Я и Лермонтов. Кавказских гор Иерофант. 3 часть

                Посвящается 180-ти летнему юбилею со дня смерти
                великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова.   
      


Туман Тамани стынет, внемля богу.
Поёт о дали завтрашнего дня.
Один, Лермонт выходит на дорогу
и достигает строками меня.

Мгновенность лет слетается как стая.
И воплощает смысл Иерофант.*
Сияньем эполет обогревая,157
гвардейский офицер играет в фант

лучей из солнечных заядлых притязаний.
Тяжёлый мутный взгляд, и Выстрел в ряд
становится для гениев и зданий
их творческих томов на полках. Рад

потомок прочитать признания века
в прозрениях поэтов, кто Пророк.
Среди кавказских гор смерть человека,
среди вершин его застигнул Рок.

             * * *

         Кавказ вошёл в литературное наследие Лермонтова как территория бесконечной свободы и дикой вольности, где человек противостоит заведомо превосходящим его силам стихии, пространством бесконечной авантюры, боя с природой и боя с самим собой. И в поэме "Мцыри" действие разворачивается на Кавказе. Именно в этой поэме богоборческий дух Лермонтова, во многом скрытый, но явственно ощутимый для меня, вечная оппозиция его души проявились с особой силой!
         Традиционные лермонтовские мотивы, связанные с бегством романтического героя из родимых мест, где он не понят, не признан, в далёкие неведомые края. Но ситуация развивается в обратном порядке: герой бежит не с родины, а на родину, загадочную и неизвестную для него, так как он был вывезен оттуда слишком юным, и его память почти не сохранила воспоминаний о ней.

         Не так ли мы сами, сбегая от тесноты домашних стен, мечтаем на природе, в саду или у моря, о чём-то далёком, непостижимом и прекрасном, искренне веря, что оно у нас когда-нибудь случится. Строим планы и пока ещё верим в себя. Весь романтизм молодости, когда ещё позволено заблуждаться, не заботясь о последствиях, потому что ты ещё слишком молод, а за твоей спиной надёжный родительский тыл и поддержка. Прекрасно помню, как одним из любимых занятий было строить планы! Мгновенно шла мощная энергия на их осуществление, и первые шаги делались сразу. Какая-то мощная сила вела, она шла от Образцов, от великих и славных, которые уже достигли своих вершин. И, конечно, такая романтическая поэма о герое-бунтаре не могла не вдохновлять молодое сознание!

         Ничто не появляется на пустом месте. Должна быть почва и судьба! Поэма имела и своих предшественников в литературе. В «Мцыри» угадывается влияние поэмы «Чернец» (1825) И.И. Козлова, написанной в форме лирической исповеди молодого монаха. Но несмотря на внешнее сходство сюжетов, у произведений разное идейное содержание. Просматривается связь и с декабристской литературой и поэзией И.В. Гёте. Кроме того, в «Мцыри» повторены многие мысли и отдельные стихи из более ранних поэм самого Лермонтова, в частности, «Исповеди» и «Боярина Орши».

         Картина "Исповедь Мцыри" Л.О. Пастернака к одноимённой поэме М. Ю. Лермонтова. Чёрная акварель. 1891 год. Художник был вдохновлён этим образом!
         Многим современникам Лермонтова поэма напомнила другую — «Шильонского узника» Байрона, в переводе Жуковского.
         Белинский писал, что стих "Мцыри" "звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное, однообразное падение его удивительно гармонируют с сосредоточенным чувством, несокрушимою силою могучей натуры и трагическим положением героя поэмы". Но байроновский герой противостоит миру, ненавидит людей. Герой же Лермонтова стремится к людям.

         Особое место в поэме отведено природе. Она здесь не просто живописный фон, но и действенная сила, заключающая в себе грозную опасность, непосредственный участник событий. И в то же время приносит радость наслаждения своей неповторимой красотой, дикой вольностью, позволяет герою в полной мере проявить себя. В ней — есть величие и красота, отсутствующие в человеческом обществе.

