Рецензия В. Пряхин Ежедневные потешки

РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ ВАДИМА ПРЯХИНА «ЕЖЕДНЕВНЫЕ ПОТЕШКИ: ДЕТСКИЙ КАЛЕНДАРЬ».

Прежде всего, хотел бы отметить то, что сразу бросается в глаза, когда берёшь книгу в руки, наличие на её обложке, помимо привычных исходных данных,  своеобразного авторского приветствия-напутствия, которое хочется здесь привести полностью:
«Да, благородно добрым быть, конечно…
Однако забываем, други, иногда –
Жизнь, к сожаленью, очень быстротечна
И добрыми не успеваем быть всегда!»
Уже в этом мы видим отношение автора книги к жизни, творчеству.  Опора на доброту – это ли не самая важная составляющая творческой деятельности?!
Форма детского календаря, по-моему мнению, это творческая находка  В. Пряхина. Ранее не доводилось встречать подобное адресное поэтическое повествование на каждый день года – труд большой и целенаправленный, к тому же выдержанный тематически, не допускающий содержательных повторов. Кстати абсолютное большинство потешек, так автор назвал свои стихотворные обращения к детям, включающие «забавные выражения и миниатюры», выдержаны в размере четверостишия, что требует наибольших творческих усилий автора – ведь общеизвестно, что  краткость – сестра таланта. И здесь в небольшом тексте требовалось отразить основную мысль, которую поэт доносит до читателя, в данном случае – юного.
Для маленького ребёнка такое по объёму стихотворение наиболее доступно и предпочтительно. Это установлено как практикой обыденной жизни, семейного воспитания, так и при организации занятий в дошкольных образовательных учреждениях. Поэтому автор попал, что говорится, в точку, когда пришёл к такому облику книги для дошкольников.
Углубленное изучение содержания публикации показало, какие направления отражения жизни вообще, и ребёнка в частности, в том числе развития ребёнка, воспитания положительных качеств, нашли здесь отражение:
«СМЕЛОСТЬ И БЕССТРАШИЕ» («Очень смелые дети», «Трусливый кот», «Испугался пуделька», «О бесстрашном Вадике»,  «Беспричинный страх», «Смелые ребята»);
«ОБРАЗОВАННОСТЬ, ВДУМЧИВОСТЬ» («Мартышка думает», «Умный пупс», «Потерял ум»);
«УВЛЕЧЕНИЯ, ЗАНЯТИЯ» («Дети весело играют», «Чем себя занять?», «Паша спрятался», «Дети, быстрей купаться!», «Поиграем в салочки», «У Мани книжка и платок», «Поймал карася!», «Нина играет вальс»);
«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ» («Родители на зарядке», «Гол в свои ворота», «Космическая подготовка», «Танец или зарядка», «На зарядку становись!», «Когда зубик заболел», «Ручки заболели», «Утратил аппетит…». «Закалённый Федя»);
«РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ» («Коля-недоучка», «»Как раскрасить альбом?»);
«ТРУДОЛЮБИЕ, ЗНАКОМСТВО С ПРОФЕССИЯМИ» («Паша за работой», «Сколотил скворечник Вася», «Дуся-работяга», «Никита-умелец», «Тяжёлая работа», «Стеша чистит лук»,  «Забыл дома молоток», «Не узнал будку», «Будущий пилот», «О будущем поваре», «Маленький поэт», «Олег-продавец»);
«КУЛЬТУРА ВНЕШНЕГО ВИДА» («Грязнуля Даша», «Красивая Катя», «Чистюля Ляля»);
«ПРИМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ» («Образцовый ученик», «О славной ученице», «Отличник Стасик», «Нежадный Коля», «Как волк стал добрым», «Помирились»);
«ПОВЕДЕНИЕ, ТРЕБУЮЩЕЕ КОРРЕКТИРОВКИ» («Коля Васю отдубасил», «Захар-забияка», «Не будь забиякой!», «Испортил фото», «Врушка Лёша», «О ленивой Поле», «Уронила в лужу книжку…», «Озорники за обедом», «Драчун Тёма», «Разбил Серёжа барабан»);
«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ» («Полено отскочило», «Перегрелся на солнышке», «О правилах движения», «Опасный щелчок» );
«СЕМЬЯ» («Большая семья», «Купание с игрушкой», «Купил Гаврила мыло», «Мамина колыбельная», «Папина игра», «Про подарок семье»);
«УВАЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СТАРШИМ» («Поудобнее лечь»», «Мечты о здоровье», «Дед-сказочник», «Бабулины рассказы», «Ленок слушает бабулю», «Забота о родителях», «О двух бабулях»).
Привлекательной стороной поэтического детского календаря является удобство для родителей, применяющих книгу,  -  использование одного, конкретного, стихотворения в день для ознакомления с ним своего ребёнка.  Хорошо и ребёнку – вызывается интерес к слушанию (чтению) стихотворения, формируется привычка каждодневной работы, непродолжительной по времени. Своего рода семейная книга позволяет привлечь к её использованию и членов семьи – старших братьев, сестёр, бабушек, дедушек. Каждый из них читает ребёнку, задаёт вопросы по прочитанному по «своему» тематическому стихотворению: мама – «Мамина колыбельная», папа – «Папина игра», дедушка  - «Про деда Федота», бабушка – «Бабулины рассказы». Даже дядя может быть подключён к этому  — стихотворение «Про дядю Васю».
При чтении книги обращаешь внимание на большое количество использованных детских имён – Юля, Даша, Катя, Вася, Саша, Миша, Вика, Тоня, Костя, Митя и т.д. Если имя, используемое в стихотворении, совпадает с именем ребёнка, то можно сделать особый акцент на это, а также провести сравнение: «Наш Костя всегда так поступает», «У нас Вика никогда этого не делает», поинтересоваться у ребёнка: «А у тебя в детском саду есть мальчик с таким именем?».
Книга большой информативной направленности, в ней рассказывается об увлекательной детской жизни, о жизни семьи, о взаимоотношениях со сверстниками, родными людьми, о заботливом отношении к животным, об интересах детей и т.д.
А сколько вопросов по самой разнообразной тематике присутствует в названиях стихотворений! Вот они: «Кто больше нравится?», «Идти домой или нет?», «Как поделить морковку?», «Какое дело он начнёт?»,  «Как раскрасить альбом?», «Кто сильнее?», «Чем себя занять?», «Кто больше, а кто зеленее?», «Танец или зарядка?». Ответы на них предусмотрены автором. При использовании книги вполне возможно перед чтением задать ребёнку вопрос, обозначенный в названии, а после варианта детского ответа взрослый сможет прочесть поэтический авторский ответ.
Данное литературно-художественное издание может быть использовано для широкого применения в работе с детьми дошкольного возраста, при организации индивидуальной образовательной работы с младшими школьниками.
Вполне предполагаемо, что В. Пряхин способен создать аналогичный детский календарь для детей начальных классов, что было бы очень востребовано как в индивидуальном, так и в семейном, а также в школьном чтении.
Н.Я. Вершинин, почётный работник общего образования Российской Федерации.
11.08.21 г.


Рецензии
Чёткий, обстоятельный, интересный обзор книги!
Николай, думаю, автор остался доволен.

С большим уважением к Вам и самыми добрыми пожеланиями,

Нина Пигарева   19.09.2022 19:54     Заявить о нарушении
Это так и есть, Нина. Благодарен Вам!

Николай Вершинин   21.09.2022 16:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.