Разговор на рыбалке

               
                Моему другу и коллеге Артему Селезневу в память о совместной работе на ниве юриспруденции


                Разговор на рыбалке

    Самые искренние и душевные разговоры между незнакомыми людьми происходят на рыбалке, непременно у костра. Беседы эти   совсем не похожи на железнодорожно-купейное общение. Огромные наши расстояния, не оставляющие шансов для новых встреч, молниеносно сменяющиеся картинки за окном и, наконец, замкнутое вагонное пространство создают особую атмосферу, в которой у невольных попутчиков могут рождаться такие героические истории и такие лихие проекты улучшения человечества, что даже и непонятно, почему герой все еще без звезды на груди и почему человечество никак не может улучшиться до сих пор.  Другая крайность в купе: все как воды в рот набрали, так до конца и доедут без стеснения в глухом молчании, ни «здрасьте» тебе ни «до свидания», будто вокруг никого нет. На рыбалке такие ситуации маловероятны. Народ этот объединен одним общим увлечением; живут любители рыбалки, как правило, в пределах района, вероятность новой встречи очень высока и потому речи тут более ответственные; речные берега необозримы, каждому можно расположиться на  комфортном расстоянии друг от друга, так что если рыбаки и сходятся в группы, то исключительно по взаимному желанию; спокойная водная гладь сливается с полями, подлесками, пригорками и обрывами; небо над головой для всех без билета и расписания, -  из всего  этого органично вырастают  определенное духовное единение и  костры  в ночи с  разговорами «ни о чем».
    Вот один из таких случаев на реке Конда вблизи поселка Мортка, что в Сибири, куда меня привели служебные дела.
    Местные коллеги посоветовали съездить на вечерний клев, а если будет охота, переночевать у костра и дождаться утреннего. Бывает так, говорили, что и ночью можно словить язя или налима. Поспешив воспользоваться этим предложением (вряд ли ведь жителю средней полосы России доведется еще раз побывать у притока Иртыша), я получил от коллег необходимые инструкции и самостоятельно добрался до места.
Вечерний клев провалился – рыболов из меня, признаться, слабый, без куража, а какой истинный любитель рыбалки без куража? Никакой, конечно же.  Да не особенно я и интересовался рыбой – настолько очарован был размахом сибирской природы,  ее молчаливой силой Зато утренний клев обещал быть более успешным: неподалеку расположившийся сосед, по некоторым признакам из местных, предложил скооперироваться для ведения совместного рыбацкого хозяйства.
    Против моего ожидания, любителей вечернего клева с ночлегом у костра с пятницы на субботу было много. Рассыпались, кто как хочет, и раскладывают свои нехитрые рыбацкие пожитки. Все по-простому, ничего лишнего с собой нет, так как транспорт оставляют у дороги и к реке приходят только с самым необходимым имуществом. (Правда, новый знакомый пояснил, что сейчас этот обычай уходит в прошлое, «крутые» ребята могут доехать до какого-нибудь затона, болотца на тяжелых внедорожниках и там найти, чего искали, то есть положить машину на днище.)
    - Голову даю на отсечение, - замечает сосед, - ни у кого здесь нет мобильного телефона или он выключен.
    - Откуда такая уверенность?
    - Так ведь люди как раз и убегают сюда от мобильного телефона, интернета и прочих благ цивилизации. От цифрового плена подальше.
- А раньше отчего убегали? Рыбалка ведь всегда была.
- Раньше? – Сосед взял небольшую паузу, призадумался. – Раньше еще от чего-то убегали. От суеты вообще, наверное.
Он легко и привычно разжег костер, как будто разговаривая по-дружески с огнем, устроил из пихтовых лап лежанку под деревом, лег на спину, руки закинул за голову. Это был довольно крепкий мужчина старше пятидесяти лет, с руками трудящегося человека и обветренным лицом. Мысленно попытался нарисовать его социальный портрет. Учился на технаря, работает, скорее всего, руководителем среднего звена в леспромхозе, в прошлом мог быть  военным, выше всего ставит семейные ценности, не чужд чтения и размышлений, а рыбалка стала его большим увлечением еще в детстве, от отца перешло.  Мне крайне симпатичен такой тип личности, умеющей всегда пройти по серединной линии хоть в делах, хоть во взаимоотношениях с другими; такие к месту и ко времени споют , к месту и ко времени  – скорбят, и они не перепутают. Не взрывные, но и не безразличные; говорят не мало и не много; выражение лица спокойно-задумчивое; в практической деятельности решительны и надежны, начатое дело обязательно доводится до конца. Как будто посажен в них стержень особой прочности, который в обычной жизни вращается размеренно, но в критические моменты так может закрутиться, что держись тогда все вокруг.