         Образ монастыря в поэме — это символ действительности, враждебной природной естественности и простоте, которой противодействует Мцыри. Можно провести аналогию между монастырём и тюрьмой, что не раз доказывалось ссылками неугодных или нежелательных личностей, и монастырь воспринимался как смягчённый вариант тюрьмы. Не этому ли подвергались законные царские жёны, по каким-то причинам отвергнутые?.. Позиция Лермонтова определяется утверждением, что в природе человека — залог возможной гармонии, между тем как в обществе, напротив, — источник дисгармонии. Проблематика поэмы предвосхищает типично толстовскую литературную ситуацию: представление о простой патриархальной жизни как общественной норме и трагическая невозможность героя реализовать своё стремление к ней. Не этим ли определяется и сегодняшнее желание многих самодостаточных людей  стать отшельниками, уехав из города в деревню?! Жизнь на природе, что может быть лучше?!
          «Мцыри» написана четырёхстопным ямбом с исключительно мужской рифмой.
Произведение получило самые хвалебные отзывы современников поэта и литературных критиков. Сохранились воспоминания о чтении «Мцыри» самим автором! Представляю, какой это был восторг для слушателей, да и для него самого! Ведь поэма читается взахлёб, нужны большие вдохи горнего воздуха, чтобы её дочитать до конца...

          Вот как это описывает А.Н. Муравьев в своей книге «Знакомство с русскими поэтами» (Киев, 1871 г., с.27): "Мне случилось однажды, — пишет А. Н. Муравьев, — в Царском Селе уловить лучшую минуту его вдохновения. В летний вечер я к нему зашел и застал его [Лермонтова] за письменным столом, с пылающим лицом и с огненными глазами, которые были у него особенно выразительны. „Что с тобою?“ спросил я. „Сядьте и слушайте“, — сказал он, и в ту же минуту, в порыве восторга, прочел мне, от начала до конца, всю великолепную поэму Мцыри… которая только что вылилась из-под его вдохновенного пера… Никогда никакая повесть не производила на меня столь сильного впечатления".
          Именно так, на одном дыхании, её и надо читать! Так и я когда-то прочитала её, не удивительно, что сочинение было написано в стихах. Как жаль, что оно не сохранилось. Как мы бываем не бережны к самим себе, не осознавая в молодом возрасте, как всё преходяще и быстро проходит, так, что концов больше не найти, как бы ни искал.

          Известно также, что Лермонтов, в день именин Гоголя, 9 мая 1840 года в Москве «читал наизусть Гоголю и другим, кто тут случились, отрывок из новой своей поэмы "Мцыри", и читал, говорят, прекрасно".

          Белинский как пишет о поэме: "Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью". Как тонко схвачено главное! Именно "тень собственной личности" должна присутствовать в произведении, чтобы энергия, выдаваемая им, была полноценной и мощной. Нерв совпал, и всё случилось!..
          А теперь, заметьте, не та ли энергия Детства и Юности питает нас всю нашу дальнейшую жизнь? И мы возвращаемся к ней, черпаем из неё как из бездонного колодца с чистейшей родниковой водой?!

            * * *

Когда-то ты становишься цветком
или травой, мелодией задетый.
Ты распускаешься во всей своей красе,
и осыпаешься несметным, лепестками...

Но где ты?

Ты делаешься ветром и песком,
летишь за бурей с ярыми делами
или сквозишь весенним мотыльком,
летящим на огонь, или мелькаешь
августовским мальком среди лучей?

Подводный опыт подсознания,
ты чей?

Когда проходит тысяча лещей
среди коптилен жизни?
Ива в Воды
распущенных волос
спускает ветви.
И в Памяти Воды ты возникаешь,
как будто никуда не уходил...

Проводят тысячи мгновенных лет, века.
Мелодия жива, переродившись
в Гармонию,
но не забыв историй
из Прошлого, где "Ваших благородий"
след не остыл!
Пустыня внемлет богу.

Но далеко до завтрашнего дня!

И Лермонтов выходит на дорогу,
серебряными шпорами звеня!

17 августа 2021 года

*Иерофант (греч. «показывающий священное») — у древних греков старший пожизненный жрец при Элевсинских таинствах.

**Проза.ру

Я и Лермонтов. Начало. 1 часть.
http://proza.ru/2021/08/19/471

Я и Лермонтов. Мы снова посетили Джвари! 2 часть
http://proza.ru/2021/08/19/477

Я и Лермонтов.Кавказских гор Иерофант.3 часть
http://proza.ru/2021/08/19/488


Стихи.ру

***Я и Лермонтов. Начало. 1 часть.
http://stihi.ru/2021/08/13/2769

Мы снова посетили Джвари! 2 часть.
http://stihi.ru/2021/08/14/1711

Я и Лермонтов.Кавказских гор Иерофант.3 часть
http://stihi.ru/2021/08/17/2935




***


Рецензии