими вопросами.

Я пишу это не для того, чтобы оправдаться. Тот, кто прошел через большие жизненные испытания, изведал столкновения с различными человеческими поступками, тот поймет, в какой мере я могу быть виновным или невиновным. Все, что я слышал о П.и К., знали очень и очень многие, в том числе и руководители партийной организации, и министерства. На комбинате за 15 лет работы на руководящей должности я не нажил ничего. Все мое состояние, когда приехал из Сталинска, состояло из старого буфета, поломанных стульев, купленных по случаю, когда я начинал свою жизнь в этом городе. При аресте все, что могли описать – это единственный мой костюм,  пальто, плащ и радиоприемник. Да еще большое количество облигаций, потому что я не скупился и отдавал государству полторы-две месячных зарплаты ежегодно".



Примечания.
1. Первые буквы в  написании фамилий  в  рукописи заменены по этическим соображениям.
2.Некоторые слова остались не расшифрованными. Они заменены отточиями или знаком вопроса.

Источник:
История моей жизни. Рукопись Г.Ш.Зельцера. Архив автора.


Рецензии