Начинало темнеть (трудно удержаться от штампа: воздух чист и прозрачен.) Лежа на пихтовых лапах, сосед долго смотрел в усыпанное пока еще мелкими звездами небо и неожиданно спросил:
- А вы верите в существование потустороннего? И что мы, как у Высоцкого в той песне, отдав концы, не умираем насовсем?
Теперь и я призадумался. Многолетнее общение с разными людьми вывело меня на личный закон: не говори неискренних слов. Свободный разговор с человеком, который тебе не господин, не начальник, и который от тебя точно так же не зависит, не нуждается не только во вранье, но даже и в малейшей надуманности. От такого общения ни уму ни сердцу, и его хочется немедленно оборвать.
- Не знаю, что и сказать, - пожимаю плечами и подбрасываю в костер пихтовые веточки с такой сосредоточенностью, словно это помогает думать.- В детстве спрашивал у бабушки, есть ли «тот свет».  Она отвечала, что разное люди говорят, но лучше все же верить в это.
Меня нисколько не удивило, что сосед не стал настаивать на ответе по существу: часто вопросы зачастую задаются не для того, чтобы услышать ответ, а чтобы рассказать свое.
- Вы понимаете, - начал он свой рассказ. - Раньше мне было жалко религиозно настроенных людей. По образованию я химик-технолог, мне прекрасно известно, как все в природе возникает, превращается и прочее-прочее. Если бы Бог был и мог сделать то, о чем люди просят, он давно это сделал бы.
Я счел нужным обойти неясность суждения о том, что если бы Бог был и мог сделать то, о чем люди просят, он давно это сделал бы. Только заметил:
- Но ведь молитвы реально приводят людей в состояние покоя и умиротворения. Разве это может происходить просто так?
- Того же самого можно достичь другими способами, вот так я рассуждал в юности. – Сосед привстал со своей пихтовой лежанки, обхватил колени руками и продолжил:
- У меня был период, когда я не мог найти верного решения в сложной ситуации и начал как бы метаться по жизни. Вроде все правильно делаю, довольны все и на работе, и дома, а внутри меня будто пружина сжимается. Продолжалось это долго, тогда мне было под сорок. Я пришел к выводу, что у меня нет своей внутренней жизни, мне не хватает в себе самого себя: как говорила когда-то давно умершая тетя, родная сестра отца, сам себе не рад. И представляете, однажды тетя эта мне и приснилась. Надо сказать, что женщина она была уникальная и занимала в нашей семье особое место. Так получилось у нее в жизни, что мы жили одной семьей, хотя у нее и домик свой был, через дорогу, и хозяйство она свое вела самостоятельно. Нас, своих племянников, она опекала, защищала, учила всяким хозяйственным делам и другим жизненным полезностям. Именно от нее мы узнали реально, что «артель воюет, а один горюет»; что «не нужно сильно щелкать выключателем света, а то лампочки могут перегореть»; что «кто уходит, должен быть в пути»; что «нельзя позволять другим виснуть на тебе, потому что так поступают только нахалы»; что «детям необходимо втолковывать прописные истины с самого детства, хоть они сразу и не поймут, но ничего – потом дойдет»; ну и прочее-прочее. Грамотность тети вряд ли превышала уровень начальных классов, в деревне для ее поколения это было нормой, но  иногда она могла проявить такое тонкое духовное понимание ситуации, что невольно подумаешь, а зависит ли эта способность от образования? Помню, в детстве у меня был маленький словарь иностранных слов довоенного издания, в котором я ничего не понимал, но который постоянно носил с собой. Как-то летом, когда в деревню на каникулы приезжали городские, словарь пропал, а тетя связала эти два обстоятельства определенным образом. Долго упрашивала она городских, чтобы они вернули или помогли найти словарь: «Ребенок ведь даже спал с этой книгой, она ему очень дорога, верните ее, а вы себе в городе купите любую книжку.» В конце концов словарик действительно был найден и вернулся к своему владельцу. Другой пример. После службы в армии я собрался в город работать и учиться. Так тетя, бережливая до ужаса, до скупости, наказала: «Как только устроишься, купи себе гармонь.» Не сомневаюсь, что она и денег дала бы на покупку инструмента, спроси я у нее их. Помню и забавные