Я и Лермонтов. Мы снова посетили Джвари! 2 часть

                "Там, где, сливаяся, шумят,
                Обнявшись, будто две сестры,
                Струи Арагвы и Куры,
                Был монастырь."

                М. Ю. Лермонтов
                Поэма "Мцыри"



Пленённый горец-мальчик, генералом,
оставившим в обители земной
монастыря для впредь выздоровления.
Жизнь узника ему предназначалась!
Был обречён на жизнь вдали отечества,
от солнечного Света вдалеке.
Он выучил чужой язык "неволи",
готов принять традицию иную,
был окрещён уже. Но вот, побег!
Иное, мощное, заставило взять долю
другую, и порыв душевный всуе
был воплощён. Подумаешь, обет...

И память детства возвращается опять.
Он вспоминает речь, родной аул и лица близких
Три дня Свободы! Что могло бы стать
значительнее, чем?.. Природа - близко!
Прекрасная грузинка и кувшин,
наполненный потоком свежим вод и
бесстрашный барс в сражении могучем.
Как крохотны такие эпизоды,
кирпичики, из коих Храм души
построен своевольно, близ природы,
где только жизнь и смерть и ни души!

Три дня и прожил жизнь! Продлилось время
как взгляд в увеличительность стекла.
Короткий срок отпущен, жизнь как бремя
в соперничестве с барсом. Подошла
другая избранная роль, как та рубаха,
расхристанная доблестным ветрам.
Как трон вершины, Шапка Мономаха,
как то, что только нужно небесам
для Духа утверждения! Власам
размётанным нашёлся случай: видеть.
Его нашли, но пища не нужна.
Он истощён, и добрая обитель
с вопросами встречает без ответа
молчание. Лишь исповедь важна!

          * * *

"Ты слушать исповедь мою
Сюда пришёл, благодарю.
Всё лучше перед кем-нибудь
Словами облегчить мне грудь;
Но людям я не делал зла,
И потому мои дела
Немного пользы вам узнать,
А душу можно ль рассказать?
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог."  М.Ю.Лермонтов.

И только одно тяготит душу Мцыри — клятвопреступление. Будучи отроком, он поклялся самому себе, что рано или поздно убежит из монастыря и обязательно отыщет тропу в родные пределы. Он бежит, идёт, мчится, ползет, карабкается, вроде бы следует правильному направлению — на восток, но, в итоге, сделав большой круг, возвращается назад, в то самое место, откуда начался его побег. И снова оказывается в стане не то друзей, не то врагов. С одной стороны, эти люди его выходили, спасли его от смерти, подготовили к будущей благочестивой жизни, а с другой — это люди другой культуры, и Мцыри не может до конца счесть это место своим домом. Он признается монаху, что в душе его всегда была единственная пламенная страсть — к свободе. И упрекает его за своё спасение:

"Старик! я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас —
Зачем?.. Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах
Душой дитя, судьбой монах.
Я никому не мог сказать
Священных слов «отец» и «мать»." М.Ю.Лермонтов

Мцыри жалеет не о своём поступке. Его печалит мысль о том, что ему суждено умереть будучи рабом и сиротой.

"И я как жил, в земле чужой
Умру рабом и сиротой."

Умирающий Мцыри заканчивает свою исповедь просьбой перенести его в дальний угол монастырского сада, откуда он сможет перед смертью увидеть горы родного края, которого так и не достиг. Последние слова юноши особенно важны для понимания восприятия им жизни.

"И с этой мыслью я засну,
И никого не прокляну!"

На первый взгляд кажется, что их произносит сломленный человек. Но в конце фразы стоит восклицательный знак, который должен говорить о романтической направленности героя Мцыри, неистового в своей страсти попасть в родимые места. И несмотря на то, что юноша погибает в монастыре, не реализовав свою заветную мечту - вернуться на родину предков - он всё равно добьётся этой цели, но уже в каком-то ином мире, после смерти.

            * * *

Да. Цель поставлена. Заветная мечта.
Вернуть на предков родину себя!
Вдохнув в себя Свободу за три дня.
Осталось три глотка всего, губя
свою единственную жизнь. А там, что будет.
А что не сбудется, то, ветку теребя,
ты вспомнишь и цветение её,
и увядание, и бренное гнильё...
Зато страдания твои и романтизм
души навек остался среди риз.
Ты не святой, и не спешил им быть.
Но ты мечтал и смог Свободой жить!

14 августа 2021 года

*Монастырь Джвари, где(предположительно) происходят все основные события поэмы.
Джва;ри — грузинский монастырь и храм первой половины VII века. Расположен на вершине горы у слияния Куры и Арагви близ Мцхеты — там, где, согласно историческим источникам, воздвигла крест святая равноапостольная Нина. Первый в Грузии памятник Всемирного наследия.

**Проза.ру

Я и Лермонтов. Начало. 1 часть.
http://proza.ru/2021/08/19/471

Я и Лермонтов. Мы снова посетили Джвари! 2 часть
http://proza.ru/2021/08/19/477

Я и Лермонтов.Кавказских гор Иерофант.3 часть
http://proza.ru/2021/08/19/488

Стихи.ру

***Я и Лермонтов. Начало. 1 часть.
http://stihi.ru/2021/08/13/2769

Мы снова посетили Джвари! 2 часть.
http://stihi.ru/2021/08/14/1711

Я и Лермонтов.Кавказских гор Иерофант.3 часть
http://stihi.ru/2021/08/17/2935


Рецензии