случаи, связанные с неординарным тетиным мышлением. Соседскому мальчишке купили велосипед, это где-то тридцать рублей советских денег. Тетя оценила поступок соседей как расточительность. Лучше бы, мол, купили по хозяйству то и то. А когда отец сказал: «Да какое твое дело, не твои же деньги», она ответила так, что я уже никогда такой формы бережливости и скупости не встречал: «А мне и чужих денег жалко». В общем, тетя была личностью харизматической, с мощнейшей энергетикой, прямая и с обостренным чувством справедливости, чрезвычайно трудолюбивая. Она могла понять и оправдать многое: пьянство, слабость, неумение работать, учиться. Но не безделье! Про таких вердикт однозначный был: наглец. И ведь на самом деле, жизнь на коллективной основе построена таким образом, что если ты бездельничаешь, за тебя кто-то работает, где же тут добро и справедливость? Не всем, конечно, это нравилось, многие сторонились тетю. Причина в общем-то ясна. В   жизни ведь удобны люди, у которых планка требований к себе и к другим не очень, скажем так, высокая. Но мать наша часто говорила нам в таком духе, что кто выдержит школу ее золовки, тот будет настоящим человеком. Взять только способность тети выполнять разные хозяйственные работы – не просто быстро, качественно, это не такая уж редкость. Тетя работала с упоением, красиво, со стороны одно загляденье.  Бригадир в совхозе говорил, что работу такой-то неловко проверять даже, настолько все безупречно делается. И вот в ту полосу, когда я малость потерялся в своей внутренней жизни, тетя мне и приснилась. Идет по дороге своей быстрой, уверенной походкой, ладно и красиво одетая. А я как бы в ожидании был, обрадовался, окликнул ее. Она оборачивается, смотрит на меня и четко, как и было при ее жизни, говорит, но то ли вопросительно, то ли утвердительно: «Есть еще силы…» Я бросился к тете, чтобы подробней поговорить обо всем этом, и тут проснулся.
Костер наш разгорался, а вокруг становилось все темней и темней. Звезды в небе все больше увеличивались в количестве и размере.
- Конечно, сам по себе сон мало о чем говорит, - продолжал рассказчик. - Мы сейчас все шибко грамотные, бегом ученые, сможем объяснить, что вот, мол, днем о близком родственнике много говорил или думал, мозг все дневное запечатлел, а ночью воспроизвелось в сознании. Но как все это объяснить, если учесть, что за неделю до сна мы, родственники, справили по тете поминки. Это первое. Есть и второе обстоятельство, которое для меня главное. После сна я встал с кровати как заново родившийся, как просыпался только в родительском доме в детстве. Голова ясная, на душе легко-легко, восприятие жизни простое и понятное. Радость охватила меня, но радость эта была не такая, какая бывает от какого-то положительного результата или прибытка, она была спокойной и естественной, как бы из ниоткуда. Согласитесь, такое нечасто случается со взрослыми людьми. Редко просыпаешься по утрам с ясной головой, вечно она гудит, а на душе такое, будто вчера ужасное сделал.
Сосед мой закончил рассказ, стал копаться в костре, огонь которого он сам и поддерживал, пока рассказывал.
- Вот и не верь после этого в существование потустороннего мира. Не зря говорят, что сон – это маленькая смерть. И если это так, то тогда многое становится понятно со сновидениями.
- А что, - решился я на уточнение, - у вас после этого сна дела сразу наладились?
Спросил и сразу же пожалел об этом: я заметил, что человек почувствовал некоторую искусственность вопроса. Он понял, что  подталкивается на выяснение положительной зависимости между сном и дальнейшими событиями его жизни, которая, очевидно, сложилась вполне благополучно. Но сосед выяснять ничего не захотел, а просто помог мне устроить лежанку из пихтовых лап, потом пояснил:
- Все  наладилось постепенно. Да и не о делах я хотел сказать. Ох, сложно все это, давайте укладываться, надо выспаться к утреннему клеву.
Тихо-тихо на реке. Слышно только тресканье костров да кузнечики поют свои песни. В небе звезды уже размером в кулак, по воде гуляет полная луна. Огонь костров то там, то здесь показывает лица разных-разных людей.Задумались, кто о чем.И для меня уже не имеет никакого значения, будет утренняя рыбалка удачной или такой же, как вчерашняя вечерняя...

Р.М.
19 августа 2021 г.


   


Рецензии
Да, рыбаков, охотников и туристов всегда тянет пофилософствовать, стоит им оказаться в одной компании...

Анатолий Бешенцев   05.11.2021 17:47     Заявить о нарушении